Просмотр содержимого документа
«Серебряный век российской культуры»
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕКроссийской культуры
История
Российская культура конца ХIХ – начала ХХ в. переживала невиданный взлет. Новые идеи, образы, подходы, приемы возникали в литературе, музыке, живописи, театре.
Поэты, писатели, художники, музыканты экспериментировали, искали новые формы реализации своих замыслов.
Этот период в истории российской культуры получил название «Серебряного века» («Золотым веком» оставались времена А.С.Пушкина)
ФИЛОСОФИЯ
Из синтеза немецкой философии ХIХв., западноевропейских мистических учений ХVII столетия, православной религиозной традиции сложилась русская философская мысль, ярким представителем которой стал Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
В центре его теоретических построений было учения о Софии, Душе мира, объединяющей Бога и человека. Соловьев был мистиком и поэтом. Он размышлял о христианской политике, выступал за единство христианских церквей. Предсказывая скорое время, когда весь мир будет одной большой церковью – общностью верующих.
Милый друг, иль ты не видишь,
У Владимира Сергеевича Соловьева было много известных последователей:
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
В.С.Соловьев
Павел Александрович Флоренский
Сергей Николаевич Булгаков
Лев Платонович Карсавин
(1882-1937)
(1871-1944)
(1882-1952)
Не только вопросы мироустройства волновали отечественных мыслителей, но и актуальные социально-политические проблемы. В 1909 году был издан сборник «Вехи» , посвященный проблемам русской интеллигенции.
Один из авторов сборника Николай Александрович Бердяев (1874-1948) считал, что главная проблема интеллигенции в ее поверхностности и необразованности.
Литература
Философская мысль во многом определяла направления развития русской литературы.
Идеи В.С.Соловьева, считавшегося первым поэтом-символистом, были подхвачены в поэтических кругах. Цель символизма в поэзии – это художественное постижение сверхъестественного, необъяснимого через символы.
Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев)
(1880-1034)
Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949)
Александр Александрович Блок (1880-1921)
Так в стихотворении “Фабрика” А.А.Блок рисует нам фигуру некоего чудовища, согнутые спины рабочих, желтые окна, в которых смеются над обманутыми:
В соседнем доме окна желты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
В 1910 году создана группа поэтов акмеистов . Они предпочитали простоту формы, точность слова, предельную ясность смысла – и при этом максимальную выразительность поэтических средств.
К этому течению принадлежали:
Осип Эмильевич Мандельштам
(1891-1938)
Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу...
Сосен дрогнули верхушки,
Желтый луч упал в траву,
Но ни звука в чаще свежей...
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой.
Анна Андреевна Ахматова
(1889-1966)
В поисках новых художественных форм находились футуристы . Это течение сложилось в 1910-1912 г.г. Футуристы надеялись заставить искусство идти в ногу с техническим прогрессом, отвергали классическую традицию и культуру прошлого, стремились к созданию нового поэтического языка.
Яркий пример тому стихи Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Но как испепеляюще
слов этих жжение
Рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Также к футуризму принадлежали Б.Л.Пастернак, Д.Д.Бурлюк, В.Хлебников.
Особо выделялись «новокрестьянские» поэты.
Сергей Антонович Клычков (1889-1937)
Они действительно были крестьянского происхождения. Это обусловило обращение к фольклорным традициям и определяло тематику их произведений.
Важной проблемой их творчества было противоречие городской и деревенской жизни, поиск человеком своего места в природе.
Николай Алексеевич Клюев (1884-1937)
Сергей Александрович Есенин
(1895-1925)
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
Совершенно особое явление русской поэзии – творчество Марины Ивановны Цветаевой (1892-19410). Ее стихам свойственны драматизм, трагичность, необычные метафоры и исповедальная интонация.
О, черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть
Вниз — по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
Не всех писателей того времени можно отнести к какому-либо определенному направлению.
Большой популярностью в начале ХХ в. пользовался Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков 1868-1936), героями произведения которого были босяки – представители «дна» российского общества.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) Для его прозы характерны лиризм, особое внимание к образной системе и чувство глубокого трагизма происходящего
Александр Иванович
Куприн
(1870-1938).
Кинематограф
На рубеже ХIХ – ХХ в. возникло новое искусство – кинематограф.
Первый российский фильм «Стенька Разин и княжна» был снят в 1908 году.
Три года спустя Александр Алексеевич Ханжонков (187701945) и В.М. Гончаров создали первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».
В 1912 году было организовано акционерное общество «Ханжонков и Кº», занимавшееся кинематографом.
К 1914г. в России было уже 30 подобных компаний.
Популярность кино в России очень быстро росла, к 1913 году в стране насчитывалось более 1400 кинотеатров.
Кадр из фильма «Оборона Севастополя»
Вывод
Серебряный век подвел своего рода итог выдающимся достижениям российской культуры ХIХ столетия. Вместе с тем, в нем отразились и западноевропейские направления, тенденции, школы в искусстве, за которыми внимательно наблюдали в России. В итоге возникли не имеющие аналога уникальные явления в области культуры.
Серебряный век российской культуры стал временем, когда писатели, поэты, художники, музыканты, режиссеры из России во многом определяли тенденции развития всего европейского искусства. Их находки подхватывали коллеги из-за рубежа, а идеи становились общемировым достоянием.