Средства обучения:мультимедийное сопровождение: историческая карта, «На вилле римского патриция», «Улица в Помпеях», «Бой гладиаторов в Колизее», интерактивная доска, Интернет, схемы, и др., текст учебника.
I. Организационный момент.
II. Краткое повторение – игра-разминка «Историческая цепочка»
III. Актуализация темы урока.
IV. Закрепление.
V. Домашнее задание.
VI. Подведение итогов
1. Источники рабства.
2. Использование рабов в имениях.
3. Рабы в богатом доме.
4. Рабы-гладиаторы.
Рабовладение – это то общее, что объединяет народы древности. Но римляне превзошли всех в использовании рабов. И мы с вами попробуем выявить особенности рабовладения в Древнем Риме.
Это будет нашей главной задачей на этот урок.
Игра-разминка «Историческая цепочка»
на знание терминов, имен исторических деятелей,
дат по истории Древнего Рима.
Термины :
патриции,
легионер,
республика,
вето,
консул,
народное собрание,
народный трибун,
плебеи.
сенат,
Имена :
Ромул, Юпитер, Ганнибал,
Сципион, Муций, Пирр, Тарквиний
Даты по истории Древнего Рима: 753 до н.э. (основание Рима), 509 г. до н.э. (установление республики), 390 г. до н.э. (нашествие галлов), 218-201 гг до н.э.(Пунические войны)
РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ
Покажите стрелками и подпишите названия
государств завоеванных римлянами к сер.1 в до н.э.
Галлия
Македония
Греция
Сирия
Карфаген
Египет
Римская армия в упорных сражения
покорила многие страны и народы
? Вспомните откуда брали рабов в уже изученных вами государствах,и подумайте какими были источники рабства в Древнем мире ?
Какой источник играл важнейшую роль?
Пленники
Долговое рабство
Война
Пиратство
В результате этих захватнических войн Рим стал крупнейшим рабовладельческим государством древности
Наследственное
рабство
Первая особенность :
массовое использование рабов в сельском хозяйстве.
Рабы были бесправными работниками принадле-жавшими римским гражданам, или государству.
Их продавали и покупали как обычное имущество на рынках.Жизнь раба зависела от воли господина.
С ростом завоеваний количество рабов возрастало, а цены на них уменьшались.
На вилле Римского патриция
Раб,
управляющий
косилкой.
Богатые римляне владели несколькими огромными имениями. Рабы выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб-управляющий, он следил за тем, чтобы рабы трудились от зари до зари круглый год. «Раб должен или трудиться, или спать» - говорили римляне.
Самостоятельная работа с текстом учебника
(статья 3 параграфа 49)
? - Что нового об использовании рабов в доме рабовладельца вы узнали?
Ответы выводятся на интерактивную доску:
рабы
- парикмахеры
- музыканты и певцы;
рабы
- врачи, библиотекари, секретари,
управляющие
рабы
Вторая особенность римского рабства :
массовое и широкое использование рабов в доме господина
Отсутствие рабов было признаком нищеты.
Рабы широко использовались в домах римлян.
Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином и т.д.
Среди рабов было много образованных людей - учителей, врачей, художников, библиотекарей
(в основном это были греки).
Римское правительство также имело рабов.
Одни поддерживали в порядке здания мосты и акведуки.
Другие были государственными служащими, помогая управлять страной.
Некоторые из них становились весьма могущественными и влиятельными людьми.
Третья особенность
использование рабов в кровавых зрелищах – гладиаторских боях
В Древнем Риме рабов было очень много, и стоили они недорого. Поэтому римляне жестоко обращались с рабами. Особенно это проявлялось в том, что римляне использовали рабов в своих кровавых зрелищах – гладиаторских боях.
Особенно забавным, по мнению римлян, был поединок «рыбака и рыбки».
Один из гладиаторов, тот, что упал раненный – «рыбак». Он вооружен трезубцем и сетью. А победивший гладиатор – «рыбка», он вооружен коротким мечом и щитом. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбку» и пронзить ее трезубцем. Но вы видите, что гладиатор – «рыбка» оказался удачливее и ранил «рыбака». Поверженный гладиатор поднял руку к зрителям и молит их о пощаде. Победивший тоже осматривает трибуны. Дело в том, что зрители решали, добить поверженного или даровать ему жизнь. Если они показывали большим пальцем руки вниз – то смерть, если вверх – жизнь.
«Умирающий гладиатор»:
Ликует буйный Рим…
Торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он - пронзенный в грудь -
Безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена.
М.Ю Лермонтов
Колизей во времена Древнего Рима
Римский
амфитеатр-
Колизей,
в наши дни
Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов. Ими чаще всего становились рабы, пленники или преступники.
Сначала бои проходили в цирках, а затем для них стали строить амфитеатры. Продолжительность боев доходила до 117 дней.
Игры начинались утром, их открывала процессия в честь распорядителя боев.
Сначала шли гладиаторы, за ними танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.
Затем следовала травля зверей.Редких животных просто показывали зрителям,а медведей пантер и быков стравливали друг с другом.
Очень часто на арене устраивали охоту, используя лучников, или выпускали зверей на безоружных узников.
Фракиец
Мурмиллон
Самнит
Ретиарий
Чтобы шансы гладиаторов были равны , бои устраивались в равных категориях- ретиарий и мурмиллон,самнит и фракиец.
Бои продолжались до смерти одного из участников, или пока раненный не про-сил пощады.Его судьбу решали зрители поднимая или опуская большой палец.
Зрители часто не выдерживали запаха кро-ви и вида растерзанных тел,поэтому на арене устанавливали специальные кури-тельницы с благовониями.
Гладиаторские бои устраивались после полудня.
Существовали 4-е типа гладиаторов, раз-личавшихся по вооружению и одеянию.
А песок на арене окрашивали в красно-коричневый цвет, чтобы на нем не
слишком выделялась кровь.
Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы и всеобщее поклонение.
После побед во многих боях, гладиатору иногда
вручали деревянный меч, что служило символом его свободы.
Многие гладиаторы получавшие свободу становились тренерами.
1)Вопросы:
- Какие особенности рабовладения в Древнем Риме мы выявили?
- Какую характеристику мы можем дать римскому обществу на основе того, что мы сегодня о нем узнали.
2) Учитель предлагает зайти на сайт базовой школы № 2 п. Спирово s 2. spirovo . ru / okrug / html и решить тесты.