Просмотр содержимого документа
«Ранние кочевники: саки и гунны»
Ранние кочевники:саки, хунну.
.
VIII-VII вв. до н.э. – эпоха открытия и примененияжелеза
Конец 1 тыс дон.э
переход к кочевому
Складываются сакская и гуннская культуры
способу производства
Зарождение государственного строя у кочевых племён Казахстана
1.1.Саки. История, места расселения.
Письменные источники
о саках
Персидские источники
Греческиеисточники
«саки» - могучие мужи
Геродот:
«азиатские скифы»
Места расселения саков на территорииКазахстана в VII-IV вв. до н.э.:
Южные районы и Семиречье -массагеты и даи;
На северо-востоке– аримаспы,их называли «стерегущие золото»;
Юго- восточное Приуралье -аргипеи;
Центральные районы–исседоны;
На западе Казахстана –сарматы
(савроматы)
Основные группы сакских племён
ПАРАДАРАЙЯ
ТИГРАХАУДА
МАССАГЕТЫ
ХАОМАВАРГА
(носящие
(изготавливающие
(живущие за морем)
остроконечные
напиток хаому)
Приаралье,
шапки).
северное
долина Мургаба
Семиречье,
Причерноморье,
районы нижней
(Туркменистан)
Чуйская долина,
Сырдарьи и
Вост.Туркестан,
Амударьи
средняя Сырдарья,
Тянь –Шань.
1.2. Общественный строй саков.
1. Расцвет военной демократии ;
2. Во главе племенного союза – царь (царица);
3.Государственные дела решались на народном собрании;
4.Племенами управляли военные вожди;
5. Основные группы населения:
Воины (красный цвет; из сословия воинов происходили вожди и цари);
Жрецы (белый цвет);
Общинники (жёлтый и синий цвета; пастухи и земледельцы).
IV в. до н.э. – война саков с Александром Македонским. Македонский захватил несколько городов на левобережье Сырдарьи-построен город Александрия Эсхата.
1.3 Политическая история саков
VIв. до н.э. – войны саков с персами. Война Кира с Томирис – армия персов разгромлена.
1
519-518 гг. до н.э. война саков с Дарием1 – часть саков вынуждена была платить дань и посылать воинов для участия в персидских войнах.
2
3
Жилище скифов
Религиозные представления.
Культ вождя и царя. Царь считался избранником богов, его отждествляли с солнечным божеством. Он проводил первую борозду на весенней пахоте.
Саки поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому и др. ( Конь – бог солнца и огня, Кабан – бог грома). Оседлые племена поклонялись священной земле.