Просмотр содержимого документа
«Пути и проблемы реализации ФГОС на уроках ШМО истории, обществознания, географии? доклад для педсовета»
В мире ничего сложного нет, ведь он геометричен и закономерен, поэтому мир легко поддается познанию. Нужно только применять геометрические методы, и все станет на свои места.
Бенедикт Спиноза
Пути и проблемы реализации ФГОС на уроках ШМО истории, обществознания, географии
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВЫЕ СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ
ФГОС
НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
И УЧИТЕЛЕЙ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
Портрет выпускника
• Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Чему нужно учить их, чтобы они сказали нам «СПАСИБО»?
« Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
«Главное не знания, а умения ими пользоваться»
А.А.Леонтьев .
Фундаментальные цели образования
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Приоритетной целью школьного
образования становится развитие у учащихся способности:
* самостоятельно ставить учебные цели,
* проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения.
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Изменение схемы урока:
От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)
К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.
Ученик - живой участник образовательного процесса.
Программа формирования
универсальных учебных
действий является ключевым разделом
в Основной образовательной программе школы .
Теперь в школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений:
Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
В школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы:
* познавательной деятельности,
*творческой деятельности,
*овладеть коммуникативными и информационными умениями,
*быть готовым к продолжению образования.
Приоритетная цель школьного
образования
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,
Проектировать пути их реализации,
Контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться,
Учащийся сам должен стать `архитектором и строителем` образовательного процесса,
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированиюсистемы универсальных учебных действий (УУД).
Технологии, методы и формы формирования УУД
проблемно-диалогическое обучение - деятельностный подход в обучении; организация учебного сотрудничества;
работа по планированиюи оцениванию детьми собственной деятельности;
проектно-исследовательская деятельность;
учебные станции;
использование интерактивных возможностей ИКТ; практикоориентированные задания из реальной жизни;
разновозрастное сотрудничество;
Внеклассное сотрудничество;
предоставление разнообразных возможностей для ребенка по освоению среды и пр.
Модель современного урока:
Четкий алгоритм (последовательность этапов);
Необычное, нетрадиционное наполнение этапов;
Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического) этапов;
Деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
Вывод делают сами учащиеся;
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
Время сбережение и здоровье сбережение;
В центре внимания урока- дети;
Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
Умение демонстрировать методическое искусство учителя;