kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность на тему "Теракт Беслане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект на тему: " Теракт в Беслане"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на тему "Теракт Беслане"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 65

имени Н.Сафронова"











Проектная работа на тему:

«Теракт в Беслане»









Проект выполнили ученики 8 класса В

Осягина Анна, Глебовсков Никита

Руководитель: Захарова Ольга Федоровна











2019 - 2020 уч.год

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………3

  2. Цель и задачи проекта…………………………………………………..4

  3. Гипотеза………………………………………………………………….5

  4. Почему Беслан?..........................................................................................6

  5. Состав и вооружение террористической группировки……………….8

  6. Как развивались события в Беслане 1-3 сентября 2004 года…….….12

  • 1 сентября……………………………………………………….…12

  • 2 сентября………………………………………………………….15

  • 3 сентября………………………………………………………….16

  1. Жертвы…………………………………………………………………..20

  2. Пять минут до выстрелов. Что осталось в памяти заложников ……..22

  3. Ответственность за теракт……………………………………………...29

  4. Дело единственный пойманный террорист…………………………..30

  5. Заключение……………………………………………..……………….31

  6. Список использованной литературы…………………………………..33



  1. Введение

В 2019 году бесланской трагедии исполнилось 15 лет – 1 сентября боевики атаковали школу №1 во время торжественной линейки в честь Дня знаний, взяв в заложники 1128 человек. Раненных и обезвоженных детей, родителей, учителей держали взаперти на протяжении трех дней. В ходе террористической атаки погибли 333 человека — из них 186 были несовершеннолетними.

Проблема терроризма – одна из самых острых проблем современного мира. Для решения этой проблемы многие страны объединяются в антитеррористические коалиции.

Для России эта проблема остаётся наиболее важной на сегодняшний день, так как за последнее время именно в России произошло достаточно большое количество терактов. Согласно статистике, в 2004 году Россия находилась на 5 месте по количеству терактов в Мире и на 1 месте в Европе.

Мы решили рассмотреть теракт в Беслане, так как он один из самых непонятных и страшных терактов в истории человечества.



  1. Цель:

Рассмотреть все версии случившегося теракта и проанализировать каждую из них.

Задачи:

Выяснить причины возникновения теракта

Оценить версии СМИ по поводу случившегося теракта

Узнать, можно ли было избежать трагедии.

Дело в том, что до сих пор остаётся очень много непроверенных фактов на эту тему, в СМИ очень много споров по поводу ведения захвата террористами школы и последующего освобождения заложников спецслужбами. Изучив все версии этой трагедии, мы сможем понять и проанализировать все то, что произошло в Беслане.

Предметом исследования является анализ произошедших событий в Беслане.

Методы исследования являются общенаучные методы познания: сравнительный и СМИ.



  1. Гипотеза

Рассматриваемые вопросы в данной работе позволяют прийти к выводу о том, что современный терроризм является настоящей угрозой для всего мира. Он влияет не только на политическую, социальную сферу, но и на психологическую атмосферу в стране, регионе.

Современный терроризм обладает огромными финансовыми ресурсами. Террористические организации имеют собственную структуру управления, которая распространена по всему миру. В условиях глобализации происходит сращивание этих группировок. Самое важное отличие настоящего терроризма от прошлого состоит том, что преимущественно на сегодняшний день используется сетевой принцип организации группировок. Его особенность состоит в том, что группировки не имеют чёткой организации ролей, и разбросаны по всему мир. У них отсутствует главный штаб руководителя, перед которым пришлось бы отчитываться. Это и даёт им преимущество, выявив хоть одну организацию невозможно найти остальных.

Совершение террористических акций на территории собственного государства влияет на общество в целом. Иногда это способствует поднятию духа патриотизма, сплочению населения, особенно против международных террористических сил. Но не редко это наоборот приводит дестабилизации общества, к разобщению граждан, когда население начинает винить государство, политическое руководство в неспособности защитить своих граждан. Ярким примером служат события, произошедшие в Беслане. Созданные комиссии по расследованию причин террористического акта в Беслане почти единодушно пришли к выводу о том, что данных событий можно было бы избежать, если бы правоохранительные органы действенно выполняли свою работу. Предупреждение терроризма однозначно представляет собой сложную задачу. На данный момент невозможно говорить о полном уничтожении терроризма, но определённо нужно предпринимать меры по его предупреждению.

Терроризм наших дней не стоит на месте и с каждым днём меняет свой облик, свои виды и формы. И однозначно это проблема не потеряет свою актуальность ещё многие десятилетия.



  1. Почему Беслан?

Беслан - мало заселённый город, поэтому террористы могли проникнуть в город почти не замеченными, к тому же слабая система безопасности и ограниченное присутствие военных просто было им на руку.

Почему именно школа №1?

Теракт в Беслане был спланирован тщательнейшим образом.

Школа № 1 являла собой выгодный объект для захвата т.к там учились дети многих руководителей Северной Осетии, а так же выгодный объект для захвата в связи с большим количеством учащихся и крайне сложной структурой самого здания. Самое старое из бесланских средних учебных заведений, она была построена в 1889 году. За годы существования к основному зданию были добавлены другие секции, в результате чего к моменту теракта школа представляла собой весьма запутанную структуру из классных комнат, залов и коридоров.

Дополнительное преимущество создавала форма школьного двора, которая позволяла боевикам быстро и малыми усилиями перекрыть пути побега во время захвата. Другими факторами, сыгравшими на руку террористам, стали близость Беслана к границе с Ингушетией (лагерь террористов, из которого они отбыли ранним утром 1 сентября, находился в окрестностях ингушского села Пседах, расположенного в 30 километрах от Беслана), относительно небольшое население города, а также гораздо более слабая система безопасности и ограниченное присутствие военных по сравнению с другими крупными населёнными пунктами Северной Осетии, такими, как Владикавказ или Моздок.

Однако у СОШ № 1, как у объекта захвата, существовал и ряд отрицательных сторон: школа находилась на расстоянии приблизительно 80 метров от здания УВД, а форма двора и близлежащие здания ограничивали видимость для державших оборону. Наконец, само расположение здания школы в центре Беслана создавало дополнительный риск провала диверсионной группы во время приближения к объекту. Учитывая также тот факт, что другие бесланские школы по совокупности факторов были не менее уязвимы для нападения, доподлинная причина, по которой террористы выбрали СОШ № 1, неизвестна или не обнародована следствием.

Мнения касательно предварительного складирования оружия на территории школы разнятся. Сторонники этой теории утверждают, что оружие было спрятано в здании во время ремонта, проходившего летом. Однако ремонт проводился усилиями учителя труда Александра Михайлова и завхоза Светланы Баликоевой, которые для более тяжёлых работ, таких, как замена прогнивших полов на втором этаже, привлекали членов своих семей. В пользу теории предварительного складирования оружия косвенно выступает факт наличия проломов в полу (в частности, в спортзале и библиотеке), но это опровергается утверждением, что террористы, опасаясь подкопа, пробивали пол в возможных точках проникновения. Заложник Аслан Кудзаев, лично вскрывавший пол в библиотеке, на суде по делу Кулаева отмечал, что никакого оружия он в проломе не видел. Достоверных сведений, что оружие действительно хранилось в школе до теракта, нет.

По некоторым данным, накануне захвата российские спецслужбы получили информацию о подготовке крупного теракта в больнице или школе. Однако спецслужбы не располагали сведениями о том, где именно может произойти теракт.



  1. Состав и вооружение террористической группировки.

Окончательный состав вооружённой банды определился в конце августа и был сформирован под руководством Аслана Масхадова, Шамиля Басаева и Абу Дзейта. На случай неудачной акции в Осетии Дзейт также подготовил резервную группу из 11 боевиков, которые должны были захватить среднюю школу в станице НестеровскойСунженского района Республики Ингушетия

Предводитель группировки Руслан Хучбаров, также известный как «Полковник»

В состав группировки, отправившейся в Беслан, входили боевики, ранее занимавшиеся бандитизмом, будучи членами как криминальных группировок, так и незаконных вооружённых формирований. Многие из них принимали участие в боевых действиях в Чечне и Дагестане и неоднократно привлекались к уголовной ответственности за различные преступления, однако вскоре после ареста выходили на свободу.

Возглавил банду 31-летний уроженец ингушского села Галашки — Руслан Хучбаров по прозвищу «Полковник». На момент событий Хучбаров находился в федеральном розыске за совершение убийства в Орловской области в 1998 году. Скрывшись в Чечне, Хучбаров присоединился к отряду полевого командира Ибрагимова, потом участвовал в нескольких операциях с Арби Бараевым и, в конце концов, примкнул к бригаде Басаева.

Подавляющее большинство террористов были чеченцами и ингушами, но, помимо них, в состав группы входили представители других национальностей. В частности, заложники отмечали особую жестокость уроженца Бердянска Владимира Ходова по кличке «Абдулла» — ваххабита, объявленного в 1997 году в розыск за изнасилование. Согласно официальной версии, участников теракта было 34, включая двух чеченских террористок-смертниц и двоих сообщников, оставшихся в лагере для связи. По данным следствия, у террористов также был сообщник, наблюдавший за развитием событий за пределами школы; после теракта ему удалось скрыться.

Состав банды, находившейся в школе


Имя

Год рождения

Место рождения

Кличка

Статус

1

Хучбаров, Руслан Тагирович

1972

с. Галашки, ЧИАССР

«Полковник», «Расул»

Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

2

Ходов, Владимир Анатольевич

1976

г. Бердянск, УССР

«Абдулла»

Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

3

Гатагажев, Аслан-Гирей Бексултанович

1975

с. Сагопши, ЧИАССР

«Али», «Шахид»

Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

4

Атаев, Рустам Солонгиреевич

1979

г. Малгобек, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

5

Аушев, Усман Магомедович

1971

с. Экажево, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

6

Ахмедов, Хизраил Хансолтанович

1974

с. Бильты, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

7

Борчашвили (Алдзбеков), Ризван Вахитович

1978

ст. Орджоникидзевская, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

8

Дзортов, Ибрагим Магомедович

1976

с. Барсуки, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

9

Илиев, Адам Магомед-Ханович

1984

г. Орджоникидзе, Северная Осетия


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

10

Камурзоев, Султан Магомед-Гиреевич

1977

г. Джетасань, Казахская ССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

11

Кулаев, Ханпаша Абуркашевич

1973

с. Энгеной, ЧИАССР

«Однорукий»

Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

12

Кулаев, Нурпаша Абуркашевич

1980

с. Энгеной, ЧИАССР


Отбывает пожизненное заключение

13

Нагаева, Роза Салмановна

1976

с. Киров-Юрт, ЧИАССР


Убита в период с 1 по 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

14

Табурова, Марьям Юсуповна

1977

с. Майртуп, ЧИАССР


Подорвалась 1 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

15

Пошев, Адам Ахмедович

1982

г. Малгобек, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

16

Таршхоев, Иса Жумалдинович

1981

г. Малгобек, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

17

Торшхоев, Иса Аскерович

1975

г. Малгобек, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

18

Хочубаров, Магомед Мурцалович

1983

г. Назрань, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

19

Цечоев, Бейал Баширович

1973

с. Сагопши, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

20

Цечоев, Муса Иссаевич

1969

с. Сагопши, ЧИАССР

«Халид»

Умер 2 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана от ран, полученных при взрыве шахидки накануне

21

Цокиев, Тимур Магомедович

1973

с. Сагопши, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

22

Шебиханов, Майрбек Саид-Алиевич

1979

г. Шевченко, Казахская ССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

23

Шебиханов, Саидбек Саид-Алиевич

1985

с. Новый Энгеной, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

24

Ярыжев, Аслан Ахмедович

1982

г. Грозный, ЧИАССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

25

Лабазанов, Абдул-Азим Идрисович

1973

Казахская ССР


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

26

Абу Фарух


г. Джидда, Саудовская Аравия


Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

27

Дауд (по другим данным — Магомед)




Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

28

Куштов, Адам

1983



Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

29

Не опознан




Убит 1 сентября 2004 года во время захвата школы № 1 г. Беслана

30

Не опознан



«Абдул-Азиз»

Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

31

Не опознан



«Сайбулла»

Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

32

Не опознан



«Доктор»

Убит 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслана

Захват и удержание школы шёл 3 дня. Рассмотрим ход событий по дням.



  1. Как развивались события в Беслане 1-3 сентября 2004 года

1 сентября.

Примерно в 08.00 утра в 60 км от Беслана вооружённые люди остановили местного участкового, майора милиции. Его машина, ВАЗ-2107, была использована боевиками для перевозки террористов к школе. Именно с помощью удостоверения сотрудника МВД боевики беспрепятственно миновали несколько КПП по пути до Беслана.

1 сентября 2004 года группа вооружённых боевиков подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на тентованном «ГАЗ-66» и «ВАЗ-2107».. На площадке рядом со школой в этот момент проходила линейка, посвящённая Дню знаний, перенесённая из-за жары с традиционных 10 часов утра на 9. Стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1100 человек — детей, их родителей и родственников, а также сотрудников школы. Несколько террористов обошли школу со стороны Школьного переулка, чтобы отрезать людям путь к бегству. Несмотря на окружение, захвата избежали, по разным оценкам, от 50 до 150 человек — в основном старшеклассники, успевшие в суматохе выбежать со двора. Однако в заложниках оказалось много детей дошкольного возраста: из девяти бесланских детсадов четыре не работали из-за затянувшегося ремонта, вследствие чего многие родители привели с собой на линейку малышей.

Во время начальной стадии захвата террористами были убиты двое мужчин; в свою очередь сотрудник Правобережного РОВД, прибежавший к школе на звуки стрельбы, сумел застрелить одного боевика из пистолета. Также огнестрельное ранение руки получил террорист Владимир Ходов, и ещё один террорист был ранен в живот. Это было единственным актом сопротивления: майор милиции Фатима Дудиева, обеспечивавшая охрану общественного порядка, была безоружной.

Большинство заложников были загнаны в главный спортзал, тогда как остальные попали в тренажёрный зал и душевые. Террористы досконально знали план здания, что позволило произвести захват в течение нескольких минут. Загнав заложников в здание, террористы заставили всех сдать фото- и видеоаппаратуру, а также мобильные телефоны, которые разбивали. Снаружи школы были установлены камеры видеонаблюдения, а из «ГАЗ-66» были выгружены боеприпасы, тяжёлое вооружение и взрывчатка. В целом, вооружение террористов составили не менее 22 автоматов Калашникова различной модификации, в том числе и с подствольными гранатомётами; два ручных пулемёта РПК-74; два пулемёта ПКМ; один пулемёт Калашникова танковый; два ручных противотанковых гранатомёта РПГ-7 и гранатомёты РПГ-18 «Муха». Также при террористах были противогазы, аптечки и запас провизии.

Следующим шагом захватчиков стало баррикадирование здания. Для этой цели они отобрали около 20 мужчин из числа заложников, которых заставили стаскивать стулья и парты к выходам и окна. Сами окна было приказано разбивать: террористы изначально лишили правоохранительные органы возможности использовать газ. У входов и в коридорах были установлены самодельные взрывные устройства, изготовленные с использованием пластита. В спортзале взрывчатка была разложена на стульях. Провода от бомб были подведены к двум замыкающим педалям расположенным в противоположных концах зала. Террористы попеременно дежурили на педалях на протяжении всего захвата.

Заложникам было приказано говорить только на русском языке, и малейшие отклонения от приказа жестоко пресекались. Отец двоих детей, Руслан Бетрозов, попытался успокоить испуганных заложников на осетинском языке и был застрелен на виду у всех для всеобщего устрашения. Другой заложник, Вадим Боллоев, был тяжело ранен выстрелом за отказ опуститься на колени и позже скончался. Когда заложники начинали плакать или шуметь, террористы стреляли в потолок или выдёргивали из толпы заложника, независимо от возраста и пола, угрожая расстрелом. Подобные акции устрашения использовались на протяжении всего захвата.

Осада

Заложники в спортзале. На баскетбольном кольце и на тросе над головами заложников закреплены самодельные взрывные устройства

В 10:30 возле школы был сформирован оперативный штаб, который возглавил президент РСО-Алания Александр Дзасохов.

После поступления сообщений о захвате заложников в Северной Осетии директором ФСБ России Николаем Патрушевым был отдан приказ о направлении в Беслан подразделений Центра специального назначения.

Общая численность сотрудников ЦСН, задействованных в операции по освобождению заложников, составила более 250 человек.

89287383374

Мы требуем на переговоры президента Респ. Дзасохова, Зязикова презид. Ингушетии Рашайло дет. врача.

Если убьют любого из нас, растреляем 50 человек, если ранят любого из нас убьём 20 чел, Если убьют из нас 5 человек мы все взорвём. Если отключат свет, связь на минуту, мы растреляем 10 человек.

— Текст первого послания террористов

Первые требования террористов озвучила заложница Лариса Мамитова, выпущенная из школы в 11:05. В записке, переданной с Мамитовой, террористы потребовали переговоров с «Зязиковым» (президентом Ингушетии), «Дзасоховым» и «Рашайло». Мамитова писала записку под диктовку и, услышав фамилию «Рашайло», решила, что речь идёт о Леониде Рошале, поэтому от себя подписала «дет. врача». Телефон также был указан с ошибкой, и наладить связь не удалось. Оперативный штаб попытался организовать переговоры с террористами с использованием громкоговорящей связи и не задействуя затребованных ими лиц. В частности, был привлечён муфтий Северной Осетии Руслан Валгасов, но в ответ на его попытку установить контакт боевики открыли стрельбу.

Между 16:00 и 16:30 в здании школы прогремел взрыв и раздались выстрелы. Рядом с заложниками, баррикадировавшими здание, подорвалась одна из шахидок. В результате взрыва получил тяжёлое ранение находившийся рядом боевик, а заложников, оставшихся в живых, террористы расстреляли во избежание потенциального сопротивления. Количество убитых составило 21 человек. Через некоторое время из здания вновь выбежала Мамитова и снова передала записку; на этот раз номер был указан верно. На попытку профессионального переговорщика Виталия Зангионова прояснить ситуацию боевик, назвавший себя «Шахидом», заявил, что заложники были убиты, потому что с захватчиками не выходили на контакт по номеру телефона, ранее ими переданному. В ходе телефонного разговора террористы также потребовали на переговоры советника Президента РФ Асламбека Аслаханова, но только в составе ранее указанной ими группы людей.

Находившимся в зале людям террористы сообщили, что по школе был произведён выстрел из танка. Тела убитых были выброшены из окна второго этажа силами двух заложников, один из которых, 33-летний Аслан Кудзаев, воспользовавшись моментом, выпрыгнул из окна и сумел убежать. Кроме Кудзаева, удалось спастись Юрию Айларову: притворившись мёртвым, он улучил момент и выпрыгнул из окна, под которым простоял вне зоны видимости боевиков до наступления темно. Кроме того, в полдень из школьной котельной жителями Беслана были выведены 15 человек, которые спрятались там во время захвата; также в течение дня несколько детей смогли сбежать из здания школы. Ранее, во время минирования террористами спортзала, спасся 35-летний Владимир Дауров, который сумел убежать через выход во двор со стороны тренажёрного зал.

2 сентября

Заложницы с грудными детьми покидают здание школы 2 сентября 2004. После напряжённых переговоров с террористами Руслану Аушеву удалось добиться освобождения 24 человек. Утром террористы дали возможность некоторым заложникам поговорить по телефону со своими родными, заставляя оказывать давление на последних, чтобы они способствовали недопущению штурма школы. На предложение денег и организации коридора для безопасного выезда за пределы Осетии, сделанное оперативным штабом через привлечённого к переговорам известного ингушского бизнесмена, Михаила Гуцериева, террористы ответили отказом.

Когда меня провели в помещение спортзала, то, что я увидел, меня потрясло — весь зал был забит женщинами, детьми, стариками, которые сидели, лежали, стояли, в помещении была жуткая жара, дети были раздеты. По моим прикидкам, в здании школы находилось не менее 1000 заложников.

— Руслан Аушев

В 16 часов захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев — единственный, кому удалось провести переговоры с террористами лицом к лицу. На просьбы Аушева разрешить дать заложникам пищу и воду лидер террористов ответил отказом, заявив, что заложники добровольно держат сухую голодовку, но согласился отпустить группу заложников из 24 человек (матерей с детьми грудного возраста). Также террористы передали Аушеву якобы написанную Басаевым записку с требованием о выводе федеральных сил из Чеченской Республики и предложением перемирия по принципу «независимость в обмен на безопасность». В частности, автор записки требовал признания независимости ЧРИ и соблюдения свободы вероисповедания в России, при этом пообещав от имени всех мусульман России отказаться от вооружённых действий против РФ «как минимум на 10—15 лет», войти в состав СНГ и не заключать ни с кем политических, военных и экономических союзов, направленных против России.

Через несколько часов после ухода Аушева террористы заметно ожесточились: боевики, изначально приносившие вёдра с водой в спортзал и выпускавшие заложников в туалет, отказали последним и в том, и другом, вынудив заложников пить собственную мочу. Жаркая погода, смрад и отсутствие вентиляции в зале ещё больше усугубляли состояние заложников: многие теряли сознание. На просьбы дать воды террористы отвечали, что она отравлена: выбраться в туалет или душевую удавалось единицам. Узнав о том, что некоторые его подчинённые делают поблажки заложникам, Хучбаров приказал сломать краны и пригрозил убить любого, кто даст заложникам воду. По воспоминаниям заложников, террористы выглядели так, как будто ждали приказа извне, но их план по какой-то причине был сорван. Попытки оперативного штаба доставить заложникам воду, пищу и медикаменты продолжались до конца второго дня, но боевики неизменно отвергали все предложения.

Позже Шамиль Басаев утверждал в заявлении на одном из сепаратистских сайтов, что требования боевиков были следующими:

немедленно остановить войну в Чечне и начать вывод войск;

если этого не произойдёт - Путин должен немедленно уйти в отставку;

если Путин начнет вывод войск - дети получат воду и еду;

как только выводятся войска из горных районов - детей до 10 лет отпускают;

после полного вывода войск - отпускают всех;

если Путин подаст в отставку - отпускают всех детей, и с остальными заложниками боевики уходят в Чечню.

3 Сентября

Утро

На третий день от жажды мой язык уже распух, десны воспалились, слюны не было, все внутри пересохло до такой степени, что я отплевывалась собственной кожей. В шаге от меня лежала молоденькая девчонка с глазами, вылезшими из орбит, как у выдернутой из воды рыбы.

— Лариса Сидакова, заложница

К утру третьего дня заложники обессилели до такой степени, что уже с трудом реагировали на угрозы террористов. Многие, особенно дети и больные сахарным диабетом, падали в обморок, тогда как другие бредили и испытывали галлюцинации.

В зале террористы перемонтировали взрывную цепь, в частности, переместив некоторые СВУ с пола на стены, и произвели несколько выстрелов из гранатомётов по близлежащей территории, ранив одного милиционера.

Около 11:00 Михаил Гуцериев договорился с террористами об эвакуации тел мужчин, выброшенных из окна в первый день. При этом боевики поставили условие, что к зданию подъедет автомобиль без бортов, и оперативный штаб отдал приказ приготовить транспорт.

В 12:40 машина с четырьмя спасателями МЧС подъехала к зданию школы, и спасатели под присмотром боевика приступили к эвакуации трупов.

Взрывы

В 13:05 в спортзале последовательно произошли два мощных взрыва с интервалом примерно в полминуты, в результате чего произошло частичное обрушение крыши.

Сразу после взрывов террористы открыли огонь по спасателям. Дмитрий Кормилин был убит на месте, а Валерий Замараевбыл тяжело ранен и затем скончался от потери крови; другие двое спасателей получили лёгкие ранения.

Ещё через несколько минут заложники начали выпрыгивать через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы, находившиеся в южном флигеле (включавшем столовую и мастерские), открыли по ним огонь из автоматического оружия и гранатомётов, вследствие чего погибли 29 человек.

Оставшихся в живых людей боевики начали перегонять из спортзала в актовый зал и столовую; при этом многих заложников, не способных самостоятельно передвигаться, террористы добили при помощи автоматов и гранат.

После произошедших в спортзале взрывов оперативный штаб попытался связаться с террористами, чтобы прояснить обстановку в школе и убедить боевиков в необходимости продолжения переговоров. Телефонные контакты штаба с захватчиками велись до 14:02 3 сентября; в ходе них террористы наотрез отказались отпустить заложников, все ещё находившихся в здании. Хучбаров прервал переговоры, разбив прикладом мобильный телефон, используемый им ранее для связи с оперативным штабом, и отдал членам банды приказ занять позиции и «отстреливаться до последнего».

Прекратив все контакты с официальными переговорщиками, террористы до 16 часов дня продолжали поддерживать связь со своими сообщниками вне школы. Так, в 15:13 был перехвачен телефонный разговор террориста по кличке «Мустафа» с Алиханом Мержоевым, боевиком ингушского джамаата «Халифат». В ходе разговора Мержоев выразил одобрение действиям группы «Полковника» в школе.

Через пять минут после взрывов две оперативно-боевые группы ЦСН ФСБ, находившиеся на полигоне 58-й армии, выдвинулись в Беслан. Над местом событий появилось четыре вертолёта МИ-24. Появилась информация, что часть террористов пытается выйти из здания, смешавшись с толпой заложников.

Прорыв оперативной группы в здание был осуществлён с трёх главных направлений: южный флигель (столовая и мастерские), тренажёрный зал и библиотека. Возле южного флигеля оперативно-боевые группы заняли боевые позиции через 25-30 минут после первых взрывов, но забаррикадированные окна не позволяли им проникнуть в здание более часа. Около 13.50 в спортзал через окна тренажёрного зала проникли офицеры инженерных войск и приступили к разминированию помещения.

Через некоторое время в спортзале начался пожар.

На втором этаже группа боевиков оказывала ожесточённое сопротивление, рассредоточившись по оборудованным огневым точкам в классных комнатах, коридорах и актовом зале. По свидетельству участников штурма, террористы прикрывались "живым щитом" из детей и женщин, в результате чего многие бойцы были вынуждены жертвовать собственными жизнями для спасения заложников.

Большую помеху для спецназа создавали нескоординированные действия большого количества вооружённых гражданских лиц, так называемых "ополченцев". Многие из них вели беспорядочную стрельбу по зданию школы, порою даже простреливая участки, недоступные для террористов, рискуя задеть спецназ.

В ходе операции по зданию были нанесены выстрелы 125-мм осколочно-фугасными снарядами из танка Т-72 и выстрелы из огнемётов. Применение огнемётов и танков впоследствии стало одним из наиболее спорных вопросов, касающихся проведения штурма. В частности, неоднократно оспаривались время применения (ряд лиц утверждает, что танки и огнемёты применялись, пока заложники находились в здании, так же штурм здания и пожар, вызванный огнемётами, явились причиной гибели многих заложников).

Около 22.30 командование сообщает, что все террористы убиты и  двое из них взяты в плен.

Теперь попытаемся ответить на поставленный нами вопрос: можно ли было избежать теракт?  

Так, журналистка Светлана Метелева опубликовала результаты своих опросов свидетелей и служащих силовых структур, участвовавших в бесланских событиях. Ей сообщили, что 1 сентября 2004 года в 5 часов утра в г. Шали был задержан гражданин Арсамиков, при допросе он сказал, что планируется захват школы в г. Беслане, и об этом было доложено министру МВД Нургалиеву. «А теперь смоделируйте ситуацию. У вас есть информация о том, что готовится теракт. Известно время и место будущей диверсии. Ещё у вас есть 4 часа 05 минут (школу захватят только в 9.05) и спецсвязь. Можно ли сообщить об этом спецслужбам Беслана? Можно ли успеть предотвратить катастрофу? Вопросы риторические.... А вот фрагмент рассказа жителя Беслана Валико Маргиева: 28 августа почти на всех перекрёстках в Беслане стояли гаишники. Когда они стали тщательно обыскивать мою машину, я спросил: "Что случилось?" Мне ответили: "В Беслан проникла группа боевиков".



  1. Жертвы

1128 заложников было захвачено террористами. В результате теракта погибли 186 детей и 148 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников.

Результаты расследования парламентской комиссии Федерального Собрания РФ.

Примерно до 16.00 3 сентября террористы поддерживали связь с сообщниками, которые находились вне пределов школы и оказывали террористам моральную поддержку.

Приказ оперативного штаба начать силовую операцию по освобождению заложников был отдан лишь после того, как боевики привели в действие взрывные устройства и начали расстреливать убегавших заложников.

Огнемёты РПО-А и танки использовались для стрельбы по школе уже после 18.00, когда "было установлено, что в местах нахождения боевиков заложники отсутствуют". В связи с тем, что тел заложников в местах уничтожения террористов с применением огнемётов и танка обнаружено не было, комиссия признала их применение "обоснованным и не противоречащим действующему законодательству".

Помимо танка в операции также участвовали восемь БТР-80, из них производили выстрелы лишь два.

Полностью опровергнута проверяемая с первых дней расследования версия о заблаговременной подготовке школы к захвату террористами (складирование оружия, боеприпасов).

Оперативный штаб не готовил операцию по силовому освобождению заложников, а установленные в спортзале самодельные взрывные устройства привёл в действие "один из членов банды, действуя в соответствии с ранее разработанным планом".

Действия руководителей федеральных органов госвласти были адекватны сложившейся ситуации.

Руководство МВД Северной Осетии-Алании не приняло исчерпывающих мер для того, чтобы не допустить беспрепятственного проникновения группы террористов на территорию средней школы № 1 города Беслана и захвата заложников.

Действия следственной группы по расследованию причин и обстоятельств совершения теракта проводились согласно действующему законодательству.

Применение сил и средств МЧС России при проведении операции по освобождению заложников происходило согласно действующему законодательству.

Отмечены недостатки при проведении лечебно-эвакуационных мероприятий, в ходе которых возник ряд организационных и технических трудностей, прежде всего из-за отсутствия достоверной информации о количестве заложников, характере и сроках планируемых оперативным штабом мероприятий. Также отмечены недостатки при проведении судебно-медицинской экспертизы в связи с трудностями в организации надлежащего хранения тел погибших и не полным задействованием специального автотранспорта Минобороны России, в том числе — авиационного.



  1. Пять минут до выстрелов. Что осталось в памяти заложников

Воспоминания участников событий 1 — 3 сентября 2004 года в Северной Осетии.

У каждого участника тех событий свои воспоминания о том, как начинался тот день. Кто-то в последний момент задержался и поэтому не оказался в заложниках, кто-то, наоборот, неожиданно для себя отправился проводить в первый класс соседского малыша. У одних были плохие предчувствия, другие радовались предстоящему праздничному дню. Но детали и подробности трех дней в школе бывшие заложники помнят отчетливо и подробно.

С мамой и без мамы

Дзерассе Дзестеловой сейчас 27 лет. 1 сентября 2004 года она в первый раз в жизни пошла в школу на линейку одна, без мамы и старшей сестры, которая в тот год стала студенткой. Сегодня девушка говорит, что мама не согласилась на ее уговоры идти вместе, и это счастье.

Дзерасса Дзестелова

— Мне было 12 лет, я перешла в седьмой класс, и это была моя первая линейка в этой школе, в которую я перешла в середине прошлого учебного года. Я утром, когда собиралась в школу, все уговаривала маму пойти со мной. Я даже обиделась, спрашивала, как же я пойду одна. Слава богу, что мама тогда не согласилась идти со мной.

И вот иду я, воодушевленная тем, что впереди веселый день, который мы с подругами уже весь распланировали, собирались погулять после школы...

Сейчас ловлю себя на мысли, что все забыла, очень трудно подробности вспоминаются, особенно мелкие — то, что было до зала. Помню, что минут пять только во дворе с девочками постояла, как началось. Я совсем не испугалась — подумала, что это анимация такая, что какой-то военно-патриотический смотр идет.

Георгий Ильин

— Мама с папой уехали за пять минут до того, как все началось, поэтому они остались живы. А сестра Лира с племянниками погибла.

Они просто со мной в школу пошли: Залинке было шесть лет, и она мечтала, чтобы тоже быстрее стать первоклассницей в этой школе. Уговорила сестру пойти посмотреть, как это будет у нее в следующем году, когда она тоже учиться пойдет. Залинка с братом и мамой так и остались в школе, не стала она первоклассницей.

Ирина Гуриева сегодня заканчивает магистратуру Московского городского педагогического университета. Она оказалась в школе с мамой, учительницей истории Надеждой Цалоевой-Гуриевой. Пришли всей семьей, только папа остался дома — Надежда Ильинична и трое детей: старшая Верочка, средний Борик и второклашка Ирочка. Борик с Верочкой остались в школе навсегда. На праздничной линейке они должны были танцевать бальный танец. А теперь окровавленное бальное платье Верочки, в котором она погибла, хранится в школьном Музее памяти, который создала Надежда Ильинична.

Ирина Гуриева

— Из дома мы с детьми вышли рано, Борику и Верочке надо было переодеться, а из моего класса, который был ближе всего к выходу, всегда выносили мебель и там размещали аппаратуру для праздника, надо было его открыть.

Мы в то утро вместе в школу шли. Мы всегда были вместе. Потом, после теракта, когда я по своему переулку только с Ирочкой шла, без старших, соседи плакали

Надежда Цалоева-Гуриева

— А теперь я вообще одна хожу, Ирочка в Москве учится.

В то 1 сентября линейку перенесли с 10 на 9 часов из-за жары, поэтому многие не пришли. Стали ждать, уже 9 часов скоро, моих одиннадцатиклассников с подарками для первоклашек нет, некому первый звонок давать, начать не получается, все учителя нервничают, бегают. Тут Фатима Аликова, корреспондент газеты, попросила постановочный кадр сделать, как будто линейка уже началась. И только подняли девочку с колокольчиком, как началось. Я к своим одиннадцатиклассникам лицом стою, рычу на них, потому что надо фото для газеты сделать. И тут за их спинами — бледное лицо с бородой, автомат, крики, шум. Я поворачиваюсь — вся масса людей бежит в здание.

Надежда Цалоева-Гуриева

Я про своих детей вообще забыла, что они в школе. Только когда всех в зал загнали, мне уже ноги осколками посекло — боевик под ноги стрелял за то, что я детей собирала, — меня кто-то сзади за кофту дергает.

Оборачиваюсь — Аня, моя племянница, Иришку, младшую, за руку держит, а она зареванная, бантик в руке. Я только тут про своих детей вспомнила! Спрашиваю, а Борика с Верочкой видели? Я их последний раз видела, когда они у входа в школу, уже готовые танцевать, со своей кассетой стояли. Верочке еще мою кофту на платье набросили, чтобы не замерзла, оно совсем открытое было.

Сели мы у стены в спортзале, где сейчас портреты спецназовцев, а потом к нам и Борик с Верочкой пришли. Они в другом месте сидели, меня глазами нашли, говорят: к тебе хотим. А над нами все заминировано. А они все равно проползли ко мне. Так мы и оказались все вместе в тот день в спортзале.

А я вот все вспоминаю, как Верочка мне говорила: давай покрестимся. Я ей пообещала тем утром перед школой, что пятого сентября зарплату получу, пойдем креститься. Где мы были пятого числа… Верочка моя в зале чей-то крестик нашла, так ее и похоронили с этим крестиком, в руке зажатым.

Первосентябрьские семьи

В те дни многие заложники сроднились с людьми, которых не знали до этого. В трехкомнатной квартире Надежды Ильиничны вот уже 13 лет в первые дни сентября гостит Эрика Разумовская, вдова руководителя штурмовой группы "Вымпел" Дмитрия Разумовского, с сыном Алексеем. Ему было всего два года в 2004 году, когда отец погиб, спасая детей. Разумовских здесь считают членами семьи.

Эрика Разумовская

У Эрики свои, московские воспоминания о 1 сентября 2004 года.

— Дима был в отпуске, на работу не собирался, мы в тот день должны были в Ульяновск ехать. Потом звонок, где-то в 9.30, и муж говорит, что его вызывают. В Беслан еду, говорит. Ну а я к телевизору, а там кошмар. Уже вечером Дима позвонил, сказал, что в Осетии. А потом последний раз позвонил — 2 сентября.

— Тогда, 2 сентября, Дима познакомился с Петей, моим братом родным, они вместе около школы оказались, — говорит Надежда Ильинична.

— Так у нас все переплелось, просто мистика.

Еще одна история в семье Цалоевых-Гуриевых — о том, как родившаяся раньше срока в конце августа малышка Мадина спасла жизнь маме Наташе, невестке Надежды Ильиничны. В семье уверены: если бы Наталья оказалась в школе, не спаслась бы, настолько она мягкая и медлительная. Но она осталась дома с ребенком, а ее старшую дочь Аню спас друг Дмитрия Разумовского Максим Туркин. Девочка оказалась в столовой школы, где Максим накрыл своим телом гранату, чтобы спасти детей. Сейчас класс 1-й бесланской школы, где учится младшая Анина сестра Мадина, носит имя героя спецназа Максима Туркина.

— Аня первый раз в тот день пошла в школу одна, — рассказывает Наталья Цалоева. — Я с ребенком возилась, а потом услышала вдалеке выстрелы — думаю, день не выходной, что за салюты. Уже тревога появилась. Потом сестра позвонила — плачет, говорит, какую-то школу захватили. А я еще подумала: Аня всегда опаздывает, может, опоздает. Но дочка не опоздала.

Наши соседи перепугались, давай по машинам и уезжать. А я с этой крошкой стою, не знаю, что делать, где мои девочки? Начала такси вызывать, приехал мужчина, меня отвез, мы старшую из 3-й школы забрали, поехали к 1-й школе. Он денег не взял: уберите, говорит, немедленно. Еще пожелал, чтобы у нас все закончилось хорошо. Хороший человек, часто его вспоминаю, но так и не знаю, кто он.

Мне этот ребенок новорожденный не дал с ума сойти. У меня молоко сразу пропало, целый день воду ей только давала, она кричит, а магазины же сразу закрылись, не купишь нигде детское питание. Я у кого-то смесь взяла, а она от нее высыпала, плачет еще сильнее. Отвлекала меня от мысли, что твой ребенок вот, рядом, ее жизнь в руках каких-то сумасшедших, а ты ничего не можешь сделать.

Кто знает, как бы все сложилось, если бы Мадишка раньше не родилась? Я бы в школу обязательно с Аней пошла и там бы осталась. Да и Аня бы не спаслась, там же дети за мамами возвращались и погибали

Наталья Цалоева

А Дзерасса Дзестелова совсем как сестрой гордится девочкой Дианой — что та красавица и умница, закончила школу с золотой медалью и поступила в мединститут.

— Я все время в зале сидела рядом с женщиной Жанной с маленькой дочкой, она меня опекала тоже. Когда боевики начали списки составлять маленьких детей, чтобы их отпустить, она мне сказала, что я ее дочка и она меня тоже заберет. Я потом все эти годы с ними общалась. А как иначе, я же дочка.

Туфли и мармелад

Почему-то многие заложники вспоминают о своей обуви. Не об одежде, воде, ранениях. Они в подробностях помнят про обувь. Она как будто стала символом их веры в то, что они смогут уйти из этого спортзала. А чтобы уйти, обязательно нужна обувь.

— Говорят же, что человеческие качества проявляются в таких ситуациях, — говорит Дзерасса Дзестелова. — Я до второго числа туфли не снимала, сидела в юбке и пиджаке, хоть и жарко было — думала, как буду убегать без обуви. Так и ждала при параде, не собиралась там долго задерживаться.

Наталья Цалоева

А Наталья Цалоева тоже вспоминает о том, как за свои новые босоножки переживала ее выжившая дочь Аня.

— Мы ей все новое купили: форму, босоножки. Она потом мне сказала, что все за босоножки переживала, они же все босиком оттуда выскочили. Такая смешная — что такое босоножки по сравнению с жизнью.

Ирина Гуриева в свои восемь лет отчетливо запомнила только белые туфельки и мармелад.

— Мы тогда первого сентября, как всегда, рано встали, пришли в школу раньше всех, в классе немного с одноклассниками побыли. Потом нас позвали всех во двор. Но до того как мы построились в линейку, мы с моим одноклассником Георгием Ильиным успели сбегать в соседний магазин и купили жевательный мармелад. Красными сердечками, он, кажется, "Баба Яга" назывался. Чуть задержались — и не попали бы в лапы к террористам. Но мы как раз успели, только вернулись во двор школы, как началось. Я так хорошо этот мармелад помню, мы потом его еще в зале ели и других детей вокруг угощали. Вкусные были мармеладки.

У меня все было старое: и ранец, и пенал — все с первого класса. А вот туфли были новые, беленькие такие. Я их вообще не снимала, мне их было так жалко, все три дня до самого конца была в них. И когда нас привезли в полевой госпиталь, мы лежали на носилках, и соседи меня увидели, сняли одну туфельку, а потом отвлеклись. И, когда ко мне в больницу приходили, я говорила: как же так, у меня второй туфельки больше нет. Папа тогда вторую снял и сказал: новые купим. Вот туфельки запомнились, туфли было жалко, — вспоминает Ирина.

— Да, туфельки были хорошие, — улыбается Надежда Ильинична. — И Борик не снял тогда свои туфли. Они новые были, я ему говорю: сними, тяжело тебе, а он мне говорит: мам, я их потом обуть не смогу. А одежда у него вся старая была. Борику не смогла даже брюки и рубашку купить, троих детей в школу собрать трудно было. Я на рубашке рукава отрезала, они ему короткие стали, и подшила, а карманы на брюках пришлось просто застрочить, они совсем были обтрепанные.

А вот Георгий Ильин мармелад, так хорошо запомнившийся Ирине, вспомнил с большим трудом.  

— Точно, был мармелад, — говорит он. — Я, кажется, нашу учительницу Ирину Захаровну тогда угощал. А потом она тоже погибла.

До и после

Вспоминая о том, как начался их трехдневный ад, бывшие заложники обязательно возвращаются мысленно в те минуты, когда смогли вырваться из школы.

Надежда Цалоева-Гуриева оставила тяжелораненого сына Борика в зале, чтобы спасти Ирину. И сегодня она утешается только тем, что мальчик умер до того, как начался пожар в зале.

— Я его положила рядом с другими ранеными, их всех вынесли, а Борика нет. Да и лицо у него спокойное, не такое, как у тех, кто горел заживо, — говорит учитель истории 1-й школы и хранитель Музея памяти Беслана.

Надежда Цалоева-Гуриева

Дзерассу Дзестелову спасла старшеклассница Залина Дзуцева, которая подсадила двух девочек на окно и приказала убегать.

— Я с подругой перед первым взрывом на коленях у Зайки лежала. А когда все началось, она меня на окно подняла и сказала бежать. Я только встала, тут второй взрыв, и меня опять в спортзал забросило. Зайка снова нас в окно. Так мы и побежали. Мы первые были. По тем, кто за нами бежал, уже стреляли, даже Зайке в ноги попали. А самое удивительное для меня было то, что вокруг солдаты, люди, очень много всех.

Я пока в школе сидела, думала, что мы никому не нужны, все переживала, что мама поругает, что я ушла с подругами и не позвонила. А мама моя за мной босиком прибежала в больницу, когда узнала, что я там

Дзерасса Дзестелова

Георгий Ильин уверен, что только случай спас не только его родителей, но и его самого.

— Я все дни просидел под кольцом вместе со своей старшей сестрой и ее маленькими детьми.

За минуту до первого взрыва я встал, сделал пять шагов, и прямо за моей спиной, где я только что был, взорвалась бомба

Георгий Ильин

— Мне ногу осколками усеяло, но я не почувствовал, убежал из зала. Так и выжил.



  1. Ответственность за теракт

Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев, чьё заявление было опубликовано практически одновременно на сайте чеченских экстремистов «Кавказ-центр» и на сайте информационного агентства «Чеченпресс» 17 сентября 2004 года. По его словам, операция «Норд-Вест» обошлась ему в 8 тысяч евро, а многонациональной (12 чеченцев, 2 чеченки, 9 ингушей, 3 русских, 2 араба, 2 осетина, один татарин, один кабардинец, один гуран) группировкой командовал «полковник Орстхоев». Также в письме было сказано, что террористы потребовали от президента России Владимира Путина немедленно начать вывод войск из Чечни или подать в отставку, а все заложники в знак поддержки этих требований объявили голодовку. При этом в письме были опровергнуты слухи о том, что террористы требовали освободить из тюрем кого бы то ни было, а также исключены версии о возможности взрыва из-за ошибки во время перемонтирования цепи и самоподрыва.



  1. Дело единственный пойманный террорист

Единственный пойманный террорист, Нурпаша Кулаев, был задержан 3 сентября на выходе из столовой, через полтора часа после первых взрывов в спортзале.

На судебном процессе, длившемся с 17 мая 2005 года по 26 мая 2006 года, Кулаев держался спокойно и упорно отрицал свою вину, в том числе опровергая показания, данные им же во время предварительного следствия. 24-летний чеченец настаивал главным образом на том, что о готовящемся захвате школы он не знал, в банду был загнан насильно, заложников не бил, давал им воду и ни в кого не стрелял. По словам Кулаева, большую часть времени он провёл в столовой, откуда сбежал на третий день во время штурма.

Утверждения Кулаева суд счёл несостоятельными, так как ряд пострадавших изобличили Кулаева в жестоком обращении с заложниками. В частности, приводились примеры того, как Кулаев на просьбы дать детям воду отвечал отказом в бранной форме или наносил заложникам удары прикладом автомата. Также некоторые заложники засвидетельствовали, что Кулаев производил выстрелы над их головами, применял насилие в отношении находящихся в спортзале малолетних детей и заставлял их становиться к окнам в качестве «живых щитов».

В конечном итоге Кулаев был признан виновным по ряду статей, включая терроризм, захват заложников, убийство двух или более человек, незаконное изготовление оружия и посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Суд пришёл к выводу, что Кулаев заслуживает смертной казни, но ввиду моратория на данный вид наказания, тот был осуждён на пожизненное заключение в колонии особого режима.



  1. Заключение

1 – 3 сентября 2004 г. в г. Беслане террористы продемонстрировали всему миру беспредельный цинизм и жестокость, окончательно поставив себя вне общечеловеческих норм и морали. 

Нет и не может быть прощения убийцам детей, какими бы лозунгами и идеями террористы ни прикрывались, нет оправдания их пособникам в любом виде и на любом уровне, в том числе и на международном. 

Бесланская трагедия отзывается скорбью и болью в сердце каждого. Но это еще и предупреждение о том, что государство и общество должны сделать все, чтобы подобное чудовищное преступление не смогло повториться. 1 – 3 сентября 2004 г. в г. Беслане удалось спасти 811 человек, в том числе 547 детей. Жертвами бесчеловечной акции боевиков стали 317 заложников, из которых 186 – дети. 

За время, прошедшее после трагедии, уроки Беслана учтены во всех направлениях антитеррористической деятельности. Многое сделано для противодействия террористической угрозе как на Северном Кавказе, так и на территории России в целом. Осуществлены конструктивные изменения правового и организационно-управленческого характера.

Правоохранительные органы Российской Федерации существенно улучшили свою деятельность и продолжают наращивать усилия по противодействию терроризму. Только в 2005 г. показатель раскрываемости преступлений террористического характера составил 64,8%, существенно превысив показатель 2004 г., составлявший 27,6%.

В первой половине 2006 г. субъектами антитеррористической деятельности в Северо-Кавказском регионе в результате проведенных специальных операций ликвидировано около 100 главарей и активных членов бандформирований.

Практически полностью уничтожена вся верхушка террористического подполья. В России не осталось в живых почти никого из тех, кто, прикрываясь именем чеченского народа, под знаменем сепаратизма организовывал на Северном Кавказе международную террористическую сеть.

Последовательная реализация принципа неотвратимости возмездия террористам стала одним из основных результатов совершенствования контртеррористической деятельности федеральных органов государственной власти.

В 2005 – 2006 гг. ликвидированы все организаторы теракта в средней школе № 1 г. Беслана. Справедливое возмездие настигло Басаева и Абу-Дзейта, Масхадова и Абу-Хавса. Террорист Кулаев осужден Верховным Судом Республики Северная Осетия – Алания и в настоящее время отбывает пожизненное заключение.

После ликвидации руководства террористическое движение на Северном Кавказе в значительной степени дезорганизовано и деморализовано. Тем не менее его деятельность по-прежнему остается реальной угрозой для жизни и безопасности наших сограждан.

Парламентская комиссия солидарна с позицией Президента Российской Федерации, изложенной в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, что "существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей".

Устранение перечисленных факторов возможно при системном подходе к противодействию террористической угрозе, подразумевающем незамедлительное принятие комплекса мер правового, общественно-политического, административного, социально-экономического и силового характера.

Борьба с терроризмом является важнейшей проблемой и решение ее требует эффективной стратегии, комплексных действий и консолидации государства и общества перед глобальной угрозой, бросившей вызов Российской Федерации.



  1. Список использованной литературы.

Террористический акт в беслане - wikipedia.org

Захват заложников в Беслане - Agentura.Ru.

Доклад депутатской Комиссии по рассмотрению и выяснению обстоятельств, связанных с трагическими событиями в г. Беслане 1-3 сентября 2004 года, созданной на заседании Парламента Республики Северная Осетия-Алания 10 сентября 2004 года - Сайт "Правда Беслана".

Андрей Солдатов, Ирина Бороган. Беслан: день штурма - Agentura.Ru. 

Доклад Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия – Алания 1 – 3 сентября 2004 года, Москва.  



52



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Проектная деятельность на тему "Теракт Беслане"

Автор: МБОУ гимназия 65 Захарова Ольга Федоровна

Дата: 30.12.2019

Номер свидетельства: 534020


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства