kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Образ советского детства на страницах женских журналов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация с выступеления на НПК школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Образ советского детства на страницах женских журналов"»

Образ советского детства на страницах женских журналов (1954–1964)

Образ советского детства

на страницах женских журналов

(1954–1964)

Актуальность темы  История детства – новое направление в отечественной исторической науке, сформировавшееся на рубеже XX–XXI вв.  Актуально обращение к «женским» журналам «Работница» и «Крестьянка», которые являлись одними из массовых и популярных.  Для меня тема детства представляет интерес  в связи с моей активной деятельностью в школьной общественной организации. Интересно было узнать о детстве людей советской эпохи, проблемах того поколения.

Актуальность темы

История детства – новое направление в отечественной исторической науке, сформировавшееся на рубеже XX–XXI вв.

Актуально обращение к «женским» журналам «Работница» и «Крестьянка», которые являлись одними из массовых и популярных.

Для меня тема детства представляет интерес в связи с моей активной деятельностью в школьной общественной организации. Интересно было узнать о детстве людей советской эпохи, проблемах того поколения.

Обзор источников  Основные источники исследования - популярные женские журналы «Работница» (выходит с 1914 г.) и «Крестьянка» (с 1922 г.). Выбор этих журналов обусловлен их массовостью (тиражи в 1950-х гг. достигали более миллиона экземпляров).

Обзор источников

Основные источники исследования - популярные женские журналы «Работница» (выходит с 1914 г.) и «Крестьянка» (с 1922 г.). Выбор этих журналов обусловлен их массовостью (тиражи в 1950-х гг. достигали более миллиона экземпляров).

Журнал «Крестьянка» 1923 г., июнь Журнал «Работница» 1927 г., февраль

Журнал «Крестьянка»

1923 г., июнь

Журнал «Работница»

1927 г., февраль

Цели и задачи  Цель настоящей работы – характеристика образа детства советской эпохи на страницах журналов «Работница» и «Крестьянка».  Задачи: рассмотреть женские журналы «Работница» и «Крестьянка» как источник реконструкции образа советского детства; реконструировать образ детства, созданный в журналах «Работница» и «Крестьянка».  Гипотеза: Образ Советского детства в журналах «Работница» и «Крестьянка» мифологизирован, он не передает реальной картины в связи с идеологическим влиянием партии.

Цели и задачи

Цель настоящей работы характеристика образа детства советской эпохи на страницах журналов «Работница» и «Крестьянка».

Задачи:

  • рассмотреть женские журналы «Работница» и «Крестьянка» как источник реконструкции образа советского детства;
  • реконструировать образ детства, созданный в журналах «Работница» и «Крестьянка».

Гипотеза:

Образ Советского детства в журналах «Работница» и «Крестьянка» мифологизирован, он не передает реальной картины в связи с идеологическим влиянием партии.

Название «Работница» Дата 1-го выпуска журнала 8 марта 1914 г. в Санкт-Петербурге «Крестьянка» Тираж Цена 12 тыс.  1922 г. Состав редакции в Москве  80 коп. 5 тыс. до 1961 г.- 1 руб., после 1961 г. – 10 коп. Рубрики Н. К. Крупская, А. И. Ульянова-Елизарова, К. Н. Самойлова, Л. Р. Менжинская, И. Ф. Арманд, Л. Сталь «Беседы экономиста» , «Экономия и бережливость», Н. К. Крупская, Ф. Нюрина, И. Флеровский, Н. Семашко, М. И. Калинин, А. И. Ульянова-Елизарова, А. В. Луначарский, «Беседы с матерями», «Странички юмора», «Письмо в редакцию», «Мода», «Родители о воспитании детей», «Для наших женщин», «Прочтите детям», «Советы врача» «Родители пишут», «На педагогические темы», «Ответы на письма родителей», «Советы врача» Максим Горький, А. Т. Твардовский В 1961 г. тираж составил 2,5 млн., в 1970 г. – более 11 млн., в 1981 г. – более 13 млн. и в 1990 г. – более 23 млн. экземпляров. В 1954 г. тираж составлял 450 тысяч, в 1956 г. – 750 тысяч, в 1958 г. – 1800 тысяч, а в 1963 г. тираж достиг отметки в 3 миллиона 500 тысяч экземпляров.

Название

«Работница»

Дата 1-го выпуска

журнала

8 марта 1914 г. в Санкт-Петербурге

«Крестьянка»

Тираж

Цена

12 тыс.

1922 г.

Состав редакции

в Москве

80 коп.

5 тыс.

до 1961 г.- 1 руб., после 1961 г. – 10 коп.

Рубрики

Н. К. Крупская, А. И. Ульянова-Елизарова, К. Н. Самойлова, Л. Р. Менжинская, И. Ф. Арманд, Л. Сталь

«Беседы экономиста» , «Экономия и бережливость»,

Н. К. Крупская, Ф. Нюрина, И. Флеровский, Н. Семашко, М. И. Калинин, А. И. Ульянова-Елизарова, А. В. Луначарский,

«Беседы с матерями», «Странички юмора», «Письмо в редакцию», «Мода», «Родители о воспитании детей», «Для наших женщин», «Прочтите детям», «Советы врача»

«Родители пишут», «На педагогические темы», «Ответы на письма родителей», «Советы врача»

Максим Горький, А. Т. Твардовский

В 1961 г. тираж составил 2,5 млн., в 1970 г. – более 11 млн., в 1981 г. – более 13 млн. и в 1990 г. – более 23 млн. экземпляров.

В 1954 г. тираж составлял 450 тысяч, в 1956 г. – 750 тысяч, в 1958 г. – 1800 тысяч, а в 1963 г. тираж достиг отметки в 3 миллиона 500 тысяч экземпляров.

Таким образом, истории появления двух массовых советских журналов «Работница» и «Крестьянка» во многом похожи, что связано с целенаправленной политикой государства в идеологической сфере, одинаковым составом авторов на начальных этапах существования данных женских журналов. Структура «Крестьянки» и «Работницы» также во многом друг друга копирует.  Массовую популярность журналы снискали в 1950–1960-х гг., когда женская пресса перестала быть ориентирована только на общественно-политическую деятельность, и редакторы стали больше уделять внимание женским проблемам и интересам.

Таким образом, истории появления двух массовых советских журналов «Работница» и «Крестьянка» во многом похожи, что связано с целенаправленной политикой государства в идеологической сфере, одинаковым составом авторов на начальных этапах существования данных женских журналов. Структура «Крестьянки» и «Работницы» также во многом друг друга копирует.

Массовую популярность журналы снискали в 1950–1960-х гг., когда женская пресса перестала быть ориентирована только на общественно-политическую деятельность, и редакторы стали больше уделять внимание женским проблемам и интересам.

Образ детства в женском журнале «Работница»  Задачи главы заключаются в том, чтобы охарактеризовать образ детства на основе анализа публикаций журнала «Работница» за 1954–1964 гг., обозначить его изменения по сравнению с предшествующим периодом; выявить основные рубрики и сюжеты, при помощи которых формировался новый образ; определить круг авторов, писавших о том, каким должно быть советское детство.

Образ детства

в женском журнале

«Работница»

Задачи главы заключаются в том, чтобы охарактеризовать образ детства на основе анализа публикаций журнала «Работница» за 1954–1964 гг., обозначить его изменения по сравнению с предшествующим периодом; выявить основные рубрики и сюжеты, при помощи которых формировался новый образ; определить круг авторов, писавших о том, каким должно быть советское детство.

Детские ясли Среднее или высшее учебные заведения Школа Сад Начиная с самого раннего возраста, ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации. 9

Детские ясли

Среднее или высшее учебные заведения

Школа

Сад

Начиная с самого раннего возраста, ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации.

9

В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома).  Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т. д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления). 9 Журнал «Работница» 1955г., февраль

В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома).

Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т. д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления).

9

Журнал «Работница» 1955г., февраль

Концепция «советского человека»:   стойкие; выносливые; волевые; преданные Родине и партии граждане ; трудолюбивые. 9 Журнал «Работница» Сентябрь 1955 г.

Концепция «советского человека»:

  • стойкие;
  • выносливые;
  • волевые;
  • преданные Родине и партии граждане ;
  • трудолюбивые.

9

Журнал «Работница» Сентябрь 1955 г.

«Нельзя говорить о счастливом детстве советских ребят, выхолащивая из него самое важное – радость бесконечного творческого труда на общую пользу». « Работая на своем школьном заводе, наши ребята вносят свой маленький скромный, но полезный вклад в общественную борьбу за коммунизм. И они счастливы
  • «Нельзя говорить о счастливом детстве советских ребят, выхолащивая из него самое важное – радость бесконечного творческого труда на общую пользу».
  • « Работая на своем школьном заводе, наши ребята вносят свой маленький скромный, но полезный вклад в общественную борьбу за коммунизм. И они счастливы . Счастливы и мы, педагоги: школьный завод помогает нам воспитывать в ребятах качества нового человека».

Цитаты из статьи «Школьный завод»

(Журнал «Работница»)

9

Журнал «Работница» 1961 г. Журнал «Работница» май 1960 г. 9 Журнал «Работница» май 1959 г

Журнал «Работница» 1961 г.

Журнал «Работница» май 1960 г.

9

Журнал «Работница» май 1959 г

Образ детства в женском журнале «Работница»  В период «оттепели» цели воспитания остаются прежними: воспитание нового человека, способного жить и трудиться в коммунистическом обществе. По сравнению с предыдущей эпохой, меняется доля участия государства и родителей в процессе социализации ребенка. Важная роль остается по-прежнему у государства, но значение родителей в воспитании увеличивается. При этом журнал «Работница» призван был воспитать не только детей, но и родителей ребенка, которые только тогда хорошо выполнят свой родительский долг, когда «вместе с народом воспитают будущего человека коммунизма». 9 Журнал «Работница» 1955г., октябрь

Образ детства в женском журнале

«Работница»

В период «оттепели» цели воспитания остаются прежними: воспитание нового человека, способного жить и трудиться в коммунистическом обществе. По сравнению с предыдущей эпохой, меняется доля участия государства и родителей в процессе социализации ребенка. Важная роль остается по-прежнему у государства, но значение родителей в воспитании увеличивается. При этом журнал «Работница» призван был воспитать не только детей, но и родителей ребенка, которые только тогда хорошо выполнят свой родительский долг, когда «вместе с народом воспитают будущего человека коммунизма».

9

Журнал «Работница» 1955г., октябрь

Образ детства в женском журнале «Крестьянка»  Образ детства в публикациях журнала «Крестьянка» во многом схож с «детскими» статьями, напечатанными в журнале «Работница».  Во- первых, это касается черт характера , которыми должен обладать советский ребенок: честность, мужество, трудолюбие, послушание, коллективизм и пр.  Во-вторых, это сравнение систем воспитания в социалистических и капиталистически странах. Хотя в «Крестьянке» подобных публикаций на порядок больше. 9

Образ детства

в женском журнале

«Крестьянка»

Образ детства в публикациях журнала «Крестьянка» во многом схож с «детскими» статьями, напечатанными в журнале «Работница».

Во- первых, это касается черт характера , которыми должен обладать советский ребенок: честность, мужество, трудолюбие, послушание, коллективизм и пр.

Во-вторых, это сравнение систем воспитания в социалистических и капиталистически странах. Хотя в «Крестьянке» подобных публикаций на порядок больше.

9

«…Когда появились дети, я вынуждена была оставить цех. Теперь у нас с Иваном Алексеевичем пять дочерей. Рано поняли дочери, что их жизнь, жизнь семьи, дома, города неразрывно связана с комбинатом. Мы переезжаем в новую, более просторную квартиру, и девочки знают: ее дал комбинат, они идут в школу – там им говорят, какую роль играет комбинат в жизни страны. Наконец, видя, как год от года растет достаток в доме, они опять это связывают с комбинатом: ведь их отец за двадцать пять лет поднялся от рядового рабочего до начальника смены коксохимического цеха, окончил курсы мастеров, имеет несколько наград. Вероятно, поэтому дочери, вступив в жизнь, тоже пошли работать на комбинат…»   Цитата из статьи А. А.Ряскиной  (журнал «Крестьянка») 9

«…Когда появились дети, я вынуждена была оставить цех. Теперь у нас с Иваном Алексеевичем пять дочерей. Рано поняли дочери, что их жизнь, жизнь семьи, дома, города неразрывно связана с комбинатом. Мы переезжаем в новую, более просторную квартиру, и девочки знают: ее дал комбинат, они идут в школу – там им говорят, какую роль играет комбинат в жизни страны. Наконец, видя, как год от года растет достаток в доме, они опять это связывают с комбинатом: ведь их отец за двадцать пять лет поднялся от рядового рабочего до начальника смены коксохимического цеха, окончил курсы мастеров, имеет несколько наград. Вероятно, поэтому дочери, вступив в жизнь, тоже пошли работать на комбинат…»

Цитата из статьи А. А.Ряскиной

(журнал «Крестьянка»)

9

«Может ли мать, пусть самая лучшая, дать ребенку то, что дает ему сплоченный, любящий свою трудную работу коллектив школы-интерната? Вот почему слова  второй дом  , которые произносят здесь не только педагоги и воспитатели, но и матери воспитанников и, главное сами ребята, приобретают все более глубокий смысл, все большую весомость…»    Цитата из статьи Э. Котляр о талицкой школе-интернате (журнал «Крестьянка») 9 Журнал «Крестьянка» 1926г., декабрь

«Может ли мать, пусть самая лучшая, дать ребенку то, что дает ему сплоченный, любящий свою трудную работу коллектив школы-интерната? Вот почему слова  второй дом  , которые произносят здесь не только педагоги и воспитатели, но и матери воспитанников и, главное сами ребята, приобретают все более глубокий смысл, все большую весомость…»

Цитата из статьи Э. Котляр о талицкой школе-интернате

(журнал «Крестьянка»)

9

Журнал «Крестьянка» 1926г., декабрь

9 Журнал «Крестьянка» июнь 1960 г. Журнал «Крестьянка» февраль 1961 г.

9

Журнал «Крестьянка» июнь 1960 г.

Журнал «Крестьянка» февраль 1961 г.

Образ детства в женском журнале «Крестьянка»  Таким образом, в женских журналах круг сюжетов, связанных с образом детства примерно одинаков. Во всех публикациях журнала упор делается на трудолюбие, дисциплинированность, активность в школе и общественных организациях. Важно отметить, что в «Крестьянке» акцент делается не столько на родительское воспитание, сколько на государственное (в лице школ-интернатов), и постоянно подчеркиваются достоинства системы советского образования. Отметим также, что круг авторов в женских журналах примерно одинаков – это читатели периодических изданий, медики и педагоги. 9 Журнал «Крестьянка» 1956г., март

Образ детства в женском журнале «Крестьянка»

Таким образом, в женских журналах круг сюжетов, связанных с образом детства примерно одинаков. Во всех публикациях журнала упор делается на трудолюбие, дисциплинированность, активность в школе и общественных организациях. Важно отметить, что в «Крестьянке» акцент делается не столько на родительское воспитание, сколько на государственное (в лице школ-интернатов), и постоянно подчеркиваются достоинства системы советского образования. Отметим также, что круг авторов в женских журналах примерно одинаков – это читатели периодических изданий, медики и педагоги.

9

Журнал «Крестьянка» 1956г., март

Заключение выявлены способы идеологического воздействия на женскую аудиторию; раскрыто содержание образа детства на страницах исследуемых журналов; рассмотрены основные педагогические нюансы изучаемого периода; были даны исторические характеристики журналов «Работница» и «Крестьянка»;  Таким образом, журналы «Работница» и «Крестьянка» периода «оттепели» содержат сведения о советской идеологии детства, его официальном статусе, мероприятиях социальной политики, затрагивает вопросы развития инфраструктуры и специализированной материальной культуры для детей, педагогической доктрины. Следует отметить, что на страницах журналов складывается противоречивый, неоднозначный образ детства. Он отражает как советские мифы о детях, так и реальные проблемы детей и их родителей. Но если фактическая информация о детстве в «Работнице» и «Крестьянке» вряд ли полна и требует проверки, то официальные представления, общественные ожидания и настроения в отношении детей, отразившиеся в публикациях, являются ценным материалом для интерпретации. 9

Заключение

  • выявлены способы идеологического воздействия на женскую аудиторию;
  • раскрыто содержание образа детства на страницах исследуемых журналов;
  • рассмотрены основные педагогические нюансы изучаемого периода;
  • были даны исторические характеристики журналов «Работница» и «Крестьянка»;

Таким образом, журналы «Работница» и «Крестьянка» периода «оттепели» содержат сведения о советской идеологии детства, его официальном статусе, мероприятиях социальной политики, затрагивает вопросы развития инфраструктуры и специализированной материальной культуры для детей, педагогической доктрины. Следует отметить, что на страницах журналов складывается противоречивый, неоднозначный образ детства. Он отражает как советские мифы о детях, так и реальные проблемы детей и их родителей. Но если фактическая информация о детстве в «Работнице» и «Крестьянке» вряд ли полна и требует проверки, то официальные представления, общественные ожидания и настроения в отношении детей, отразившиеся в публикациях, являются ценным материалом для интерпретации.

9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация "Образ советского детства на страницах женских журналов"

Автор: Агапова Алёна Васильевна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369435


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства