Просмотр содержимого документа
«Презентация "Образ советского детства на страницах женских журналов"»
Образ советского детства
на страницах женских журналов
(1954–1964)
Актуальность темы
История детства – новое направление в отечественной исторической науке, сформировавшееся на рубеже XX–XXI вв.
Актуально обращение к «женским» журналам «Работница» и «Крестьянка», которые являлись одними из массовых и популярных.
Для меня тема детства представляет интерес в связи с моей активной деятельностью в школьной общественной организации. Интересно было узнать о детстве людей советской эпохи, проблемах того поколения.
Обзор источников
Основные источники исследования - популярные женские журналы «Работница» (выходит с 1914 г.) и «Крестьянка» (с 1922 г.). Выбор этих журналов обусловлен их массовостью (тиражи в 1950-х гг. достигали более миллиона экземпляров).
Журнал «Крестьянка»
1923 г., июнь
Журнал «Работница»
1927 г., февраль
Цели и задачи
Цель настоящей работы– характеристика образа детства советской эпохи на страницах журналов «Работница» и «Крестьянка».
Задачи:
рассмотреть женские журналы «Работница» и «Крестьянка» как источник реконструкции образа советского детства;
реконструировать образ детства, созданный в журналах «Работница» и «Крестьянка».
Гипотеза:
Образ Советского детства в журналах «Работница» и «Крестьянка» мифологизирован, он не передает реальной картины в связи с идеологическим влиянием партии.
Название
«Работница»
Дата 1-го выпуска
журнала
8 марта 1914 г. в Санкт-Петербурге
«Крестьянка»
Тираж
Цена
12 тыс.
1922 г.
Состав редакции
в Москве
80 коп.
5 тыс.
до 1961 г.- 1 руб., после 1961 г. – 10 коп.
Рубрики
Н. К. Крупская, А. И. Ульянова-Елизарова, К. Н. Самойлова, Л. Р. Менжинская, И. Ф. Арманд, Л. Сталь
«Беседы экономиста» , «Экономия и бережливость»,
Н. К. Крупская, Ф. Нюрина, И. Флеровский, Н. Семашко, М. И. Калинин, А. И. Ульянова-Елизарова, А. В. Луначарский,
«Беседы с матерями», «Странички юмора», «Письмо в редакцию», «Мода», «Родители о воспитании детей», «Для наших женщин», «Прочтите детям», «Советы врача»
«Родители пишут», «На педагогические темы», «Ответы на письма родителей», «Советы врача»
Максим Горький, А. Т. Твардовский
В 1961 г. тираж составил 2,5 млн., в 1970 г. – более 11 млн., в 1981 г. – более 13 млн. и в 1990 г. – более 23 млн. экземпляров.
В 1954 г. тираж составлял 450 тысяч, в 1956 г. – 750 тысяч, в 1958 г. – 1800 тысяч, а в 1963 г. тираж достиг отметки в 3 миллиона 500 тысяч экземпляров.
Таким образом, истории появления двух массовых советских журналов «Работница» и «Крестьянка» во многом похожи, что связано с целенаправленной политикой государства в идеологической сфере, одинаковым составом авторов на начальных этапах существования данных женских журналов. Структура «Крестьянки» и «Работницы» также во многом друг друга копирует.
Массовую популярность журналы снискали в 1950–1960-х гг., когда женская пресса перестала быть ориентирована только на общественно-политическую деятельность, и редакторы стали больше уделять внимание женским проблемам и интересам.
Образ детства
в женском журнале
«Работница»
Задачи главы заключаются в том, чтобы охарактеризовать образ детства на основе анализа публикаций журнала «Работница» за 1954–1964 гг., обозначить его изменения по сравнению с предшествующим периодом; выявить основные рубрики и сюжеты, при помощи которых формировался новый образ; определить круг авторов, писавших о том, каким должно быть советское детство.
Детские ясли
Среднее или высшее учебные заведения
Школа
Сад
Начиная с самого раннего возраста, ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации.
9
В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома).
Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т. д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления).
9
Журнал «Работница» 1955г., февраль
Концепция «советского человека»:
стойкие;
выносливые;
волевые;
преданные Родине и партии граждане ;
трудолюбивые.
9
Журнал «Работница» Сентябрь 1955 г.
«Нельзя говорить о счастливом детстве советских ребят, выхолащивая из него самое важное – радость бесконечного творческого труда на общую пользу».
« Работая на своем школьном заводе, наши ребята вносят свой маленький скромный, но полезный вклад в общественную борьбу за коммунизм. И они счастливы . Счастливы и мы, педагоги: школьный завод помогает нам воспитывать в ребятах качества нового человека».
Цитаты из статьи «Школьный завод»
(Журнал «Работница»)
9
Журнал «Работница» 1961 г.
Журнал «Работница» май 1960 г.
9
Журнал «Работница» май 1959 г
Образ детства в женском журнале
«Работница»
В период «оттепели» цели воспитания остаются прежними: воспитание нового человека, способного жить и трудиться в коммунистическом обществе. По сравнению с предыдущей эпохой, меняется доля участия государства и родителей в процессе социализации ребенка. Важная роль остается по-прежнему у государства, но значение родителей в воспитании увеличивается. При этом журнал «Работница» призван был воспитать не только детей, но и родителей ребенка, которые только тогда хорошо выполнят свой родительский долг, когда «вместе с народом воспитают будущего человека коммунизма».
9
Журнал «Работница» 1955г., октябрь
Образ детства
в женском журнале
«Крестьянка»
Образ детства в публикациях журнала «Крестьянка» во многом схож с «детскими» статьями, напечатанными в журнале «Работница».
Во- первых, это касается черт характера , которыми должен обладать советский ребенок: честность, мужество, трудолюбие, послушание, коллективизм и пр.
Во-вторых, это сравнение систем воспитания в социалистических и капиталистически странах. Хотя в «Крестьянке» подобных публикаций на порядок больше.
9
«…Когда появились дети, я вынуждена была оставить цех. Теперь у нас с Иваном Алексеевичем пять дочерей. Рано поняли дочери, что их жизнь, жизнь семьи, дома, города неразрывно связана с комбинатом. Мы переезжаем в новую, более просторную квартиру, и девочки знают: ее дал комбинат, они идут в школу – там им говорят, какую роль играет комбинат в жизни страны. Наконец, видя, как год от года растет достаток в доме, они опять это связывают с комбинатом: ведь их отец за двадцать пять лет поднялся от рядового рабочего до начальника смены коксохимического цеха, окончил курсы мастеров, имеет несколько наград. Вероятно, поэтому дочери, вступив в жизнь, тоже пошли работать на комбинат…»
Цитата из статьи А. А.Ряскиной
(журнал «Крестьянка»)
9
«Может ли мать, пусть самая лучшая, дать ребенку то, что дает ему сплоченный, любящий свою трудную работу коллектив школы-интерната? Вот почему слова второй дом , которые произносят здесь не только педагоги и воспитатели, но и матери воспитанников и, главное сами ребята, приобретают все более глубокий смысл, все большую весомость…»
Цитата из статьи Э. Котляр о талицкой школе-интернате
(журнал «Крестьянка»)
9
Журнал «Крестьянка» 1926г., декабрь
9
Журнал «Крестьянка» июнь 1960 г.
Журнал «Крестьянка» февраль 1961 г.
Образ детства в женском журнале «Крестьянка»
Таким образом, в женских журналах круг сюжетов, связанных с образом детства примерно одинаков. Во всех публикациях журнала упор делается на трудолюбие, дисциплинированность, активность в школе и общественных организациях. Важно отметить, что в «Крестьянке» акцент делается не столько на родительское воспитание, сколько на государственное (в лице школ-интернатов), и постоянно подчеркиваются достоинства системы советского образования. Отметим также, что круг авторов в женских журналах примерно одинаков – это читатели периодических изданий, медики и педагоги.
9
Журнал «Крестьянка» 1956г., март
Заключение
выявлены способы идеологического воздействия на женскую аудиторию;
раскрыто содержание образа детства на страницах исследуемых журналов;
рассмотрены основные педагогические нюансы изучаемого периода;
были даны исторические характеристики журналов «Работница» и «Крестьянка»;
Таким образом, журналы «Работница» и «Крестьянка» периода «оттепели» содержат сведения о советской идеологии детства, его официальном статусе, мероприятиях социальной политики, затрагивает вопросы развития инфраструктуры и специализированной материальной культуры для детей, педагогической доктрины. Следует отметить, что на страницах журналов складывается противоречивый, неоднозначный образ детства. Он отражает как советские мифы о детях, так и реальные проблемы детей и их родителей. Но если фактическая информация о детстве в «Работнице» и «Крестьянке» вряд ли полна и требует проверки, то официальные представления, общественные ожидания и настроения в отношении детей, отразившиеся в публикациях, являются ценным материалом для интерпретации.