kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к Уроку "Эпоха перестройки в СССР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена одной из самых сложных этапов в истории"Эпоха перестройки в СССР",

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Перестройка в СССР»

Перестройка в СССР 1985-1991гг 900igr.net

Перестройка в СССР

1985-1991гг

900igr.net

Реформы в экономике 1985-1991гг

Реформы в экономике

1985-1991гг

Проблема Перестройка началась в обстановке всеобщей эйфории, ожидания быстрых перемен во всех сферах жизни. Завершилась же она гибелью огромного евразийского государства. Возникает вопрос: а надо ли было затевать столь рискованный социальный эксперимент? Был ли он объективно необходимым, предопределен предшествующим развитием?

Проблема

Перестройка началась в обстановке всеобщей эйфории, ожидания быстрых перемен во всех сферах жизни.

Завершилась же она гибелью огромного евразийского государства.

Возникает вопрос: а надо ли было затевать столь рискованный социальный эксперимент?

Был ли он объективно необходимым, предопределен предшествующим развитием?

Проблемы начала 80-х гг.:

Проблемы начала 80-х гг.:

  • Падение темпов роста промышленного производства и производительности труда.
  • Научно-технический разрыв с Западом. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ.
  • Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.
  • Непосильная гонка вооружений, рост внешнеэкономической изоляции.
  • Продовольственные проблемы.
  • Падение дисциплины, паралич общественного сознания.
  • Отсутствие отечественных товаров массового спроса, затоваривание некачественными.
Этапы экономических реформ  1985-1991 гг. I этап  1985— 1986 гг. Цель:  Попытки реализации концепции ускорения социально-экономического развития страны

Этапы экономических реформ 1985-1991 гг.

I этап 1985— 1986 гг.

Цель:

Попытки реализации концепции ускорения социально-экономического развития страны

I этап  1985— 1986 гг. Мероприятия: 1) Шире использовать «скрытые резервы» максимальная загрузка производственных мощностей; многосменная работа; укрепление трудовой дисциплины; предложения рационализаторов; развитие соцсоревнования. 2) Антиалкогольная кампания. 3) Борьба с «нетрудовыми доходами» 4) Госприемка.

I этап 1985— 1986 гг. Мероприятия:

1) Шире использовать «скрытые резервы»

  • максимальная загрузка производственных мощностей;
  • многосменная работа;
  • укрепление трудовой дисциплины;
  • предложения рационализаторов;
  • развитие соцсоревнования.

2) Антиалкогольная кампания.

3) Борьба с «нетрудовыми доходами»

4) Госприемка.

Итоги:

Итоги:

  • бюджет потерял 10 млрд. рублей за счет сокращения продажи спиртного;
  • 200 тыс. инженеров работали на госприемку;
  • авария в Чернобыле 1986г.
II этап 1987-1989 гг.  Цель:  Ориентация на переход от административных методов к экономическим при сохранении централизованного управления

II этап 1987-1989 гг.

Цель:

Ориентация на переход от административных методов к экономическим при сохранении централизованного управления

Мероприятия:

Мероприятия:

  • Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования
  • Постепенное возрождение частного сектора через кооперацию
  • Отказ от монополии внешней торговли
  • Более глубокая интеграция в мировой рынок
  • Сокращение числа отраслевых министерств
  • Аренда земли;
  • Признание равноправия новых форм хозяйств на селе (агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами
  • Конверсия - перевод военно-промышленных предприятий на выпуск мирной продукции.
Итоги:

Итоги:

  • Легализация «теневой экономики».
  • Начало товарного голода и всеобщего талонирования.
  • Появление инфляции.
  • Рост денег на сберкнижках, не обеспечен-ных товарами.
  • Социальная напряженность.
III этап 1989-1991гг . Цель: Курс на переход к регулируемому рынку.

III этап 1989-1991гг .

Цель:

Курс на переход к регулируемому рынку.

Мероприятия: 1. Программа «500 дней» Шаталина-Явлинского:

Мероприятия:

1. Программа «500 дней» Шаталина-Явлинского:

  • провести в сжатый срок поэтапную кардинальную приватизацию с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам;
  • существенно ограничить экономическую власть центра
2. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике»

2. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике»

  • Постепенная демонополизация, децентрализация и приватизация;
  • отказ от программы «500 дней»;
  • обмен 50-100 рублевых купюр.
Итоги:

Итоги:

  • Начало абсолютного спада промышленного производства.
  • В 1990 году национальный доход сократился на 4 %.
  • Инфляция к концу 1991 г. достигла 25% в неделю.
  • Бюджетный дефицит составлял 200 млрд. рублей.
  • Нормированное распределение товаров.
Причины неудач экономических реформ Непоследовательность и промедление в осуществлении реформы.

Причины неудач экономических реформ

  • Непоследовательность и промедление в осуществлении реформы.

  • Многие правильные законы, принятые «наверху», выхолащивались бюрократами на местах.
  • Механизм и сроки реализации мероприятий были намечены приблизительно и неконкретно.
  • Не проработали вопросы реформирования кредитной и ценовой политики.
  • Психологическая неподготовленность большинства руководителей к переходу к рынку
Этапы политической реформы в СССР (1988—1991)

Этапы политической реформы в СССР

(1988—1991)

I этап - «кадровая революция»  Цели:  совершенствование общества и выправление «отдельных деформаций» социализма.

I этап - «кадровая революция»

Цели:

совершенствование общества и выправление «отдельных деформаций» социализма.

Мероприятия:  Январь 1987 г.  Подбор кадров на основании главного критерия - поддержка целей и идей перестройки

Мероприятия:

Январь 1987 г.

Подбор кадров на основании главного критерия - поддержка целей и идей перестройки

  • омоложение кадров;
  • усиление местных руководителей, критика консерваторов;
  • вводились альтернативные выборы партийных секретарей;
  • открытое голосование заменялось тайным.
II этап

II этап

  • Начало осуществления реформы политической системы.
  • Провозглашение целью реформы соединения социалистических ценностей с элементами либерализма.
Мероприятия. Лето 1988 г. - XIX Всесоюзная партийная конференция. Итоги:

Мероприятия.

  • Лето 1988 г. - XIX Всесоюзная партийная конференция.

Итоги:

  • Курс на построение «социалистического правового государства»
  • Утверждение принципа разделения властей
  • Формирование «советского парламентаризма»
  • Учреждение Съезда народных депутатов СССР
  • Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент
Политические события

Политические события

  • 1989г. Выборы и первые Съезды народных депутатов СССР. Политизация и радикализация общественного сознания.
  • 1990г.«Парад суверенитетов». Учреждение поста Президента СССР. Нарастание противоречий между законодательной и исполнительной властью. Начало ликвидации монополии КПСС на власть.
  • 1991г. Попытки подписания нового Союзного договора. Ослабление позиций консерваторов. ГКЧП.
ПРЕДПОСЫЛКИ РАСПАДА СССР

ПРЕДПОСЫЛКИ РАСПАДА СССР

  • Зарождение национального и регионального экономического изоляционизма вследствие неэффективности советской экономической системы
  • Ликвидация тоталитарной системы и монополии КПСС на власть, которые составляли каркас СССР и как обручем стягивали союзные республики
  • Борьба за власть между центральными и национально-региональными элитами
  • Отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и национальных республик. Диктат центральной власти в отношении национально-государственных образований
ОБОСТРЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ Непоследовательность и противоречивость национальной политики Экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства Углубление межнациональных противоречий В условиях развития гласности и демократии они приводят к открытым национальным конфликтам

ОБОСТРЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

Непоследовательность

и противоречивость

национальной политики

Экономический кризис,

охвативший все отрасли

народного хозяйства

Углубление

межнациональных

противоречий

В условиях развития гласности и демократии

они приводят к открытым национальным

конфликтам

Национальные конфликты

Национальные конфликты

  • Митинги и демонстрации в Алма-Ате (Казахстан) против русификации (1986 г.)
  • Карабахская проблема, конфликт между Арменией и Азербайджаном с 1988 г.
  • Волнения в Узбекистане между турками-месхетинцами и узбеками (1989 г.)
  • Создание Народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений (с 1988 г.)
  • Межэтнические столкновения в Киргизии (1989 г.)
  • Вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г.)
«Новое мышление»  во внешней политике

«Новое мышление» во внешней политике

Проблема   Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.

Проблема

Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.

  • Одна из точек зрения «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в холодной войне.
  • Противоположная позиция - Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.
  • Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции?
  • Какие еще оценки можно высказать?
Внешнеполитическая ситуация начала 80-х гг.

Внешнеполитическая ситуация начала 80-х гг.

  • «Два мира - две системы» (СССР - США, ОВД - НАТО), борьба за сферы влияния в глобальном масштабе.
  • Гонка стратегических и обычных вооружений, изматывающая СССР, американская программа СОЙ с участием НАТО и Японии.
  • Война в Афганистане, присутствие СССР в «горячих точках» планеты.
  • Неблагоприятная для СССР внешнеполитическая ситуация (падение цен на нефть, технологическая блокада, рост внешнего долга и продовольственная зависимость).
  • Рост напряженности в странах «социалистического содружества» при реализации доктрины «ограниченного суверенитета».
  • Появление новых центров силы (Западная Европа, Япония, страны Юго-Восточной Азии, новая роль Китая).
Основные принципы нового политического мышления

Основные принципы нового политического мышления

  • признание оружия массового поражения непригодным инструментом в решении внешнеполитических задач, создающим опасность для существования всего человечества;
  • провозглашение приоритета общечеловеческих интересов над классовыми или национальными;
  • общая задачей всех государств — решение глобальных проблем (в частности проблем экологии, экономического положения стран «третьего мира» и т.п.);
  • противостояние СССР и США должны уйти в прошлое; все разногласия могут быть разрешены на основе взаимных уступок и компромиссов, опирающихся на нормы Международного права.
Основные события

Основные события

  • 1987 - соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности в Европе.
  • 1988 - 1991 — кризис и распад ОВД, СЭВ.
  • 1989 - вывод советских войск из Афганистана.
  • 1990 - объединение ФРГ и ГДР
  • 1991 - заключение договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
  • 1991 – «Буря в пустыне» - военная операция США в Ираке.
ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР ИТОГОВ ПЕРЕСТРОЙКИ  Позитивные

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР ИТОГОВ ПЕРЕСТРОЙКИ

Позитивные

  • Разрушение тоталитарной системы и ее атрибутов
  • Утверждение политических свобод и свободы совести
  • Создание постоянно действующего парламента
  • Начало демилитаризации страны
  • Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния держав
ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР ИТОГОВ ПЕРЕСТРОЙКИ  Негативные

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР ИТОГОВ ПЕРЕСТРОЙКИ

Негативные

  • Обострение межнациональных противоречий
  • Ухудшение социально-экономического положения населения
  • Ослабление власти в центре и на местах
  • Нарушение экономических связей между бывшими республиками
  • Ослабление обороноспособности всех республик
  • Распад СССР


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к Уроку "Эпоха перестройки в СССР"

Автор: Гомбоева Наталья Бубеевна

Дата: 23.04.2017

Номер свидетельства: 411039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Классный час посвященный ко Дню Первого Президента Республики Казахстан "
    ["seo_title"] => string(84) "klassnyi-chas-posviashchiennyi-ko-dniu-piervogho-priezidienta-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "163580"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422514441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства