Бове Осип Иванович
Бове Осип (Иосиф) Иванович [24.10(4.11). 1784, Петербург, — 16(28). 6. 1834, Москва], русский архитектор, представитель ампира. Родился в семье художника, итальянца по происхождению. Учился в Москве, в архитектурной школе при Экспедиции кремлёвского строения (1802—07). С 1807 работал помощником М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери (ныне г. Калинин). После 1812 был главным архитектором "фасадической части" Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. При непосредственном участии Б. была реконструирована Красная площадь с Торговыми рядами (1815, позднее разобраны), созданы Театральная площадь (ныне площадь Свердлова) с Большим театром (1821—24) и другими зданиями (позже изменены), Александровский сад, Манеж (Б. — автор архитектурной отделки). Тема патриотизма, получившая особое распространение в начале 19 в., определила архитектурный образ Триумфальных ворот, воздвигнутых по проекту Б. в память Отечественной войны 1812 при въезде в Москву со стороны Петербурга (1827—34, разобраны в 1932, восстановлены в 1968 на Кутузовском проспекте). Городскому ансамблю, сложившейся застройке улиц подчинены и построенные по проектам Б. крупные общественные здания (1-я Градская больница, 1828—32) и жилые дома (особняк Гагариных, позже Книжная палата, на Новинском бульваре, 1817, разрушен во время налёта немецко-фашистской авиации в 1941), в которых наряду с традиционной усадебной композицией и принятой в ампире схемой решения фасада появляются черты интимности, простоты и уюта, свойственные московской архитектуре начала 19 в. Среди церковных построек Б. известны купольная ротонда церкви "Всех скорбящих радости" на Большой Ордынке в Москве (1833) и церковь в селе Архангельском Московской области со своеобразным решением иконостаса в виде триумфальной арки (1822).
Воронихин Андрей Никифорович
Воронихин Андрей Никифорович [17(28).10.1759, с. Новое Усолье, ныне Пермской области, — 21.2(5.3).1814, Петербург], русский архитектор, представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова); с 1779 — в Петербурге. В 1786—90 жил в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, математику, физику, естественные науки. В 1797 получил звание академика "перспективной живописи" АХ (за произведение "Вид картинной галереи в Строгановском дворце", акварель, 1793, Эрмитаж, Ленинград, и "Вид Строгановской дачи", масло, 1797, Русский музей, Ленинград), с 1802 профессор АХ. Ранние архитектурные работы В. (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793; Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795—96; дом в усадьбе Городня Калужской губернии, 1798) отличаются ясностью композиции, изяществом и утончённостью деталей. В своём творчестве В. продолжил лучшие традиции и достижения русского зодчества. Развивая принципы дворцовых композиций Баженова, И. Е. Старова, Казакова, В. создал новый простой и строгий тип общественного здания, в своём архитектурном образе выражающий мощь и величие русского государства.
Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произведение В. — Казанский собор в Ленинграде (1801—11). Строительство этого здания на центральной магистрали положило начало созданию крупных городских ансамблей на Невском проспекте. Градостроительное начало играет основную роль и в последующих работах В. — здании Горного института (1806—11) с монументальной колоннадой, обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря, неосуществленных проектах Исаакиевского собора в Петербурге (1808—10) и храма Христа в Москве (1813). В. участвовал также в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (ныне Петродворец; начало 1800-х гг.) и Павловске (1802—08), усадьбы Братцево (ныне в черте Москвы; начало 19 в.). Всем сооружениям этого периода, выполненным в принципах русского ампира с применением новых, облегчённых конструкций и естественных строительных материалов, присуща большая архитектурно-художественная выразительность, достигаемая ясностью пространственной композиции, контрастом больших гладких плоскостей стен с колоннадами, скульптурой и крупным, сочным орнаментом.
Большое значение имела деятельность В. в области прикладного искусства — мебели, осветительных приборов, стёкол, каменных и фарфоровых ваз, проекты которых создавались им в органическом сочетании интерьера с архитектурой.
Монферран Август Августович
Монферран (Montferrand) Август Августович (Огюст Рикар де М.) [24.1.1786, Шайо, Франция, — 28.6(10.7).1858, Петербург], русский архитектор, декоратор и рисовальщик. По происхождению француз. Учился в Политехнической школе и у архитекторов Ш. Персье и П. Фонтена в Париже. С 1816 работал в России, в Петербурге. Творчество М. знаменует переход от позднего классицизма к эклектизму.
Работы: Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817—20), отделка Фельдмаршальского, Петровского и строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827 — начало 1830-х гг.), перестройка дома Гагариной (ныне Дом композиторов; 1840-е гг.).
Захаров Андреян Дмитриевич
Захаров Андреян (Адриан) Дмитриевич [8(19).8.1761, Петербург, — 27.8(8.9).1811, там же], русский архитектор, представитель ампира. Родился в семье служащего Адмиралтейств-коллегий. Учился в петербургской АХ (1767—82) у А. Ф. Кокоринова и И. Е. Старова, затем в Париже (1782—1786) у Ж. Ф. Шальгрена. С 1794 академик петербургской АХ. Среди первых работ З. — ряд построек в Гатчине («Львиный мост», «Ферма», «Птичник» и др.), проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания АН (1803—04), выполненный в традициях французской градостроительной школы, где единство ансамбля достигалось общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. В 1805 З. был назначен главным архитектором Адмиралтейства, в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Здание Адмиралтейства в Ленинграде (1806—23) является величайшим памятником рус. архитектуры стиля ампир. Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, З. создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). В центре здания — монументальная башня со шпилем, ставшая символом города. Внутри этой башни З. сохранил старый шпиль Адмиралтейства (архитектор И. К. Коробов). Композиция 2 крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Новое значение получает скульптура. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. В интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.
З. создал также проекты застройки Провиантского о. (1806—08) и Галерного порта (1806—09), ряд проектов для Кронштадта (Андреевский собор, построенный в 1806—17, не сохранился), проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России подчёркнуто монументального характера. С 1787 преподавал в АХ (среди учеников — архитектор А. И. Мельников).
Тон Константин Андреевич
Тон Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, — 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803—15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819—28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по архитектурной части (с 1854) петербургской АХ. Родоначальник официально внедрявшегося царским правительством эклектичного русско-византийского стиля (см. Псевдорусский стиль). Многие постройки Т. отличаются передовыми конструктивными решениями (использование крупных металлических конструкций и др.) и высоким качеством строительных работ. Произведения: Храм Христа Спасителя (1837—1883, не сохранился), Большой Кремлёвский дворец (1839—49; см. илл.) и Оружейная палата (1844—51) в Кремле, всё — в Москве; вокзалы — Николаевский (ныне Ленинградский; 1849) в Москве и Николаевский (ныне Московский; 1851) в Ленинграде (оба реконструированы в 1960—70-е гг. с сохранением первоначального фасада); альбом "Проекты церквей..." (1838).
Кленце Лео фон
Кленце (Klenze) Лео фон (29.2.1784, Шладен, ныне в Нижней Саксонии, ФРГ,—27.1.1864, Мюнхен), немецкий архитектор. Учился в Германии, Франции, Италии; был придворным архитектором Жерома Бонапарта в Касселе (1808—13) и баварского короля Людвига I в Мюнхене (с 1815). Градостроительные работы К. в Мюнхене (с 1816) и Афинах (1839—51) отличаются торжественной, строгой регулярностью. В своих тяжеловесных парадных постройках (Глиптотека, 1816—30, и Старая пинакотека, 1826—36, в Мюнхене; Новый Эрмитаж в Ленинграде, 1839—52) К. комбинировал мотивы древнегреческого зодчества, которые воспроизводил с педантичной точностью и сухостью.
Клодт Петр Карлович
Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович [24.5(5.6).1805, Петербург, — 8(20).11.1867, мыза Халала, Финляндия, похоронен в Петербурге], русский скульптор и литейный мастер. С 1829 посещал классы петербургской Академии Художеств, где с 1838 был профессором и заведовал литейной мастерской. В своей анималистической монументальной скульптуре и мелкой пластике К. не порывает до конца с классицистическими традициями, но стремится к непосредственной фиксации жизненных наблюдений. Произведения: 4 группы укротителей коней на Аничковом мосту (бронза, 1830-е гг., установлены в 1849—50), памятник И. А. Крылову в Летнем саду (бронза, гранит, 1848—55) и Николаю I (бронза, 1856—59, совместно со скульпторами Н. А. Рамазановым и Р. К. Залеманом) в Ленинграде; «Лошадь на водопое» (бронза, Русский музей, Ленинград); модели для каслинского литья.
Орловский Борис Иванович
Орловский (настоящая фамилия — Смирнов) Борис Иванович [1796, село Столбецкое, ныне Покровского района Орловской области, — 16(28).12.1837, Петербург], русский скульптор. Сын крепостного. Учился в скульптурных мастерских С. П. Кампиони в Москве (с 1809) и П. Трискорни в Петербурге (с 1816), а также у И. П. Мартоса в петербургской АХ (1822; пенсионер в Риме в 1823—28). Преподавал в петербургской АХ (с 1831; профессор с 1836). В римский период работал под руководством и испытал влияние Б. Торвальдсена («Парис», 1824, переведён в мрамор в 1838; «Фавн и вакханка», 1826—28, в мрамор переведено в 1837; оба произведения — в Русском музее, Ленинград). В лучших произведениях О. зрелого периода (преимущественно монументальная скульптура на героические национальные темы) портретность изображений сочетается с величавой строгостью классицистических форм (памятник М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Ленинграде, бронза, 1828—36, открыты в 1837). Творчеству О. свойствен романтический интерес к национальной истории («Ян Усмарь», бронза, 1831, Русский музей); его работы порой не лишены черт патетики (фигура ангела на Александровской колонне, бронза, 1831—33).
Росси Карл Иванович
Росси Карл Иванович [18(29).12.1775, Петербург, — 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать — итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 — архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Р. не сохранились). Среди ранних работ — перестройка Путевого дворца в Твери (1809). В 1815 вернулся в Петербург, с 1816 один из главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. С этого времени начался период расцвета творчества Р., создавшего на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральных частей города. После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818—22) Р. осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819—25; ныне здание Русского музея) и торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь), и Михайловской улицы (ныне улица Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Р. интерьеры Михайловского дворца (например, Белый зал) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. В 1819—29 Р. возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь: Р. изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой. В 1816—34 Р. создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, и состоящий из Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Александринской площади (ныне Островского площадь) и Чернышева моста площади (ныне площадь Ломоносова). Последним крупным сооружением — зданиями Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) Р. в 1829—34 завершил формирование Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Р. составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Р., одного из создателей русского варианта ампира, характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Р. сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Р. отражал патриотические идеи величия России — победительницы в Отечественной войне 1812. Р. также построил в Павловске библиотеку дворца (1822—24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде — колокольню Юрьева монастыря (1838—41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым). Градостроительные идеи Р., воплощённые им в величавых городских ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма. Вместе с тем в позднем творчестве Р. наметились и кризисные черты позднего классицизма, элементы архитектурной эклектики.
Стасов Василий Петрович
Стасов Василий Петрович [24.7(4.8).1769, Москва, — 24.8(5.9). 1848, Петербург], русский архитектор, представитель позднего классицизма. В 1783—1794 помощник архитектора в Московской управе благочиния. К концу 1790-х гг. работал самостоятельно. В 1802—08 изучал архитектуру во Франции и Италии. С 1808 работал в Петербурге. Академик Петербургской АХ (1811). С 1816 — один из основных членов Комитета для строений и гидравлических работ в Петербурге. С 1817 ведал строительством при императорском дворе. В 1810-е гг. выполнил более 100 образцовых проектов жилых домов, оград и хозяйственных строений для провинции. Среди наиболее значительных построек С. 1810-х — начала 1820-х гг.: казармы Павловского полка (ныне "Ленэнерго"; 1817—20) — монументальное сооружение, важная часть ансамбля Марсова поля; Конюшенное ведомство (ныне гараж; 1817—23) и Ямской рынок (1817—19) — все в Петербурге; чугунные ворота "Любезным моим сослуживцам" (1817—21), Манеж (1819—21), Большая оранжерея (1820—1823) и Конюшенный корпус (1823) — в Царском Селе (Пушкине); Провиантские склады в Москве (проект—1821, строительство закончилось в 1835). В конце 20-х — 30-е гг. С. возвёл в Петербурге два больших собора — Преображенский (1827—1829) и Троицкий (1828—35; скульптурный декор — С. И. Гальберг); Нарвские (1833; медная колесница — П. К. Клодт, С. С. Пименов; скульптурный декор — М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и др.) и чугунные Московские (1834—38; скульптурный декор — Б. И. Орловский) триумфальные ворота — величественные символы победы над Наполеоном; достроил собор и западные корпуса келий Смольного монастыря и оформил их интерьеры в духе классицизма (1832—35), восстановил после пожара 1837 фасады, парадные залы и церкви Зимнего дворца (1838—39).
Развивая основные идеи и композиционные приёмы последнего этапа рус. классицизма — ампира, С. особенно часто обращался к строгим формам дорического ордера, добивался торжественного звучания архитектурного образа. В ряде его произведений сказались отзвуки национального торжества после победы России в Отечественной войне 1812, темы воинской героики и доблести, государственного могущества.
Мартос Иван Петрович
Мартос Иван Петрович [1754, Ичня, ныне Черниговской области УССР, — 5(17).4.1835, Петербург], русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764—73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773—79), где изучал и копировал произведения античной скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. М. Вьена и К. Альбачини. Вернулся в Россию убеждённым сторонником классицизма. Выполнив ряд портретов (бюсты Н. И. Панина, 1780, и А. В. Паниной, 1782; оба — мрамор, Третьяковская галерея), уже в начале 1780-х годов выступил как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражданский пафос, идеальную возвышенность образов с их обаятельной жизненностью. Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия: С. С. Волконской, Третьяковская галерея; М. П. Собакиной; оба — мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка форм, искусное совмещение высокого и низкого рельефа. В дальнейшем М. уходит от барельефного принципа композиции, обособляя человеческую фигуру от скульптурного фона и монументализируя памятник в целом (надгробия: Н. И. Панина, 1788, Е. С. Куракиной, 1792; оба — мрамор, Музей городской скульптуры, Ленинград). Продолжая часто использовать мотив пирамидальной стелы с включенным в неё барельефным медальоном-портретом умершего, М. всё более разнообразит расположение фигур скорбящих, прибегает к полихромии оттенков мрамора. Воссоздание интимного мира переживаний, свойственное ранним памятникам, с начала 1790-х годов сменяется подчёркиванием обществ, значимости монумента, образный строй которого усложняется и порою даже драматизируется. Произведения М. зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архитектурной средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта; их эмоциональное воздействие с начала 1800-х годов определяется суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия: Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Ленинград; Павла I, мрамор, гранит, 1807, "Мавзолей", Павловск). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804—18), который был сооружен по общественной инициативе. Скульптурная группа обладает большой композиционной и эмоциональной цельностью, не нарушаемой драматическим развитием действия; первоначально поставленный напротив Кремлёвской стены, памятник особенно полно обнаруживал свою смысловую и пространственную связь с ансамблем Красной площади, призывая Пожарского следовать велению долга, передавая ему меч, Минин широким жестом руки указывал на Кремль. Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823—28), несущего в себе многие черты позднего творчества М., в котором становятся заметны ноты ригоризма, склонность к чрезмерной обобщенности форм и в то же время к мелочности в деталях (памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828—31). Преподавал в петербургской АХ (1779—1835; с 1814 ректор). Оказал большое влияние на формирование многих русских скульпторов 1-й трети 19 века.