Данный материал может использоваться во внеклассной работе по истории края в 6, 10 классах.Скифо-сарматская культура явилась продуктом жизни двух народов – скифов и сарматов, происходивших от одного, иранской ветви, индо-европейского племени, но несколько в разное время выступивших на историческую арену европейской жизни. Их жизнь текла почти одновременно, но близость скифов к культурным очагам тогдашнего мира раньше ввела их в общую жизнь и приобщила отчасти ко всеобщей культуре. Скифы быстро прошли свою жизнь и ко времени Рождества Христова только местами сохранили свой облик; сарматы же выступили на их место и не только приняли культуру прежних народов, но и внесли в нее свои специфические оттенки, родственные также и скифам. Исторические сведения о скифах до V в. до Р.Х. ничтожны. В V в. появляется "яркая этнографическая картина" северного Черноморского побережья, она помещена в IV кн. известной "Истории" Геродота.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Скифы и сарматы Астраханского края" »
«Скифы и
сарматы
Астраханского
края »
Презентация учителя истории
Травниковой М.Н.
САРМАТЫ
СКИФЫ
III- VI в.в. до н. э.
на территории Астраханского края
проживали
Сарматия
Скифия
На смену скифам пришли новые завоеватели. Новые народы назывались сарматами.
Посмотрите
внимательно
на этого мужчину.
Это же предок
донского казака.
Как и скифы сарматы были кочевыми скотоводами.
Основным занятием было коневодство
и овцеводство.
Кочевники не имели долговременных поселений. Основные археологические памятники
сарматов – курганы (их могилы).
В могилы помещали всё, чем покойный пользовался при жизни: воину – оружие и конскую упряжь, женщине – посуду и украшения, предметы туалета.
САРМАТЫ
Сарматы считались прекрасными воинами,
они создали тяжёлую конницу, их оружием
были мечи и копья.
Война была едва ли
не повседневным занятием сарматов.
Военные достижения сарматов связаны с развитием приёмов ближнего боя. Это дало им военное преимущество
при завоевании Европейской
Скифии.
Сюжет картины навеян одним из сражений.
Кажется, ничто не может остановить победного шествия сармата, сеющего смерть на своём пути. Беспомощен поверженный воин, в тело которого вонзится копьё.
Основной силой сарматского войска былалёгкая конница.
Лёгкая конница была незаменима для манёвра - обхвата флангов, преследования,
для набегов
и разведки.
Всадники были вооружены длинными и короткими мечами, копьями, луками и стрелами.
Конь был для сармата всем. Он давал пищу, питьё, одежду, конь давал силу
и богатство, спасал жизнь.
Преклонение мечу.
Впоследствии сарматам пришлось столкнуться с греческой фалангой и римским легионом. Лёгкая конница не способна была побеждать хорошо организованную и обученную тяжёлую пехоту.
Сарматы провели реформу войска и создали тяжёлую конницу катафрактариев. (Катафракта – наименование всаднического доспеха.)
Главным оружием катафрактариев были копья, длина которых достигала четырёх с половиной метров. Своё копьё, прикреплённое к шее и крупу коня, всадник держал обеими руками. Он стремился поразить врага колющим ударом копья.
Бег коня увеличивал силу удара.
Тяжёловооружённая сарматская конница представляла грозную силу.
Сарматское войско формировалось как народное ополчение. Его организация повторяла устройство сарматского общества. Прежде всего каждый воин становился членом небольшого отряда, созданного той родственной группой, к которой принадлежала его семья.
Отряд родственников был частью «полка» территориальной общины и вместе с ним входил в армию племени. Войско союза подчинялось
верховному царю.
Постоянные дружины складывались из людей, для которых набеги и войны были главным занятием.
В военных операциях участвовали не только боеспособные мужчины,но и женщины.
Во всех погребениях взрослых мужчин
и в каждом пятом женском погребении археологи находят оружие и конскую сбрую.
В племенах савроматов (сарматов) девушки обучались военному делу наравне
с юношами.
Сарматка из вспомогательного отряда
(с фрески склепа в Крыму).
Вооружение и доспехи сарматки:
шлем, наконечники копий, меч, доспехи.
Сарматка – воин
на коне.
О сарматских женщинах – воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну
и носят одинаковую
с мужчинами одежду… Ни одна женщина не выходит замуж, пока не убьёт врага».
По – видимому, женщины жили
не отдельным племенем (по крайней мере, в наших местах),
а вместе с мужским населением,
лишь выделившись
в отдельные отряды, подобно современным воинским частям, расположенным у населённых пунктов.
Почти 600 лет сарматы держали в ужасе античный мир, и гром копыт их коней предрекал беду и смерть. Однако блеск сарматского золота померк. В 3 веке н. э. ощутимый удар им нанесли готы, а в начале 4 века н. э. сарматы оказались на пути гуннов, которые окончательно разгромили сарматов. И они сошли с исторической арены.
Лишь
степные курганы
и исторические летописи до сих пор хранят память о них – народе,
«опоясанном мечом».
САРМАТЫ
Сарматы («рожденные царями»,
либо, возможно, «дети Мары" [марийцы],
откуда и название города «Самара»
и ближневосточной столицы
скифов – Рас-Шамра (Угарит-Иерусалим).
Как и скифы сарматы были кочевыми скотоводами.
Основным занятием было коневодство
и овцеводство.
Кочевники не имели долговременных поселений. Основные археологические памятники
сарматов – курганы (их могилы).
В могилы помещали всё, чем покойный пользовался при жизни: воину – оружие и конскую упряжь, женщине – посуду и украшения, предметы туалета.