Презентация по истории 8 класс "Российская империя при Николае I"
Презентация по истории 8 класс "Российская империя при Николае I"
Задачи урока: Установить направленность и определить особенности внутриполитического курса Николая I во второй четверти XIX в. Охарактеризовать Николая I как государственного деятеля. Понять, в чём специфика периода его правления в сравнении с предыдущим императором, в чём противоречивость этого царствования и каково его влияние на дальнейшее развитие России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории 8 класс "Российская империя при Николае I" »
Тема:
Внутренняя политика НиколаяI.
Цели :
Познакомиться с личностью императора Николая I ;
Изучить основные направления и мероприятия внутренней политики Николая I .
Слайд с целями учитель выводит только после организации целеполагания.
Биографическая справка:
Николай Павлович Романов (1796-1855гг) – император России в 1825-1855гг.
3-й сын Павла I , младший брат Александра I ;
Воспитатель – генерал М.И.Ламздорф;
Первая игрушка - деревянное ружье;
Любимое времяпрепровождение – парады, военные смотры;
Гуманитарных наук не признавал;
Знаток военного искусства, инженерии, фортификации;
Увлечение – живопись;
Рабочий день - 16-18 часов;
Любимая фраза: «Я тружусь, как раб на галерах».
Женат на дочери прусского короля Шарлотте (в православии – Александре Федоровне);
в семье – 7 детей.
Отзыв современника:
«Он дьявольски красив, это самый красивый мужчина в Европе!»
Учащимся предлагается сформулировать первое впечатление от заочного знакомства с личностью императора Николая I .
« Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовывать своею волей»
Фрейлина А.Ф Тютчева
Прозвищ е:
Николай Палкин!
Целесообразно обратиться к учащимся с предложением дополнить, либо скорректировать свое мнение об императоре.
Какое влияние оказало восстание декабристов на НиколаяI?
Через все царствование проходит стремление Николая не допустить даже намека на возможность повторения мятежа подобного выступлению декабристов.
“…время НиколаяI– эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии».
Какова главная задача царствования НиколаяI?
Историк А.Е. Пресняков
Государственный идеалНиколаяI:
Строгая централизация, т.е. подчинение одному центру;
Полное единоначалие на всех уровнях управления;
Безоговорочное подчинение низших высшим.
Идеальная организация – армия.
Заполните схему:
Собственная Его Императорского Величества
канцелярия
3 отделение
?
1 отделение
представление
лично
царю бумаг
2 отделение
?
4 отделение
Организация
Благотво-
рительности
(императрица)
5 отделение
?
Организуется работа с текстом учебника. Возможен как вариант самостоятельной, так и групповой работы учащихся. Во втором случае целесообразна работа в 3-х группах – по количеству отделений канцелярии, осуществлявших ключевые реформы в правление Николая I .
Укрепление роли государственного аппарата
Как вы думаете, о чем было запрещено писать в царствование НиколаяI?
ОрганыIIIотделения были созданы на местах. В распоряжении шефаIIIотделения была создана вооруженная сила – корпус жандармов. Шеф генерал Бенкендорф.
Для обуздания печати Николай ввел жесткую цензуру.
А.Х. Бенкендорф
Цензура-система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации.
Укрепление роли государственного аппарата
Определите круг обязанностей III отделения.
“…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…”
(Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53
Укрепление роли государственного аппарата
Цензура находилась в ведении Министерства народного просвещения, которое возглавлялС.С. Уваров.В 1826 г. принят «Устав о цензуре», названный «чугунным». Было запрещено принимать крепостных в средние и высшие учебные заведения.
С.С. Уваров
Укрепление роли государственного аппарата
Вспомните, какие преобразования в России связаны с именем М.М. Сперанского?
Существовал ли в России свод законов?
Когда он был принят?
Со времен Соборного Уложения было издано огромное количество законов, которые часто противоречили друг другу. Такая неразбериха в Российском законодательстве затрудняла решение дел.
Укрепление роли государственного аппарата
В январе1826 г.царь создалIIотделениесвоей канцелярии во главе с возвращенным из ссылкиМ.М. Сперанского.Главной его задачей должна была стать подготовка единогоСвода законов.Сперанский выполнил работу за пять лет.
В1832 г.было опубликовано первоеПолное собрание законов Российскойимпериив 45 томах, а в1833 г.-Свод действующих законов государства.
М.М. Сперанский
Попытки решения крестьянского вопроса
Николай решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. Эти реформы провел генералП.Д. Киселев– член Госсовета и министр государственных имуществ.
Главный пункт- введениекрестьянского самоуправления.В деревнях стали создаваться школы и больницы.
П.Д. Киселев
Попытки решения крестьянского вопроса
“Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдению ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда».
НиколайI
Как Николай I относился к крепостному праву?
Какие трудности испытывали крестьяне?
Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества оставался крестьянский вопрос.
Попытки решения крестьянского вопроса
Там , где земли не хватало, иногда принималось решение о переселении крестьян в другие районы страны. Для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожаев, было решено создать«общественную запашку».Здесь крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда.
Попытки решения крестьянского вопроса
Было запрещено:
продажа крепостных за долги;
розничная продажа членов одной семьи.
Попытки решения крестьянского вопроса
Помещикам было дано решение освобождать крепостных без земли.1842 г.указ об«обязанных»крестьянах. Помещики могли освобождать крестьян с землей в наследственное владение, но за это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу помещиков.
Попытки решения крестьянского вопроса
В1847 г.крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в1848 г.им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения.
Крепостное право в России продолжало сохраняться.
Попытки решения крестьянского вопроса
«…в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может доходить буйство черни…»
НиколайI
Почему император считал отмену крепостного права преждевременным?
7.Финансовая реформа Е.Канкрина.
В 1839 г. Е.Канкрин на-чал денежную рефор-му: главным платеж-ным средством стал серебряный рубль. Ка-нкрин предложил ог-раничить расходы им-ператорского двора.В течение нескольких лет бюджет страны фо рмировался на безде-фицитной основе.
Эти меры вызвали недо-вольство Николая и Канкрин ушел в от-ставку.
Е.Ф.Канкрин
Какие прогрессивные реформы осуществлены в правление НиколаяI?
Какие прогрессивные реформы осуществлены в правление НиколаяI?
Какие прогрессивные реформы осуществлены в правление НиколаяI?
( кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами, финансовая реформа);
Какие государственные деятели осуществляли данные реформы?
(М.М. Сперанский, П.Д. Киселев, Е.Ф Канкрин)
Какие реакционные мероприятия проведены в правление НиколаяI?
(Создание 3-го отделения и корпуса жандармов, ужесточение цензуры)
С какими государственными деятелями связано осуществление реакционной политики?
( А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров,
Противоречивость
в политике Николая I
Борьба с инакомыслием,
прогрессивным
общественным движением
Осознание необходимости
реформ и попытка
их проведения
Домашнее задание (на выбор):
Сочинение от лица Николая I «Как я пытался укрепить империю» (1-2 страницы);
Подготовить рассказ о прогрессивных и реакционных мероприятиях внутренней политики Николая I , пользуясь текстом параграфа 11 и 12 конспектом.