Просмотр содержимого документа
«Презентация методических разработок "Изучение персоналий в школьном курсе истории" »
Изучение персоналий в школьном курсе истории
Историческими личностями можно считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории.
Личности в истории условно составляют три группы:
- по положению (наследственные правители);
- по заслугам положительным (реформаторы, полководцы-победители, крупные учёные и т.п.);
- по «заслугам» отрицательным (гонители просвещения, террористы, авантюристы и т.п.).
Изучение персоналий в школьном курсе истории будет эффективно при следующих условиях:
1. использование ориентационной основы действия – памятки по изучению персоналий;
2. отбор содержания, позволяющий раскрыть биографические данные личности, ее вклад в историю и влияние на ход истории;
3. использование различных методов, приемов, позволяющих осветить личность с различных сторон;
4. разработка уроков различных типов, таких как урок-портрет, урок-эссэ, интегративный урок, урок, основанный на мемуарной литературе и т.д., использование мультимедийных технологий, организация самостоятельной деятельности учащихся.
Приёмы изучения личностей.
При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было.
Работа с личностями станет плодотворной, если будет носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности обучаемых.
Вариант 1. Изучение личностей по пятиэтапному алгоритму. Следование ему позволяет оценить их самые разноплановые стороны жизни и деятельности:
1) Запоминание фамилии, имени личности;
2) Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности;
4) Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала;
5) Изучение оценок личности её современниками и современными историками.
Вариант 2.
Учитель, не называя имени личности, пробуждает к ней простой человеческий интерес. Затем тут же на уроке либо от занятия к занятию напоминает о ней всё новыми и новыми оценками и данными. Наступает время, когда информации накапливается столько, что учащиеся узнают, о ком идёт речь.
Вариант 3.
Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государств, главных реформаторов, полководцев и т.д.
Вариант 4.
Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества или для себя обстоятельствах.
Вариант 5.
Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь то примеры из службы, повседневной жизни, увлечений и т.д.
Вариант 6.
Определение качества личностей по умению предвидеть будущее.