Христианство на Кубани тесно связано с духовной культурой казачества. Самые глубинные качества – любовь к Родине, братство, сыновий долг, памятование заветов предков – выражают неразрывное единство с христианскими нравственными ценностями. В казачьей душе такие слова как «мать родная», «степь широкая», «река раздольная» всегда имели обобщенное нравственное начало, предполагавшее братское единение людей. Не случайно, что гимн Кубани был написан священником 1-го Кавказского полка отцом Константином Образцовым. Это молитвенное обращение к своей Родине имеет глубокие христианские корни. Будучи людьми вольными, казаки всегда гордились своим христианским служением Отечеству. С переселением казаков на Кубань православная церковь окончательно утвердила свое влияние в нашем регионе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Христианство на Кубани" »
Антипова Любовь Николаевна, учитель кубановедения
МБОУ СОШ№1 Ленинградского района Краснодарского края
Я верю, Господи! Ты вознесён!
И вот звучат, как арфы, неба сферы.
Тому на радость явь Христовой веры,
Кому земля – как преходящий сон…
И в голубых лучах, в любви ликуя,
Тебе престолы благостно поют
Священное от века аллилуйя.
Г. Чулков
Северный Кавказ – одна из древнейших колыбелей христианства в России.
Первая проповедь христианства на
Кавказе относится к 40-м годам по Рождеству Христову, когда на наши земли ступила нога апостола Андрея Первозванного, верного ученика Иисуса Христа. Апостол Андрей с учениками проповедовал христианское вероучение среди многих народов, в том числе греков, скифов, зихов, сугдеев, касогов – предков нынешних адыгов.
ВVвеке на Северный
Кавказ был сослан
святитель Иоанн Златоуст.
Массовое обращение в христианство началось при византийском императоре Юстиниане Великом.
Юстиниан присылал на Кавказ священников, которые обращали народ в христианскую веру. Проповедь христианства пользовалась большим успехом. Важно еще и то, что она никогда не сопровождалась насилием. Период сVпоXIIIвека стал временем крещения многих северокавказских племен, эпохой образования кавказских епархий.
Схема расположения древних христианских храмов на территории
Западного Кавказа
В серединеIXвека по северным землям нашего края проходил путь святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия.
В первой половинеXIвека на Северном Кавказе возникло русское Тмутараканское княжество, а вместе с ним и Тмутараканская епархия. Легкость, с которой возникла эта первая русская епархия на Северном Кавказе, свидетельствует о значительном распространении христианства среди местного населения. В её состав вошли не одни русские, но и завоеванные зихи и касоги..
Тмутараканская епархия просуществовала
около ста лет. Здесь же, на Тамани, жил
святой преподобный Никон, игумен
Печерский, который основал здесь
монастырь.
На территории Кубани христианство было возвращено черноморскими казаками при их переселении на подаренные земли в 1793 году.
С приходом черноморцев –
отважной казачьей вольницы
из Запорожья – Кубань во всей
полноте познала Веру Христову.
Это были рыцари Православия,
девиз которых был "За Веру,
Отечество и народ».
Православие с того момента
становится надежным оплотом
южных границ государства
Российского, православное
казачество – верным носителем.
Несмотря на все трудности первого времени освоения новых земель,
они первым долгом заботились о строительстве церквей и подготовке
духовенства из казачьей среды. Самый первый храм казаки возвели на
Тамани в честь Покрова Божией Матери в 1793 году
В 1796 г. на Кубани уже было 4 церкви, в 1797 году – 23 построенных и строящихся церквей, на службе состояло 25 священников и дьяконов.
В 1802 г. вместо походной Свято-Троицкой церкви в
городе Екатеринодаре был построен Воскресенский войсковой собор
Предметы периода раннего христианства,
найденные на территории Таманского
полуострова – исторические свидетели
этой эпохи.
Фрагмент ручки от древнерусской корчаги. Этот артефакт
украшен Крестом. Можно сделать вывод, что соответствующий
сосуд принадлежал монастырюпреподобного Никона.
Блюда с христианской символикой
«И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает».
(Матф. 18, 3-5)
Черноморцы — выходцы из запорожских казаков — отличались
особенной религиозностью и приверженностью к православной
вере. Не случайно за ними исторически закрепилось
красноречивое название — «рыцари Православия». Веками
защищая рубежи нашего Отечества от турок-мусульман и
поляков-католиков, они знали цену веры своих предков,
готовы были пожертвовать жизнью ради своею народа, свободы
и убеждений. Это было удивительное время казачьего
первохристианства! Казаки впервые вступали на земли, по их
представлениям, не освещенные светом веры Христовой,
где не было ни одной церкви, ни одного священника.
У них было только одно — упование на милость Божию.
Еще не было ни домов, ни крепости, ни духовенства, но первой