Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"
Цели и задачи урока:
выяснить условия жизни знатных египтян;
определить отношение фараона к вельможам;
учить детей приемам самостоятельной работы.
Оборудование:
карта “Передняя Азия и Древний Восток”;
схема “Обязанности вельможи в Египте”;
ХОД УРОКА
Учитель(повторение пройденного)
– Какую большую тему мы изучаем? (Древний Египет.)
–Что вы уже узнали о нем на прошлых двух уроках? (Географическое положение, природные условия, образование государства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном; как жили и работали земледельцы и ремесленники.)
–напоминаю, как пишется исторический диктант. – Скажите, для чего мы пишем исторический диктант? (Чтобы проверить знание терминов)
Исторический диктант.(СЛАЙД 1)
Шадуф
Вельможи
Налоги
Гробница
Фараон
Дельта
Мемфис
Государство
Каналы
Средиземное море
Учитель:
1. Правитель Египта
2. Специальные приспособления для поднятия воды
3. Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д.
4. Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов
5. Знатные люди
6. Столица Египта
7. Водоем, в который впадает река Нил
8. Специальные канавы, по которым вода поступает на поля
9. Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну
10.Место захоронения знатных египтян
Правильная цепочка: 5, 1, 8, 6, 2, 7, 10, 9, 3, 4(СЛАЙД 2)
Далее дети выполняют самостоятельную работу.
делают взаимопроверку, меняясь листками с соседом по парте. После самопроверки и взаимопроверки учитель спрашивает, какие оценки были поставлены, и делает краткий анализ.
Учитель: (тема и постановка цели) Вы неплохо поработали и показали, что уже знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Кроме них в государстве жили еще...? (Вельможи.)
Как вы думаете, о ком мы сегодня поведем речь? (О вельможах.)
Таким образом, тема нашего урока «Жизнь египетского вельможи» (СЛАЙД 3)
Предположите, на какие вопросы мы с вами сможем ответить в конце урока.
Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать (записывает на доске):
В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались?
Чем занимались вельможи?
Как фараон относился к вельможам? (СЛАЙД 4)
Учитель: Цель: выяснение условий жизни знатных египтян. (СЛАЙД 5)А как вы думаете, ребята, откуда историки могли узнать о жизни вельмож? ответы
Молодцы. А сейчас вы представите, что вы ученые-историки, откроете ваши источники и в паре будете работать с определенным пунктом параграфа и вести поиск ответов на поставленные вопросы. Работа в парах(новый материал)(слайд 6)
I ряд будет работать по пункту 2: II ряд – прочитать пункт 3, и задать друг другу вопрос; если сосед ответит неправильно, объяснить ему правильный ответ. вопросы.
Дети работают самостоятельно с учебником, потом идет проверка. Учитель задает контрольный вопрос по пункту 2: Как жил вельможа? Какую работу выполнял вельможа?(слайд 7)
Дети отвечают, учитель показывает схему:
Дети еще раз повторяют по схеме. Учитель задает контрольный вопрос: Как фараон относился к вельможе?
Учитель: Несмотря на то, что условия жизни знатных египтян были несравнимо лучше, чем земледельцев и ремесленников, тем не менее, вельможа тоже был слугой фараона. Давайте вспомним цель нашего урока: выяснение условий жизни знатных египтян.(слайд 8) Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим.
Игра “Да” или “Нет”.(закрепление)
Учитель: Я утверждаю, что…
Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
Вельможа не работал. (Нет.)
Вельможа носил много украшений. (Да.)
Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)
Домашнее задание: § 8, вопросы 1, 2, 3.(слайд 8)