Если в обществе наблюдается 6-7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма:
Вот только несколько черт:
«Думание – немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения.
В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.
Несогласие – это ещё и знак инаковости. Ур-фашизм замешан на расизме.
Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы.
Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, они держатся на презрении к слабому.
Ур-фашизм говорит на Новоязе».
М. Нимёллер:
«Когда нацисты пришли за коммунистами,
я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами,
я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями,
я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями,
я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной,
и уже не было никого, кто бы мог протестовать».
Джон Дьюи:
«…Поле боя находится и здесь, в нас самих , и в наших общественных институтах».
М. Цветаева:
«Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить.
С волками площадей
Отказываюсь - выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть -
Вниз - по теченью спин».
А. Вознесенский:
«…Черепа. Тамерлан. Не вскрывайте гробниц.
Разразится оттуда война.
Не порежьте лопатой
духовных грибниц!
Повылазит страшней, чем чума.
Симферопольский не прекратился процесс.
Связь распалась времён?
Психиатра – в зал!
Как предотвратить бездуховный процесс,
что условно я «алчью» назвал?!...»
Д. Шостакович:
«Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения.
Жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту…
Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья!
Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать».
В июне 1941 года советские археологи прибыли в Самарканд. Они должны были вскрыть для исследования могилу Тамерлана. Но на могиле были выбиты слова для тех, кто осмелится потревожить покой великого завоевателя, о том, что посягнувший на могилу выпустит демонов опустошительной войны на свою страну и будет наказан.
Саркофаг вскрыли. Когда вернулись в гостиницу, узнали, что началась война.
Много позже двое туристов из ГДР, разыскавшие Карла Ильича Элиасберга (дирижера), признались ему:
« Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».
Галина Лелюхина, флейтистка:
«Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».
А. Вознесенский:
«Обращаюсь к читательским черепам:
неужели наш разум себя исчерпал?
Мы над степью стоим.
По шоссе пылит Крым.
Вздрогнул череп под скальпом моим.
Литература
Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Советская Россия, 1979. 138 с.
Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век [Текст] /В.С. Библер. М.: Издательство политической литературы, 1991. 413 с.
Вознесенский, А. Ров. Стихи. Проза [Текст] / А. Вознесенский. – М.: Советский писатель, 1987. – 735 с.
Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества [Текст] / Г. Маркузе. М: ООО «Издательство ACT», 2002. – 526 с.
Сартр, Ж.П. Что такое литература? Слова [Текст] / Ж.П. Сартр / Пер. с фр. – Минск: ООО «Попурри», 1999. – 448 с.
Ячин, С.Е. Состояние метакультуры [Текст] / С.Е. Ячин // Философия и культура (Научный журнал Института философии РАН). – 2008. – № 7. – С. 126–139.