kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку истории "Реформы Н.Сперанского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая презентация с иллюстративным и документальным материалом по теме. Содержит рабочиезадания соответсвующие ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории "Реформы Н.Сперанского"»

Урок № 15 9 класс Реформы Михаила Михайловича Сперанского 6/7/22

Урок № 15

9 класс

Реформы Михаила Михайловича Сперанского

6/7/22

Проверка домашнего задания: Дайте развернутую характеристику исторической личности:  - Наполеон Бонапарт  - Александр I Павлович  - Н. Новосильцев  - В. Кочубей  - А. Чарторыйский  - П. Строганов  Составьте «ленту времени», указав на ней все известные вам даты  по истории России и зарубежных стран  Выполните задания «исторического квадрата» – см. приложение

Проверка домашнего задания:

  • Дайте развернутую характеристику исторической личности:

- Наполеон Бонапарт

- Александр I Павлович

- Н. Новосильцев

- В. Кочубей

- А. Чарторыйский

- П. Строганов

  • Составьте «ленту времени», указав на ней все известные вам даты

по истории России и зарубежных стран

  • Выполните задания «исторического квадрата» – см. приложение

  • Выполните задания «проверка домашнего задания» – см. приложение
Активизация познавательной деятельности Самостоятельно по ходу урока составьте характеристику личности: М.М. Сперанский

Активизация познавательной деятельности

Самостоятельно по ходу урока составьте характеристику личности:

М.М. Сперанский

Биографические данные  Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии Отец : Михаил Васильев - благочинный черкутинской округи и служил в храме. Мать:  Прасковья Фёдорова , дочь местного дьякона.  Михаил был старшим ребёнком из пяти выживших детей. Он был мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать.  Около 1780 года Михаил был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию , где был записан под фамилией Сперанский, то есть «подающий надежды». Во всех этих дисциплинах Сперанский быстро сделал блестящие успехи. Был направлен для обучения в Александро-Невскую семинарию.  В 1792 году ему предложили остаться в стенах семинарии для преподавания естественно-научных дисциплин; затем стал учителем математики, физики. красноречия, философии.  В 1795 году митрополит Гавриил рекомендовал М. Сперанского князю А. Б. Куракину, который предложил ему возглавить канцелярию.  М.М. Сперанский Какая карьера ждала М.Сперанского?

Биографические данные

Михаил Михайлович Сперанский родился

1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии

Отец : Михаил Васильев - благочинный черкутинской округи и служил в храме.

Мать: Прасковья Фёдорова , дочь местного дьякона.

Михаил был старшим ребёнком из пяти выживших детей. Он был мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать.

Около 1780 года Михаил был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию , где был записан под фамилией Сперанский, то есть «подающий надежды». Во всех этих дисциплинах Сперанский быстро сделал блестящие успехи. Был направлен для обучения в Александро-Невскую семинарию.

В 1792 году ему предложили остаться в стенах семинарии для преподавания естественно-научных дисциплин; затем стал учителем математики, физики. красноречия, философии.

В 1795 году митрополит Гавриил рекомендовал М. Сперанского князю А. Б. Куракину, который предложил ему возглавить канцелярию.

М.М. Сперанский

Какая карьера ждала М.Сперанского?

Карьера

19 марта 1801 года стал статс-секретарём при Д. П. Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу статс-секретаря при Александре I.

23 апреля 1801 года назначен на должность управляющего экспедицией гражданских и духовных дел в канцелярии «Непременного совета».

М. Сперанский работал по 18—19 часов в сутки: вставал в пять утра, писал, в восемь принимал посетителей, после приёма ехал во дворец, вечером опять писал.

В 1802 году составил записки: «О коренных законах государства», «Размышления о государственном устройстве империи», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общественного мнения», «Ещё нечто о свободе и рабстве». В этих документах он впервые изложил свои взгляды на состояние государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.

В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».

В 1804 году Сперанским написаны «О духе правительства» и «Об образе правления»

В 1808 года Сперанский назначен заместителем министра юстиции, в 1810 году – государственный секретарь

Как можно оценить такую плодовитость М. Сперанского?

Опала  Причины отставки: Реформы, вызвали бурю недовольства со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были задеты более всего. Росло число недоброжелателей и жалоб на деятельность Сперанского Обострились отношения России и Франции: М.Сперанского обвиняли во встречах с Наполеоном Сговорившись между собой, участники интриги стали с некоторых пор регулярно сообщать царю о разных дерзких отзывах, исходящих будто бы от его госсекретаря. Интрига сработала. Сперанский много раз напоминал Александру I о приближающейся войне с Францией – Александр I не хотел в это верить! В марте 1812 года Александр I объявил М.М. Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей. М. М. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь

Опала

Причины отставки:

  • Реформы, вызвали бурю недовольства со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были задеты более всего.
  • Росло число недоброжелателей и жалоб на деятельность Сперанского
  • Обострились отношения России и Франции: М.Сперанского обвиняли во встречах с Наполеоном
  • Сговорившись между собой, участники интриги стали с некоторых пор регулярно сообщать царю о разных дерзких отзывах, исходящих будто бы от его госсекретаря. Интрига сработала.
  • Сперанский много раз напоминал Александру I о приближающейся войне с Францией – Александр I не хотел в это верить!

В марте 1812 года Александр I объявил М.М. Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей.

М. М. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь

Проект реформ М. Сперанского 1809-1811гг.  1. Управление на основе разделения властей (Госдума, министерства, Сенат); 2. Создание Государственного совета – законосовещательного органа при царе; 3. Установления трёх сословий: дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»; 4. Политические права для первых двух сословий; 5. Общие гражданские права для третьего сословия; 6. Четырехступенчатые выборы в Госдуму; 7. Во главе Думы – назначаемый царем канцлер; 8. Деление Сената на Правительствующий и Судебный; 9. Ограничение расходов государства, повышение налогов с имущества. Какой должна была стать Российская империя по форме правления после окончания реформ М. Сперанского?

Проект реформ М. Сперанского 1809-1811гг.

1. Управление на основе разделения властей (Госдума, министерства, Сенат);

2. Создание Государственного совета – законосовещательного органа при царе;

3. Установления трёх сословий: дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»;

4. Политические права для первых двух сословий;

5. Общие гражданские права для третьего сословия;

6. Четырехступенчатые выборы в Госдуму;

7. Во главе Думы – назначаемый царем канцлер;

8. Деление Сената на Правительствующий и Судебный;

9. Ограничение расходов государства, повышение налогов с имущества.

Какой должна была стать Российская империя по форме правления после окончания реформ М. Сперанского?

Мнение о М.М. Сперанском

«Со времен Ордина - Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий».

В.О. Ключевский

Не угодно ли вам будет, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?”

Наполеон

Д.П. Рунич

М.М. Сперанский

«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».

Д. П. Рунич

«В историю России Сперанский вошёл в качестве великого неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлён в сколько-нибудь полной мере – большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в пучину политики?» В. А. Томсинов

Рефлексия: Вспомните, какие черты характера способствовали возвышению М.М. Сперанского?  Какие цели ставил перед собой этот государственный деятель?  Какие государственные реформы были проведены при непосредственном его участии?  Что способствовало его опале?

Рефлексия:

  • Вспомните, какие черты характера способствовали возвышению М.М. Сперанского?

  • Какие цели ставил перед собой этот государственный деятель?

  • Какие государственные реформы были проведены при непосредственном его участии?

  • Что способствовало его опале?

  • Почему М.М. Сперанский после отставки не покинул Россию, не принял предложение Наполеона?
Самостоятельная работа: Прочитайте историческую характеристику, составленную вами по ходу урока.  Вопросы:

Самостоятельная работа:

Прочитайте историческую характеристику, составленную вами по ходу урока.

Вопросы:

  • Есть ли какие-либо недостатки в характеристике?
  • Что следует добавить?
  • Сравните характеристику М. Сперанского с характеристикой любого члена «негласного комитета». Кому бы вы отдали предпочтение? Почему?
  • Характеристика, составленная мною… (хуже/лучше), потому что…
  • Я не смог составить характеристику, потому что…
Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» § 2 п. 6 (Россия) + ознакомьтесь с историческими документами на стр. 20-21 и ответьте на вопросы к ним 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» § 2 п. 6 (Россия) + письменно ответьте на вопрос: «В начале правления молодого императора А.С. Пушкин написал: «Дней Александровых прекрасное начало…», но позже посвятил ему следующие строки «…правитель слабый и лукавый…» Объясните, почему так изменилось мнение поэта о правителе» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» § 2 п. 6 (Россия) + ознакомьтесь со стихотворением П. Вяземского, посвященного Александру I и объясните, что этим хотел сказать поэт. Сфинкс, не разгаданный до гроба,  О нем и ныне спорят вновь;  В любви его роптала злоба,  А в злобе теплилась любовь. Дитя осьмнадцатого века,  Его страстей он жертвой был:  И презирал он человека,  И человечество любил.

Домашнее задание:

1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»

§ 2 п. 6 (Россия) + ознакомьтесь с историческими документами на стр. 20-21 и ответьте на вопросы к ним

2 уровень /проблемный/- «хор» - «4»

§ 2 п. 6 (Россия) + письменно ответьте на вопрос: «В начале правления молодого императора А.С. Пушкин написал: «Дней Александровых прекрасное начало…», но позже посвятил ему следующие строки «…правитель слабый и лукавый…» Объясните, почему так изменилось мнение поэта о правителе»

3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5»

§ 2 п. 6 (Россия) + ознакомьтесь со стихотворением П. Вяземского, посвященного Александру I и объясните, что этим хотел сказать поэт.

Сфинкс, не разгаданный до гроба, О нем и ныне спорят вновь; В любви его роптала злоба, А в злобе теплилась любовь.

Дитя осьмнадцатого века, Его страстей он жертвой был: И презирал он человека, И человечество любил.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку истории "Реформы Н.Сперанского"

Автор: Кононова Лариса Владимировна

Дата: 07.06.2022

Номер свидетельства: 609093


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства