Просмотр содержимого документа
«Презентация интегрированного урока по литературе и истории :«Основные направления в развитии общественного движения середины 19 века в России».»
Основные направления в развитии общественного движения серединыXIXвека в России
Идейные споры «отцов» и «детей» в романе
И. С. Тургенева «Отцы и дети». (Взаимоотношения
Е. Базарова и П. П. Кирсанова)
◦Систематизировать материал об общественном движении серединыXIXвека в России.
◦Выявить основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей» в романе
И. С. Тургенева «Отцы и дети».
◦Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы.
◦Учиться соблюдать основные правила спора: отстаивать свою точку зрения, слушать оппонента, пытаться его понять.
Консерватизм (от латин. conservatio – охранять, сохранять) - учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.
Принципы консерватизма:
Сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок .
Признавали:
1.Право государства на сильную власть.
2.Право на регулирование экономики.
Теория
официальной
народности
Консервативное движение
С.С. Уваров - теоретик консервативного движения.
С.С. Уваров – «Теория официальной народности» - официальная идеология государства в 30-80-е годыXIXвека.
Содержание:
Православие – традиционная ориентация на благо справедливого общества
Самодержавие – единство царя и народа
Народность –единство народа вокруг царя.
С.С. Уваров
Консерватизм–общественно - политическое течение сторонниковсохранения абсолютной (самодержавной) монархии,противников реформирования жизни российского общества.
Периодическая печать консерваторов: газета «Московские ведомости». Журнал «Русский вестник».
М.Н. Катков: сохранять самодержавие, православие, помещичье землевладение; освобождение крестьян и введение местного самоуправления; осуждал конституционные устремления либералов.
К.П. Победоносцев: вдохновитель консервативной политики, проводившейся в царствование АлександраIII; организатор гонений на сектантов и протестантов.
М.Н. Катков
К.П. Победоносцев
Либерализм (от латинского liberum ) – относящийся к свободе.
Принципы:
1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.
2. Право на свободу слова, печати собраний.
3. Право на участие в решении государственных дел.
Требования к либерализму:
1.Ограничение деятельности государства законом.
2.Провозгласить принцип разделения власти.
3.Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.
4.Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.
5.Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня.
Либерализм – общественно - политическое течение сторонников демократических свобод.
Утверждение либеральных идей в России связано с «оттепелью» - со временем подготовки и проведения реформ в царствование АлександраII.
Носителем либеральной идеологии в России были просвещенные дворяне, в том числе находящиеся на государственной службе (в Западной Европе – буржуазные слои населения).
АлександрII
Освободитель
1818 - 1881
1855 - 1881
Н. Лавров. Портрет АлександраII
Видные деятели: историки и правоведыК. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, публицистВ. А. Гольцев, ученый-юрист С. А. Муромцев
Основные идеи:
Россия - часть европейской цивилизации
Европейский вариант парламентаризма реализовать в России сложно в силу исключительной роли самодержавной власти
Побудить самодержца к проведению либеральных реформ
Преобразования должны создать условия для формирования гражданского общества и постепенного перехода к конституционной монархии
Методы достижения целей:
Коллективные петиции и обращения к властям
Либеральная периодическая печать: газета «Русские ведомости», журнал «Вестник Европы»
Научно - просветительские общества: «Московское юридическое общество» Муромцева и Гольцева
Участие в работе органов местного самоуправления, земств
К. Д. Кавелин
Б. Н. Чичерин
С. А. Муромцев
Самарин Ю.Ф.
Грановский Т.Н.
Кавелин К.Д.
Киреевский И.В.
Идейные споры
западников и славянофилов
Разработка программы
либерального движения
Земское движение
НИГИЛИСТ–
1)Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество.2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически.
А.И. Герцен
Н.П. Огарев
В.Г. Белинский
Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.
крестьяне заинтересованы в ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения
крестьяне будут бороться за землю и волю
крестьяне легко усвоят социалистическую идею, соответствующую его общинному сознанию (коллективное владение землей, самоуправление)
крестьяне составляют большинство населения России и смогут начать строительство социализма, минуя капитализм
Н.Г. Чернышевский
1828-1889
А.И. Герцен
1812-1870
Социализм– учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость.
Бакунин М.А.
Лавров П.Л.
Ткачев П.Н.
Марксистское
Революционно-
демократическое
Народническое
80-е гг.
60-70-е гг.
40-50е гг.
К.В.Плеханов
П.Б.Аксельрод
М.А.Натансон
М.А.Бакунин
П.Л.Лавров
П.Н.Ткачев
Г.В.Плеханов
Н.А.Ишутин
В.Засулич
А.И.Желябов
В.Г.Белинский
В.Петрашевский
А.И.Герцен
Н.П.Огарев
И. С. Тургенев
Роман «Отцы и дети».
Философские,
общественно-политические взгляды,
нравственная позиция героев.
«Два поколения, сопоставленные Тургеневым, в его произведении расходятся не столько потому, что они были «отцами», а другие – «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм».
(В. В. Воровский)
Если бы вы жили
в РоссииXIXвека,
то приверженцем
какой идеологии
вы бы стали?
Объясните мотивы
своего выбора.
Синквейн:
Первая строка– слово – ключевое понятие
Вторая строка– три прилагательных к этому слову
Третья строка– три глагола
Четвёртая строка– ключевая фраза, раскрывающая состояние героя или смысл понятия