kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Праздничные женские головные уборы XVIII – XIX вв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционный костюм – бесценное сокровище каждого народа. Особое место следует отнести головным уборам. Одни из них летом хранят от лучей солнца, дождя, а вот другие наоборот оберегают от леденящего холода. Однако, в этот период головной убор особой формой, ярким узором, указывал на то место, которое человек  по возрасту, чину занимал в семье и обществе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Праздничные женские головные уборы XVIII – XIX вв. »

Праздничные женские головные уборы XVIII – XIX вв. Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «ТСОШ № 2» Клинова Любовь Александровна

Праздничные женские головные уборы XVIII – XIX вв.

Выполнила: учитель

истории и обществознания

МБОУ «ТСОШ № 2»

Клинова Любовь Александровна

План урока:

План урока:

  • Чебак – зимний женский головной убор
  • Повязка
  • Венец
  • Коруна
  • Девичьи накосники
  • Разновидности «сороки»
  • Кокошник
  • Сборник
  • Убрус
  • Рефлексия
Чебак – зимний женский головной убор Традиционный костюм – бесценное сокровище каждого народа. Особое место следует отнести головным уборам. Одни из них летом хранят от лучей солнца, дождя, а вот другие наоборот оберегают от леденящего холода. Однако, в этот период головной убор особой формой, ярким узором, указывал на то место, которое человек по возрасту, чину занимал в семье и обществе.

Чебак – зимний женский головной убор

Традиционный костюм – бесценное сокровище каждого народа. Особое место следует отнести головным уборам. Одни из них летом хранят от лучей солнца, дождя, а вот другие наоборот оберегают от леденящего холода. Однако, в этот период головной убор особой формой, ярким узором, указывал на то место, которое человек по возрасту, чину занимал в семье и обществе.

Повязка  была распространена в центре России Девичий праздничный головной убор «повязка» – твердая или мягкая широкая полоса. Она повязывалась на лоб и скреплялась сзади лентами, украшалась золотым шитьем, речным жемчугом. Алый цвет лент и кораллов на поднизи – знак девичьей красоты и жизненной силы.

Повязка была распространена в центре России

Девичий праздничный головной убор «повязка» – твердая или мягкая широкая полоса. Она повязывалась на лоб и скреплялась сзади лентами, украшалась золотым шитьем, речным жемчугом. Алый цвет лент и кораллов на поднизи – знак девичьей красоты и жизненной силы.

Это интересно! У всех славянских народов с древних времен существовал обычай: девушка могла появиться на люди с распущенными волосами или заплетя их в одну косу, не покрывая головы. Замужняя женщина заплетала две косы, была всегда с покрытой головой, даже дома, боясь « засветить волосом» и тем самым причинить вред себе и окружающим, особенно детям.

Это интересно!

У всех славянских народов с древних времен существовал обычай: девушка могла появиться на люди с распущенными волосами или заплетя их в одну косу, не покрывая головы. Замужняя женщина заплетала две косы, была всегда с покрытой головой, даже дома, боясь « засветить волосом» и тем самым причинить вред себе и окружающим, особенно детям.

Венец Девичьи головные уборы были довольно простыми по форме и способу изготовления. Распущенные по плечам или заплетенные в одну или две косы волосы зачастую придерживались венчиком — узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке.

Венец

Девичьи головные уборы были довольно простыми по форме и способу изготовления. Распущенные по плечам или заплетенные в одну или две косы волосы зачастую придерживались венчиком — узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке.

Коруна Особой красоты были объемные «венцы» или «коруны». Очелье и три ленты этой коруны сшиты из старинных тканей на подкладах. Круги из жемчуга и золотистой фольгой будто плывут вокруг девичьей головы. Золотые листочки – знак вечно живого древа жизни.

Коруна

Особой красоты были объемные «венцы» или «коруны». Очелье и три ленты этой коруны сшиты из старинных тканей на подкладах. Круги из жемчуга и золотистой фольгой будто плывут вокруг девичьей головы. Золотые листочки – знак вечно живого древа жизни.

Название, безусловно, происходит от слова «Корона».  Исследователи считают, что  коруны и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. Сама форма венца — одна из древнейших, а старое его название — «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами.

Название, безусловно, происходит от слова «Корона». 

Исследователи считают, что  коруны и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. Сама форма венца — одна из древнейших, а старое его название — «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами.

Девичьи накосники Косу украшали шелковыми лентами, расшитыми травяными узорами, к концу прикрепляли косник. Они были в виде банта из шелковой, атласной, парчовой ленты или обтянуты узорной тканью с жемчужным шитьем и самоцветами. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой голо-вой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу — в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу — значило оскорбить девушку.

Девичьи накосники

Косу украшали шелковыми лентами, расшитыми травяными узорами, к концу прикрепляли косник. Они были в виде банта из шелковой, атласной, парчовой ленты или обтянуты узорной тканью с жемчужным шитьем и самоцветами. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой голо-вой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу — в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу — значило оскорбить девушку.

Сорока Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. В качестве части головного убора — чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички. Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке.

Сорока

Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. В качестве части головного убора — чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички. Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке.

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины.

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины.

Сорока с рогатой кичкой Сорока состоит из кички и собственно сороки с позатыльней ( прямоугольный кусок ткани, спускающий на спину). Кичка – твердая основа, надеваемая на голову, в виде одного или двух рогов, в виде копытца, в виде опрокинутой чашки. Позже кика стала атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества».

Сорока с рогатой кичкой

Сорока состоит из кички и собственно сороки с позатыльней ( прямоугольный кусок ткани, спускающий на спину). Кичка – твердая основа, надеваемая на голову, в виде одного или двух рогов, в виде копытца, в виде опрокинутой чашки. Позже кика стала атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества».

Кокошник Женские головные уборы северных губерний России назывались кокошниками. Изготавливались они профессиональными мастерицами из фабричных тканей. В орнаментации кокошников использовались белый бисер, фольга, стекло, перламутр и речной бисер. Основой для вышивки служили шелк, бархат, орнаментальные мотивы – ветки, побеги, цветы. Часто для украшения кокошников применялись поднизи-налобники из жемчуга. Кокошники были разной формы, но в основном это шапочки с высокой передней частью.

Кокошник

Женские головные уборы северных губерний России назывались кокошниками. Изготавливались они профессиональными мастерицами из фабричных тканей. В орнаментации кокошников использовались белый бисер, фольга, стекло, перламутр и речной бисер. Основой для вышивки служили шелк, бархат, орнаментальные мотивы – ветки, побеги, цветы. Часто для украшения кокошников применялись поднизи-налобники из жемчуга. Кокошники были разной формы, но в основном это шапочки с высокой передней частью.

Ученые считают, что кокошник возник слиянием в единый головной убор твердой основы кички и мягкого верха сороки. Кокошники шили из дорогих шелковых, бархатных тканей, цвет алый, красный – цвет жизни.

Ученые считают, что кокошник возник слиянием в единый головной убор твердой основы кички и мягкого верха сороки. Кокошники шили из дорогих шелковых, бархатных тканей, цвет алый, красный – цвет жизни.

Сборник В северных губерниях были распространены кокошники типа сборника, их называли: сборники, мархатки, борушки, шамшуры. Сборники разных местностей различаются размерами, видом сборчатого выступа над очельем, декоративным оформлением. Украшение сборника – растительный узор золотого шитья, жемчуга и самоцветов, ажурная жемчужная поднизь.

Сборник

В северных губерниях были распространены кокошники типа сборника, их называли: сборники, мархатки, борушки, шамшуры. Сборники разных местностей различаются размерами, видом сборчатого выступа над очельем, декоративным оформлением. Украшение сборника – растительный узор золотого шитья, жемчуга и самоцветов, ажурная жемчужная поднизь.

Убрус Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на плечи, спину.

Убрус

Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на плечи, спину.

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал…… Меня заинтересовало……. Я хотел больше узнать о…… Я не совсем разобрался……

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал……

Меня заинтересовало…….

Я хотел больше узнать о……

Я не совсем разобрался……


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Праздничные женские головные уборы XVIII – XIX вв.

Автор: Клинова Любовь Александровна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 139955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Занятие по ознакомлению с окружающим миром  «Белый, синий, красный» "
    ["seo_title"] => string(72) "zaniatiie-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom-bielyi-sinii-krasnyi"
    ["file_id"] => string(6) "115920"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412174481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства