kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Православие на Кольском полуострове

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале учебного года изучается целый раздел в истории России, " Краеведение"

Изучение истории страны,невозможно без знания родного края. Воспитание активной гражданской позиции, развитие патриотизма, любовь к Родине - все это дает возможность для формирования многогранной личности с широким кругозором.

Что изучает история Кольского края: цель и - задачи курса. История Кольского Севера - часть истории России и мира. Источники знаний о прошлом. Основные периоды в истории Кольского Севера.Кольский край в древности. Появление человека на Кольском полуострове. Происхождение саами. Влияние географического положения и природных условий Севера на занятия и образ жизни людей. Стоянки первобытных людей на полуострове Рыбачий. Оленееостровцы. Первобытные верования и искусство: сеиды и лабиринты (вавилоны),петроглифы.Поэтому работа с презентациями очень удобна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Православие на Кольском полуострове»

Православие на Кольском полуострове Презентация подготовлена учеником 9 «А» класса школы №5 Ивиным Владиславом

Православие на Кольском полуострове

Презентация подготовлена

учеником 9 «А» класса

школы №5

Ивиным Владиславом

Утверждение православия на Кольском Севере (XVI—XVIII вв.)   Вместе с русскими на Кольский Север приходит православие, его распространение ограничивается лишь самими русскими поселенцами вплоть до начала XVI в., не затрагивая саамов. Первыми в 1526 приняли православие лопари, жившие в низовьях р. Нивы по соседству с русскими солеварнями на р. Канде, вслед за ними в 1532 — лопари, расселявшиеся по рекам Кола, Тулома, Печенга. Крещение лопарей способствовало закреплению Мурмана за Российским государством: лопари Кольского полуострова признали себя людьми

Утверждение православия на Кольском Севере (XVI—XVIII вв.)

  • Вместе с русскими на Кольский Север приходит православие, его распространение ограничивается лишь самими русскими поселенцами вплоть до начала XVI в., не затрагивая саамов.
  • Первыми в 1526 приняли православие лопари, жившие в низовьях р. Нивы по соседству с русскими солеварнями на р. Канде, вслед за ними в 1532 — лопари, расселявшиеся по рекам Кола, Тулома, Печенга. Крещение лопарей способствовало закреплению Мурмана за Российским государством: лопари Кольского полуострова признали себя людьми "русской веры", называя своим государем московского царя.
  • После принятия православия часть земель Кольского полуострова разными путями перешла во владение монастырей и служителей церкви. Так, в 1581 Иван IV закрепил "крещеных лопарей русской веры" Мотовского и Печенгского погостов за Трифоно-Печенгским монастырем. В XVII в. духовные вотчины появились и на востоке полуострова. Содержание церквей легло на крещеных лопарей.

Поселившиеся на Терском берегу православные русские нуждались в исполнении религиозных обрядов, поэтому на Кольском п-ове начинается строительство церквей. Первой в 1491 Соловецким монастырем была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в с. Варзуга, а затем церковь Вознесения Христова на р. Умба, в урочище Погост. Соответственно и первыми православными приходами на Кольском п-ове стали Варзужский и Умбский. В 1563 в Варзуге было уже 3 церкви: Николы Чудотворца, Апостолов Петра и Павла и Успения Пречистой Богородицы, позднее были построены еще две: Афанасьевская и Зосимо-Савватьевская. В XVI в. В селе Ковда была построена шатровая церковь Николая Чудотворца (в 1705 заменена новой, сохранившейся до наших дней).
  • Поселившиеся на Терском берегу православные русские нуждались в исполнении религиозных обрядов, поэтому на Кольском п-ове начинается строительство церквей. Первой в 1491 Соловецким монастырем была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в с. Варзуга, а затем церковь Вознесения Христова на р. Умба, в урочище Погост. Соответственно и первыми православными приходами на Кольском п-ове стали Варзужский и Умбский.
  • В 1563 в Варзуге было уже 3 церкви: Николы Чудотворца, Апостолов Петра и Павла и Успения Пречистой Богородицы, позднее были построены еще две: Афанасьевская и Зосимо-Савватьевская. В XVI в. В селе Ковда была построена шатровая церковь Николая Чудотворца (в 1705 заменена новой, сохранившейся до наших дней).

Варзуга. Церковь Афанасия, патриарха Александрийского С. Ковда. Церковь  Николая  Чудотворца

Варзуга. Церковь Афанасия, патриарха Александрийского

С. Ковда. Церковь Николая Чудотворца

Сначала, как правило на побережье, строили небольшие часовни, в которых в определенные дни года священники вели богослужения, крестили младенцев, венчали и т.д. Когда часовня приходила в негодность либо у жителей появлялись деньги, ее заменяли церковью. Первый храм близ устья р. Колы — церковь Благовещения святой Богородицы, предназначавшаяся для кильдинских и нотозерских лопарей, которая была построена по русской летописи в 1532, по норвежским данным — в 1529. Сведений о служителях первых кольских храмов не сохранилось, кроме предания о кольском священнике Варлааме Керетском, позднее признанным святым. В 1608 в г. Кола существовало 4 храма: -
  • Сначала, как правило на побережье, строили небольшие часовни, в которых в определенные дни года священники вели богослужения, крестили младенцев, венчали и т.д. Когда часовня приходила в негодность либо у жителей появлялись деньги, ее заменяли церковью. Первый храм близ устья р. Колы — церковь Благовещения святой Богородицы, предназначавшаяся для кильдинских и нотозерских лопарей, которая была построена по русской летописи в 1532, по норвежским данным — в 1529. Сведений о служителях первых кольских храмов не сохранилось, кроме предания о кольском священнике Варлааме Керетском, позднее признанным святым.
  • В 1608 в г. Кола существовало 4 храма:
  • - "церковь с трапезою Никола чудотворец, древяная, теплая, да церковь страстотерпца Христова Георгия, древяная, студеная, верх шатровой" в Кольском остроге;
  • - церковь Святых апостолов Петра и Павла, теплая, с трапезою, "строение Петровского монастыря игумена Гедеона с братьею";
  • - церковь "Успения Пречистыя Богородицы" с трапезою, поставленную ново, верх шатровой... колокольница и колокола, строение монастырское на острове".
Кола. Храм Благовещения Богородицы Кола. Церковь Варлаама Керетского

Кола. Храм Благовещения Богородицы

Кола. Церковь Варлаама Керетского

В 1533 были основаны монастыри с приписанными к ним церквями в Кандалакше (Рождества Богородицы Пречистинская) и на р. Печенге (Троицкая церковь). В 1565 Трифон построил Борисоглебскую церковь на р. Паз, а примерно в 1570 соловецкий монах Фео-гност — церковь Святым апостолам Петру и Павлу в устье р. Поной. Это были самые первые храмы в землях крещеных лопарей. К концу XVII в. на Кольском Севере действовало уже 13 церквей. До 1682 Кольский уезд входил в состав Новгородской епархии, затем Холмогорской (Архангельской) епархии.
  • В 1533 были основаны монастыри с приписанными к ним церквями в Кандалакше (Рождества Богородицы Пречистинская) и на р. Печенге (Троицкая церковь). В 1565 Трифон построил Борисоглебскую церковь на р. Паз, а примерно в 1570 соловецкий монах Фео-гност — церковь Святым апостолам Петру и Павлу в устье р. Поной. Это были самые первые храмы в землях крещеных лопарей.
  • К концу XVII в. на Кольском Севере действовало уже 13 церквей. До 1682 Кольский уезд входил в состав Новгородской епархии, затем Холмогорской (Архангельской) епархии.
Церковь святых Бориса и Глеба на Мурманском берегу Внутренне убранство церкви святых Бориса и Глеба на Мурманском берегу

Церковь святых Бориса и Глеба на Мурманском берегу

Внутренне убранство церкви святых Бориса и Глеба на Мурманском берегу

Наряду с приходскими храмами возникали и развивались монастыри, которые были крупными собственниками земель, промысловых угодий, сенокосов, солеварен и водяных мельниц. Они вели торговлю рыбой, солью, пушниной как внутри страны, так и с иноземными купцами. Кроме местных монастырей — Кандалакшского, Печенгского и Кольского (Петровского) — свои подворья и вотчины имели Соловецкий, Кирило-Белозерский, Антониево-Сийский, Троице-Сергиев, а с XVII в. — Новоспасский, Крестный и Воскресенский монастыри. Однако когда в 1764 церковные вотчины ликвидировались, владений собственных монастырей на полуострове почти не осталось: Печенгский монастырь был разгромлен во время шведских нападений в 1589, а Кольский и Кандалакшский после опустошительных пожаров XVII в. так и не смогли восстановить свое прежнее положение.
  • Наряду с приходскими храмами возникали и развивались монастыри, которые были крупными собственниками земель, промысловых угодий, сенокосов, солеварен и водяных мельниц. Они вели торговлю рыбой, солью, пушниной как внутри страны, так и с иноземными купцами. Кроме местных монастырей — Кандалакшского, Печенгского и Кольского (Петровского) — свои подворья и вотчины имели Соловецкий, Кирило-Белозерский, Антониево-Сийский, Троице-Сергиев, а с XVII в. — Новоспасский, Крестный и Воскресенский монастыри. Однако когда в 1764 церковные вотчины ликвидировались, владений собственных монастырей на полуострове почти не осталось: Печенгский монастырь был разгромлен во время шведских нападений в 1589, а Кольский и Кандалакшский после опустошительных пожаров XVII в. так и не смогли восстановить свое прежнее положение.
После раскола православной церкви на Кольской земле появились и старообрядцы, как правило, в качестве ссыльных. Их приговорили к сожжению, однако большинство арестованных бежало. Из-за преследований старообрядцев многие исповедовали
  • После раскола православной церкви на Кольской земле появились и старообрядцы, как правило, в качестве ссыльных. Их приговорили к сожжению, однако большинство арестованных бежало. Из-за преследований старообрядцев многие исповедовали "старую веру" тайно. Так, на Терском берегу в деревне Порья Губа, например, существовало мольбище (или скит), в котором находилась почитаемая местным населением старообрядческая икона Николая Чудотворца, на поклон к ней ездили стрельцы-раскольники и некоторые лопари.
  • В целом, старообрядчество на Кольском Севере не получило широкого распространения. По официальной статистике, в уезде числилось не более 2—3 раскольников. Однако многие поморы, считая себя правоверными, посещая церковь и исповедуясь у священников, частично придерживались древнего благочестия вплоть до XX в.
В настоящее время на Кольском полуострове более 60 храмов и часовен, большинство из которых было построено или восстановлено в годы возрождения церкви после распада Советского Союза. Самые прекрасные по своей архитектуре храмы Кольской земли находятся в: городе Мончегорске - Свято-Вознесенский Кафедральный собор,

В настоящее время на Кольском полуострове более 60 храмов и часовен, большинство из которых было построено или восстановлено в годы возрождения церкви после распада Советского Союза. Самые прекрасные по своей архитектуре храмы Кольской земли находятся в: городе Мончегорске - Свято-Вознесенский Кафедральный собор,

в селе Варзуга - Успенский собор  1674 года постройки,

в селе Варзуга - Успенский собор 1674 года постройки,

в Оленегорске - Храм преподобного Дмитрия Прилуцкого, реконструированный в начале 1990-х годов,

в Оленегорске - Храм преподобного Дмитрия Прилуцкого, реконструированный в начале 1990-х годов,

в городе Мурманске - Морской православный храм  Спас-на-водах 2002 года постройки,

в городе Мурманске - Морской православный храм Спас-на-водах 2002 года постройки,

и Свято-Никольский кафедральный собор, который был освящён 19 октября 1986 года.

и Свято-Никольский кафедральный собор, который был освящён 19 октября 1986 года.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Православие на Кольском полуострове

Автор: Благовещенская Юлия Владимировна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Становление православия на Кольском полуострове"
    ["seo_title"] => string(51) "stanovlieniie-pravoslaviia-na-kol-skom-poluostrovie"
    ["file_id"] => string(6) "133336"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416497045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства