Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС
Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство. Сущность которой выражается в переориентации системы образования на новые подходы, создание современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учебе; способна быть современной, адекватной жизни образовательной системой. Базовым элементом в модернизации школьного исторического образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС »
9
Семинар-практикум учителей социально-гуманитарных дисциплин общеобразовательных учреждений Симферопольского района (28.11.2014г.)
Тема. Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС.
Доклад на тему: «Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС».
Рязанова Н.Н., учитель
истории и обществознания,
специалист высшей категории,
«Старший учитель»
Мирновской ОШ I-III ступеней № 1
Не уставайте учиться!
Закончив высшую школу, учитель
не должен уходить в среднюю навсегда.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство. Сущность которой выражается в переориентации системы образования на новые подходы, создание современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учебе; способна быть современной, адекватной жизни образовательной системой. Базовым элементом в модернизации школьного исторического образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения и использовать новые подходы в работе. Еще раз обратим внимание на государственные документы, определяющие цели, содержание школьного образования. И в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования приоритетной целью образования становится уже не передача суммы знаний, а развитие личности каждого ученика, способного к определениям своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения.
В качестве главного результата в модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями образования должны стать (слайд 5):
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
- готовность к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Что же такое Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (слайд 6)?
ФГОС-это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Что является отличительной особенностью нового стандарта (слайд 7)?
- Это деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося;
- система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, стандарт называет реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Каковы же требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования (слайд 8). Стандарт устанавливает ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения:
- личностные результаты обучения - уровень сформированной ценностной ориентации выпускников определенной ступени, отражающей их индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества;
- метапредметные результаты обучения - это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия;
- предметные результаты обучения - это освоенный обучающимся в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Какие изменения нужны в первую очередь (слайд 9)?
1. Ценностное переосмысление профессионального взгляда на свою специальность.
2. Ориентация на повышение уровня своей компетентности.
3. Принятие ответственности за результаты работы.
Стандарт общего образования включает в себя (слайд 10):
- новые цели образования;
- новые средства обучения;
- новые технологии обучения;
- новое содержание образования;
- новое целеполагание для учителей и обучающихся;
- новые требования к подготовке учителя.
Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника. Готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.
Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами (cлайд 11):
- приоритетностью изучения отечественной истории;
- изучением ее в контексте мирового развития;
- преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;
- углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;
- повышением воспитательной роли исторического образования.
Целью исторического образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главным является личностный результат, поэтому и главное предназначение учителя сегодня- воспитание граждан России. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению. Современный учитель должен: демонстрировать универсальные и предметные способы действия, инициировать пробные действия учащихся, консультировать и корректировать школьников и искать способы включения в работу каждого ученика; уметь осуществлять тематическое планирование учебного процесса на основе планируемых результатов образования, проектировать конкретные учебные ситуации, организовывать работу учащихся в группах и парах, в мобильных группах; обеспечивать индивидуальную поддержку обучающихся, организовать их проектную деятельность.
Главной задачей исторического образования на современном этапе является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения и до наших дней.
Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить о ее особой роли в структуре общего образования.
Каковы же основные функции исторического образования и принципиальные подходы к ее обновлению.
Историческое образование в школе должно обеспечивать реализацию функций образовательного процесса (слайд 12):
- познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии;
- познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа;
- воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством.
В своей совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся.
Для выполнения этой задачи необходимо руководствоваться следующими принципами обновления исторического образования.
Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
Ключевой задачей современного исторического образования является выработка единых подходов к преподаванию истории в школе. Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них хорошо отражает течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй – как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Сочетание «вертикального» и «горизонтального», формационного цивилизационного подходов позволяет показать глубину многомерность исторического процесса. Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриотов и гражданина России.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения истории России, Всеобщей истории должны отражать (слайды 13, 14, 15):
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Предметные результаты изучения обществознания должны отражать(слайд 16, 17, 18):
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
В процессе перехода к ФГОС происходит обновление не только целей и содержания школьного обществоведческого образования, но и приоритетов его развития. Каковы же его приоритеты развития современного образования? Прежде всего (слайд 19):
20. На уроке должно осуществляться глубокое личностное воздействие «учитель- ученик» (через отношения, совместную деятельность).
Успешность современного педагога (слайд 29):
- способность управлять собой;
- разумные личные ценности;
- четкие личные цели;
- постоянный личностный рост;
- умение решать проблемы;
- изобретательность и способность к инновационному творчеству.
Наиболее прогрессивными моделями обучения и воспитания в условиях перехода на ФГОС выступают личностно-ориентированные педагогические методики, направленные на расширение мотивационно - ценностной сферы личности в процессе познания, на развитие способностей самоорганизации, на формирование умения самостоятельно решать как учебные задачи, так и жизненные проблемы, используя приобретенные знания. В стандарты образования уже сегодня заложена модель будущего, т.к. в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда. На сегодняшний день массовая школа остается «школой знаний» и основной акцент ставиться на информированность личности, а не на ее культурное развитие. При сохранении классно - урочной системы невозможно полноценное внедрение личностно - ориентированного образования, поэтому наша задача сегодня- внедрение и использование преимуществ личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Переход к личностно- ориентированному образованию зависит от учителя: его стремлений и личностных качеств. Учитель, в котором нуждается личностно-ориентированная школа, должен соответствовать следующим требованиям (слайд 30):
- ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству;
- гуманная педагогическая позиция;
- забота о сохранении духовного и физического здоровья учащихся;
- умение создавать культурно - информационную и развивающую образовательную среду;
- умение придать содержанию обучения личностно-смысловую направленность;
- владение разнообразными педагогическими технологиями развивающей направленности;
- забота о развитии индивидуальности ученика.
В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности и самоценности каждого ученика, наделенного своим неповторимым опытом. Поэтому, занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, обучающийся (слайд 31):
- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;
- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
- учится продуктивному общению.
Из опыта педагогов, успешно реализующих принципы личностно-ориентированного обучения, можно определить ряд правил, выработанных в педагогической практике, а именно (слайды 32- 34):
1. Подвергать ревизии традиционные методы, формы и средства, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.
2. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
3. Формировать положительную самооценку обучающегося, предоставлять возможности для самоутверждения.
4. Исключить методы, унижающие личность.
5. Безусловно понимать и принимать любого обучающегося с его интересами и переживаниями.
6. Поддерживать эмоциональное благополучие обучающегося, учитывать его состояние и настроение.
7. Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении.
8. Помогать обнаруживать ошибки, давать возможность исправлять их самостоятельно.
9. Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
10. Постоянно напоминать ученику, что от него ждут, каким хотят его видеть.
Из ценностного отношения к обучающемуся вырастает понимание цели личностно-ориентированного образования - не формировать и даже не воспитывать, а поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.
Таким образом, роль учебных предметов «История» и «Обществознание» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связаны с тем, насколько они помогают им ответить на сущностные вопросы миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие обучающимися основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Данные предметы дают обучающимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.
Свое выступление я хочу закончить следующим высказыванием: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой».