kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опричнина.Иван Грозный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «вне», «снаружи», «отдельно», «за пределами», «особый», «окроме» (т.е. кроме). Суть политики Опричнины — в выделении части территории исключительно для нужд государства, его служащих — дворян и войска (вооружённых сил). Изначально численность опричников — «опричной тысячи» — составляла одна тысяча дворян и детей боярских. Исторически опричниной в Московском княжестве назывался удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа, а также часть удела великих княгинь, находившаяся в их полном и непосредственном распоряжении, то есть та часть владений, над которой не действовала никакая правовая традиция.

В январе 1558 года царь Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря для получения доступа к морским коммуникациям и упрощения торговли с западноевропейскими странами.

После перемирия марта—ноября 1559 года Русское царство сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Королевство Швеция, Королевство Польша, Великое княжество Литовское. Фактически участвует в антирусской коалиции и вассал Османской империи Крымское ханство, которое разоряет регулярными военными походами южные области Руси. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымскотатарские походы, польско-литовские рейды и морская блокада, осуществляемая Швецией, опустошают страну.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опричнина.Иван Грозный.»

ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО

ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО

Опричнина (1565-1572 гг.) Опричнина – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.  Этимология От древнерусского – «опричь» - кроме форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван IV Грозный для осуществления особой политики – опричнины.

Опричнина

(1565-1572 гг.)

Опричнинаособый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.

Этимология

От древнерусского – «опричь» - кроме форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван IV Грозный для осуществления особой политики – опричнины.

Работа с документами. Цели опричнины:  Стремление царя к единовластию  Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.  Ликвидация остатков феодальной раздробленности Причины опричнины:

Работа с документами.

Цели опричнины:

  • Стремление царя к единовластию
  • Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
  • Ликвидация остатков феодальной раздробленности

Причины опричнины:

  • Противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати.
  • Неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)
Документ №1   Ответьте на вопросы:  1)Против кого был гнев Ивана Грозного? И почему?  2)Кому была адресована грамота Ивана Грозного?  3)Какова была реакция на эту грамоту?  Документ №2. Ответьте на вопросы:  1) С каким событием связано начало опричнины?  2) Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?  3) Против кого был направлен опричный террор?

Документ №1 Ответьте на вопросы: 1)Против кого был гнев Ивана Грозного? И почему? 2)Кому была адресована грамота Ивана Грозного? 3)Какова была реакция на эту грамоту?

Документ №2.

Ответьте на вопросы: 1) С каким событием связано начало опричнины? 2) Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины? 3) Против кого был направлен опричный террор?

Последствия опричнины политические Социально-экономические 1. Хозяйственное  разорение страны. 2. Начало процесса закрепощения крестьян 1. Укрепление режима  личной власти царя. 2. Ликвидация пережитков удельной системы.

Последствия опричнины

политические

Социально-экономические

1. Хозяйственное

разорение страны.

2. Начало процесса

закрепощения крестьян

1. Укрепление режима

личной власти царя.

2. Ликвидация

пережитков удельной

системы.

Ответьте на вопрос, сформулированный Н. Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно.» По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?

Ответьте на вопрос, сформулированный Н. Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно.»

По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?

Тест «Опричнина Ивана Грозного».

Тест «Опричнина Ивана Грозного».

  • 1. Выберите правильное определение «опричнины».
  • А) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым контролем Ивана Грозного.
  • Б) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.
  • В) Особый, царский удел, который получали опричники в свое пользование.
2. Что из перечисленного не
  • 2. Что из перечисленного не являлось целью опричнины?
  • А) Стремление царя к единовластию
  • Б) Противоборство царя с его окружением
  • В) Сосредоточение главных сил на продолжении начатой Ливонской войны.
  • Г) Ликвидация остатков феодальной раздробленности.
  • Д) Неудовлетворенность царя внешней политикой
  •  
3. Опричнина была учреждена в… А) 1562 г. Б) 1563 г. В) 1565 г.
  • 3. Опричнина была учреждена в…
  • А) 1562 г.
  • Б) 1563 г.
  • В) 1565 г.
4. Опричный террор был направлен против… А) боярства Б) духовенства В) городов
  • 4. Опричный террор был направлен против…
  • А) боярства
  • Б) духовенства
  • В) городов
5. Кто помогал Ивану Грозному осуществлять опричный террор? А) М. Скуратов Б) А. Адашев В) А. Курбский
  • 5. Кто помогал Ивану Грозному осуществлять опричный террор?
  • А) М. Скуратов
  • Б) А. Адашев
  • В) А. Курбский
6. Найдите политические последствия опричнины. А) Хозяйственное разорение страны Б) Начало процесса закрепощения крестьян В) Укрепление режима личной власти и ликвидация пережитков удельной системы.
  • 6. Найдите политические последствия опричнины.
  • А) Хозяйственное разорение страны
  • Б) Начало процесса закрепощения крестьян
  • В) Укрепление режима личной власти и ликвидация пережитков удельной системы.
7. На чем основывалась уверенность Ивана Грозного о благости его чудовищных злодеяний? А) на уверенности в том, что власть ему дана от Бога Б) на том, что крестьяне не были его политическими противниками В) на том, что Грозный использовал противоречия «имущих и неимущих».
  • 7. На чем основывалась уверенность Ивана Грозного о благости его чудовищных злодеяний?
  • А) на уверенности в том, что власть ему дана от Бога
  • Б) на том, что крестьяне не были его политическими противниками
  • В) на том, что Грозный использовал противоречия «имущих и неимущих».
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Параграф 25, записи в тетр.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опричнина.Иван Грозный.

Автор: Ефремова Людмила Валентиновна

Дата: 24.05.2017

Номер свидетельства: 418182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства