kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общественная мысль 20-40-е г.г.XIX в. в России (к спору А.Пушкина и П.Чаадаева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является продолжением основного разговора о западниках и славянофилах,(2-й урок по теме), урок посвящен спору А.Пушкина и П.Я Чаадаева, а так же спору современных западников(либералов) и славянофилов(почвенников, государственников). Урок строится на работе с документами (выдержеи из "Философических писем" Чаадаева, "Апологии сумасшедшего", из ответов Пушкина Чаадаеву).Дпя урока детьми проведено исследование, результаты которого отражены в презентации, На предыдущем уроке ученикам  было дано задание определить, что для них прошлое, настоящее и будущее России, высказывания детей и учителей - в презентации тоже представлены.Урок начинается с клипа на стихи А.Блока "Скифы",что актуализирует значимость извечного спора западников и славянофилов. На уроке используются видеофрагменты выступлений В.Путина, А.Проханова, Позднера, Злобина, З.Прилепина и пр. Детям предлагается определить к какому направлению общественной мысли относятся эти наши современники.

В качестве рефлексии детям предлагается высказать свою позицию на начало урока и на его финал, изменилась ли их позиция. (В начале урока они занимали места согласно их убеждениям ; первый ряд - западники, второй -славянофилы, третий - неопределившиеся)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«общ мысль»

Общественная мысль России в 20-40-е г.г.XIXв .( урок 2-й, посвященный спору А.Пушкина и П.Чаадаева )

Общественная мысль России в 20-40-е г.г.XIXв .( урок 2-й, посвященный спору А.Пушкина и П.Чаадаева )

Мы, как двуликий Янус, глядели в разные стороны, но сердце билось одно …   А.И.Герцен

Мы, как двуликий Янус, глядели в разные стороны, но сердце билось одноА.И.Герцен

Попытайтесь сформулировать, чему будет посвящен сегодняшний урок!

Попытайтесь сформулировать, чему будет посвящен сегодняшний урок!

Извечный спор западников и славянофилов

Извечный спор западников и славянофилов

Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской, О в Риме был бы Брут, В Афинах -Периклес, А здесь он- Офицер гусарский

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской,

О в Риме был бы Брут,

В Афинах -Периклес,

А здесь он-

Офицер гусарский

Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине

Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине". "Не через родину, а через истину ведет путь к небу". "Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами". П.Чаадаев

Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, а другим на Германию, мы должны были бы сочетать в себе два великих начала духовной природы – воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара.  ( П.Чаадаев)

Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, а другим на Германию, мы должны были бы сочетать в себе два великих начала духовной природы воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара.

( П.Чаадаев)

Мы никогда не шли об руку с прочими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку … Не эту роль предоставило нам провидение. Окиньте взглядом все пережитое нами, вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли … ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили.  П.Чаадаев

Мы никогда не шли об руку с прочими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку

Не эту роль предоставило нам провидение. Окиньте взглядом все пережитое нами, вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили.

П.Чаадаев

Все народы Европы имели общую физиономию, преемственное идейное наследие … У нас – сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, вот печальная история нашей юности.  П.Чаадаев

Все народы Европы имели общую физиономию, преемственное идейное наследие У нас сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, вот печальная история нашей юности.

П.Чаадаев

По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением к растленной Византии, затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли бы воспользоваться идеями наших братьев на Западе, но, увы , мы подпали рабству еще более тяжелому. Мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но по кривой линии, которая не ведет к цели. Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно   П.Чаадаев

По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением к растленной Византии, затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли бы воспользоваться идеями наших братьев на Западе, но, увы , мы подпали рабству еще более тяжелому.

Мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но по кривой линии, которая не ведет к цели. Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно

П.Чаадаев

Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок  П.Чаадаев

Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок

П.Чаадаев

Из ученических эссе…   -«Прошлое России удивительно событиями, настоящее более, чем сносно,  будущее зависит от нас самих»    «Прошлое России — летопись войны, настоящее — борьба,  будущее — саморазрушение и возрождение из пепла».

Из ученических эссе… -«Прошлое России удивительно событиями, настоящее более, чем сносно, будущее зависит от нас самих» «Прошлое России — летопись войны, настоящее — борьба, будущее — саморазрушение и возрождение из пепла».

Высказывания учителей  Прошлое России – призраки, которые наступают, настоящее – миг, будущее – это еще не прочитанная книга. (Н.В. Разбойникова)  Прошлое России – слепой человек, настоящее – прозревающий человек, будущее – человек зрячий. ( Т.Ф. Щипицина )  Прошлое России – героические победы русского народа, настоящее - экономические трудности, взлеты и падения, будущее – стабильность и благополучие. ( Тарасова Н.В. )

Высказывания учителей

Прошлое России – призраки, которые наступают, настоящее – миг, будущее – это еще не прочитанная книга. (Н.В. Разбойникова)

Прошлое России – слепой человек, настоящее – прозревающий человек, будущее – человек зрячий. ( Т.Ф. Щипицина )

Прошлое России – героические победы русского народа, настоящее - экономические трудности, взлеты и падения, будущее – стабильность и благополучие. ( Тарасова Н.В. )

Извечный спор западников и славянофилов

Извечный спор западников и славянофилов

Извечный спор западников и славянофилов

Извечный спор западников и славянофилов

Результаты социологического опроса, созданные учащимися 8 «в» класса

Результаты социологического опроса, созданные учащимися 8 «в» класса

Отношение к преобразованиям ПетраI

Отношение к преобразованиям ПетраI

Каким вы видите будущее  России?

Каким вы видите будущее России?

С может ли Россия  найти свой путь?

С может ли Россия найти свой путь?

Определите к какому направлению общественной мысли относятся следующие высказывания!
  • Определите к какому направлению общественной мысли относятся следующие высказывания!

"Россия не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма. Россия есть живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями".

И. Ильин

Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей. В.Соловьев

Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей. В.Соловьев

"Империя - это симфония. Это симфония народов, симфония языков, симфония пространств, симфония культур и верований. Это организация разрозненного, рассченного человечества в огромную симфонию. Поэтому не надо бояться слова "империя“ А.Проханов

Россия, в связи со своей историей, чрезвычайно драматичной и тяжелой, если не сказать трагичной, еще долго будет идти, прежде чем выйдет на тот уровень, когда можно серьезно говорить о ценности отдельно взятой человеческой жизни, о таких вещах, как свобода, гражданское общество . В.Позднер

Россия, в связи со своей историей, чрезвычайно драматичной и тяжелой, если не сказать трагичной, еще долго будет идти, прежде чем выйдет на тот уровень, когда можно серьезно говорить о ценности отдельно взятой человеческой жизни, о таких вещах, как свобода, гражданское общество . В.Позднер

Пока рот мой не забили глиной, я буду снова и снова повторять: моя Родина — Советский Союз. Родина моя — Советский Союз.   Мой Советский Союз не опошлить: потому что на Вечный огонь не оденешь шутовской колпак, его не пересадишь в колбу, и он не станет гореть там, куда не снизойдет живой дух никогда . З.Прилепин

Пока рот мой не забили глиной, я буду снова и снова повторять: моя Родина — Советский Союз. Родина моя — Советский Союз. Мой Советский Союз не опошлить: потому что на Вечный огонь не оденешь шутовской колпак, его не пересадишь в колбу, и он не станет гореть там, куда не снизойдет живой дух никогда . З.Прилепин

Русская православная церковь наиболее мощная, наиболее закрытая, наиболее антизападная. Ее ценности, в связи с этим, более чем консервативные, реакционные. Это сказывается вообще на развитии России. В. Позднер

Русская православная церковь наиболее мощная, наиболее закрытая, наиболее антизападная. Ее ценности, в связи с этим, более чем консервативные, реакционные. Это сказывается вообще на развитии России. В. Позднер

З.Бжезинский:  « Мир разучился творить, мыслить, рождать идеи. Мир обнищал духовно… Я боюсь, как бы человечество, разленившись, не превратилось в сборище холеных, сытых, но абсолютно пустых машин. Дай Бог людям, в том числе и моим соотечественникам, осознать, что в мире есть вещи более жизненно важные, чем микроволновая печь, собственный самолет или копченая колбаса!»

З.Бжезинский:

« Мир разучился творить, мыслить, рождать идеи. Мир обнищал духовно… Я боюсь, как бы человечество, разленившись, не превратилось в сборище холеных, сытых, но абсолютно пустых машин. Дай Бог людям, в том числе и моим соотечественникам, осознать, что в мире есть вещи более жизненно важные, чем микроволновая печь, собственный самолет или копченая колбаса!»

А ты с кем?

А ты с кем?

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Эссе на тему : «Можно и должно перенимать чужой опыт вязать носки, но нельзя и стыдно брать чужой строй мыслей, чувств и отношений»
  • В.О.Ключевский
деле сумасшедший». «След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, — такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведен он по стеклу?»  О Мандельштам

деле сумасшедший».

«След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, — такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведен он по стеклу?»

О Мандельштам

Советую почитать:   З.Прилепин  «Сашко»;   ГерценА.И.  «Былое и думы»;   Эйдельман Н . «Твой 19-й век»

Советую почитать: З.Прилепин «Сашко»; ГерценА.И. «Былое и думы»; Эйдельман Н . «Твой 19-й век»

Чьи мысли тебе ближе?  ЗАПАДНИКОВ ЗАПАДНИКОВ  СЛАВЯНОФИЛОВ СЛАВЯНОФИЛОВ

  • Чьи мысли тебе ближе?

  • ЗАПАДНИКОВ
  • ЗАПАДНИКОВ

  • СЛАВЯНОФИЛОВ
  • СЛАВЯНОФИЛОВ

  • Поменял ли ты свое мнение в ходе урока?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Общественная мысль 20-40-е г.г.XIX в. в России (к спору А.Пушкина и П.Чаадаева)

Автор: Винокурова Наталья Ивановна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 151155


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства