Научно – исследовательская работа по истории “От станции Казахстан до города Аксай.”
Научно – исследовательская работа по истории “От станции Казахстан до города Аксай.”
Цели и задачи исследования:
Целью данного исследования было дальнейшее изучение развития станции Казахстан и присвоения ей статуса города.
В данном исследовании ставятся следующие цели:
1. Исследование регионального компонента, как неотъемлемой части истории развития города Аксай.
2. Формирование определённой системы знаний о родном крае, о главных этапах его развития, особенностях местности и значении города Аксай в историческом развитии нашего государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно – исследовательская работа по истории “От станции Казахстан до города Аксай.” »
Бурлинский РОО
Общеобразовательная средняя школа №3
г.Аксая, Бурлинского района.
Тема: “От станции Казахстан до города Аксай.”
Научно – исследовательская работа
по истории ученицы 9 “В” класса
Лецкой Елены
Научный руководитель:
Учитель истории
Лобанова Татьяна Анатольевна
г. Аксай 2012 год
Абстракт
Цели и задачи исследования:
Целью данного исследования было дальнейшее изучение развития станции Казахстан и присвоения ей статуса города.
В данном исследовании ставятся следующие цели:
1. Исследование регионального компонента, как неотъемлемой части истории развития города Аксай.
2. Формирование определённой системы знаний о родном крае, о главных этапах его развития, особенностях местности и значении города Аксай в историческом развитии нашего государства.
В связи с названными целями исследования ставятся такие задачи:
1. Изучить и обобщить литературу об истории развития города Аксай.
2. Проследить динамику исторического развития города.
3. Показать роль и значимость Карачаганакского месторождения, давшего второй импульс развития и процветания города.
4. Показать роль и значимость людей внёсших посильный вклад в развитие экономики города.
5. Показать связь истории и преемственность поколений.
Этапы и процедура исследования:
1. Сбор, изучение и обобщение литературы.
2. Посещение районного архива, знакомство с архивными документами.
3. Посещение районного музея.
4. Встреча с ветеранами войны и труда.
5. Написание научного проекта, защита его на научно-практической конференции.
Введение
Без прошлого нет настоящего и будущего! Значит, не зная своего прошлого, пройденный путь, и историю очень сложно, порою невозможно создать, творить новое, идти вперёд, ибо у основы прошлого, как и у человека, есть дата рождения, есть своя история.
Современный этап развития казахстанского общества характеризуется большим интересом к истории, к прошлому Казахстана. Он является одним из проявлений развития личности в демократическом обществе. Одним из основных источников чувства гражданственности является память о прошлом. Эти знания делают человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции. Данный проект является продолжением исследования родного края. Первая работа называлась “Возникновение и развитие станции Казахстан”.
1907-1911 - Новогеоргиевск
1915 – станция «Казахстан»
1940 – станция «Казахстан» преобразована в поселок городского типа
1963 – станция «Казахстан» становится районным центром
1967 – город Аксай
Станция Казахстан 1958 год.
Ж.Д, больница и двухэтажные дома. 1958 год.
Первые дома железнодорожников были деревянными.
Первые каменные дома железнодорожников
Бывшая школа №46 (ныне школа №5).
Аксай – «Белая долина»
Поселок городского типа Казахстан в 1963 году становится районным центром. В новом райцентре строятся административные здания, районная больница, кинотеатры «Октябрь» и « Дружба», 4-этажные дома по ул. Советской и другие объекты, активно идет индивидуальное жилищное строительство, растет население. Учитывая, что поселок Казахстан стал социально – экономическим центром бурно развивающегося региона, Президиум Верховного Совета Казахской ССР принял Указ за №263-7 от 29 июля 1967 года о переименовании поселка городского типа Казахстан в город Аксай районного подчинения. Имя новому городу дано с учетом предложений районных органов власти и мнения местного населения.
Акимат
ЦРБ
Первый четырехэтажный кирпичный дом
Второй четырехэтажный кирпичный дом
Придание статуса города дало Аксаю новый импульс к развитию. Район наряду с радиоэфиром начал принимать и передачи телевидения, для чего была построена телетрансляционная вышка, совершенствуется телефонная связь, вводится АТС на 500 номеров. Открываются новые магазины, построен универмаг. Дом культуры на 580 мест, комплекс СПТУ-15(ныне ПЛ-15).
Телетрансляционная вышка
Дом культуры на 580 мест
Город Аксай – прошлое, настоящее ибудущее!
Сорок пять лет назад он не значился на географической карте нашей республики. Сегодня – это современный город, труженики которого вносят весомый вклад в экономику Казахстана.
Город имеет географические координаты 51º северной широты, 53º восточной долготы, высота над уровнем моря – 63 метра. Расположен в 165 км от областного центра г. Уральска и связан с ним железной и шоссейной дорогами. Название в переводе с казахского языка означает “белая долина”, видимо потому, что местность сложена, в основном, белой глиной, особенно в северной и восточной части от города. Аксай расположен в понижении между отрогами Подуральского плато. В 7 км от города протекает небольшая речка Утва, являющаяся левым притоком реки Урал. Климат здесь резко континентальный, с холодной продолжительной зимой, с жарким сухим летом. Осадков выпадает около 300 мм, в основном весной и осенью. Осадки чаще всего территория получает с Атлантического океана. Характерной чертой климата являются постоянные ветры, в основном, восточного, юго-восточного направления. Весной и осенью бывают возвраты холодов, заморозки. Местность равнинная, слабоволнистая, что благоприятно для строительства дорог, зданий, коммуникаций.
Карачаганак заявляет о себе
В августе 1979 года в близи с. Карачаганак поисковая скважина №10-бис дала приток газа и конденсата. Это событие и стало началом открытия Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Авторы открытия – бригада бурового мастера кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Андрея Жарылгасовича Жарылгасова и бурового мастера Лауреата Государственной премии Казахстана Сергея Федоровича Лапшина из производственно-геологического обьединения «Уральскнефтегазгеология!, главным геологом которого был Сухан Максутович Камалов. Он вспоминает: «Всякому человеку лестно быть первооткрывателем , мне и моим коллегам удалось ими стать. В 1979 г. Я работал главным геологом Уральской нефтераведочной экспедиции и нам посчастливилось заложить первую скважину на Карачаганаке, которая, как говорится, угодила в цель, дала продукцию, широко сегодня экспортируемую ».
Строительство Карачаганакского месторождения.
Карачаганакское месторождение
Карачаганакское месторождение
Карачаганак
Спокон веков
здесь рос один ковыль,
Покоя, тишины
ничто не нарушало,
Грядущих перемен , увы...
Не предвещало.
Но гулким эхом
Прокатилась весть,
Что в Казахстане нефть
и газ природный есть.
Пока над планами
учёные трудились,-
Природные дары
В глубине земной таились…
Теперь здесь нет
природной тишины:
Лишь вертолётов гул и
Рёв машин слышны.
Природа отступила,
Покорилась
И в новой красоте перед
Людьми явилась.
Как будто ёлки устремились ввысь,
Здесь вышки буровые поднялись.
Так в Казахстане поднялся маяк:
Степной красавец –
КАРАЧАГАНАК!
Здесь корпуса высотные
Встают, Как будто бы грибы
после дождя растут.
Красиво смотрится в ночной дали маяк –
Степной красавец –
КАРАЧАГАНАК!
С середины 80-х годов начался новый этап в истории Аксая. С этого времени начинается новый отсчёт в жизни и истории города. С разработкой и обустройством месторождения стал расти новый город. Из Башкирии, Татарии, России, Белоруссии, Узбекистана в Аксай на работу приезжали специалисты буровики, сварщики, строители. Поэтому необходимо было строить для них жильё.
В рамках Союзного экономического договора (СЭВ) город строили специалисты из Болгарии, Чехословакии (ныне Чехия и Словакия), Германии. Новый город застраивался по европейскому образцу – микрорайонами. При строительстве тщательно учитывались климатические условия местности: во всех дворах сквозное проветривание, что спасает нас жарким летом. Все коммуникации проведены под землёй. В каждом дворе по плану должны быть газоны и зелёные насаждения. Появляются две современные школы №3 и №4, количество учащихся в каждой превышает 2000 человек, построены детские сады №2,3,4,5,6,7 отличающиеся продуманными уютом и комфортом помещений, где все сделано для того, чтобы дети с удовольствием посещали садики. Украсила центр города Детская школа искусств, в которой растут и воспитываются юные таланты, преумножающие славу района. Радуют глаз торговые центры «Трнава», «Казахстан», «Ясмин», «Жибек-Жолы», «Эдельвейс», «XXI век», оздоровительный комплекс «Сары-арка», гостиницы «Карашыганак», «Ренко», «Марко Поло», развлекательный комплекс «Арман», работает коммунальный рынок и рынок «Бестау».
Сегодня в Бурлинском районе разрабатываются промышленные запасы газа - конденсата и нефти. И гордостью региона сегодня является Карачаганакское месторождение – крупнейшее в мире. Промысловые работы ведут консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг б.в.» (КПО) и местные подрядные организации.
Строительство школы №4 1989 год
Строительство школы №3 1988 год
Школы №3, №4
В наше время
Детская школа искусств
Детская школа искусств
Строительство 5 микрорайона
Строительство 10 микрорайона. 1990 год
Железнодорожный вокзал
«Трнава», «Казахстан», «Ясмин»
Развлекательный центр «Арман»
Марко Поло
Символичным является добрососедское расположение двух культовых сооружений – мечети и церкви, для которых определены места в центре города.
В 90-е годы жизнь в городе несколько замерла, из-за развала СССР все бывшие союзные республики искали пути выхода из создавшегося трудного положения. Постепенно, к 2000 году жизнь на Карачаганаке оживилась – началось строительство совместно с арабами нефтегазоперерабатывающего завода.
Экономические перспективы по достоинству оценили иностранные инвесторы, пришедшие работать в Западный Казастан. Одновременно со строительством промышленных объектов непосредственно на месторождении интенсивно осуществляется строительство в городе производственных баз, инженерных сетей, коммуникаций. Наряду с благоустройством промзоны в Аксае активно возводятся объекты социального значения при участии специалистов из Болгарии, Чехословакии, Германии
Заметно преобразились аксайские улицы – проспект им. Абая, Дружбы народов, Советская и другие. Заасфальтированы дороги внутри города и объездная проезжая часть. С каждым годом меняется облик города. В последнее время произошли существенные изменения во всех отраслях экономики, социальной сфере.
В настоящее время право на разработку месторождения получили две большие компании «БритишГаз» и «Аджип».
В 2010 году открывается в 10 микрорайоне школа №6 на 900 мест.
В Аксае, центре Бурлинского района, культивируются 19 видов спорта, действуют 8 спортивных федераций, работает спортивный клуб «Олимп», секции восточных единоборств. В Аксае 41 улица, 2 проспекта: Абая и Сырыма Датулы, и 1, 2, 3 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13 микрорайоны.
Органического сочетание прошлого и ярких примет современности – одна из привлекательных особенностей города Аксай.