kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нашествие монголо-татар на Русь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIII в".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нашествие монголо-татар на Русь»

Нашествие Моноголо-татар на Русь Подготовила: учитель истории МБОУ «Красносельцовская СОШ» Рузаевского р-на РМ Горшкова Н.П.

Нашествие

Моноголо-татар на Русь

Подготовила: учитель истории МБОУ «Красносельцовская СОШ» Рузаевского р-на РМ

Горшкова Н.П.

Цель урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами; совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы; способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом; побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.  

Цель урока:

  • познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
  • совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
  • способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом; побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
  •  

План урока: I. Постановка целей и задач урока.  II. Изучение нового материала.  1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.  2. Завоевания монголов. Битва на Калке.  3. Нашествия Батыя на Русь.  4. Причины поражений.  III. Закрепление изученного. Выполнение теста.  IV. Домашнее задание.

План урока:

  • I. Постановка целей и задач урока. II. Изучение нового материала. 1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания. 2. Завоевания монголов. Битва на Калке. 3. Нашествия Батыя на Русь. 4. Причины поражений. III. Закрепление изученного. Выполнение теста. IV. Домашнее задание.

"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."

«Слово о погибели Русской земли»

Проблема урока:  Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Проблема урока:

Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Что о монголо-татарах знали Русиче?

Что о монголо-татарах знали Русиче?

Из летописи:

Из летописи:

  • «Явились народы, которых как следует никто не знает, кто они, откуда пришли, каков их язык, какого они племени, какой веры и зовут их татары.»
Работа с документом:

Работа с документом:

  • Рождение монгольской империи (Из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России")
  • Китайские хронисты, описывая народы, живущие к северу от Китая, в Великой степи, называли всех степняков одним именем - "татары". Они пасли скот, который кормил их и одевал. Зачатки государственности у них отсутствовали, подчинялись они только старшим в роде и более всего ценили свободу. Хозяйство их основывалось на охоте и рыболовстве. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство. Жили в войлочных шатрах – юртах.
Вопросы к документу:

Вопросы к документу:

  • 1.Где жили монголо-татары?
  • 2.Чем они занимались?
  • 3. Что составляло основу их хозяйства?
  • 4.Из-за чего были межплеменные конфликты?
  • 5.Чем сопровождались эти конфликты?
  • 6.Было ли у них государство?
  • 7.Какой общественный строй у них был?
В 1206 году на курултае (съезде монголо-татарской знати) Темучин был назван Чингизханом, а он в свою очередь провозгласил идею завоевания мира. Чингизхан создал сильное и многочисленное войско, составил свод законов – «Великую Ясу»
  • В 1206 году на курултае (съезде монголо-татарской знати) Темучин был назван Чингизханом, а он в свою очередь провозгласил идею завоевания мира. Чингизхан создал сильное и многочисленное войско, составил свод законов – «Великую Ясу»

Сильные стороны монголо-татарского войска: 1. Жесткая дисциплина. Войско делилось на «тьму» по 10000 чел., «тьма» - на «тысячи», «сотни», «десятки». Командовали этими частями «нукеры» и «нойоны» (монгольские феодалы). Подразделения состояли из ближайших родственников. Поэтому за провинность одного человека нёс наказание весь «десяток», а за «десяток» вся «сотня».

Сильные стороны монголо-татарского войска:

  • 1. Жесткая дисциплина. Войско делилось на «тьму» по 10000 чел., «тьма» - на «тысячи», «сотни», «десятки». Командовали этими частями «нукеры» и «нойоны» (монгольские феодалы). Подразделения состояли из ближайших родственников. Поэтому за провинность одного человека нёс наказание весь «десяток», а за «десяток» вся «сотня».

Сильные стороны монголо-татарского войска: 2. Их походам всегда предшествовала глубокая разведка с целью как можно больше узнать о противнике. Они засылали своих лазутчиков в страны, на которые собирались напасть.

Сильные стороны монголо-татарского войска:

2. Их походам всегда предшествовала глубокая разведка с целью как можно больше узнать о противнике. Они засылали своих лазутчиков в страны, на которые собирались напасть.

Сильные стороны монголо-татарского войска:

Сильные стороны монголо-татарского войска:

  • 3. Монголы умели хорошо осаждать крепости. Для этого они применяли осадные башни, которые строили китайские инженеры. Кроме того умело использовали сосуды с зажигательной смесью, штурмовые лестницы.
Завоевание монголо-татар: Дата Направление 1206- 1211 гг. Последствия Восточная Азия 1211-1215 гг. Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства. Китай 1218 г. Захват Северного Китая. Корея Завоевание государства.

Завоевание монголо-татар:

Дата

Направление

1206- 1211 гг.

Последствия

Восточная Азия

1211-1215 гг.

Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства.

Китай

1218 г.

Захват Северного Китая.

Корея

Завоевание государства.

Битва на реке Калке  В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут». Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило: «Мы слышим, что вы идёте против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир». Но русские перебили послов и двинулись к половцам.

Битва на реке Калке

  • В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут».
  • Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило: «Мы слышим, что вы идёте против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир». Но русские перебили послов и двинулись к половцам.

Битва на реке Калке

Битва на реке Калке

Битва на реке Калке

Битва на реке Калке

Битва на р. Калке

Битва на р. Калке

  • Три дня киев­ляне отбивали все атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им, жизнь и впоследствии отпустить на волю за выкуп, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.
Вопрос: Как вы думаете возможен ли был иной исход битвы на Калке?   Нет, потому что князья действовали разобщено, каждый сам за себя, не имели общего командования, спорили между собой

Вопрос:

  • Как вы думаете возможен ли был иной исход битвы на Калке?

Нет, потому что князья действовали разобщено, каждый сам за себя, не имели общего командования, спорили между собой

Нашествие Батыя на Русь 1235 г. на курултае в Карокуме, который проходил под руководством великого хана Угэдэя, было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска (все улусы Монгольской империи должны выделить по одному воину из каждого десятка) встанет Батый, внук Чингисхана .

Нашествие Батыя на Русь

  • 1235 г. на курултае в Карокуме, который проходил под руководством великого хана Угэдэя, было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска (все улусы Монгольской империи должны выделить по одному воину из каждого десятка) встанет Батый, внук Чингисхана .

Рязанское княжество

Рязанское княжество

Вторжение в Рязанскую землю. Рязанский князь с богатыми подарками отправил к Батыю своё посольство во главе с сыном Фёдором    Подойдя к рязанской земле, Батый потребовал от князей 10-ю часть “от всего, что имеется в земле вашей”.

Вторжение в Рязанскую землю.

Рязанский князь с богатыми подарками отправил к Батыю своё посольство во главе с сыном Фёдором

Подойдя к рязанской земле, Батый потребовал от князей 10-ю часть “от всего, что имеется в земле вашей”.

Вторжение в Рязанскую землю. Княжич ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни. А красавица княжна, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась вниз с высокой колокольни.

Вторжение в Рязанскую землю.

Княжич ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни. А красавица княжна, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась вниз с высокой колокольни.

Сожжение Рязани

Сожжение Рязани

Из «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Из «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Работа с источником:    1.Сколько дней бились жители Рязани? 2.Как расправились монголо-татары с защитниками города?

Работа с источником:

1.Сколько дней бились жители Рязани?

2.Как расправились монголо-татары с защитниками города?

Рязань- это только часть русской земли. Гибель Рязани – это расплата за отсутствие единства в русских князьях, за их свары и «непособие» другу другу. При осаде Батыем Рязани вла­димирский князь не пришёл на по­мощь осаждённому городу, считая его князя своим соперником. Для какого политического устройства общества характерно это событие?
  • Рязань- это только часть русской земли. Гибель Рязани – это расплата за отсутствие единства в русских князьях, за их свары и «непособие» другу другу. При осаде Батыем Рязани вла­димирский князь не пришёл на по­мощь осаждённому городу, считая его князя своим соперником.
  • Для какого политического устройства общества характерно это событие?
Разгром Владимирского княжества  Расправившись с Рязанью, Батый отправил свои отряды на север, на Владимир. По пути была захвачена упорно сопротивляющаяся Коломна.    Затем монголы подошли к Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой 5 дней мужественно сдерживали напор врага.

Разгром Владимирского княжества

Расправившись с Рязанью, Батый отправил свои отряды на север, на Владимир. По пути была захвачена упорно сопротивляющаяся Коломна.

Затем монголы подошли к Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой 5 дней мужественно сдерживали напор врага.

Разгром Владимирского княжества  7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. После опустошения Владимира воины Батыя захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на  реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича

Разгром Владимирского княжества

7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. После опустошения Владимира воины Батыя захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на  реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича

Работа с источником:

  • за 100 км от Новгорода монголо-татары повернули назад . В конце марта монголы подошли к небольшой крепости Козельск.
  •   (Рассказ Ипатьевской летописи об обороне Козельска)
  •   «...Так Батый разорил город Вла­димир, попленил города суздаль­ские и пришёл к городу Козелъску, а в нём был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и ре­шили не сдаваться Батыю, сказав: Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от Бога получим". Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах реза­лись с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Ва­силии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козель­ском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов...»
  • Задание: Какое впечатление произвёл на вас рассказ о жителях города? Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Почему Батый назвал Козельск «злым городом?»

Решим проблему: Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?  1. Феодальная раздробленность Руси ослабила оборона способность страны. 2.Отсутствие единства русских князей. 3.Разобщённость русских войск и сил. 4.Сильная воинская организация у монголов. 5.Умелое тактическое руководство и полководческий талант Батыя и его военачальников.

Решим проблему:

Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

1. Феодальная раздробленность Руси ослабила оборона способность страны.

2.Отсутствие единства русских князей.

3.Разобщённость русских войск и сил.

4.Сильная воинская организация у монголов.

5.Умелое тактическое руководство и полководческий талант Батыя и его военачальников.

Рефлексия в учебной деятельности. Предлагаю поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: Меня поразило….. Я узнал….. Мне было интересно….. Я восхищался…..

Рефлексия в учебной деятельности.

  • Предлагаю поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:
  • Меня поразило…..
  • Я узнал…..
  • Мне было интересно…..
  • Я восхищался…..

Закрепление Какое количество княжеств (включая удельные) на момент вторжения монголо-татар было на Руси? Приведите пример жесткой дисциплины в монгольском войске Когда и где произошло первое военное столкновение русских князей с монголо-татарами? Почему русско-половецкое войско потерпело поражение в битве на реке Калке?

Закрепление

  • Какое количество княжеств (включая удельные) на момент вторжения монголо-татар было на Руси?
  • Приведите пример жесткой дисциплины в монгольском войске
  • Когда и где произошло первое военное столкновение русских князей с монголо-татарами?
  • Почему русско-половецкое войско потерпело поражение в битве на реке Калке?

Закрепление Сколько дней продолжалась осада Рязани? Какие технологии использовали монголо-татары при осаде городов? Рязанский богатырь, доблестно сражавшийся со своим немногочисленным отрядом, против многократно превосходящих сил монголо-татар? Какой маленький город выдержал двухнедельную осаду монголо-татарских войск?  «…С тех пор татары не смеют называть этот город [ …], но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых (темник-начальник над «тьмою» - десятитысячного войска). Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов…»  О каком городе идет речь?

Закрепление

  • Сколько дней продолжалась осада Рязани?
  • Какие технологии использовали монголо-татары при осаде городов?
  • Рязанский богатырь, доблестно сражавшийся со своим немногочисленным отрядом, против многократно превосходящих сил монголо-татар?
  • Какой маленький город выдержал двухнедельную осаду монголо-татарских войск?
  • «…С тех пор татары не смеют называть этот город [ …], но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых (темник-начальник над «тьмою» - десятитысячного войска). Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов…»

О каком городе идет речь?

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Параграф 12 (стр. 103-114).
  • Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монголо–татарского завоевания (город по выбору)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нашествие монголо-татар на Русь

Автор: Горшкова Наталья Петровна

Дата: 11.03.2020

Номер свидетельства: 542401


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства