Методическая разработка урока с компьютерной презентацией по истории и культуре Санкт-Петербурга "Транспорт XVIII-XX века"
Методическая разработка урока с компьютерной презентацией по истории и культуре Санкт-Петербурга "Транспорт XVIII-XX века"
Методическая разработка урока с компьютерной презентацией по истории Санкт-Петербурга для 8-9 класса "Транспорт XVIII-XX века". В работе рассматривается история возникновения первого транспорта и до XX века.Презентация может быть использована и для уроков истории.Основные вопросы: первые дороги, мосты, конный транспорт, омнибус, конно-железная дорога, наземный городской транспорт (автомобиль, такси, автобус, трамвай, троллейбус). морской транспорт, метро, авиатранспорт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока с компьютерной презентацией по истории и культуре Санкт-Петербурга "Транспорт XVIII-XX века" »
Содержание
История транспорта XVIII века
История транспорта XIX века
История транспорта XX века
История транспорта XVIII века
Первые дороги
Первые мосты
Конный транспорт
Извозчики
История транспорта XIX века
Конно-железная дорога
Омнибус
История транспорта XX века
Наземный городской транспорт (автомобиль, такси, автобус, трамвай, троллейбус)
Морской транспорт
Метро
Авиатранспорт
Первые дороги
Согнанные со всей России крестьяне в тяжелых условиях возводили первые здания города на Неве. И в это же время в не менее тяжелых условиях прокладывали первые дороги и мосты. В начале улицы просто прокладывали досками, а через реки и каналы устраивали паромные или понтонные переправы. Затем согласно указу Петра в 1714 году, все улицы стали выкладывать камнем. И к концу XVIII века большую часть улиц покрыли булыжником. Такая мостовая считалась долговечной, но ездить по ней на железных колесах было мучением.
Продолжение
Первые дороги (Продолжение)
Тогда в 1825 году вместо булыжника стали использовать деревянные кругляши – торцы. Мостовые стали гораздо удобнее, но требовали постоянного ремонта, поэтому их прокладывали только на главных улицах города, включая Невский проспект. И только в 1839 году улицу покрывают асфальтом, но из-за плохого качества от него надолго отказываются. Постепенно заасфальтированные дороги приобрели популярность в конце 1876 года.
Первые мосты
Первые мосты в городе были понтонные, то есть представляли собой настил на нескольких связанных друг с другом лодках и баржах. Одним из них был Исаакиевский мост через Неву, сооруженный в 1727 году. Но мосты имели ряд недостатков, одним из которых было то, что при сильном волнении и ледоходе их сносило, из-за чего острова иногда на неделю оказывались отрезанными от города.
Мост через реку
Продолжение
Первые мосты (Продолжение)
Позже началось строительство каменных мостов через каналы, а в 80-х годах были возведены первые в России разводные мосты, не мешавшие судоходству на реке. Вначале XIX века через небольшие реки и каналы начали сооружать железные мосты, а затем и железнодорожные. Так к 1917 году в Петербурге насчитывалось уже более 200 мостов и мостиков.
Деревянный мост
Конный транспорт
Транспорт для перевозки людей и грузов был самый разнообразный. Сухопутный транспорт был в основном конный: легковой для пассажиров и ломовой для грузов. Постепенно вводился общественный транспорт: конки, дилижансы, паровики
Извозчики
До 1847 извозчики представляли собой единственный вид наземного городского транспорта, существовавший наряду с частными каретами и колясками. Извозчики появились уже вскоре после основания города. В 1750 их было около 3 тыс., в 1790 – 4,6 тыс., а в 1900 было выдано жестяных знаков: для ломовых – 22752, для дышловых и троечных запряжек – 1897, для дрожек – 13666 и для саней – 15989.
10
Омнибус
Городской транспорт общего пользования существовал еще в первой половине 19 века. Омнибус (в переводе с латинского – «для всех») – многоместный конный экипаж с империалом – открытой площадкой и сиденьями наверху, на крыше кареты. Со временем улучшилась ходовая часть конных экипажей – усовершенствовались рессоры, тормозные устройства, поворотные механизмы. Обычные колеса заменили колесами с ребордами (выступающая часть на краю обода, препятствующая сходу колеса с рельса), и усилиями запряженных лошадей омнибус покатил по рельсам городских железных дорог – так родилась конка. Открытие конно-железной дороги в России состоялось в 1864 году в Петербурге. В Минск конка пришла почти на три десятилетия позже. А первые маршрутные перевозки пассажиров в городе начали осуществляться с 1887 года.
Конно-железная дорога
Конка - это городская железная дорога c конной тягой. Петербургская городская дума долго и тщательно обсуждала вопрос o ее появлении в столице. Опасались, что, «пересекая рельсы, пролетки будут опрокидываться, лошади будут пугаться конки, а кроме того, пассажиры могут попадать под вагоны». Однако 21 сентября 1862 г. Высочайше утвержденный Устав разрешил строительство железной дороги в городе.
Конно-железная дорога
12
Автомобиль
Первый русский легковой автомобиль был построен в Петербурге и продемонстрирован на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. Автомобиль был создан по проекту Е. А. Яковлева. Он работал на Бензине, имел двигатель мощностью в 2 л. с. (лошадиные силы) и могли развивать скорость до 20 верст в час. Выглядел он как четырехместная повозка на рессорах.
Такси
Первые таксомоторы появились в Петербурге в 1908 г. Они стали развозить пассажиров наряду с извозчиками. 1 мая 1909 г. в городе было открыто общество «Санкт-Петербургский таксомотор». Ему принадлежали американские машины марки «Форд». Шоферы такси были одеты «по французскому образцу».Проезд в такси стоил 40 коп. за версту. Во время остановки взималась плата 1 руб. в час.
Автобус
Первой автобусной линией в годы советской власти стал маршрут Ленинград - Курорт (Сестрорецк). Он открылся 1 сентября 1926 г. Вскоре к нему присоединился маршрут Витебский вокзал - Адмиралтейство. Первый регулярный городской автобусный маршрут советского периода был открыт 24 декабря 1926 г.
Автобус в Петербурге. 1910г.
Продолжение
Автобус(Продолжение)
Он начинался у Главного штаба, шел по Невскому проспекту, улице Гоголя (Малая Морская ул.) * , улице Дзержинского (Гороховая ул.), Загородному проспекту, улице Марата и вновь выходил на Невский проспект. Заканчивался маршрут на площади Восстания. Весь путь занимал около 20 минут. По этому маршруту ходило 5 автобусов.
Первый в Ленинграде автобусный парк был создан в том же году.
Автобус с империалом у Александровского сада. 1907г.
Трамвай
В 1880 г. в журнале появилось сообщение о том, что 422 сего августа в 12 часов дня... на углу Болотной ул. и дегтярного переулка... в первый раз в России двинут вагон электрического силою, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Однако регулярное трамвайное движение появилось сначала в других городах России (Киеве, Нижнем Новгороде, Москве, Казани и т. д.).
Трамвай
Троллейбус
Первые троллейбусы в СССР изготавливались на московских заводах. Троллейбусное движение в СССР открылось накануне шестнадцатой годовщины Октября, в 1933 году, в Москве. Питание двигателя осуществлялось от контактной сети посредством кабеля, который, соединяя токосъемную тележку, катившуюся по проводам, с электрооборудованием. Отсюда и название: английское слово «троллей» обозначало роликовый токоприемник и неизолированный провод, по которому проходит ток.
Морской транспорт
Петербург был самым крупным по грузообороту и наиболее благоустроенным портом России. Его грузооборот в 1913 году составлял 7,2 млн. тонн, в том числе по вывозу – 2,6 млн.тонн, по ввозу – 4,1 млн.т и по каботажу (перевозка грузов внутри страны) – 0,5 млн.т. 70% импорта, поступавшего в Петербургский порт, приходилось на английский уголь. Вторым по грузообороту портом в России была Одесса. Из других по размерам грузооборота выделялись Николаев, Ростов, Мариуполь, Новороссийск, Рига, Архангельск и Владивосток.
Метро
В 1931 г. началось строительство метрополитена в Москве, а в январе 1949 г. - в Ленинграде, где его возглавил инженер-путеец и. Г. Зубков. Проект ленинградского метро был разработан ЛенНИИ коммунального хозяйства. В схему метро входили три городские линии глубокого залегания и четыре пригородные наземные ветки. Первая линия проектировалась от Автово до Финляндского вокзала (минуя Московский вокзал), а вторая - от Балтийского вокзала до Казанского собора. Третья должна была пройти от Московского вокзала, через Васильевский остров на Петроградскую сторону до железнодорожной станции Ланская. Первые вышки строительных шахт появились в Автово, у Кировского завода, у Балтийского вокзала и на Выборгской стороне.
Авиатранспорт
Первые воздушные суда были легче воздуха. В 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы. К концу XIX века доминировать в воздухе стали огромные воздушные корабли —дирижабли. Их золотой век пришёлся на первую половину XX века, когда пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой. Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда прямо в аэропорта Нью-Йорка сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург». В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением.