Презентация готовилась к проекту "Куклы наших бабушек". Цель проекта: развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей,через тряпичную куклу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка "Куклы наших бабушек"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Родничок»
Методическая копилка
«КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК»
Воспитатель
МБДОУ ДС«Родничок»
Луканина
Татьяна Анатольевна
Наша русская игрушка,Не стареет сотни лет.В красоте, в таланте русском.Весь находится секрет.
Кто в куклы не играл,
Тот счастья не видал.
(гласит народная мудрость.)
Кукла - любая скульптурка, фигурка, «штуковинка», которая изображает человека и служит для игры — ритуальной или детской.
Голова куклы
(шарик из золы, обёрнутый тканью)
Наряженная зольная
Куклы из травы
Кукла в рубашке
Куклёныши из золы
Запеленатая кукла
Куклы из золы
Кукла из соломы
История куклы уходит своими корнями далеко вглубь веков. Первые куклы являлись атрибутами языческой культуры наших предков.
Постепенно, они утратили своё первоначальное предназначение и стали предметом забавы для детей.
Важная особенность русских кукол–их разнообразие.
КУКОЛ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ИЗ ДЕРЕВА, ИЗ СОЛОМЫ, ИЗ НИТОК, ЛЕПИЛИ ИЗ ГЛИНЫ
В 20 веке наиболее распространена тряпичная кукла.
НАРОДНЫЕ КУКЛЫ ДЕЛИЛИСЬ НА ТРИ ВИДА
ОБЕРЕГОВЫЕ
ОБРЯДОВЫЕ
ИГРОВЫЕ
«Вепсская»
«Столбушка»
«Купавка»
ОБЕРЕГОВАЯ
Кукла, предназначающаяся для конкретного человека или семьи, несущая обереговый смысл. Нередко обереговая кукла, предназначающаяся ребёнку была и игровой.
«лихоманки»
«День и ночь»
«Бессонница»
ОБРЯДОВАЯ
Это куклы, применяющиеся в различных обрядах (земледельческих, свадебных и т.д.) целыми сообществами. Нередко одновременно несли обережную функцию.(многоручка, Симеон Столпник, Славутница, Семик и Семичиха.)
«Многоручка»
«Симеон Столпник»
«Славутница»
«Семик и Семичиха»
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ
Игровые куклы, предназначались для забавы детям.
«Узелковая»
«Барыня»
«Девка-баба»
КУКЛЫ ИЗГОТАВЛИВАЛИСЬ
БЕЗ ЛИЦА И БЕЗ ПОМОЩИ ИГЛЫ.
Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искажённой душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.
Многиекуклы – талисманыбережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с приёмами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
Занимаясь изготовлением традиционной куклы, ребёнок из уст взрослого узнавал историю своего народа, своей страны;
Работа над изготовлением куклы и последующая игра с ней становилась для ребёнка ключом к сокровищам устного народного творчества: сказкам, прибауткам, загадкам и песням.
Одежда и весь облик отражали образ жизни и возраст человека:
Коса– у молодой незамужней девушки;
Женщиныубирали волосы под головной убор;
У взрослого мужчиныбыла длинная рубаха;
У парня– короткая;
кукла без фартука означаетстаруху
Тщательно подбирали ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета:
Красный–солнце, огонь, символ плодородия;
Желтый–божественный цвет, тепло, младенчество;
Зеленый–здоровье, молодость;
Синий–высокие помыслы и духовное общение
Чёрный– сила, власть, богатство, крепкая семья.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы, сохраняя последовательность обряда.
Изучая историю тряпичной куклы, мы видим, что в старину она играла большую роль:
Являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
Была оберегом;
В игре ребёнок приобщался к культуре своего народа. В нём формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
Она была участницей многих праздников и обрядов;
в наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (тёплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли);
- застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя.