Культура XIX века. Архитектура. Стили и памятники. Архитектура XIX века города Тулы.
Культура XIX века. Архитектура. Стили и памятники. Архитектура XIX века города Тулы.
Цель: 1. Рассмотреть архитектуру как часть русской культуры. Сформировать целостное представление об архитектуре XIX века, об основных стилях, об архитекторах этого периода, о наиболее значимых исторических памятниках. 2. Воспитать осознанное отношение к вопросам сохранения культурного наследия. 3. Формировать потребность в самообразовании, в желании больше узнать и увидеть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура XIX века. Архитектура. Стили и памятники. Архитектура XIX века города Тулы.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ревякинская гимназия"
Ясногорского района Тульской области.
Учитель истории и обществознания –
Абрамова Мария Михайловна.
Г. Ясногорск, 2014 г.
Культура РоссииXIXв.
Архитектура.
Ее стили и памятники.
Архитектура г.ТулыXIXвек.
Стили архитектуры первой половины XIX в.
Классицизм – направление в искусстве и литературе XVII- начала XIX вв, основанное на подражании античным образцам как наиболее совершенным.
Особенности классицизма в России.
В российской архитектуре классицизм получил название ампир .
Его черты :
1)Массивные монументальные формы;
2)Богатые украшения;
3)Строгость линий;
4)Обилие скульптуры.
В стиле классицизма возводились дворцы и особняки знати :
Таврический дворец.
Архитектор – И.Е. Старов.
Дом купца Пашкова.
Архитектор – В.И. Баженов
Высшие правительственные учреждения (классицизм):
Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
Здание Манежа в Москве
Дворянские собрания, присутственные места (классицизм) :
Голицинская больница в Москве.
М.Ф. Казаков.
Здание Биржи в Санкт-Петербурге.
Архитектор – Дж. Кваренги.
Театры :
Александринский театр.
Архитектор – К.И. Росси
Большой театр.
Архитектор – О.И. Бове.
Храмы :
Исаакиевский собор.
Архитектор – А.А. Монферан.
Казанский собор.
Архитектор – А.Н. Воронихин.
Музеи :
Императорский Эрмитаж.
Архитектор – Л. фон Кленце.
Русский музей.
Архитектор – К.И. Росси.
Музей Л.Н. Толстого в Москве в здании особняка Лопухиных. Архитектор - -А.Г. Григорьев.
Архитектурные ансамбли :
В первой четверти XIX века в обоих столицах создаются архитектурные ансамбли.
Архитектурный ансамбль-
ряд зданий и сооружений, объединенных в единое целое.
В Петербурге сформировались Дворцовая, Адмиралтейская, Сенатская площади.
В Москве - Театральная площадь.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.
Сенатская площадь в Санкт-Петербурге.
Театральная площадь в Москве
Архитектура губернских городов.
Памятники архитектуры XIX в. в г.Туле.
В конце XVIII- го - начале XIX -го века губернские города перестраивались по специальным планам.
Не стала исключением и Тула - центр Тульской губернии.
В городе появляются здания в стиле классицизма.
Дом купца Добрынина - начало XIX в.
Сейчас – институт повышения квалификации учителей.
Ул. Ленина,27.
Дворец бывшего оружейника Баташёва (нач. XIX в.)
Ул. Дрейера,14.
Дом учителя по ул. Менделеевской,4. Бывший дом купцов Савищевых, позже – купца И.К. Платонова, рыбопромышленника.
Преображенский собор на ул. Менделеевской, №13 (построен в 1842 г.)
Дом № 17 по ул. Октябрьской (бывш. дом оружейника Гольтякова) (1830-е гг.)
Дом №45 по ул. Октябрьской
(бывш. Оружейников Лялиных, нач. XIX в.)
Жилой дом № 7 по ул. Пирогова. Поздний классицизм (нач. XIX в.)
Купеч. Дом Юдиных, торговали льдом, позже – дом мануфактуриста Целейщикова.
Деревянный дом №7 в Оружейном переулке.
Поздний классицизм (1-я пол. XIX в.)
С началом упадка классицизма в 30-е гг. XIX в. начинает распространятся Русско-византийский стиль.
Русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы.
Храм Христа-Спасителя в Москве.
(1837-1889 гг.)
Николаевский вокзал в Москве (Ленинградский).
Оружейная палата в Московском Кремле.
Большой Кремлёвский дворец.
Русско-византийский стиль в Туле.
Храм Сергия Радонежского в Заречье. Ул. Пузакова.
Архитектура России 2-ой пол XIX в. – господство эклектики
Эклектика (от греч. «экгелейн» - «выбирать, избирать») – смешение стилей - готики, ренессанса, барокко и др.
Это стиль нового времени: новых предприятий, государственных учреждений, рынков, банков, мостов.
Здание Архива Государственного совета в Петербурге (в духе Возрождения).
Здание Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге.
Особняк барона Штиглица на Английской набережной в Санкт-Петербурге.
Эклектика в Туле.
Угловой дом на пересечении улиц Пушкинской и Тургеневской. Образец эклектики архитектурного направления.
Середина 2-ой пол. XIX в.
Каменный дом по ул. Октябрьской, 58.
Эклектика (2-я пол. XIX в.)
В конце XIX в. становится распространенным « неорусский » или « псевдорусский » стиль.
В моду входят:
Шатровые завершения;
Башенки;
Узорчатые декоры;
Фигурные наличники
Исторический музей,
архитекторы А.А.Семенов,
В.О.Шервуд
Здание Городской думы в Москве,
архитектор Д.Н.Чичагов
Верхние торговые ряды в Москве,
архитектор А.Н.Померанцев
Третьяковская галерея в Москве (1892 г.)
Псевдорусский стиль в Туле.
Здание бывших торговых рядов по ул. Советской (конец XIX в.). Построено купцом Степановым
Контроль знаний
1. Вычеркните лишнее. Среди архитектурных стилей в России XIX века можно выделить: а) барокко
б) классицизм
в) эклектику
г) русско-византийский стиль
Контроль знаний
2. Соедините стрелочками:
1. Строгость линий
А) Классицизм
2. Наличие образующего центра
3. Шатровые завершения
Б) Псевдорусский стиль
4. Узорный декор
5. Фигурные наличники
Контроль знаний
3. Соотнесите памятники и стили, в которых они созданы: