Одним из наиболее самобытных и красивых женских головных уборов в Древней Руси была кика рогатая, или кичка. Символика рогов в головном уборе имела обережное значение: защита от сглаза, от негатива извне. Кику рогатую носили на Руси до 19 века, но впоследствии духовенство запретило её, как отголосок язычества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кика рогатая: путь через века »
В архаичные времена головной убор наших далеких предков служил показателем социального статуса и символом ауры.
В древних религиях верхняя часть головного убора ассоциировалась с мистическим духовным центром, поэтому удлинялась, украшалась шпилями, делалась в виде конусов или колпаков.
В архаичные времена головной убор наших далеких предков служил показателем социального статуса и символом ауры.
В древних религиях верхняя часть головного убора ассоциировалась с мистическим духовным центром, поэтому удлинялась, украшалась шпилями, делалась в виде конусов или колпаков.
Рогатая кичка в виде луны показывала связь женщины с языческой Макошью, Великой Богиней Судьбы, которая, как верили древние славяне, воплощала в себе всю силу женской энергии.
Макошь - Небесная Пряха, ей помогают Доля и Недоля. Ношение кички имело не утилитарный, а ритуальный смысл.
Кика двурогая встречалась в древнеславянских головных уборах очень часто. Рога кички достигали 20 см и более. Иногда кончики кички связывали
шнурками с
украшениями.
Рогатую кичку на Руси носили молодые замужние женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин и поныне сохранился способ повязывания платка, когда его угловые концы торчат на лбу в виде маленьких рожек.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную жемчугом, бисером и другими драгоценными камнями.
Передней части убора с помощью вставок из твёрдых материалов, например бересты, придавалась форма рогов, копытца или лопатки. Сзади надевался бисерный позатыльник, а сверху — нарядная сорока.
Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Кика была атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца», полностью скрывала волосы. Всвязи с этим кика стала именоваться «короной замужества».
Кики делались мастерицами, как правило, подолгу; купленные в подарок от мужей — женам, они во всех домах хранились с особым тщанием.
Кика носилась не один день и надевалась не только на свадьбу, но и на другие большие праздники.
В XIX веке ношение кики стало преследоваться духовенством — от крестьянок требовали ношение кокошника
В связи с этим к началу XX века головной убор почти повсеместно сменился повойником или платком, кику же лишь изредка можно было встретить в южных областях России .