(П) Читая текст, учащиеся могут проверить свои гипотезы. Общий список последствий (включая предложенные учащимися, которые не противоречат, а дополняют упомянутые в тексте учебника) учащиеся могут зафиксировать в форме Приложения 1, а затем распределить их на экономические, политические и социальные, закрасив, соответственно, красным, синим и зеленым цветами. Учащиеся могут обсудить и выделить иные категории, например, культурную, определив в нее изменение мировоззрения европейцев (К) Обсуждение полученных в паре результатов, при необходимости – блиц-консультация учителя. (К) Вопрос в рефлексивной рубрике предлагает учащимся сделать еще одну категоризацию, определив положительные последствия Черного мора. Выделение именно положительных последствий в целом страшного бедствия поможет учащимся более полно рассматривать исторические события и процессы. Учащиеся могут отметить в этой категории освобождение от личной зависимости крестьян, развитие хозяйственной инициативы и торговли, развитие медицины и увеличение количества больниц. (К) До начала работы с текстом «Политические потрясения XIV века» учитель может дать краткую характеристику форм государственной власти в средние века: VI-X вв. – Раннефеодальная монархия. Форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц в качестве своих наместников в округах, позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней. XI-XIV вв. – Феодально-раздробленное государство. С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной. XIV-XVI вв. – Сословно-представительная монархия. На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава государства в союзе с ними получает возможность ущемить права крупных феодалов, территориально увеличить свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной. (Г) В XIV веке в европейских государствах начинается процесс складывания централизованного государства и сословно-представительной монархии. В Англии этот процесс начался еще раньше – парламент был создан в 1265 году. Во Франции собрание представителей сословий – Генеральные штаты – были образованы в 1302 г. Но во Франции процесс образования централизованного государства был затруднен наличием на территории страны владений английского короля. Можно обратить внимание учащихся на карту, попросив определить территории провинций (Аквитания и Фландрия), которые принадлежали Англии или были заинтересованы в сохранении раздробленности. Можно также попросить учащихся найти на карте обозначенные в учебнике важнейшие битвы в XIV веке. (П) При работе с текстом о крестьянских восстаниях можно предложить учащимся, работая в паре, заполнить таблицу, анализ которой поможет учащимся определить, что главные причины, цели и итоги восстаний в Англии и Франции совпадают, поэтому можно их рассматривать как составляющие одного процесса – крестьянских выступлений. Тут же учитель может больше рассказать о судьбе предводителей восстания – Гильома Каля и Уота Тайлера, которые стали жертвами обмана и погибли. (К) Обсуждение результатов работы, при необходимости – блиц-консультация учителя (Г) При работе с иллюстрациями из «Хроник» Жака Фруассара можно попросить учащихся добавить с помощью иллюстраций информацию текста о восстаниях. Учащиеся могут обозначить расправу с восставшими в Париже и попытки переговоров с восставшими в Лондоне. При работе с источниками можно, наряду с фрагментом «Хроники» Жана де Венетта предложить классу или отдельной группе учащихся фрагмент «Хроники» Жака Фруассара. Работа над двумя разными фрагментами поможет учащимся не только расширить список причин восстания, но и показать пример разного отношения авторов хроник к описываемым событиям. Жан де Веннет явно обвиняет феодалов в злоупотреблениях против крестьян и в иносказательной форме указывает на их вину в произошедших событиях, а Жак Фруассар относится крайне негативно к требованиям восставших, обозначая их как «злодейский народ». В этой работе учащиеся формируют навыки работы с первоисточниками. Они могут обсудить их преимущества и недостатки (например, субъективизм). Выполняя задание к фрагменту, учащиеся могут обозначить, что под видом пастуха автор подразумевает короля, под видом волка – английских рыцарей, под видом собаки – французских рыцарей, под видом овцы – французских крестьян. |