Просмотр содержимого документа
«"История курского трамвая" »
Учитель истории и краеведения Аничкина Т.А.
МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»
Курск в конце 19 века был довольно крупным по тем временам городом, в котором было 5276 домов, в основном одно и двухэтажных, а две главные улицы - Московская и Херсонская, расположенные вдоль тракта Москва - Харьков, составляли 4 версты. Рост населения, развитие промышленности и торговли привели к необходимости прокладки линий городского транспорта.
Курск строился на холмах, и такие виды транспорта, как конка и омнибус для города оказались неподходящими. Поездки же на извозчике большинству горожан были не по карману. Поэтому городская и губернская власти остановили свой выбор на электрическом трамвае, который был по тем временам самым экзотическим и перспективным видом транспорта. Победное шествие трамвая по Европе началось чуть раньше, чем в России. В 1881 г. трамвай прошел по пригородам Берлина. И хотя немцы чрезвычайно гордятся этим фактом, оснований для гордости у россиян гораздо больше. Ведь отцом трамвая стал талантливый российский инженер, изобретатель Фёдор Апполонович Пироцкий. В 1880г. он провел опыты, доказав, что с помощью электричества можно двигать вагон по рельсам. Изобретение Пироцкого было высоко оценено передовыми учеными, о нем писали многие газеты и журналы мира. Это изобретение заинтересовало владельцев немецкой фирмы "Сименс и Гальске». Уже через полгода после опубликования результатов опыта они сумели применить его в своей практике. С большим опозданием трамвай стал проникать в Россию и Украину, доказав своё преимущество среди других массовых видов транспорта.
Курск второй город в России, в котором появился трамвай, уступив первенство Нижнему Новгороду
Торжественное открытие движения состоялось 18 апреля 1898г. (по старому стилю) 30 апреля – по новому. В этот день на улицах Курска было особенно многолюдно. Все спешили на Красную площадь. Здесь на путях было выстроено несколько вагонов увитых лентами, украшенных флажками, шарами, цветами. В назначенное время на церемонию прибыли епископ Курский и Белгородский Лаврентий, губернатор, представители городских властей, а также И.А.Лихачев, представители анонимного общества Дювельс и Леоди, специально прибывшие из Брюсселя, русские инженеры, техники, рабочие. Торжество открылось крестным ходом. Из Знаменского монастыря была вынесена икона Коренной Знаменской Богоматери. Курский Владыка освятил трамвай, губернатор разрезал ленту. Так отправился в первый рейс курский трамвай. В первые дни, особенно по вечерам, вагоны трамвая были переполнены публикой. Всем хотелось лично насладиться поездкой в новом, невиданном доселе виде транспорта. Люди восхищались мерным и плавным ходом вагонов
«Одни стояли просто вытаращив глаза, извините за выражение, взирая на это странное транспортное средство, которое без лошадей двигалось по улице. Мальчишки, конечно, бежали следом, собаки лаяли, а одна женщина, на которую обратили внимание корреспонденты «Курских губернских ведомостей», внимательно посмотрела на проезжающий вагон, встала на колени, заглянула под вагон, потом встала, перекрестилась и сказала: ползет, как змея».
Первая электрическая трамвайная линия проходила от Московских до Херсонских ворот и имела протяженность 4,8 км. на линии работали 12 деревянных моторных вагонов и шесть прицепных.
С первых дней трамвай стал главной достопримечательностью города. Куряне так полюбили «ползучую змею», что всем остальным видам развлечений предпочитали прогулки на трамвае.
Дольше всех «не признавали» новый вид транспорта.. Лошади. В газете «Курские ведомости»читаем: «На Московской улице возле почты лошадь купчихи Ишутиной, испугавшись проходившего трамвая наскочила на сидевшую в экипаже жену поручика Кондратовича»
Проезд был сравнительно дорогим - 8 копеек за проезд по всему маршруту и 5 копеек за полмаршрута. Для школьников соответственно 5 и 3 копейки. Что это были за деньги? Для сравнения - курица в то время стоила от 12 до 15 копеек.
Главными владельцами трамвайных предприятий в России, и в Курске в частности были бельгийцы. Они получали большие прибыли, но почти не вкладывали средств в обновление парка вагонов, мало заботились и о повышении жизненного уровня рабочих. Да и город почти не имел доходов от трамвая. Первые 10 лет бельгийское общество по договору вообще ничего не обязано было платить городу, в последующие 5 лет –по 1000 рублей, потом –по 2000, и лишь в последние годы – по три тысячи.
Тяжелые условия работы вынудили людей на первую забастовку. Случилось это летом 1901г. Люди потребовали сокращения рабочего дня, уменьшения штрафов, выдачи теплой одежды для работы в зимний период.
После революции 1917г. Из-за изношенности путей и нехватки топлива для работы электростанции вагоны часто простаивали. в июле 1918г. Курский трамвай стал надолго. Хозяева –бельгийцы засобирались на родину. Но пред отъездом они решили снять с вагонов моторы и воздушную сеть и отправить в Бельгию, но рабочие помешали этому, пришлось им уехать налегке.
Ущерб в годы войны курскому трамваю причинен был огромный. Разобраны рельсы, снята и вывезена в Германию воздушная сеть, не осталось ни одного целого вагона. Первые вагоны вышли на курские улицы 19 сентября 1943 г.- началось движение по маршруту «»Хлебозавод –улица Добролюбова». Постепенно шло восстановление и других линий.
1956г. Стал переломным для курского трамвая –закончился восстановительный период
Впечатляющей страницей деятельности службы Курского трамвайно-троллейбусного пути явилась разборка трамвайной линии по ул.Ленина, когда за одну ночь при помощи приспособления и сцепки из 2-х вагонов МТВ-82 были сняты рельсы по всей ул.Ленина, а это почти 2 км. Приспособление оказалось настолько удачным, что не потребовалось даже предварительно разбирать брусчатку, покрывавшую путь. Работы начались 18 мая 1973г, а к утру 19 мая даже удалось заасфальтировать Кр. площадь.
Трамвай РВЗ -6 на улицеЛенина (1960-е годы)
В 1967г. открыто трамвайное движение по ул. Кр. Октябрь от ул.Запольной до Хлебозавода.
. В 1966г. в Курск прибыли первые вагоны чешского производства - Татра-3.
В 1973г. Трамвайный маршрут № 2 продлен более чем на 2,5 км. 0т южной автостанции вагоны идут по ул. Глинище и выходят на кольцо у Аэродромной улицы. Работать на этой трассе приходилось в сложных условиях. Улицы узкие, поэтому приходилось отказываться от механизации. 31 октября 1984г. трамвайная линия продлена до автовокзала.
В 2008 г. губернатор Куркой области А.Михайлов подарил городу трамвайный вагон 71-403.
В генеральном плане развития Курска, большое внимание уделено трамваю. Пожалуй, на сегодняшний и завтрашний день, это самый удачный и современный вид городского транспорта. Да, именно современный. Многие автомобилисты даже представления не имеют, как далеко сегодня шагнул электротранспорт, в сравнение с автомобилями. Именно поэтому, в настоящее время, по всему миру этот вид транспорта переживает второе рождение, восстанавливают трамвайное движение во Франции- (Бордо, Лион, Монпелье, Орлеан), Англии- (Манчестер, Бирмингем, Ноттингем, Шеффилде и Кройдон (пригород Лондона). Кроме городов, где трамвайное движение восстановлено, имеется много мест, где проектируются и уже строятся трамвайные системы. Также новые трамвайные системы открылись в Ирландии (Дублин, 2004, до этого трамваев в Ирландии не было), Италии (Мессина), Испании (Барселона, Бильбао) и других странах.
Вообще, в последние 10 лет наблюдается «трамвайный бум» во всём мире. Как известно, в Воронеже трамвай ликвидировали, и теперь очень пожалели об этом.