Қазақстан Республикасының Білім және Ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Шемонаиха ауданы білім беру бөлімі
Отдел образования Шемонаихинского района
«Пруггеровская негізгі орта мектебі»КММ
КГУ «Пруггеровская основная средняя школа»
Разработка урока по истории Казахстана
Тема:
«История казахского ханства – начало истории вечной страны»
7 класс
Учитель истории
Агафонова Марина Ивановна
Март, 2015 г.
Агафонова Марина Ивановна,
учитель истории
КГУ «Пруггеровская основная средняя школа
История казахского ханства – начало истории вечной страны
Задачи:
1. Образовательная:
Мобилизовать внимание и познавательную активность учащихся в изучении нового материала, учить правильно и гибко оперировать информацией. Изучить исторические предпосылки образования Казахского национального государства, роль казахских ханов в формировании государственности и исторического значения образования казахского ханства.
2. Развивающая:
3. Воспитательная:
Создать условия для воспитания навыков индивидуальной и коллективной работы.
Формировать гражданское самосознание, патриотизм.
Сверхзадача:
Способствовать формированию научного мировоззрения и исторического мышления, развитию мыслительных навыков, а также оперативности мышления.
Тип урока:
Комбинированный урок с использованием компьютерных технологий.
Методы:
Словесный.
Наглядный
Проблемно-поисковый.
Наглядные пособия: Презентация (Программное обеспечение ActivStudio)
А) Причины образования Казахского ханства.
Б) Причины откочёвки Жанибека и Керея.
В) Казахское ханство во второй половине ХV в.
Г) Внешняя политика в последней трети ХV в.
Д) Итоги внешней политики.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2 Актуализация знаний по изучаемому материалу. Целеполагание.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление и обобщение материала. Выполнение тестовых заданий.
5. Подведение итогов.
Оформление урока: на доске эпиграф: «Мечтая о достойном будущем, давайте помнить о достойном прошлом» Н.А.Назарбаев
Ход урока:
Психологический настрой на урок. Звучит музыка (А.Енсепов «Детство»). Совместное целеполагание.
Учитель: Ребята, на экране вы видите тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, что мы должны сегодня изучить на уроке, с чем познакомиться? (Ответы детей)
Учитель: Да, вы правы, цель нашего сегодняшнего урока – изучить исторические предпосылки образования Казахского государства, роль казахских ханов в формировании государственности и историческое значение образования казахского ханства. И эпиграфом к нашему уроку я взяла слова нашего Президента. Как вы их понимаете? (Ответы детей: Надо уважать историю, чтить память о тех, кто внес огромный вклад в развитие нашего государства и т.д.)
Деление учащихся на группы.
Актуализация знаний.
Вопросы к учащимся:
Каково было внутреннее и внешнее положение в ханстве Абулхаира (государства кочевых узбеков)?
Каково было положение Могулистана?
Ответы учащихся: Пришли в упадок, утратили былую мощь, междоусобицы ослабляли государства.
Задание учащимся: Восстановите причинно-следственные связи, выделив их одинаковым цветом и расставив в правильной последовательности.(Флипчарт 7 Инструмент «Цвет пера»)
Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: В результате причин, которые вы назвали, сложились все предпосылки образования Казахского ханства.
После окончания эпохи монгольских завоеваний на всем пространстве Центральной Азии усилилось этническое смешение.
Задача: Преодолеть политическую, экономическую и территориальную разобщенность этнически близких групп, объединив в единое государство казахские племена и роды.
Объяснение новой темы.
Запишите в тетрадях тему урока и посмотрите на схему: слайд 8 «Причины образования Казахского ханства». Работа по карте (Территория Казахского ханства. 8-я карта) слайд 9. Вначале Казахское ханство занимало земли Западного Жетысу, поймы рек Чу и Талас. С давних времен населявшие Жетысу племена Старшего жуза жили в полном согласии и мирных отношениях с другими казахскими племенами, перекочевавшими из Дешт-и-Кыпчака.
Работа по опорной схеме слайд 10
Сложились все условия создания государственности, Султаны Керей и Жанибек стремились уйти из под власти Абулхаира.
Работа по схеме «Причины откочевки Керея и Жаныбека слайд 12
Слайд 13 «Основатели казахского ханства»
Задание учащимся : Обозначьте границы Казахского ханства к концу XV века
(Флипчарт 13 Инструмент «Маркер»)
Историческая справка. Опережающее задание. Учащийся рассказывает об Мухаммеде Хайдаре Дулати (краткая биография, научные труды) слайд 14
Пояснение учителя. По последним научным исследованиям, Казахское ханство было создано еще раньше, в 1458 году, и многие письменные и устные источники подтверждают это. Но официальной датой принято считать 1465-1466 гг.
Задание учащимся: Найдите в тексте учебника этнический состав Казахского ханства к концу XV века (Флипчарт 15 Инструмент «Перо»)
Работа по схеме слайд 16
Укрепление Казахского ханства, расширение его границ, налаживание международных связей было главной задачей всех ханов, правивших после Жанибека и Керея.
Опережающее задание. Сообщение о правлении казахских ханов слайды 17-18
Физминутка.
Работа в группах
1 группа готовит кластер «Внутреннее положение Казахского ханства»
2 группа готовит кластер «Внешнее положение Казахского ханства»
Защита работ учащимися.
Углубленное закрепление. Давайте подведем итог нашему уроку. Повторим даты. (Флипчарт 22 Инструмент «Прожектор»)
Каково же историческое значение образования Казахского национального
государства?
Слайд 23. Записывают в тетрадь вывод.
9. Домашнее задание. Написать синквейн по теме «Образование казахского ханства». Параграф 36-37 пересказ, опираясь на конспект
10. Рефлексия. А теперь предлагаю вам высказать свое мнение об уроке. (Пирамида) На стикерах, которые лежат у вас на столах, напишите по одному вопросу, если он возник у вас, по теме урока и прикрепите на самую вершину пирамиды, 3 слова, которые вы считаете важными по теме урока и прикрепите в середину, напишите 2 слова- свои впечатления об уроке и прикрепите внизу пирамиды.
11. Итог урока. Выставление оценок.
Использованная литература:
1. А.Абдакимов История Казахстана, Алматы: «Казахстан», 2002. – 485 с.
2. Ж.О.Артыкбаев История Казахстана, Костанай: «Центрально-Азиатское книжное издательство», 2007. – 317 с. Учебник для ВУЗов
3. Н.А.Назарбаев. В потоке истории, Алматы: Атамура, 2003. – 286 с.
4. Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин. История Казахстана: народы и культуры, Алматы: «Дайк-Пресс», 2001. – 600 с.
5. З.Е.Кабульдинов. Они прославили землю казахскую на века. Астана: «Шанырак-Медиа», 2009. – 373 с.
Рецензия
На конкурсную работу учителя истории КГУ «Пруггеровская основная средняя школа» Агафоновой М.И. «Разработка урока по истории Казахстана по теме: «История казахского ханства – начало истории вечной страны» в 7 классе.
Данная работа представлена в рамках областного конкурса «Флипчарт-2015», посвященного 550-летию Казахского ханства. Работы такого рода необходимы для восстановления объективности оценки событий 50-60-х годов 15 века. Данная тема актуальна не случайно, сегодня все больше вызывает интерес мало освещённых в истории событий нашей Родины. «История образования собственно Казахского ханства, по мнению большинства исследователей, тесно связана с откочевкой предположительно около 1459г. из «Государства кочевых узбеков» (Ханство Абулхаира) большой группы племен тюркоязычных кочевников в пределы Могулистана» (Ерофеева И.В. «Казахское ханство: институт, функции и полномочия»), в 2015 году наша страна отмечает 550 - летие Казахского ханства, поэтому не случайно выбрана данная тема.
Уроки по истории Казахстана, имеющие исследовательский характер, дают возможность учащимся анализировать, правильно оценивать и выявлять причинно-следственные связи в исторических событиях.
Данная работа имеет глубокий исторический анализ деятельности политических личностей в расширении и укреплении Казахского государства.
Структура урока и выбранные формы и приемы познавательной деятельности соответствуют возрастным особенностям учащихся и способствуют формированию исторического мышления, а также воспитывают гражданскую позицию, любовь к Родине.
Урок построен в соответствии со структурой и содержанием учебной программы ГОСО-2012г. и с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Данная разработка рекомендуется для применения на уроках истории Казахстана в 7 классах и во внеклассной исследовательской работе.
Методист отдела образования
города Усть-Каменогорска Л. С. Сапарова