kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационно-коммуникативных технологий в краеведческой работе. Требования к оформлению мультимедийной презентации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрываются возможности использования ИКТ в краеведческой работе, в том числе, в рамках реализации городских воспитательных программ "Эрудит" и "Моя родословная", реализуемых на базе Дворца пионеров и школьников г. Круска, разъясняется правильность оформления мультимедийной презентации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникативных технологий в краеведческой работе. Требования к оформлению мультимедийной презентации.»

Использование информационно-коммуникативных технологий в краеведческой работе.

Требования к оформлению мультимедийной презентации.


Насаев Артем Игоревич,

педагог-организатор МБУ ДО «Дворец

пионеров и школьников г. Курска»


Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед образовательными учреждениями. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость, потому что из множества разнообразных проблем нашего времени - экономических, политических, социальных - наибольшую опасность для российского общества представляет кризис духовности. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего народа, падение престижа военной службы и другие негативные явления стали реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной социализации подрастающего поколения, что, в свою очередь, мешает формированию общественно значимых ценностных ориентиров.

Нельзя заставить любить Родину. Но можно и нужно постоянно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, постепенно формировать у детей активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.

Как же пробудить в школьнике любовь к Отечеству? Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Это объясняется следующими особенностями данной дисциплины:

- краеведение – неотъемлемая частица нашей большой истории. При изучении школьниками истории родного края происходит конкретизация известных им общеисторических фактов, их «оживление». Это не только приводит к более прочному усвоению исторических знаний, но и влияет на процесс нравственного становления подростков, их историческое самопознание и самоопределение. Историческое краеведение обладает уникальными возможностями для формирования чувства сопричастности каждого с судьбой страны.

- любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к родному дому, городу, селу, школе. Каждому человеку дорога своя малая Родина.

- краеведение - это не только усвоение, но и поиск новых исторических знаний. Эти новые знания приходят к ним через поисковую работу.

Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Краеведение не является исключением. Применение информационно-коммуникативных технологий в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:

- усиление деятельностного характера краеведческого образования;

- совмещение актуальных для подрастающего поколения форм деятельности с изучением истории края, а через этот аспект формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью;

- более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;

- значительное расширение возможностей предъявления разного типа информации;

Как можно применять компьютерные технологии в краеведческой работе? Я вижу несколько способов, которые можно эффективно использовать в этом виде деятельности:

  1. Перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),

  2. Использование интернета в поисковой деятельности.

  3. Формирование электронных краеведческих ресурсов с целью популяризации знаний о родном крае. Например, создание презентаций в формате PowerPoint, буклетов и брошюр в формате Publisher

  4. Создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края;

  5. Создание баз данных по истории родного края;

  6. Создание виртуального музея на сайте образовательного учреждения;

  7. Проведение виртуальных экскурсий.

Главная цель применения компьютерных технологий при изучении краеведения – интенсификация обучения и создание условий для саморазвития личности обучающихся. ИКТ предоставляют неограниченные возможности для творческой деятельности как педагога, так и учащихся, возможность сотрудничать и развиваться. А главное - повышают интерес детей к исследовательской деятельности, к изучению истории родного города, края и страны в целом.

При защите докладов, проектов, конкурсных работ в рамках мероприятий городской воспитательной программы «Эрудит» практический каждый ее участник использует мультимедийную презентацию, целью которой является визуальное представление авторского замысла, максимально комфортное для восприятия конкретной аудиторией, побуждающее к взаимодействию с объектами и/или автором презентации; 

Анализ представленных презентаций позволяет выделить основные ошибки в их оформлении:

- Нет титульного листа.

- Не указан автор и контактная информация.

- Нет содержания.

- Нет выводов.

- Линейный тип презентации, не настроена навигация.

- Считывание текста с презентации, т.е. напечатанный и произносимый текст дублируют друг друга!

- Пёстрые фоны, на которых не виден текст.

- Много мелкого нечитаемого текста.

- Нечеткие, растянутые картинки и иллюстрации.

- Много неоправданных различных технических эффектов (анимации, звуковых и видеофайлов), которые отвлекают внимание от содержательной части.

- Нечитаемые объекты WordArt, особенно c тенями и с волной.

- Неправильность написания и оформления текстов – орфография, пунктуация и стилистика, правила по оформлению текстов, библиография и т.д.

- Различные стиль и дизайн презентации.

- Применение подчеркивания, которое похоже на ссылки и отвлекает внимание.

В оформлении мультимедийной презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них.

Для создания качественной презентации и чтобы избежать вышеназванных ошибок необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Необходимо заранее продумать план презентации. Не забывайте об обязательных разделах:

  1. Титульная страница (первый слайд);

  2. Введение;

  3. Основная часть презентации (обычно содержит несколько подразделов);

  4. Заключение.


Основная часть презентации – самая важная.

При её создании представьте, что вас будут слушать люди, слабо знакомые с темой доклада. Им должно быть понятно, о чём ваш доклад и какова ваша роль в том, что вы описываете.


Оформление слайдов:


Оформляйте текст и заголовки разных слайдов в одном стиле.

Если выбрали для заголовков синий цвет и шрифт «Cambria», на всех слайдах заголовки должны быть синими и Камбрия. Выбрали для основного текста шрифт «Calibri», на всех слайдах придётся использовать его.

Другим шрифтом и цветом можно выделять цитаты и примечания (но их не должно быть слишком много).

Не увлекайтесь чрезмерным выделением жирностьюкурсивом и цветным текстом.

- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Цвет фона презентации

Следите за тем, чтобы текст не сливался с фоном, учитывайте, что на проекторе контрастность будет меньше, чем у вас на мониторе.

Лучший фон – белый (или близкий к нему), а лучший цвет текста – черный (или очень тёмный нужного оттенка).


Оформление титульного (первого) слайда

Из содержимого первого слайда должно быть понятно, о чём речь, к кому это относится, кто автор. Для этого не забудьте указать:

  • Учебное заведение.

  • Тему доклада (название);

  • Фамилию и имя докладчика (полностью);

  • ФИО руководителя (если работа выполнена под чьим-то руководством);

  • Город и год выпуска презентации

Обратите внимание, что дизайн первого слайда обычно отличается от последующих (общий стиль соблюдается), а тема доклада оформлена самым крупным шрифтом.


Использование цвета

- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

- Для фона и текста использовать контрастные цвета.


Анимационные эффекты

- Можно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

- Но не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Анимация не должна быть навязчивой! Не применяйте эффекты анимации к заголовкам на слайде.

- Не используйте большие списки и таблицы! Лучше их разбивать на 2 слайда. Списки использовать не более 3-5 пунктов.

- На любом экране должен быть хорошо виден текст и картинки!

- Презентация может отображаться по-разному на экранах мониторов и через проектор (цветовая гамма через проектор искажается, будет выглядеть темнее и менее контрастно).

- Размещайте в презентации только оптимизированные (уменьшенные) изображения и картинки.

Представление информации:

- Использовать короткие слова и предложения.

- Минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.

- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице:

- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Размер шрифта для заголовка слайда должен быть не менее 24, а лучше от 32 и выше.

Размер шрифта для основного текста лучше выбрать от 24 до 28 (зависит от выбранного типа шрифта).

Менее важный материал (дополнения и примечания) можно оформить шрифтом от 20 до 24.

- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

- Наиболее подходящие шрифты TimesNewRoman, Arial, Verdana, Tahoma, Comic Sans M.

- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

- Не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Помните, что экран, на котором вы будете показывать презентацию, скорее всего, будет достаточно далеко от зрителей. Презентация будет выглядеть меньше, чем на вашем экране во время создания.

Отойдите от экрана компьютера на 2-3 метра и попытайтесь прочесть текст в презентации. Если слайды читаются с трудом, увеличивайте шрифт. Если текст не вмещается на один слайд, разбейте его на 2, 3 и более слайдов (главное, чтобы презентация была удобной для просмотра).


Объем информации

- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. ·

- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

 

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;

  • с таблицами;

  • с диаграммами.

Постарайтесь подобрать подходящие изображения (фотографии, графики, схемы и т.д.)

Помните, что презентация должна быть наглядной, а изображения значительно повышают наглядность. Только не переусердствуйте, изображения должны сменяться текстом)

Финальный слайд

Многие думают, что на заключении можно остановиться.

Но есть простой ход, который вызовет положительные эмоции у слушателей: сделайте последний слайд с благодарностью за внимание!


Не важно, какая цель презентации: защита реферата, проекта, доклад о событиях или достижениях, для любой задачи основные принципы правильного оформления презентации всегда одинаковы, и их использование поможет любому выступающему произвести хорошее впечатление на слушателей и членов жюри.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Насаев Артем Игоревич

Дата: 19.01.2020

Номер свидетельства: 536424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства