Формирование УУД на уроках истории и обществощнания
Формирование УУД на уроках истории и обществощнания
Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В презентации на конкретных примерах показаны различные приёмы и задания по формирванию УУД на уроках истории и общесвознания в основной и средней школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках истории и обществощнания »
Формирование УУД на уроках истории«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»Б.Паскаль.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
Личностные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитание личности
(Нравственное развитие и формирование познавательного интереса)
«Понимаю и действую»«Контролирую ситуацию»«Учусь оценивать»«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»
Культура общения
«Я учусь»
«Ищу и нахожу»«Изображаю и фиксирую»«Читаю, говорю, понимаю»«Мыслю логически»«Решаю проблему»
«Мы вместе»
«Всегда на связи»«Я и Мы»
Коммуникативные УУД
Уметь полно и точно выражать свои мысли
Выделять главное
Владеть
монологической речью
Ориентироваться
в информационном потоке
Приёмы развития коммуникативных УУД в 5 – 6 классах
Историческая
реклама
Ассоциации
Три предложения
Три предложения Причины принятия христианства
1. Владимир понял, что удерживать под своей властью все
славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.
Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в
христианстве.
2. Еще в 980 году, едва заняв киевский престол, Владимир
попытался приспособить язычество к потребностям
государства. На высоком холме князь приказал
поставить деревянных идолов шести богов, над
которыми возвышался грозный Перун с серебряной
головой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали
понять, что Перун является главным среди богов, так же как
киевский князь – среди славян.
3. Но это нововведение не достигло поставлено цели.
Многие племена были недовольны приниженным
состоянием своих главных божеств и возвышением
Перуна, которому поклонялись киевские дружинники.
Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран.
Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями – хазарами, мусульманами - булгарами, христианами из европейских стран.
4. Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала ее укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.
Три предложения Причины принятия христианства
1. Желание Владимира
укрепить княжескую власть.
2. Тесные торговые
связи с Византией.
3. Стремление укрепить
международный авторитет Руси.
ТЕМА: Управление государством при Ярославе Мудром
При Ярославе сложились более четкие правила управления Древнерусском
государством.
Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы
называли князя Ярослава самовластцем. Теперь он был уже не первым среди других
князей, а полноправным правителем страны. Киевский князь издавал законы, был
высшим судьей и главным защитником Русской земли. Он определял взаимоотношения с
другими странами, т.е. внешнюю политику.
Киевский престол, или, как тогда говорили «стол», после смерти князя
передавался старшему в роду князей. Князем мог стать брат или же сын умершего, если
он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто нарушался.
Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых он отправлял в качестве свои наместников в крупные земли (волости). Такой местный князь имел собственную дружину, обладал в своей волости большими правами, но он не имел права передавать свою власть по наследству. Князья время от времени перемещались от одного княжеского стола к другому. Киевский князь назначал и глав местного управления – посадников.
В городских центрах сохранялись вечевые традиции. Вече, на которое сходились все свободные люди, ведало вопросами войны и мира, решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы. Вече вторгалось в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, оно могло пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному от ворот поворот. Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей веча, так как в его распоряжении находилось народное ополчение – основа военной организации Древнерусского государства.
ТЕМА: Управление государством при Ярославе Мудром
Издавал законы
Был высшим судьей
Ярослав Мудрый
(1019-1054)
Главный защитник Руси
ТЕМА: Управление государством при Ярославе Мудром
Ярослав Мудрый
ПОСАДНИКИ
главы местного
самоуправления
НАМЕСТНИКИ
в волостях
(сыновья князя)
ТЕМА: Управление государством при Ярославе Мудром
ВОПРОСЫ ВОЙНЫ И МИРА
ВЕЧЕ
( НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ)
ДЕНЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ
ВТОРГАЛИСЬ
В ВОПРОСЫ КНЯЖЕНИЯ
Приёмы развития коммуникативных УУД в 9 – 11 классах:
«Групповые и индивидуальные презентации
Исторические викторины
Урок - конференция
Урок - суд
Творческая лаборатория»
Познавательные УУД
Поиск и выделение
необходимой информации
Осмысление прочитанной
или услышанной
информации
Извлечение необходимой
информации
Определение основной и второстепенной информации
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Приёмы развития познавательных УУД в 5 – 6 классах:
Определи личность
или событие
Создай кроссворд
( ребус, шараду)
Текст с
ошибками
Определи лишнее
звено в логической цепочке
Определи историческую личность
Внук Ивана Калиты.
Не подчинялся ханской воле и заявлял, что на великое княжение никого не пустит. Хан был вынужден оставить у него ярлык.
Высказал открытое неподчинение Орде и выступил против врага.
Под его руководством объединялись княжеские дружины и ополчения большинства русских земель.
«И вознес Бог нашего князя на победу над иноплеменниками»
(Дмитрий Донской)
Создай шараду
1 подсказка – земли, пожалованные за воинскую службу
2 подсказка- две последних буквы слова «отдал»
Общее - владелец земельного участка в средневековье.
феодал
Лишнее звено
1) Папа Римский - рыцарь - епископ- аббат- священник - монах.
2) Король- сеньор- сюзерен- вассал - крестьяне.
Крестьяне.
Рыцарь.
Приёмы развития познавательных УУД в 7 – 8 классах:
« Из уст в уста»
Интервью с историческим героем
Картинный план
Причины крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева
Простой информативный план:
1.Усиление власти помещиков над крестьянами.
2. Тяжелое положение людей на мануфактурах.
3. Притеснение нерусских народов.
4. Ликвидация казачьего самоуправления на Дону.
Картинный план:
1. Крестьяне не имели никаких прав и подвергались издевательствам со стороны своих хозяев.
2. Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих мануфактур.
3. Людьми «второго сорта» правящие круги считали представителей нерусских народов.
4. После разгрома восстания К. Булавина было ликвидировано казачье самоуправление на Дону.
Приёмы развития познавательных УУД в 9 – 11 классах:
Групповые или индивидуальные составления проектов и презентаций с последующей защитой их на уроках, НПК школьного и муниципального уровня
Составление вопросов и заданий для различных викторин и конкурсов
Использование
кластеров
Межкультурное взаимодействие на границах Древнего Рима в последние века истории
Межкультурное взаимодействие на границах Древнего Рима в последние века истории
Межкультурное взаимодействие на границах Древнего Рима в последние века истории
Кластер
1.Позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности восприятий и осмысления данного текста.
2. Дает возможность самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные.
3. Дает возможность сформулировать собственный взгляд на проблему, представить дополнительную информацию.
4. Помогает учащимся осознать актуальность и структуру темы.
5. Умения, которые развиваются в процессе данной работы востребованы в экзаменационной работе по истории в заданиях С6 ЕГЭ и в олимпиадах разного уровня.
Регулятивные УУД
•целеполагание;
•планирование;
•прогнозирование;
•контроль;
•коррекция;
•оценка;
•саморегуляция
Прослушайте стихотворение. О каком государстве идет речь?
Я перед древностью склоняюсь
И храмов древних гордый вид,
И вид прекрасных пирамид
Объять вниманием стараюсь.
Здесь рыб прекрасных хоровод
Вокруг кораллов поражает,
И солнце нежит и ласкает …
В Египет прибывший народ.
1.Определение темы урока
2. Задачи урока ( что мы будем изучать ..)
3. Целеполагание
Найдите ошибки:
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.
- Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям,- то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было пройти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще.