Электронный учебник по теме "Пороги - памятник мирового значения"
Электронный учебник по теме "Пороги - памятник мирового значения"
Цели создания данного электронного учебника: 1. Обучающая – выяснить особенности возникновения электрометаллургического завода «Пороги» и основные этапы его развития; определить его специфику, современное состояние и перспективы развития.
2. Развивающая – развитие памяти, навыков правильной речи, умений самостоятельно анализировать, сравнивать и обобщать факты, соотносить события, работать с современными ТСО.
3. Воспитывающая – воспитание патриотизма, верности своей малой Родине, уважения к историческому прошлому страны.
Данный электронный учебник предназначен для изучения нового материала и служит прекрасным дополнением к конспекту одноименного урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электронный учебник по теме "Пороги - памятник мирового значения" »
Министерство образования и науки Челябинской областиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 112 г.Трехгорного»
«Пороги – памятник мирового значения»
Автор:
Сысов Александр Иванович,
учитель истории высшей категории
МБОУ «СОШ № 112»
Автор:Сысов Александр Иванович,учитель истории высшей категорииМБОУ «СОШ № 112»
Содержание
Аннотация
Введение
Пороги – памятник мирового значения.
Возникновение металлургической промышленности на Урале.
Строительство электрометаллургического завода в Порогах и его развитие вXXвеке.
Современное состояние и перспективы развития заводского комплекса «Пороги».
В чем же уникальность комплекса «Пороги»?
Задачи для создания природно-исторического (национального) парка
Достигнутые результаты
Заключение.
Приложения.
Контрольно-проверочные вопросы
Работа посвящена исследованию вопросов, связанных с возникновением и развитием завода «Пороги», который в августе 1993 года был внесён в список памятников международного значения комитетом ЮНЕСКО по сохранению памятников истории и культуры.
Автор подробно останавливается на основных направлениях деятельности завода и его влиянии на развитие российской металлургической промышленности. Результаты работы позволяют определить современное состояние природно-исторического комплекса «Пороги», выявить основные проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию и наметить перспективы развития комплекса и его роль в реализации музейно - исторических и экологических программ.
В августе 1993 года в Копенгагене комитет ЮНЕСКО по сохранению памятников истории и культуры проводил отбор исторических достопримечательностей для придания им статуса памятника международного значения.
Двадцать пять стран представили кандидатов в этот почётный список, в том числе и Россия - более десятка. Список памятников международного значения из российских пополнили только три. Среди них историко-природный комплекс «Пороги».
В административном справочнике Челябинской области посёлок Пороги значится, как селение третьего разряда - входит в Романовский сельсовет Саткинского района. Расположен на левом берегу Большой Сатки в пяти-шести километрах выше впадения в Ай. Название посёлок получил по двум порогам с водопадами до четырёх метров.
Урочище Пороги - один из живописнейших уголков края. Его украшение- пруд с искусственной «Ниагарой», фонтанами брызг, многоцветными радугами в солнечные дни. Береговая линия водоёма изрезана причудливыми заливами и мысами. Обьём пруда составляет 2,5 млн.куб.м. Он расположен в каньонообразном ущелье глубиной до 300 метров и сжат склонами двух хребтов - Чулкова и Уары. Склоны круты, каменисты, покрыты хвойным лесом. Настоящее Женевское озеро в миниатюре.
Вообще Саткинскому району очень повезло с природой. Здесь есть своё высокогорное озеро -Зюраткуль, реликтовые леса, крутые скалистые берега реки Ай. Среди всего этого разнообразия природно-исторический комплекс «Пороги» занимает особое место. Порожский электрометаллургический завод был построен по последнему слову техники начала XX века, в основном на базе заграничного оборудования. Причём это оборудование служит до сих пор, почти не претерпел изменений и технологический процесс. Это делает «Пороги» действующим наглядным пособием по истории промышленности, музеем под открытым небом, что ещё больше повышает шансы Саткинского района на превращение в крупнейший туристический центр Южного Урала.
К сожалению вопрос о возникновении завода «Пороги» исследован недостаточно хорошо, что частично объясняется тем обстоятельством, что интерес к нему пробудился лишь после того, как в 1993 году комплекс был внесён ЮНЕСКО в список памятников международного значения. Поэтому сведения о «Порогах» в основном содержатся лишь в материалах периодической печати, частично уцелевшем архиве завода «Пороги», а вот крупных монографических исследований этого вопроса, насколько нам известно, пока нет. Крайне плохо разработан вопрос о создании и деятельности построившего этот завод в 1910 г. «Уральского Электрометаллургического товарищества графа А. А. Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе».
Пороги - памятник мирового значения.
Возникновение металлургической промышленности на Урале.
Становление горнозаводской промышленности на Урале начинается в начале Х VIII в. Вызвано это было необходимостью создания собственной российской промышленности и начавшейся Северной войной, когда особенно острой стала потребность в вооружениях- артиллерии, ружьях, оснащении для строящегося флота. Стремление к экономической независимости и повышению обороноспособности страны потребовали ускоренного строительства крупных предприятий. В этой связи поистине уникальным явлением, не имеющим аналогов в мировой истории, стало образование уральского промышленного района.
Превращение Урала в крупнейший не только в России, но и, на момент XVIII в., в мире горнозаводской центр стало возможным, прежде всего вследствие исключительно благоприятных природных условий. Лесные массивы, неосвоенные земли, богатые рудные запасы, многочисленные речные артерии привлекали сюда различные слои населения Российского государства. Справедливости ради нужно сказать, что уральские заводы возникли не на пустом месте - в XVII - начале XVIII вв. на Урале существовала сеть небольших кустарных крестьянских металлургических мастерских с примитивными сыродутными печами, служившими источником существования населения ряда слобод Кунгурского и Верхотурского уездов. В течение полутора десятилетий они даже конкурировали с крупной промышленностью. Только с 1717 года, после запрета под страхом смертной казни плавить руду в ручных горнах и ковать изделия из полученного таким способом металлы, крестьянская металлургия стала исчезать.
Организатором крупного металлургического производства выступило само государство. Важную роль в создании промышленности сыграли указы Петра I , особенно указ 1719г. о «Берг - привилегии», разрешавший любому подданному страны, независимо от происхождения, отыскивать руды, основывать заводы и торговать своей продукцией, а также указ 1721г ., разрешавший заводовладельщикам даже не дворянского происхождения покупать крепостных крестьян для работы на заводах.
Строительство заводов в первые десятилетия XVIII в. велось главным образом на Среднем Урале. Во второй половине века география уральской металлургии значительно расширилась. Она шагнула на Северный Урал и распространилась по всему Южному Уралу. В отличие от Среднего Урала, на Южном горнозаводское строительство осуществлялось не казной, а частными лицами, преимущественно разбогатевшими купцами. Повышение их интереса к этой отрасли объясняется ростом во 2 половине XVIII в. спроса на металл (особенно на медь), крайне низкими ценами на казенные земли, которые раздавались почти бесплатно, поощрительной политикой государства, оказывавшего поддержку предпринимателям ссудами и подневольной рабочей силой. Немаловажную роль сыграл опыт полувекового функционирования горнозаводской промышленности на Среднем Урале.
Первым металлургическим предприятием, возникшим на территории Челябинской области, стал Каслинский завод, основанный в 1746г . тульским купцом Яковом Коробковым. В 1751г . Коробков продал его известному промышленнику Н.Н. Демидову, который расширил этот завод. Особенно бурно развивалась горнозаводская промышленность в 50-е г. За одно десятилетие было построено 26 металлургических заводов, в том числе 10 на территории Челябинской области. Среди них был и Саткинский железоделательный завод, одно время называвшийся Троице- Саткинским. Строительство велось мастеровыми работными людьми из Пермских вотчин графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811). Строительство в основном завершилось в 1758г., когда заработали две домны и 12 молотов. Завод вскоре занял 4 место по объему производства чугуна. Вообще, Саткинский район был и остается одним из крупнейших центров металлургии Южного Урала. В этом районе находятся также знаменитые Бакальские рудники, которые разрабатываются с середины XVIII в. и славятся высоким процентом содержания железа в руде (до 60%).
После отмены крепостного права Саткинский горный округ переживал глубокий кризис. Резко сократилась выплавка металла- как чугуна, так и меди. Только в сер. 80-х г. XIX в. начитается некоторый эконономический подъем. В это время на Южном Урале начинается строительство новых и реконструкция старых заводов. Сюда начинает проникать иностранный и русский торгово - промышленный капитал, возникают первые акционерные общества, организаторами которых чаще всего выступали иностранные банки, привлекавшие к участию семьи владельцев заводов.
Крупнейшими акционерными обществами на Южном Урале были: АО Белорецких заводов, АО Комаровских железнорудных месторождений и южноуральских заводов, Южно- Уральское металлургическое общество, АО Кыштымских заводов, Инзерское горное общество, товарищество Сергинско - Уфалейских заводов и др.
Все эти процессы оказали влияние и на Саткинский округ. Здесь, как и на всём Южном Урале к началу XX в. возникают акционерные общества, занявшиеся реконструкцией старых и постройкой новых предприятий. А после постройки железнодорожных путей Самаро - Златоустовской дороги была проложена подъездная ветка Бердяуш - Сатка, что значительно ускорило социально- экономические процессы в Саткинском округе. В начале ХХв. технический прогресс развивался очень быстрыми темпами. Возникают новые отрасли, доселе невиданные виды производств. Чтобы идти в ногу со временем уральским заводам нужно было срочно модернизировать производство, прежде всего установить паровые машины, построить электростанции. В результате реконструкции в 1907-1914гг. производительность южно -уральских заводов возросла в несколько раз. Особенно успешно развивались новые отрасли промышленности (вагоностроительная, электрометаллургическая, цементная и др.). Среди наиболее интенсивно развивающихся предприятий того времени особо выделяется завод «Пороги», построенный в 1910г. Электрометаллургическим товариществом на реке Сатка у станции Бердяуш и ставший первым в России заводом по производству ферросплавов.
Строительство электрометаллургического завода в Порогах и его развитие вXXвеке.
Вначале XX века производство ферросплавов в России полностью отсутствовало. Необходимые для отечественной промышленности ферросплавы, такие, как ферросилиций, ферромарганец, феррохром и т.д., которые существенно повышали качество выплавляемых на металлургических заводах сталей, Россия была вынуждена ввозить из-за границы, расплачиваясь за это золотом. А потребность в качественном металле Российское государство тогда испытывало особо большую.
Поражение русских в русско-японской войне 1904-1905 гг ., необходимость скорейшего восстановления российского броненосного флота, почти полностью потерянного в бою под Цусимой, перевооружение армии и начавшийся в это время в России небывалый экономический подъем – все это послужило причиной поиска путей создания собственного ферросплавного производства. Скорейшее решение этой жгучей проблемы позволило бы России избавиться от зависимости в поставках ферросплавов из-за границы. При этом следует упомянуть, что транспортировка определенных видов ферросплавов морским путем была сопряжена с большими сложностями и опасностями. Так, например, перевозимый на пароходах ферросилиций под воздействием морской влаги разлагался, выделяя взрывоопасный газ. Газеты всего мира того времени часто публиковали сообщения о таинственных катастрофах на море. Тонули корабли, гибли люди, пропадали перевозимые ферросплавы…
В 1904-1905 гг., русский инженер, бывший управляющий Саткинским чугуноплавильным заводом А.Ф. Шуппе проводит изыскания на реке Большая Сатка. По его мнению, для получения ферросплавов необходимо было применять электрометаллургический способ. А для этого использовать наиболее дешевый способ получения электроэнергии за счет водяной силы.
Так как Шуппе знал о том, что на Южном Урале имеются месторождения хромистых железняков и кварцев, то это натолкнуло его на мысль подыскать вблизи таких месторождений подходящую горную реку для использования ее живой силы при производстве феррохрома и ферросилиция. С этой целью он и проводил исследования русла реки Большая Сатка, осуществляя поиск наиболее удобного во всех отношениях места для строительства гидроэлектростанции и ферросплавного завода.
Такое место А. Шуппе вскоре находит в 35 верстах от Саткинского завода и в 18 верстах от ст. Бердяуш, в 5 верстах выше впадения р. Большая Сатка в р. Аи. Здесь, в самом узком месте долины р. Большая Сатка, зажатой между двумя горными хребтами Уары (745 м) и Чулкова (788 м ), и было выбрано место под строительство будущего комплекса. Тут же рядом, на Чулковском хребте, предполагалось добывать кварцит – исходное сырье для выплавки ферросилиция.
29 сентября 1905 года А.Ф. Шуппе подает прошение на имя министра финансов России об отдаче ему участка казенной земли площадью 50 десятин на левом берегу р. Б. Сатка под строительство электрометаллургического завода. Такое разрешение вскоре было получено и 3 июня 1906 года с казной заключается договор на аренду сроком 99 лет. Размер платы за аренду одной десятины земли составлял 1 рубль, а за использование водяной силы реки необходимо было платить 500 рублей в год.
13 октября 1907 года Шуппе просит увеличить участок арендуемой земли еще на 10 десятин и разрешить строительство второй плотины.
9 ноября 1907 г. разрешение на это было получено. Начиная с 1906 г . ведется проектирование плотины и заводского комплекса.
Эту работу выполнил известный инженер-проектировщик, профессор Борис Бахметьев. В архиве завода "Пороги" и до настоящего времени сохранились некоторые чертежи, подписанные его рукой.
6 мая 1908 г . образуется фирма - Акционерное общество "Уральское электрометаллургическое товарищество графа А.А. Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф.Т.Роппа и А.Ф.Шуппе". На капиталы этого товарищества и началось строительство заводского комплекса в урочище Пороги на р. Большая Сатка.
Объемы работ на строительстве завода предполагались большими, и поэтому для этой цепи были привлечены мастеровые из ближайших заводов (Саткинского, Юрюзанского, Катав - Ивановского и др.). Участвовали в строительстве также крестьяне и башкиры из окрестных деревень. Для надежной и качественной кладки плотины и производственных помещений завода из Центральной России (из-под г. Пскова) было привезено 40 квалифицированных каменщиков.
Всего же на стройке использовалось до 300 мастеровых и свыше 1000 подвод. Для строительства использовался лес и камень, в изобилии имевшиеся рядом. Здесь же, вблизи завода, велось строительство бараков и двухквартирных деревянных домов для размещения в них рабочих и служащих. В общей сложности все это строительство (вместе с заводом и плотиной) заняло менее 2-х лет. Здесь нам остается подчеркнуть особо комплексный подход к делу организаторов стройки и соответствующие темпы.
Завод был построен по последнему слову техники того времени и представлял собой единый комплекс зданий и сооружений, гармонично вписанных в рельеф левого берега р. Большая Сатка. При этом учитывалась природная среда и окружающие ландшафты. Во всем чувствовалась основательность в проработке архитектурных, планировочных, строительных и технологических решений, аккуратность и качество в исполнении.
Сам заводской комплекс состоял из плотины, построенной необычным, оригинальным для подобных сооружений методом кладки из камня на растворе высотой 21 м и длиной по гребню 125 м, а также собственно производственного корпуса. В нем разместились машинный зал электростанция, ремонтные мастерские, электроплавильный цех, отделения для подготовки шихты и электродов. Кроме этого в комплекс входили заводская химическая лаборатория для анализа выплавляемых ферросплавов и контроля за технологическим циклом, построенная из камня, деревянные склады и весовая, конюшня, пожарный сарай, кузня. Здесь же находились и другие, более мелкие вспомогательные помещения. В нескольких сотнях метров от завода, в жилом поселке, расположилось каменно-деревянное здание заводской конторы и дом управляющего.
Заводской комплекс был оснащен разнообразными механизмами, машинами и агрегатами лучших зарубежных фирм из Германии, Австрии, Англии и других стран. Так, например, в помещении машинного зала электростанции были установлены две гидротурбины с генераторами производства фирмы "Бри-глеб, Хансен и К°", изготовленные в 1909 г. в городе Гота (Германия). Одна из них мощностью 800 л.с. на одном валу с генератором предназначалась для питания электросталеплавильных печей, вторая, мощностью 50 л.с, на одном валу с генератором трехфазного переменного тока служила для освещения самого завода и рабочего поселка. У обеих гидротурбин имелись масляные регуляторы скорости, позволяющие с высокой точностью поддерживать число оборотов вала гидротурбины. Здесь нам следует отметить один из парадоксов того времени.
В этом же помещении машинного зала был установлен мостовой однобалочный кран клепаной конструкции с ручными цепными приводами хода моста, передвижения тележки и подъема, грузоподъемностью 5 тонн. Он был изготовлен на заводе г. Москвы фирмы "Альфред Гутман".
В плавильном цехе были установлены дуговые электропечи системы "Эру" (Франция). Печи работали на цельных графитовых электродах сечением 400x400 мм или собранных из пучка брусков 200x200 мм. Электроды изготавливались здесь же в графитовом отделении Порожского завода. В отделении подготовки шихты с последующей ее плавкой в печах для измельчения сырья применялась дробилка "Блэка". На плотине были установлены лебедки и зубчато-реечные механизмы для подъема и опускания затворов в водоперепускных пролетах, изготовленные в г. Бирмингеме. На заводе были установлены и использовались также и другие механизмы, как зарубежного, так и отечественного производства.
1 июля 1910 г . электрометаллургический завод "Пороги" ( названный так в память о каменных дорогах, затопленных образовавшимся перед плотиной прудом) был пущен в эксплуатацию. 12 июля 1910 г . в адской жаре электродуговых печей была получена первая опытная партия ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена первая опытная плавка феррохрома весом 954 кг. Хоть и сложна была заграничная техника и технология плавок, но все равно наши уральские мастеровые успешно освоили, то и другое, научились управлять мудреными машинами и выпускать столь необходимые для России ферросплавы, покончили с иностранной зависимостью. За первые полгода со дня пуска завода здесь было выплавлено 33325 пудов ферросилиция (533,2 тонны) и 12875 пудов феррохрома (206 тонн). В плавильном цехе велись опыты по выплавке и других ферросплавов. К 1921 г ., т.е. за десять лет существования завода в его печах была уже опробована технология выплавки 25% и 50% ферросилиция, углеродистых феррохрома и ферромарганца, карбида кремния и кальция, ферровольфрама.
Помимо массовой выплавки ферросплавов того или иного состава на "Порогах" проводились эксперименты по отработке новых идей и технологий плавки ферросплавов самого широкого спектра. В дальнейшем владельцами завода предполагалось на основе полученного здесь опыта расширить производство ферросплавов и построить аналогичный, но более мощный комплекс на р.Ай в районе д. Нижние Лопасы. Первая мировая война и последующие за ней октябрьские события 1917 г . помешали воплощению этих замыслов. Однако сам Порожский завод продолжал еще работать под началом своего первого управляющего А. Шуппе. В 1918-1919 гг. Шуппе из Порогов переезжает работать в Златоуст и затем, спустя некоторое время, выезжает в Одессу.
Сам завод сначала вошел в состав Южно-Уральского горнозаводского треста, а затем в объединение "Востоксталь". В 1928 г . комплекс "Пороги" был передан Саткинскому металлургическому заводу и продолжал работать по своему профилю, снабжая страну ферросплавами. В 20-30-е годы завод выплавлял сначала углеродистый феррохром, затем 30-40-процентный ферросилиций, а позднее 45-75-процентный ферросилиций в количестве 40 тыс. пудов в год. После установки в конце 30-х годов в машинном зале еще одной гидротурбины мощностью 750 кВт появилась возможность наладить работу еще одной пары электропечей. Этот агрегат был установлен совместным акционерным русско-австрийским обществом «Ротао». Гидротурбина была изготовлена по лицензии на московском заводе им.М.И. Калинина, электрогенератор на Ленинградском заводе "Электросила", а масляный генератор скорости (выпуска 1929 г.) поставлен австрийской фирмой из г. Леоберсдорфа под Веной
Являясь до 1931 г . единственным предприятием по выплавке ферросплавов, этот маленький по мощности завод уже не мог решить всех проблем обеспечения бурно развивающейся металлургии нашего государства, превращенного тогда в одну огромную стройку. Вновь наша страна была вынуждена приобретать за рубежом ферросплавы, расплачиваясь за них золотым и валютным запасом. Именно тогда и было принято решение о строительстве большого завода ферросплавов в г. Челябинске.
Челябинск стал новой "столицей" ферросплавов, а старый завод в Порогах стал понемногу забываться, хотя и не прекращал своей работы. И, когда в конце 60-х годов в стране было уже достаточное количество современных ферросплавных заводов, появилась возможность перевести завод в Порогах на производство других видов продукции. С 1971 г. он становится цехом при Саткинском комбинате "Магнезит" и перепрофилируется на выпуск качественного огнеупорпериклаза.
Два разных по профилю завода, задуманные и построенные в начале нашего века по инициативе А. Шуппе - Саткинский завод "Магнезит" и ферросплавный завод в Порогах - проработав без остановки почти 100 лет, объединились в одном производстве – Саткинском комбинате "Магнезит". Это еще раз доказывает ту тщательность проработки всех решений и учета перспективы их развития, заложенных в начале прошлого века.
Современное состояние и перспективы развития заводского комплекса «Пороги».
Заводской комплекс в Порогах, построенный в начале XX столетия, работает уже без малого 100 лет и является живым, действующим памятником истории науки и техники. За время его эксплуатации, как выяснилось в ходе изучения Порожского архива, опроса старожилов поселка и непосредственного осмотра заводского комплекса и сравнения с имеющимися фотографиями начала XX в., проведено лишь несколько реконструкций, которые почти не затронули первоначальный облик завода:
В 1924 г. были проведены работы по расширению шихтарника;
В 30-х годах в связи с установкой второй гидротурбины и генератора в помещении электростанции была осуществлена врезка отвода в напорную трубу гидротурбины №2;
В 1968 г. в связи с неудовлетворительным состоянием нескольких быков-опор было произведено их усиление посредством устройства «бетонных рубашек» - этому подверглись быки №2,3,4,5, со стороны правого берега;
Для ликвидации появившихся трещин в здании химической лаборатории со стороны пониженного рельефа был возведен бетонный контрфорс.
Вообще, полная техническая документация на объекты комплекса «Пороги» отсутствует. К настоящему времени сохранилось лишь несколько чертежей, подписанных автором проекта Борисом Бахметьевым. Большинство документов рассредоточено по разным архивам г. Челябинска, Сатки. Более полно представлена документация на агрегаты, машины и механизмы.
Центральная часть композиции -основное здание завода, в котором размещены электростанция, плавильный цех, ремонтные мастерские, помещение для подготовки шихты. Здание одноэтажное, прямоугольное в плане, выложенное из камня и кирпича. Северо-восточная стена здания вплотную выходит к реке Б.Сатка. Само здание состоит из двух частей разной высоты. Окна высокие с полуциркулярными завершениями. Крыша двухскатная, крыта железом, а частично шифером. Входы в различные помещения здания с боковых фасадов. Остальные здания комплекса, построенные из камня или дерева, представляют собой различные помещения определенного назначения (химическая лаборатория, склад, весовая и т.д.).
Рядом с заводом расположена плотина, перегораживающая р.Большая Сатка. Ее высота 21 метр, длина по гребню 125 метров, длина водосливной части около 70 метров. Плотина сложена из бутового камня на растворе. На быках плотины устроены пролетное строение из металлических балок с дощатым настилом. Здесь же размещены- подъемные механизмы затворов.
В помещении электростанции находится и работают 2 гидротурбины с генераторами немецкой фирмы «Бриглеб, Хансен и К » из г. Гота, изготовленные в 1909 году. Одна гидротурбина с генератором изготовлена по лицензии в 1929 году и поставлена на заводе в Пороги русско-австрийским торговым акционерным обществом «Ратао». Кроме этого в машинном зале находится мостовой однобалочный кран клепанной конструкции грузоподъемностью 5 тонн английской фирмы из г. Бирмингема, а также токарный станок.
В плавильном цехе установлены две пары электрических печей системы «Эру». Рядом с плавильным цехом в отделении подготовки шихты находится дробилка «Блэка». Плавильный цех и заводская площадка связаны открытой монорельсовой эстакадой.
Характеристика общего состояния
Плотина
Здание электростанции
хорошое
+
+
+
среднее
плавильного цеха
ремонтной мастерской
хим. лаборатории
конторы
весовой
угольного склада
каменного сарая
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.Монорельсовая эстакада
4.Механизмы затворов плотины
плохое
аварийное
мостового крана
дробилки «Блэка»
+
5.Гидротурбина и генератор №1
+
+
+
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - №2
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - №3
6. Электродуговые печи
Судьба порожкого комплекса вызывает у специалистов обоснованную тревогу, и если не принять экстренных мер по обследованию, ремонту оборудования и укреплению плотины, то здесь очень вероятна серьезная катастрофа. Сохранение и реконструкция порожкого комплекса является одним из главных пунктов программы его развития, которая была озвучена 18 января 1995 г. на заседании Саткинской администрации председателем Челябинского фонда культуры К.А Шитовым и начальником лаборатории комплексных исследований природы (ТОО «Соболь») В.А. Мусатовым.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что не так давно, в середине 80-х годов, здесь, в старинных электродуговых печах, на электроэнергии, выработанной генератором, установленным в 1909 году, была выплавлена по заданию правительства партия особо чистой окиси магния. Затем она была применена для изготовления теплоизоляционной керамики при облицовке фюзеляжа космического корабля многоразового использования «Буран». Вот такой длинный путь проделала продукция этого завода поднявшись до космических высот. Такова славная история и славные дела этого маленького заводика в Порогах. И свой отсчет они берут с самого начала XX века.
Во-первых, сам набор оборудования производства разных отечественных и зарубежных фирм является интересной музейной коллекцией истории техники(действующей и в настоящее время), относящейся к началу XX века.
Во-вторых, технологический прогресс производства ферросплавов в электродуговых печах с использованием кремния как восстановителя являлся самым прогрессивным на начало XX века.
В-третьих, на сегодняшний день Порожская гидроэлектростанция является старейшей ГЭС России (и, вполне возможно, в мире), ведь она дала свой первый ток летом 1910г.
В-четвёртых , здесь, в электродуговых печах, были выплавлены первые российские ферросплавы, позволившие избежать иностранной зависимости в этой области и поднять уровень качества российской металлургии до требований времени.
В-пятых, в течение многих лет завод являлся своеобразной экспериментальной лабораторией по отработке идей, методов и технологий по выплавке ферросплавов, а также шкалой теоретического и практического опыта и кузницей кадров для металлургии нашей страны.
Ремонт конструкций, зданий, машин и механизмов, находящихся в плохом или аварийном состоянии.
Изыскание средств для реализации намеченной программы, создание специального фонда. В этом вопросе, на мой взгляд, нужно воспользоваться опытом других регионов и соседнего национального парка «Зюраткуль». Наиболее желательным является привлечение федеральных, областных, муниципальных (а возможно и зарубежных) источников финансирования в сочетании со средствами частного бизнеса.
Модернизация гостиничного бизнеса.
Решение транспортной проблемы, строительство современных дорог, т.к. комплекс «Пороги» с близлежащей станцией Бердяуш связывает единственная труднопроходимая грунтовая дорога.
Организация широкой рекламной компании (как в России, так и за рубежом) для привлечения путешественников и туристов.
Развитие индустрии туризма – как экскурсионной, так и активно-спортивной (экскурсии верхом, горные лыжи, сплав по реке и др.). При этом необходимо уделить серьёзное внимание подготовке специалистов-экскурсоводов, инструкторов, тренеров.
Комплекс «Пороги» включен в список исторических памятников технической мысли международного значения.
Комплекс «Пороги» является объектом федеральной программы «Индустриальное наследие Урала» и вполне вероятно он будет включен региональную программу «Урал» по охране памятников природы, разрабатываемую правительством Челябинской области совместно с правительством республики Башкортостан.
Организовано ЗАО «Пороги» в ведении которого находится гостиница (отель) и организация экскурсий и других форм активного отдыха для туристов.
История становления уральской металлургии уходит своими корнями в бурное XVIII столетие. Вызвано это было необходимостью создания собственной российской промышленности и начавшейся Северной войной, когда особенно острой стала потребность в вооружениях. Важную роль в создании промышленности сыграли указы Петра I. Строительство заводов в первые десятилетия XVIII в. велось главным образом на Северном Урале. Во второй половине века география уральской металлургии значительно расширилась. Она шагнула на Северный Урал и распространилась по всему Южному Уралу. Одним из металлургических заводов, построенным в это время стал Троице - Саткинский, основанный графом А.С.Строгановым. Так было положено начало формированию Саткинского горного округа, ставшего одним из крупнейших центров металлургии Южного Урала.
Заводской комплекс в Порогах работает уже почти 100 лет и за это время эксплуатационные качества и техническое состояние зданий, сооружений и оборудования значительно ухудшилось. И если бы не решение комитета ЮНЕСКО по сохранению памятников истории и культуры, который в августе 1993 г. внес историко-природный комплекс”Пороги” в список памятников международного заключения, этот завод в 90-е гг. XX в. скорее всего был бы разрушен полностью.
В настоящее время комплекс “Пороги” является объектом федеральной программы “Индустриальное наследие Урала”, которая предусматривает создание системы историко-культурных территорий, сохраняющих уникальные производства и технику.
В настоящее время программа превращения комплекса “Пороги” в природно-исторический парк начала осуществления, хотя и недостаточно быстро. Поселок рядом с заводом постепенно становился центром развивающегося туризма. Однако совершено очевидно, что без государственной поддержки частному бизнесу в одиночку невозможно полностью реализовать программу развития комплекса ”Пороги”. Тем более, что данная программа имеет все шансы стать составной частью другой федеральной программы по защите экологии. К тому же восстановление, поддержание в должном порядке и дальнейшее развитие комплекса является делом чести, показателем престижа не только Саткинского района и Челябинской области, но и прежде всего федеральных властей, ибо “Пороги” вполне могут быть одной из “визитных карточек” Российской Федерации, всего нашего отечественного туризма международной арене.
Приложение №1
Наша «Ниагара»
Приложение №2
Приложение №2
План Бассейна реки Ай
План Бассейна реки Ай
Приложение №3
Порожская плотина
Приложение №4
Водопад
Приложение №5
Река Большая Сатка
Приложение №6
Производственный корпус
Приложение №7
Производственный корпус
Приложение №8
«Лед и плотина»
Порожский завод: общий вид
Приложение №10
Генератор электростанции
Приложение №11
Заводское оборудование
Приложение №12
Заводское оборудование
Приложение №13
Заводское оборудование
Приложение №14
Заводское оборудование
Приложение №15
Окрестности «Порогов»
Приложение №16
Окрестности «Порогов»
Приложение №17
Приложение №18
Приложение №19
Зимний пруд
Приложение №20
Приложение №21
Гостиничный комплекс
Приложение №22
Приложение №23
Приложения №24
Контрольно-проверочные вопросы
Какой завод в середине XVIII в. стал центром горного округа?
В каком году был построен завод «Пороги»?
Кто спроектировал плотину заводского комплекса?
Где располагается завод?
Что выпускал завод «Пороги»?
С какой целью завод «Пороги» выпускал окись магния в 1980 – х гг.?
Сколько лет работает заводской комплекс в Порогах?
В чем уникальность комплекса «Пороги»?
Какие важные задачи нужно решить для создания природно-исторического(национального) парка?