Просмотр содержимого документа
«Эффективные технологии в преподавании истории и обществознания в соответствии с ФГОС»
Эффективные технологии в преподавании истории и обществознания в соответствии с ФГОС
Материал представлен на заседании педагогического совета школы по теме :« Эффективные технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС»
30. 03. 2017г.
Материал презентации подготовила
учитель истории и обществознания
Калиничева Лариса Дмитриевна
Высшая квалификационная категория
МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа», Верховский район, Орловская область
Педагогические технологии
Активные нормы обучения
Школьник
Внутренняя свобода
Подготовка к жизни
Ученик учит самого себя
КАК Этого Добиться?
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНИКА
свобода выбора
открытость
активность
обратная связь
идеальность
Технология –
это попытка добиться реализации идеи не столько за счет совершенствования структуры урока, сколько строгим упорядочиванием процесса учения, жестким нацеливанием на достижения конкретного результата.
Эффективность педагогическая
степень реализации учебных целей по
сравнению с заданными или возможными (например, переход ученика от необученное к обученности) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.
Отвечают особенностям новых стандартов по истории и обществознанию следующие образовательные технологии:
Проектная деятельность
Технология проблемно-диалогического обучения
Технология работы с текстом
Технология оценивания образовательных достижений учащихся
Технология развития критического мышления
Игровые технологии
Проектная деятельность
Проектная деятельность
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
Формулирование цели и задач деятельности.
Составление плана и программы.
Выполнение плана.
Презентация готового продукта.
Проект на тему: «Рыцарский замок» ( практическая часть)
Проект подготовил ученик 6 класса
Пониткин Леонид
Проект на тему: «Создание славянской азбуки» (Практическая часть) (
Проект подготовил ученик 6 класса
Захаров Константин
Технология проблемно-диалогического обучения
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
создание проблемной ситуации,
формулирование учебной проблемы,
актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
поиск решения проблемы, открытие нового знания,
применение нового знания,
выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.
Тема урока:«Внутренняя политика Александра-1 в 1801-1806 г.»(Этап мотивации)
Опережающее домашнее задание: Найти высказывания известных людей о императоре Александре-1
Учащиеся читают записанные заранее высказывания об Александре I ( учитель фиксирует на доске или экране )
Учитель: Как вы думаете, почему такие противоречивые взгляды о нем?
Предположительно, что учащиеся начнут говорить об ожидаемых реформах в обществе, затруднятся ответить, готов был император к реформам или нет.
Учитель: На этот вопрос мы сможем ответить когда изучим период правления императора.
Учитель: Если бы вы правили страной в нач. XIX в. то какие мероприятия провели? Высказываются мнения.
Высказывания об Александре 1.
« Дней Александровых прекрасное начало» А. С. Пушкин
«Довольно ребячиться, ступайте царствовать и покажитесь гвардии» граф Пален.
«Сфинкс, не разгаданный до гроба» Вяземский
«Ваша душа – лучшая конституция для вашего народа» – Госпожа Де Сталь
Под Аустерлицем он бежал, в двенадцатом году дрожал» А.С.Пушкин
«Был воспитан хлопотливо, но не хорошо именно потому, что слишком хлопотливо» В. Ключевский.
«В лице и в жизни Арлекин» А. С. Пушкин .
Технология работы с текстом
Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.
Цель технологии – полное понимание текстов .
Средство – три этапа работы с любым текстом:
до чтения текста– просмотровое чтение;
во время чтения текста– изучающее чтение;
после чтения текста – рефлексивное чтение, вопросы.
Российский философ В. Ю. Сморгунова размышляет о связи политических знаний и политического действия.
Все политические действия имеют политический смысл, они умышленны, хотя содержат и бессознательный компонент. Однако осознанность политических действий не всегда свидетельствует об их конструктивности, адекватности существующей политической ситуации, верном отражении субъектом политического действия собственных потребностей и политических интересов, правильном учете политических интересов других политических субъектов. Субъект политического действия в своей политической практике может полагаться не на самостоятельно проведенное исследование политической жизни, не на собственную
политическую оценку, а на усвоенную из другого гносеологического источника политическую информацию. Возможно также и несовпадение между декларируемыми целями, сознательно маскирующими реальный смысл политических мотивов, и теми политическими идеями, которые реально руководят деятельностью политических субъектов. Подобная ситуация встречается и в случае неразвитости политического мышления участника политического процесса, не осознающего противоречий между мышлением и практикой...
Политические отношения, политика в целом, властные структуры призваны
рационализировать общественную жизнь в интересах достижения общественного согласия. Именно поэтому политическое знание воплощается в политических решениях. Политическое решение как интеллектуально-волевое образование демонстрирует собой тот пусковой механизм, который превращает интеллектуальную деятельность в практические поступки. Здесь мир духовный смыкается с миром реальным, практическим. Здесь мы видим, как человек
политический превращается из человека знающего и желающего в человека могущего, действительно реализующего свои интересы. Эта реализация интересов только и возможна в разнообразных формах политического.
Вопросы и задания:1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающий превращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных
Прочтите отрывок из книги Н.Я.Эльденмана « Твой 18 – й век» и укажите , кто оказался на престоле в результате этого заговора.
«В ночь на 25 ноября 1741 года гренадерская рота Преображенского полка ещё раз переменила власть в России. Рота немного , около 200 человек; « правильно расположена «: дворец не впервые взят штурмом теми, кто поближе к нему, остальная же империя - придёт день , « получит грамотку « о новом правителе . На этот раз подготовка заговора была , кажется , довольно простой: Иван Антонович , на 14 – м месяце царствования и в 16 – м месяце жизни, ещё был не очень государственным человеком…»
Ответ ---------------------------
Технология оценивания образовательных достижений учащихся
Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Использование на уроках приёмов развития критического мышления способствует развитию у школьников следующих умений:
понимать прочитанное и услышанное;
анализировать текст совместно с другими людьми;
писать, чтобы учиться;
вести исследовательскую работу в группе
Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Тема урока: «Свобода в деятельности человека»
Стадия размышления ( рефлексия). На этой стадии урока я предлагаю классу задание: « Впишите в соответствующую колонку таблицы понятия:ответственность, независимость от чужой воли, возможность реализовать любое желание, строгое соблюдение законов, уважение прав других людей, совесть, взаимопонимание, сила воли, способность к самоограничению».
Понятия связанные со «свободой»
Понятия не связанные со « свободой»
Игровые технологии
Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:
осваиваются правила поведения и роли в группе;
рассматриваются возможности самих групп;
приобретаются навыки совместной коллективной деятельности , отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.
Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Виды деловых игр
Игра-ситуация, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему и позволяющая детально разобраться в ней.
Игра-сюжет, моделирующая реальные объекты и соответствующая действительности.
Игра-процесс, в которой моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений.
Игра-обобщение, которая позволяет в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.
Деловая игра «Формируем политическую партию»
Цели:
Закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»
Повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности
Формирование активной жизненной позиции
Задания группам:
Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает)
Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали)
Интересы каких социальных групп представляет партия
Цели и задачи партии
Политические средства выбранные вашей партией (почему эти)
Каковы политические методы вашей партии (почему такие)
Деловая игра «Глобальные проблемы современности»
Цели:
Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности, показать их особенности, взаимосвязь
Развивать навыки работы в группе, навыки поиска решения проблемы, развивать воображение
Обратить внимание учащихся на социальный аспект глобальных проблем: необходимость совместных усилий для и решения
Задание:
Выберите из списка и перечислите глобальные проблемы: первая группа - «человек-общество», вторая группа - «человек-природа», третья группа - «общество-общество».
Приведите примеры существования в мире глобальных проблем.
Вечный вопрос - «Что делать?». Предложите свои пути решения глобальных проблем.
Выберете альтернативный сценарий будущего. Обоснуйте свой выбор.
Создать пресс-листок «Глобальные проблемы человечества» (Подобрать и оформить газетные статьи, материал из интернета, иллюстрации, доказывающие наличие глобальных проблем, наличие международных организаций занимающихся этими проблемами).
Деловая игра :« Я предприниматель»
Цели:
Закрепить знания учащихся о предпринимательском праве.
Формирование элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности.
Выработка умений применять свои знания на практике.
Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
Опишите его.
Технология делиберации ( DID)
развивает навыки общения
создает возможности выражать свои мысли
формирует гражданскую позицию у школьников
формирует умение вести конструктивный диалог
DID – Deliberating in a Democracy –технология взаимодействия учащихся
ЦельDID– усвоение знаний учащихся о демократическом обществе
DID-
педагогическая целостная технология, основанная на работе со специально разработанным текстом, направленная на развитие культуры ведения диалога
DIDвключает в себя:
работу в группах
работу с текстами
ведение диалога
взаимодействие в сети интернета с международными партнерами
доступ к использованию тематических информационных ресурсов
участие в тематических конференциях
Проведение занятий по методике делиберации (DID)включает 11 этапов:
- введение представляется тема для обсуждения проговариваются задачи урока
- раздаются материалы для чтения каждому ученику ученик должен записать важные факты и идеи статьи
- класс делится на группы (4-5 человек в группе)
- учитель объявляет вопрос для обсуждения
- каждая группа делится на 2 команды: команда А ищет аргументы в поддержку вопроса, команда Б определяет аргументы для возражения аргументы заканчиваются
Проведение занятий по методике делиберации (DID)включает 11 этапов:
6. -представление наиболее убедительных аргументов как «за», так и «против» вопрос для обсуждения нельзя дискутировать , но можно задавать вопросы
7. - смена позиций каждая команда обобщает документы другой
8. - группа ведет обсуждения ученики записывают моменты по которым в группе существуют согласия
9. - разбор в группе
раздается перечень вопросов, которые позволяют ученику выразить свое отношение к материалу
10. - ученики делятся своими мыслями с классом
11. - опрос мнений учащихся
«Согласились ли вы с вопросом для обсуждения, или нет»
Развивает критическое мышление
DID
Развивает коммуникативную культуру
Формирует исследовательские навыки
Позволяет приобрести социальный опыт
Способность преодолевать конфликт
Принимать решения
Понимать реалии жизни
Брать на себя ответственность
инновационные
технологии
Учитель
ученик
саморазвитие
право выбора собственного пути развития
Вывод:
Правильно подобранные и примененные технологии на уроках истории и обществознания создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формирования компетентности учащихся в образовательном процессе в соответствии ФГОС.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) –М.:Просвещение,2011
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. – М. «Просвещение»,2016
Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» и « История» в 2016-2017 году/материалы подготовлены зав. отделом истории и обществоведческих дисциплин Н.А. Матюхиной)
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. -М. «Просвещение»,2016
Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.http://gymnasium43.ucoz.ru/obraz_process/doclad.pdf