kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические задания по истории на тему "Опричнина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические задания по теме "Опричнина" позволяют закрепить знания по данной теме посредством анализа исторических источников, иллюстративного материала. Задания предполагают работу с картографическим материалом, решение типовых заданий на выбор соответствия между понятиями, событиями и их характеристиками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические задания по истории на тему "Опричнина"»

Дидактические задания по теме «Опричнина»

Дидактические задания по теме «Опричнина»

  • Образовательная :
  • содействовать формированию понимания сущности опричнины Ивана Грозного, ее причин, последствий; повторить, систематизировать, обобщить знания по теме «Опричнина».
  • развивающая :
  • содействовать формированию умений анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи; продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательная:
  • содействовать формированию ценностных суждений.
А-1.

А-1.

  • 1.Что символизировали атрибуты опричника?
  • 2.Какое количество опричников состояло на службе царя?
А-2.

А-2.

  • Какое событие послужило началом опричнины?
  • Какой маневр предпринял Иван Грозный во время пребывания в Александровской слободе?
  • Как пребывание царя в Александровской слободе повлияло на развитие событий в стране?
А-3.

А-3.

  • 1.Проанализируйте данные карты и ответьте на вопросы:
  • -на какие части разделена территория Российского государства?
  • -какие территории вошли в состав опричнины?
  • -почему именно эти территории вошли в состав опричнины?
А-4.  Заполните схему управления страной Во главе земщины-------------------------------------- Во главе опричнины-------------------------------------- Столица-------------- Столица---------------- ? ? ? ? ? ?

А-4. Заполните схему управления страной

Во главе земщины--------------------------------------

Во главе опричнины--------------------------------------

Столица--------------

Столица----------------

?

?

?

?

?

?

А-5.  Установите соответствие между персоналиями и их характеристиками персоналии характеристики 1. Малюта Скуратов А) глава опричнины по указу Ивана Грозного 2. Филипп Колычев Б) советник царя, военачальник, герой битвы за Казань 3. Симеон Бекбулатович В) митрополит, выступающий с критикой опричнины 4. Андрей Курбский Г) государственный и политический деятель, помощник царя, один из руководителей опричнины 5. Адашев и Сильвестр Д) устранение данных лиц привело к отказу от реформ 1 2 3 4 5

А-5. Установите соответствие между персоналиями и их характеристиками

персоналии

характеристики

1. Малюта Скуратов

А) глава опричнины по указу Ивана Грозного

2. Филипп Колычев

Б) советник царя, военачальник, герой битвы за Казань

3. Симеон Бекбулатович

В) митрополит, выступающий с критикой опричнины

4. Андрей Курбский

Г) государственный и политический деятель, помощник царя, один из руководителей опричнины

5. Адашев и Сильвестр

Д) устранение данных лиц привело к отказу от реформ

1

2

3

4

5

А-6.  Установите соответствие между событиями и датами события даты 1. 1565-1572 А) указ о введении заповедных лет 2. 1581 Б) ликвидация последнего удельного княжества на Руси 3. 1571 В) введение опричнины 4. 1569 Г) нападение Девлет – Гирея на Москву 5. 1581 Д) убийство царевича Ивана 1 2 3 4 5

А-6. Установите соответствие между событиями и датами

события

даты

1. 1565-1572

А) указ о введении заповедных лет

2. 1581

Б) ликвидация последнего удельного княжества на Руси

3. 1571

В) введение опричнины

4. 1569

Г) нападение Девлет – Гирея на Москву

5. 1581

Д) убийство царевича Ивана

1

2

3

4

5

А-7.  Вы­ска­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щая оцен­ка го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти Ивана Гроз­но­го в пе­ри­од оприч­ни­ны:  «Оприч­ная по­ли­ти­ка, про­во­ди­мая Ива­ном Гроз­ным, спо­соб­ство­ва­ла даль­ней­ше­му объ­еди­не­нию рус­ских зе­мель и от­ве­ча­ла ин­те­ре­сам ши­ро­ких слоёв на­се­ле­ния, стра­дав­ших от про­из­во­ла бо­яр­ской ари­сто­кра­тии».

А-7. Вы­ска­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щая оцен­ка го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти Ивана Гроз­но­го в пе­ри­од оприч­ни­ны: «Оприч­ная по­ли­ти­ка, про­во­ди­мая Ива­ном Гроз­ным, спо­соб­ство­ва­ла даль­ней­ше­му объ­еди­не­нию рус­ских зе­мель и от­ве­ча­ла ин­те­ре­сам ши­ро­ких слоёв на­се­ле­ния, стра­дав­ших от про­из­во­ла бо­яр­ской ари­сто­кра­тии».

  • Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те не менее двух ар­гу­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и не менее двух ар­гу­мен­тов, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.
  • 1) аргументы в под­твер­жде­ние
  • -
  • -
  • -
  • 2) аргументы в опро­вер­же­ние
  • -
  • -
  • -
А—8.  Используя данные исторического источника выполните задание

А—8. Используя данные исторического источника выполните задание

  • Какую роль сыграла опричнина в формировании механизма самодержавной власти царя?
  • В.О. Ключевский. “Курс русской истории”.
  • Так по мысли царя Ивана дворянство должно было сменить боярство как правящий класс в виде опричника… предстояло действовать против политического положения целого класса, а не против отдельных лиц. Царь поступил прямо наоборот, заподозрив все боярство в измене, он бросился на заподозренных, вырывая их поодиночке; но оставил класс во главе земского управления… В этом состояла политическая бесцельность опричнины… Тогда вопрос о государственном порядке превратился для него в вопрос о личной безопасности. Вражде и произволу царь жертвовал собой и своей династией и государственным благом. Его можно сравнить с тем слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов , но самого себя повалил здание, на крыше которого эти враги сидели.
  • Вопросы.
  • 1. Почему В.О. Ключевский считает Ивана Грозного жертвой собственной политики?
  • 2. Почему историк называет опричнину “бесцельной”?
А—9.  Используя данные исторического источника выполните задание

А—9. Используя данные исторического источника выполните задание

  • Г.В. Вернадский. “Начертание русской истории”
  • В этой обстановке подозрительности и террора зародилось явление опричнины, сочетавшей в себе глубокий государственный смысл с разнузданной жестокостью против действительных и мнимых крамольников… Казни губили отдельных лиц, но Ивану удалось подорвать целые роды московской и боярской знати…Отобранные земли прямо в раздачу новым людям- государевым опричникам. Так Иван Грозный разрушал прежнюю социально-государственную ткань Русской земли(удельно-боярский строй) и создавал новую(дворянский строй)… опричнина справилась с внутренней крамолой, но была бессильна без помощи земщины справиться с внешним врагом.
  • Вопросы.
  • 1. Кого имеет в виду Г.В. Вернадский, говоря о “действительных крамольниках”?
  • 2. Как вы считаете, положительно, или отрицательно оценивает ученый опричнину?
А-10.  Установите соответствие между персоналиями и портретами 2 1 3 № 1 персоналии 2 3 4 5 5 4

А-10. Установите соответствие между персоналиями и портретами

2

1

3

1

персоналии

2

3

4

5

5

4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Дидактические задания по истории на тему "Опричнина"

Автор: Афанасьева Татьяна Николаевна

Дата: 11.05.2016

Номер свидетельства: 325543


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства