Просмотр содержимого документа
«Благотворительная деятельность РПЦ в годы первой мировой войны»
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИВ ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Подготовила ученица 11 А класса МОУ «СОШ №129» - Пахомова Светлана
Руководитель, учитель истории- Эйзенкрейн Н.Н.
Научный руководитель – доцент Кафедры Отечественной истории ОмГУ им.Ф.М.Достоевского Чудаков О.В.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
2.1.РПЦ в деле оказания благотворительной помощи армии
2.2.Деятельность Русской Православной церкви по оказанию благотворительной помощи гражданскому населению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Церковь сегодня энергично проявляет себя во многих сферах общественной жизни. Социальное служение Русской Православной церкви (далее РПЦ), на сегодняшний день, является наиболее актуальной сферой ее деятельности. Причиной такой актуализации являются несколько факторов. Прежде всего, смена политического строя, в результате распада СССР, повлекли за собой изменение положения церкви, как в государстве, так и в обществе. Русская Православная церковь перестает быть гонимой властью. Восстанавливая свой, фактически, разрушенный организм, она, тем не менее, выступает консолидирующей силой в обществе.
Сегодня необходима выработка новых ориентиров гражданской культуры, решения многих проблем – оздоровления общественного сознания, создания системы социальной помощи и защиты, борьбы с распространившимися недугами пьянства и наркомании, с возросшей преступностью. Как результат – социальная дифференциация, безработица, отсутствие или значительное снижение государственного финансирования ряда сфер общественной жизни и пр.
В этой ситуации, именно опыт РПЦ в деле нравственного воспитания народа и решения острых социальных проблем оказывается востребованным.
На сегодняшний день накоплен значительный массив опубликованных источников и литературы, который требует осмысления и всестороннего изучения. Отсутствие до сих пор специального обобщающего исследования, в котором были бы проанализированы все аспекты в деятельности Русской Православной церкви в годы Первой мировой войны, недостаточная изученность многих важных вопросов, наличие в литературе спорных точек зрения, – все это свидетельствует о необходимости ее дальнейшей разработки.
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть благотворительную деятельность Русской Православной церкви в годы Первой мировой войны. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- охарактеризовать положение Русской Православной церкви в начале XX в., а также особенности взаимоотношений церкви и государства в этот период;
- определить роль и значение института военного духовенства Русской Православной церкви ;
- проанализировать основные направления деятельности Русской Православной церкви в годы Первой мировой войны;
Объектом исследования является Русская Православная церковь в годы Первой мировой войны. Предметом исследования – направления, формы и методы деятельности РПЦ по оказанию помощи населению в этот период.
Хронологические рамки охватывают период Первой мировой войны, т.е. с июля 1914 г. и 1918 гг. Нижняя граница обусловлена началом Первой мировой войн, а верхняя – определяется сменой политического строя в стране, статуса Церкви и последующего свертывания ее социального служения.
Глава 1.ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Деятельность Русской Православной церкви, имеет многовековую историю и практику. К началу XX в. Русская Православная церковь сложилась как мощный социальный институт с разработанной и действующей структурой благотворительного дела. Благотворительность велась на всех уровнях церковного организма. Практически в каждом приходе существовала община, занимавшаяся оказанием помощи всем нуждающимся, которая по своему характеру была достаточно разнообразной: от словесного утешения до конкретной материальной поддержки.
Ситуация в государстве в начале XX в. была нестабильной: ( революция 1905 – 1907 гг., Русско-японская война, которая закончилась поражением, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 г., гражданская война ) повсюду отмечалось ослабление веры и снижение авторитета Церкви.
За период с начала XVIII века Православная церковь утратила свою независимость от государства. Это отразилось и на ее самосознании (она привыкала служить правительству и не дерзать самостоятельно вести народ к Богу), и на ее строении (назначение, отрыв от верующих, ослабление приходской жизни), и на ее воспитывающей силе, и на свободе и авторитетности ее суждений..
Православие являлось наиболее массовым вероисповеданием в России со своей многочисленной и разветвленной организацией. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., численность православных составляла 87,3 млн. человек, или 69,5 % населения империи. Несомненно, что к началу ХХ века православная Церковь располагала самой массовой аудиторией в стране. В РПЦ к началу XX века было 64 епархии, более 100 епископов, свыше 50 тыс. приходских храмов, около 100 тыс. белого духовенства, включая и священников, и диаконов, 1000 монастырей, 50 тыс. монашествующих.
Принцип, которым определялись отношения церкви и государства в Византийской империи, обычно называют симфонией. Симфония подразумевала духовный союз между государством и церковью, в котором обе стороны признают одного и того же Бога и преследуют одинаковые цели. Император считался образом Христа, а церковь – царством Божьим на земле. По моему мнению, до начала ХХ века в России такая симфония была. Позднее возникает конфликт между церковью и государством , который привел к обострению их взаимоотношений.
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ2.1. Русская Православная церковь в деле оказания помощи военным.
Православная вера тысячу лет поддерживала русских людей, помогала им выстоять в труднейших обстоятельствах, была духовным фундаментом Российского государства и его армии. Во все времена существования Русской Православной церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.
С первых веков принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. Эта связь церкви с воинством имело важнейшее значение. На протяжении всей дореволюционной истории (до 1917 г.) церковь являлась духовной наставницей воинов. Церковь первая благословляла войска на подвиг и напутствовала их в сражениях. Таким образом, Русская Православная церковь имела важное значение в формировании нравственных качеств воинов. В этой связи, особая роль в русской армии принадлежала военному духовенству. Собственно военным духовенством следует считать небольшую прослойку священников, находившихся в ведении военного духовенства .
В годы Первой мировой войны Русская Православная церковь находилась в сложном положении. Уже в годы войны многие светские газеты без разбора кричали и шумели, что духовенство мало жертвует, мало делает. Отступление народа от церкви не могло не отразиться и на русском воинстве. Последние годы Первой мировой войны характеризовались массовым дезертирством, братанием с врагом.
Но с началом войны своеобразную окраску получило общественное богослужение. С особой силой повсюду зазвучала церковная проповедь, причем проповедь шла не только устная, но и печатным словом. В армию и госпитали отправлялись Евангелия, молитвословы, миллионы листков и брошюр религиозно-нравственного содержания. Были случаи, когда отдельные лица жертвовали для госпиталей целые библиотеки.
К началу Первой мировой войны количество кадровых военных пастырей было невелико – 730 священников и 150 диаконов. Во время войны количество военных священников достигло 5 тысяч человек за счет духовенства, мобилизованного с приходов и монастырей.
Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений и треб, было влияние на свою паству личным примером, твердостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. В бою от священника требовалось помимо выполнения своих прямых функциональных обязанностей уметь выполнять обязанности медперсонала.
Сразу же после объявление войны в Епархиальный Комитет стали поступать не только денежные пожертвования от церквей, монастырей, причтов, учащих и учащихся, частных лиц, но и пожертвования вещами: тёплой одеждой, обувью, холстом, носками и тому подобное. На эти пожертвования комитетом были открыты лазареты, госпитали.
На участках Сибирской железной дороги открывались питательные пункты для возвращавшихся из действующей армии раненых и больных воинов. Помимо горячего обеда и ночлега, им здесь оказывалась медицинская помощь, нуждающиеся могли получить одежду и обувь.
Таким образом, в годы Первой мировой войны церковь выступила не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту. С самого начала войны Церковь помогала армии, чем могла. Эта помощь, как мы показали, носила самые разные формы.
2.2. Деятельность Русской Православной церкви по оказанию помощи гражданскому населению.
Благотворительно-просветительская и патриотическая деятельность Русской Православной церкви в стране являлась в дореволюционное время неотъемлемой частью ее общественной жизни.
Первая мировая война коснулась каждую российскую семью. Не было ни одной епархии, ни одного прихода, где бы ни велась благотворительная деятельность. Основным направлением благотворительной деятельности РПЦ в военные годы был фронт. Но благотворительная деятельность простому населению также не перестала существовать, и даже усилилась. Эта деятельность имела много форм: начиная с молитвенной, проповедческой и заканчивая материальной помощью.
В приходах создавались особые попечительские советы, заботившихся о семьях лиц призванных в ряды войск.
В свою очередь, церковь по возможности открывала столовые, чайные, в которых все нуждающиеся могли получить питание по существенно сниженным ценам, либо бесплатно. Создавались также производственные мастерские и церковно-приходские школы, в которых бесплатно обучали грамоте всех, кому это было нужно. Вместе с тем, Православная церковь проводила большую работу по воспитанию прихожан в духе милосердия и побуждала их к личной благотворительности.
В этой связи необходимо отметить, что церковь всегда уделяла особое внимание детям. Особенно детям воинов павших или раненных при защите нашего Отечества. Образовывались детские приюты при монастырях.
Социальная помощь церкви проявлялась и в заботе о беженцах. Когда с 1915 г. появилось значительное число беженцев, был образован особый комитет во главе с Великой княжной Татьяной Николаевной. Который принимал и размещал прибывающих беженцев. Особенно ценной была организация помощи по уборке и засеву полей, семьям, чьи кормильцы были на фронте.
Так же в Уставе Русской Православной церкви присутствует такая форма деятельности мирян как братство и сестричество. К середине Первой мировой войны было зарегистрировано примерно 30000 сестер милосердия, 20000 из которых вышли из епархиальных общин. Женская община милосердия работала «в миру» - с ранеными на поле боя, больными и инвалидами, сиротами, престарелыми и т.п.
Как и во все времена, социально незащищенные слои общества – безработные, сироты, неграмотные, нищие, голодающие, погорельцы и другие жертвы бедствий также не оказывались без внимания со стороны Русской Православной церкви и во время войны. К ним можно еще присоединить заключенных и страдающих алкоголизмом. Русская Православная церковь участвовала в благотворительном движении борьбы за трезвость.
Таким образом, Русская Православная церковь сделала многое для своего народа. Тесно сотрудничая с другими социальными институтами, с населением за годы Первой мировой войны, благодаря превосходной организации дела по оказанию благотворительной помощи населению, семьям призванных на фронт воинов, беженцам, раненым и больным военнослужащим, по созданию лазаретов и питательных пунктов, - удалось добиться хороших результатов и в какой-то степени сгладить и разрешить проблемы, вызванные Первой мировой войной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период Первой мировой войны показал насколько отлажена и сильна благотворительная деятельность Русской Церкви. Именно этот временной промежуток был наиболее ярким моментом во всей дореволюционной благотворительной практики РПЦ. Это событие потребовало концентрации и быстрого действия всей системы социального служения Церкви. И, в итоге, Русская Православная церковь сумела выполнить это требование. Сотни тысяч жизней были спасены благодаря работе православных сестричеств, комитетов и других организаций РПЦ. Тысячам семей оказывалась жизненно важная помощь и поддержка, в то время, когда кормильцы находились на поле боевых действий. Немалую роль в поддержании боевого духа и высокой степени готовности в рядах Императорской армии сыграло военное духовенство.
К началу XX в. Русская Православная церковь сложилась как мощный социальный институт с разработанной и действующей структурой благотворительного дела.