Андроновская культура
Тип урока : комбинированный
Цель : Ознакомить учащихся андроновской культурой и ее особенностями
- Задачи: Образовательная: Дать знания об эпохе бронзы: ее месте и значении в истории человечества, особенностях, археологических памятниках
- Развивающая: Развить особенности к раскрытию особенностей, значения эпохи бронзы, понятия бронзы и ее отличия от других металлов.
- Воспитательная: Показывая, что выдающиеся достижения человека связаны с неустанным трудом, привить уважение к труду, трудолюбию. Доказать, что территория Казахстана, есть часть всемирной истории.
Задачи :
- Изучить и закрепить понятия : «Андроновская культура», «Аркаим», «хозяйство», «культура», «археология»
- Воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории Родины, развивать творческий интеллект
- Развивать аналитические способности, понимание ценности исторических памятников
- Формировать умение работать с учебником картой и дополнительной литературой, работать в группе
Рони- старший, американский археолог так писал об этом покровителе древних людей: «В непроглядную ночь бежали люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: он был мертв! Даже в самые тяжелые времена охраняли они его от непогоды, переносили через реки и болота. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жизни были только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин. Заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах и глубине темных пещер. И теперь он мертв!» О каком покровителе идет речь?
Похожи на крупную обезьяну: тело покрыто густыми волосами, нижнее конечности длиннее передних. Уже ходили на двух ногах. Не умели разговаривать, только звуками они предупреждали друг друга об опасности. Огонь был случайным и поэтому они его берегли. О каком типе древнего человека идет речь?
Археологами на месте одной из стоянок был обнаружен лишь очаг с кучей перегоревших зерен. О каком занятии древнего человека идет речь, если орудия труда не были обнаружены археологами?
Найдите среди 4-х стоянок одну, не относящуюся к стоянкам палеолита Арыстанды Борыказган Аркаим Батпак
Под названием
«Эпоха глиняных горшков» вошел в историю ……
Вот что пишет академик Алексеев об их внешнем облике: «Очень носаты. Лица почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида». Кого описал академик Алексеев?
1. Какое животное имело вес около 350 кг и рост 120 см? 2. У андроновцев были высоко развиты рудное дело и … 3. Какое животное играло огромную хозяйственную роль в эпоху бронзы? 4. Круглый год находиться на подножном корму, т.е…. 5. По словам академика В.П. Алексеева, лица андроновцев «…напоминали лица ….» 6. Вид скотоводства. 7. Племена, жившие на территории Казахстана в эпоху бронзы. 8. Как называли особых служителей культа, которые были хранителями древних традиций и знаний? 9. Одно из погребений эпохи бронзы, найденное археологами в Центральном Казахстане.
Медь + Олово = бронза (2-1 тысячелетие до н.э или 2800-900год до н.э ). По подсчетам ученого Сатпаева в Жезказганском регионе был выработан почти 1 млн тонн руды, из кот получили более 100 тонн меди. Для выплавки руды строились котлы.
Андроновская культура
1.Андроновская культура
2. Хозяйство и быт андроновцев
3. Жилища андроновцев
АНДРОНОВЦЫ ,кто они?
Одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии - Андроновская культура. Ее памятники расположены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе. Первый памятник этой культуры был открыт археологом А.Я. Тугариновым в 1914 г. у с. Андроново близ г. Ачинска и поэтому в науке носит условное название андроновская. Среди ученых идет дискуссия о происхождении андроновской культуры. Главной причиной этой дискуссии является недостаточная изученность памятников предшествующих эпох - неолита и энеолита. Начало периодизации и классификации памятников андроновской культуры положили археологи С.А. Теплоухов, К.В. Сальников, М.Л. Грязнов.
Природные богатства Центрального Казахстана были известны еще с древности. Этот регион является одним из основных центров проживания племен андроновской культуры. Археологические исследования в различных частях региона выявили множество поселений и стоянок, наскальных рисунков и других памятников древности. Это видно на примере ряда памятников, в частности северо-восточных районов Центрального Казахстана. Культуру племен особенно ярко характеризует глиняная посуда с плоским дном, на которую наносились геометрические или лепные узоры. Орнамент в виде треугольников, параллельных каннелюр наносился гребенчатым и гладким штампом.
Для андроновских племен характерен устойчивый погребальный обряд. Умерших хоронили в скорченном положении, на левом боку, с согнутыми в локтях руками, головой на запад, иногда с небольшими отклонениями к северу или югу.
- Центральный Казахстан - основной район расселения племён в эпоху бронзы, обнаружено свыше 30 поселений и 150 могильников..
- В Северном Казахстане археологи открыли более 80 поселений и могильников - наиболее крупные поселения Алексеевское, Садчиковское вблизи р.Тобол
- Уже в этот период появились предшественники древних городов, одно из них Аркаим - на границе Кустанайской и Челябинской областей.
- В Восточном Казахстане - в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, найдены десятки поселений и могильников, наиболее крупные из них - Канай, Трудниково, Малакрасноярка.
- В Западном Казахстане открыты десятки памятников - поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелди.
- В Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков - Тамгалы, Каратау
Хозяйство и быт.
Природно-климатические условия Казахстана, его малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территории ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Остатки костей животных в могильниках и на поселениях дают представление о видах животных, разводившихся населением того времени. Здесь большую роль играли крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Увеличение стад и рост населения явились стимулами к хозяйственному освоению полупустынь, где люди стали рыть колодцы .
Хозяйство и быт.
Переход к скотоводству положил начало патриархально-родовым отношениям. В многовековую эпоху потребления готовых продуктов природы (охота, собирательство) главную роль в обществе и семья играла женщина . В наступившую эпоху сознательного хозяйствования (разведение скота и возделывание посевов) главным производителем материальных благ становится мужчина. Община могла запасать продукты впрок. Излишки продуктов и товаров теперь можно было обменять. Постепенно налаживается товарообмен между земледельцами и ремесленниками. На смену матриархату пришел патриархат (от греч. patriarches - глава рода). Отцовский род у андроновцев состоял из нескольких семей и охватывал все потомство главы рода. Члены этих семей вели общее хозяйство. Родство стало развиваться по отцовской линии .
Палеозоологи по найденным костям смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры. Животные отличались массивностью. Быки, например, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога. Овцы были крупные, ростом до 70 см и весом до 50 кг. Лошади были трех пород. Малорослые лошади высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие были похожи на современных монгольских коней. Наиболее многочисленными в табунах были лошади ростом 160 см, поджарые, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Их использовали в качестве верховых и для колесничных упряжек - наиболее грозной военной силы того времени. Археологи считают, что андроновцы имели и породу коней-тяжеловозов, ростом до 2 м. Лошадей использовали для пахоты, передвижения, в военном деле, в пищу. Из кобыльего молока готовили кумыс. В степных районах Казахстана преобладали овцы, а в лесостепной зоне было много крупного рогатого скота. Андроновцы практически не держали свиней.
Разводили андроновцы двугорбых верблюдов - бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносили на скалы, делали скульптурные изображения из глины.
При раскопках поселений обнаружены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. А найденные зернотерки для растирания зерна в муку являются доказательством существования у андроновцев земледелия. Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных мотыг. Поэтому земледелие называлось мотыжным. Убирали урожай бронзовыми и медными серпами. Природные условия Казахстана в эпоху бронзы были почти такими же, как сейчас. Земледелие было примитивным и Играло В хозяйстве вспомогательную роль. Растительная пища не являлась основным продуктом питания, а служила добавлением к молоку и мясу. Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как пастбища постепенно вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место. Увеличение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания. Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства .
Жилище андроновцев -это самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы. В каждом таком доме жила большая семья, состоящая из нескольких поколений родственников. Для обогрева комнат и приготовления пищи в доме делали очаги. В качестве топлива использовали дрова, кустарник, кизяк. Иногда прямо па полу разводили большой костер из толстых бревен. Низкая часть дома служила сараем для содержания скота зимой. Иногда два жилища объединяли коридором и образовывали единый жилой комплекс. Андроновские жилища были идеально приспособлены к природным условиям степных и горных районов и существовали в течение многих столетий.
Изучая андроновское жилище, ученые нашли разгадку происхождения юрты. Юрта - это удивительное по своей простоте и гениальности передвижное жилище кочевников. Её происхождение давно интересовало ученых. Прежде считали, что юрта могла появиться как подражание бедуинскому шатру, сибирскому чуму или шалашу. Однако при раскопках андроновских поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы в слоях XII - IX вв. до н.э. археологи нашли круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым. Поэтому считают, что юрта возникла в глубокой древности, а прототипом её явилось легкое круглое жилище андроновцев .
На границе Костанайской области проводятся раскопки г. Аркаима кот относится к эпохе бронзы. Жилища - полуземлянки, покрыты ветками, шкурами. Ученые хорошо исследовали поселение Аркаим. Его можно назвать древним городом. Аркаим огорожен двумя кольцами (валами) оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутри - центральная площадь. В город можно было въехать с четырех сторон. Ворота располагались на западе, северо-западе, востоке и юго-востоке. Главный вход находился на западе. Сейчас виден только разрыв в стене. Каждому входу соответствуют улицы. Они пересекали поселок и сходились на центральной площади (размером 25x25 м). Жилища Аркаима имели прямоугольную форму размером 10x30 м. и более раскопаны Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города. Это, во-первых, развитая система укреплений.
Лисаковская археологическая экспедиция в 2008 году начала исследование некрополя у села Новоильновка (Тарановский р-он), который состоит из трех курганных групп. Некрополь также входит в систему памятников округа Лисаковский и расположен в 17 километрах от города, на правом берегу реки Тобол.
Деревянные перекрытия эпохи бронзы
Археологи хотя и дали здешним курганным группам название «Новоильиновка», считается, что памятники относятся к Лисаковской округе.
- То, что мы увидели внутри могил — настоящее искусство. Те, кто это соорудил — большие мастера. Все четко выверено, камни искусно обработаны по определенной технологии. Можно предположить, что каменные глыбы сначала обтесывали, затем раскалывали на пласты и строили из них блоки, - восхищается заместитель начальника Лисаковской археологической экспедиции Александр Суслов.
Археолог и почетный гражданин Лисаковска Эмма Усманова уверена, что нам нужно привыкать гордиться культурным наследием своего края.
Люди ездят, - говорит Усманова, - в Англию, Стоунхендж посмотреть, куда-то на Кавказ - дольмены увидеть. А вот они, дольменные памятники, здесь, под боком. Вот эти подземные ящики — те же самые дольмены !
...Оставлены жилища на берегу реки Тобол, покинули эту степь алакульцы и федоровцы, унесли с собой память о местах, где возникло их временное, но яркое содружество.
За небольшой отрезок времени пребывания наберегу реки Тобол, андроновцы оставили яркую, самобытную культуру. Исследования жизни наших далеких предков продолжается. Мы надеемся на новые открытия археологической экспедиции, как это произошло в 2008 году недалеко от села Новоильновка. Но это уже новая страница истории .
История- важнейшая наука, она передает знания, опыт прошлых поколений. А что вы думаете о роли андроновцев в истории нашего народа, нашей цивилизации ?