kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Восстание под руководством Кенесары Касымова (1837 - 1847). (2 часа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение предпосылок, причин, целей, движущих сил и характера начального этапа восстания происходит в ходе рассказа учителя с опорой на карту. По ходу рассказа учителя учащиеся выделяют и записывают в центральную часть основные положения по вышеперечисленным пунк­там плана. (Причины и предпосылки записываются в разде­ле "Влияющие факторы".)

Обсуждение выполненной работы, корректировка и дополнение записей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Восстание под руководством Кенесары Касымова (1837 - 1847). (2 часа)»









Класс 8 «А» Дата_____________

Тема: Восстание под руководством Кенесары Касымова (1837 - 1847). (2 часа)

Цель урока:

Познавательная: изучение восстания по плану; дать оценку воен­ных действий восставших с Кокандом и киргизскими манапами; оценить влияние руководителя восстания на его ход;

Развивающая: раскрыть причины поражения и значение восстания; способствовать развитию навыков сравнительного анализа и самостоятельной работы;

Воспитательная: воспитать любовь к родине и земле, формирование нравственных качеств.

Материалы и оборудование: карта "Казахстан в XIX в.", портрет Кенесары Касымулы, планшет с планом изучения восстания.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение ранее изученного материала

Повторение темы, изученной на прошлом уроке, проводится по вопросам к

§ 12.

III. Изучение нового материала

Рассмотреть причины и предпосылки, цели, движу­щие силы начального этапа восстания

1. Предварительная бесе­да: "Ребята, по какому плану проводится изучение восста­ния? (После того как учащиеся назовут все пункты плана, учитель вывешивает планшет "План изучения восстаний").

Изучение предпосылок, причин, целей, движущих сил и характера начального этапа восстания происходит в ходе рассказа учителя с опорой на карту. По ходу рассказа учителя учащиеся выделяют и записывают в центральную часть основные положения по вышеперечисленным пунк­там плана. (Причины и предпосылки записываются в разде­ле "Влияющие факторы".)

Обсуждение выполненной работы, корректировка и дополнение записей.

IV. Закрепление материала

Обобщение, подведение итогов урока, выставление оценок.



Домашнее задание: § 11, до "Решающего этапа восста­ния", повторить § 7, "Восстание под предводительством Сырыма Датова (1783-1787 гг.)".



































9 класс. Дата___Тема урока: Голод в 1931-1933-е годы. Казахстанская трагедия.

Цель урока: Разобраться в причинах и в последствиях голода в 1930-х годах.

Задачи: подвести итоги массового выступления крестьян против Советской власти и массовой миграции людей за пределы Республики.

Обсудить и прийти к единному мнению, для чего нужно открывать вот такие - мрачные страницы нашей истории, и какой урок из этого должно извлечь современное общество?

Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, навыков анализа исторических документов и работы с историческими картами.

Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем.

Ожидаемый результат: учащиеся поймут и осмыслят причины массового голода в 30-х годах 20-го столетия, приведшие к великой трагедии казахского народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска или моноблок, карта “Индустриализация в Казахстане. 1929-1939 гг.”, учебник, докуметальный фильм « о голоде 30-х годов».раздаточный материал-тесты, лист оценивания.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Мозговой штурм: учащимся представлены портреты исторических личностей. Ученик должен рассказать все что знает о нем .

1.Турар Рыскулов, партийный и государственный деятель, один из организаторов Советской власти в Средней Азии и Казахстане, талантливый публицист, участник восстания 1916 года. Репрессирован в 1938 году. Написал письмо Сталину в 1933 году о бедственном положении казахского народа.

2.Мухаметжан Тынышпаев, деятель движения «Алаш» премьер министр, а позднее министр внутренних дел Кокандской автономии. В 1919 году перешел на сторону Советской власти. В 30-х годах расстрелян как «враг народа».

3.Мустафа Шокай, выдающийся общественный и государственный деятель, публицист, гуманист, демократ. Возглавил Туркестанскую автономию, после разгрома Туркестанской автономии эмигрировал в Германию.

4.Мыржакып Дулатов, журналист, писатель публицист, поэт, просветитель-педагог, переводчик. Участник разработки программных документов партии «Алаш» и правительства Алаш Орды. За сборник стихов «Оян казак» был посажен в тюрьму.

5. Ахмет Байтурсынов, поэт, ученный тюрколог, педагог просветитель, лидер партии «Алаш», редактор газеты «Казах». Арестован и расстрелян в 1937 году.

6.Алихан Бокейханов, ученный, общественный и политический деятель, лидер и председатель партии «Алаш», арестован и расстрелян в 1937 году.

7. Амангельды Иманов, один из руководителей восстания 1916 годав Тургайском центре движения, активный участник борьбы за Советскую власть в Казахстане.

8. Абдугаппар Жанбосынов. Один из руководителей национально-освободительного восстания 1916 года, восставший народ избрал его ханом, отказавшись от титула хана он стал именоваться амиром.



3.Опрос домашнего задания путем ответов на тестовые вопросы. Результаты будут проверяться трафаретом быстро





1.Какие меры осуществило правительство перед коллективизацией?



1.Подготовка кадров для сельского хозяйства

2.Конфискация имущества байских хозяйств

3.Организация совхозов

4.Осуществление земельно-водной реформы

5.Уменьшение налогов с колхозников



2.Сколько млн. га. пахотных угодий, ранее принадлежавших баям, получили трудящиеся аула к весне 1926 года?

1.1,14 млн. га.

2.1,35 млн. га.

3.1,25 млн. га

4.0,25 млн. га.

5.1,52 млн. га.

3.В каком году началась конфискация скота у баев в Казахстане?

1.в 1939 г.

2.в 1934 г.

3.в 1928 г.

4.в 1925 г.

5.в 1927 г.



4.В чем причина выхода Декрета "О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов"?

1.Принцип "выравнивания"

2.Считалось, что они препятствуют советизации аула

3.Чтобы осуществить аграрную реформу

4.По причине нарастания движения сопротивления баев и полуфеодалов

5.Преобладание численности баев – полуфеодалов



5.Какая часть населения привлекалась для оказания помощи в проведении коллективизации?

1.Рабочие

2.Интеллигенция

3.Комсомольцы

4.Члены партии

5.Профсоюзы



6.Какими методами и приемами осуществлялась коллективизация?



1.Планомерно

2.Силовыми, административными

3.По принципу согласованности

4.Выражая интересы бедняков

5.По принципу добровольности



7.Где появился первый поселок "городского типа"?



1.Чуйский район

2.Лепсы

3.Семипалатинск

4.Перовск

5.Атбасар



8.Численность казахского народа накануне голода 1930-1932 гг.



1.10 млн.

2.4,3 млн.

3.6,2 млн.

4.15 млн.

5.7,5 млн.

9.Сколько казахов мигрировало за пределы республики в 1931-1933 гг.?



1.Более 1 млн. человек

2.2 млн. человек

3.0,5 млн. человек

4.2,2 млн. человек

5.Более 2 млн. человек



10.Сколько человек - казахов безвозвратно мигрировало за пределы республики?



1.616 тыс.

2.414 тыс.

3.500 тыс.

4.1 млн.

5.725 тыс.



11.Под каким названием вошел в историю голод 1930-1933 гг.?



1."Искусственный голод"

2."Трагедия масс"

3."Годы великого бедствия"

4."Малый Октябрь"

5."Великий джут"



12.К кому обращалась группа деятелей Казахстана с "Письмом пяти"?



1.К Сталину

2.К Голощекину

3.К Курамысову

4.К Калинину

5.К Кирову



13.Назовите деятеля, написавшего письмо Сталину о тяжелом положении в республике в 1933 году?



1.Г. Мусрепов

2.М. Ауэзов

3.А. Байтурсынов

4.Е. Алтынбеков

5.Т. Рыскулов











  1. Актуализация опорных знаний проводится в виде фронтальной беседы

Вопросы:

1.в каком году появились первые признаки недовольства политикой властей в Казахстане в ходе проведения конфискаций---------------1928 году

2.как вели себя восставшие, и кто были основной движущей силой----------громили партийные и советские учреждения, жгли документы, основной движущей силой были среднее и бедное крестьянство.

3. что послужило поводом восстания в Сузакском районе----сооружение конц.лагерей для раскулаченных, а также за религиозные обряды в священный месяц Ураза

4.назовите самое крупное восстание против Советской власти 30-х годов--------------Сузакское в нем участвовало более 5000 человек

5.сколько всего восстаний было на территории Казахстана с 1928- по 1933 годы-------------400 крестьянских выступлений.

6.в какие государства массово откачевывали восставшие крестьяне спасаясь от карательных мер органов ОГПУ---------------- Китай, через Туркмению в Иран, Афганистан,

7.назовите главные причины поражений народных выступлений 1929-1931 годах---------------------плохое вооружение, недостаточная организованностьи массовый голод обиссилил восставших



Постоение логической цепочки

Первая мировая война ---- восстание 1916 года --- революции 1917 года---установление советской власти в стране-----гражданская война------политика военного коммунизма-------НЭП------Индустриализация----- курс «малый Октябрь»----Коллективизация сельского хозяйства-------- начало второй мировой войны.

Предпосылки

Вина за массовый голод лежит на руководстве СССР, избравшем «интенсивный» путь строительства социализма. Чтобы превратить новое государство в индустриальное, требовалось в том числе современная техника. К тому же надо было обеспечивать продовольствием растущее население городов – промышленных центров. В свою очередь, для закупки промышленного оборудования за рубежом была необходима валюта.

Насильственная коллективизация

Откуда было брать деньги? Как вариант: отнять зерно у зажиточного крестьянства с тем, чтобы экспортировать его за границу. Выход был найден в принудительном объединении крестьянских хозяйств и раскулачивании зажиточных. Недовольные государственной политикой крестьяне стали сокращать посевы, забивать скот, уничтожать семенной фонд.

Кроме того, на действия властей и простого народа накладывались также природные факторы. Засуха и неурожай, в частности, в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье и в Казахстане привели к серьёзному сокращению запасов зерна. Несмотря на это, в стране продолжались массовые принудительные хлебозаготовки и экспорт зерна за рубеж. Несогласные подвергались взысканиям и иным формам наказания.

К 1933 году около 60 % крестьянских хозяйств насильственно «сливались» в колхозы. Неудивительно, что сельское хозяйство приходило в упадок. С 1928 по 1933 годы объёмы аграрного производства, в том числе из-за повторного неурожая, сократились на 20 %. Результатом жестокой политики по отношению к крестьянству стал массовый голод.



5.Изучение нового материала:

проблемный вопрос: Можно ли было избежать массового голода и гибели людей

работа с новыми словами

карательные меры---виды наказания, кара

миграция- перемещения населения

репрессия- ущемление в правах, карательная мера наказания, применяемая государственными органами



Класс




Тема урока: Природно-климатические изменения в эпоху бронзы


Время

Вид работы


2 мин

1. Психологический настрой на урок, «Скажи комплимент»


10 мин

2. Проверка домашнего задания



2.1 Работа по сорбонкам.

микролит, Дузбай, лук, бумеранг, гарпун, инициация.



1. В какую эпоху появились лук и стрелы?

A) палеолит B) мезолит

C) неолит D) энеолит

2. Тонкие каменные пластины длинной 1-2 сантиметра называются

A) скребок B) нуклеус

C) микролит D) наконечник

3. Одомашнивание животных и окультуривание растений началось в эпоху

A) палеолит B) мезолит

C) неолит D) энеолит

4. Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение

A) микролит B) чоппинг

C) бифас D) скребло



Ключ:

1B,2C,3B,4A.





Предлагает дать пояснение понятиям данным в сорбонках

3 мин

3. Рефлексия по домашнему заданию «Древо знаний»

Предлагает на стикерах написать ассоциации, которые у них возникают к теме мезолит и наклеить их на древо знаний

2 мин

4. Физминутка

«Бегемотик»



4.Групповая работа.


Предлагает повторять движения мультяшных героев.

Предлагает вспомнить правила работы в групах

15 мин

5. Работа по тексту. Слайд № 6

Прием «Фишбоун»



ТЕМА: «Влияние климатических изменений на жизнь людей в эпоху мезолита»



5.1 Презентация работы.

Инструктирует, наблюдает за выполнением задание, принимает участие в работе групп, корректирует, выполняет функции тайм-кипера.



Предлагает двум учащимся от каждой группы выступить с презентацией.

8 мин

6. Внешняя оценка работ, комментарий и рекомендации.







6.1 Диалог. Слайд № 7

Инструктирует









Вопрос: Оказала ли влияние природа эпохи мезолита на развитие человека?

3 мин

7. Рефлексия

Раздает анкеты

2 мин

8. Выставление оценок

9. Д/З

1. написать эссе на тему

«Человек и природа»

Выставляет оценки, комментирует удачные моменты урока, отмечает успехи отдельных учеников



Ур

8 - класс. История Казахстана





Тема: Восстание казахов 1836-1838 гг. в Букеевской Орде

Цель уроков: Раскрыть причины и предпосылки восста­ния; рассмотреть его ход и причины поражения; подвести учащихся к пониманию исторического значения восстания и его роли в национально-освободительном движении казахского народа в XIX в.; развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы; воспи­тать любовь к родной земле, родине.





Материалы и оборудование: настенная карта "Казахстан в первой половине XIX в.", портреты

Махамбета Утемис-улы и Исатая Тайманулы.



Ход урока

I. Организационный момент

ІІ. Изучение новой темы

1. Предлагаем учащимся самостоятельно прочитать параграф учебника до конца (15—20 мин).

В ходе беседы с учащимися заполняется раздел "Пробле­мы", после чего завершается работа над центральной час­тью и влияющими факторами.



Тема

Восстание шаруа в 1836—1838 гг. во Внутренней (Букеевской) Орде

Основное содержание



Низовья междуречья Волги и Яика. Первый хан — Букей — Букеевское ханство. Указ Павла I от 11 марта 1801 г. об узаконивании кочевья. Хан Ханский совет 12 биев 12 старшин (сбор налогов, пошлин) Цель создания: — ослабить борьбу казахов за землю; — расширить сферу политического влияния империи; — приобретение экономической выгоды от торговли с казахами. Причины восстания: — самоуправство феодалов; — противоречие интересов народа и политики хана; — высокие налоги, двойной гнет; — начало построения русских крепостей; — колониальная политика России. Цели восстания: 1. Ограничение власти хана. 2. Улучшение положения шаруа. 3. Изменение земельно-колониальной политики царя. Повод: 1833 г. — назначение зятя хана Жангира правителем казахских родов, кочевавших в районе Каспийского моря. Основные движущие силы: шаруа, бии, старшины. Периоды: I. 1833—1836 гг. — формирование главных предпо­сылок восстания;

II. 1837 г. — период развития восстания, столкнове­ние с карательными отрядами; III. Декабрь 1837г. — июнь 1838 г. — ослабление и поражение восстания. Ход восстания: Февраль 1836 г. — восстание отдельных групп пере­росло в народно-освободительное движение. 17 марта 1836 г. — создание Карауыл-Кожой отряда в 800 человек. Октябрь 1836 г. — перекочевка 20 аулов под знамя Исатая. 13 декабря — нападение на аулы Тиналы-Тансойган-улы и Махамбета. 30 марта 1837 г. — требование привлечения Махамбета к суду, подготовка пушек. 20 октября 1837 г. — безуспешная попытка пленить Исатая. 15 октября 1837 г. — аулы бая Кудайбергенулы раз­громлены отрядом Исатая. 24 октября 1837 г. — угроза аулам хана, окружение резиденции хана. 26 октября 1837 г. — полк Геке соединяется с войском

хана. Конец октября 1837 г. — Исатай напал на войска

Меркулова. 9 ноября 1837 г. — военные силы Геке соединились с отрядом Меркулова. Середина ноября 1837 г. — сражение у Тастобе, поражение отрядов Исатая, отряды разделились на 2 группы, восстание пошло на убыль. 1838 г. — окончательное поражение восстания. Характер: антифеодальный, антиколониальный, народно-освободительный.

Анализ данных

1. Географическое положение, историческое создание Букеевской Орды. 2. Цель создания Внутренней Орды. 3. Причины и предпосылки восстания. 4. Цель, характер, повод, основные движущие силы восстания. 5. Периоды восстания. 6. Руководители восстания. 7. Ход восстания. 8. Причины поражения и историческое значение.

1. Несправедливость хана Жангира, его безжалостное отношение к шаруа. 2. Колониальная политика России (высокие налоги).

3. Изменения в системе управления Орды. 4. Личностные качества Махамбета и Исатая. 5. Политика генерал-губернатора Перовского и императора Николая I. 6. Восстание под предводительством Кенесары.

Проблемы

1. Уровень хозяйственного и политического развита; Букеевской орды. 2. Межнациональные отношения. 3. Раздробленность восстания. 4. Часть участников восстания проявила колебание. 5. Плохое вооружение и выучка восставших.

Исследо­вание

1. Сравнить восстания 1836—1838 гг. с восстанием 1783—1797 гг. под предводительством Сырыма Датова. 2. Сравнить восстание 1836 — 1838 гг. с восстанием 1837—1847 г. Кенесары Касымова.

ІІІ. Закрепление

IV. Домашнее задание: § 11





Цель обучения:

Раскрыть общественно-политические процессы в 20-30 годы в Казахстане.

Задачи:

  1. Показать масштабы карательной политики Советской власти.

  2. Развивать умение пересказа информации.

  3. Воспитывать чувство нетерпимости к любому проявлению насилия.





Этап

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Приёмы

Дидактическая оснащённость

1.Организационный



Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Приветствие, представление, организация внимания школьников.

Слушают учителя





2.Этап подготовки к сознательному усвоению материала





Обеспечить мотивацию деятельности,

принятие учащимися учебно-познавательной деятельности

Организует тематический зачёт в группах.







Приём актуализации знаний





Приём визуализации







Постановка цели

Круг

















Учебники

Тетради



3.Усвоения новых знаний и умений















Создание условий для

включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной, развивающей и воспитательной цели урока

Создаёт новую образовательную среду



Учащиеся включаются в деятельность





















Учебник

















3.1.Что такое репрессии

развитие психических процессов:

-логического мышления

-развитие речи через включение в процесс обсуждения



Задание:дать определение «репрессивная политика»

Анализируются ответы детей.

Обобщение учителя

Работа в группах

Мозговой штурм



3.2.Что представляли собой исправительно-трудовые лагеря?





Объяснение учителя.

Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930- 1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР.

За годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. К началу 1950-х Карлаг насчитывал более двухсот лагерных отделений и пунктов. Площадь ИТЛ к этому времени равнялась территории Франции.



Слушают учителя

























Задают вопросы, анализируют













































4.Закрепление



Закрепление знаний, полученных в ходе изучения нового материала

Объясняет необходимость усвоения основных понятий для выхода на минимальный уровень оценки.







4.1.Работа с новыми понятиями



  • Закрепление знаний основных понятий темы урока

  • Закрепить умение формулировать понятие через работу с терминами

Предлагает работу с учебником :

выписать выделенные жирным шрифтом в параграфе понятия

  • Карлаг

  • Степлаг

  • АЛЖИР

Учащиеся ведут словарь урока

Проверяют друг друга в парах или индивидуально

Использование учебника

Учебник пар.19-20

4.2 Контроль





Выявления уровня усвоения знаний

Предлагает проверить насколько усвоен материал

Задание: ответить на вопросы к пар.





Отвечают на вопросы к пар.



Самопроверка

Учебник,

5.Инструктаж по выполнению домашнего задания

Сообщить учащимся о домашнем задании;



Определить требования к результатам выполнения домашнего задания

Прочитать пар.19-20. Выучить словарь урока.

Записывают домашнее задание:

Пар.19-20, ответить на вопросы в конце параграфа. Выучить понятия, выделенные в параграфе. Подготовить сообщения о Степлаге и АЛЖИРе





  1. Рефлексия



Эстафета «Сегодня на уроке я узнал, что…»







Класс 9 «А» Дата__________

Тема: «Человек – творец культуры»

Программное содержание. Человек не может жить вне культуры. В процессе

своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в

культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть

культуры общества.

Основные методы и приемы.

1. Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель

культуры» (учебник, с.13).

2. Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец

культуры» (на основе иллюстративного материала).

3. Рассказ учителя «Что такое этика?».

4. Учебный диалог (трудное задание): обсудим высказывания Аристотеля об

этике.

5. Работа в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных

народов».

6. Дифференцированные задания: работа с рубриками «Жил на свете человек» и

«Для любознательных» (учебник, с.15, с.17).

Материал для подготовки к уроку.

Этика наука, предметом которой является мораль, нравственность. Название ее происходит от

др. греческого этос, что означает «нрав», «обычай». Первоначальным смыслом этого слова было

«совместное жилище» и «правила, порожденные совместным общежитием». Этос включал в себя

нормы,сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессии.

По мере развитияобщества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы,

смысла жизни,самопожертвования и т.п.

Родоначальником науки этики считается древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до

н.э.). Он первым употребил понятие «этический» (относящийся к этосу) для выделения

особого классачеловеческих качеств (добродетелей), таких как умеренность, мужество, щедрость

и др. Область этическихдобродетелей, теорию, изучающую их, а также книги, в которых излагается

этическая теория, он назвал«этикой». Целью этики, по мнению Аристотеля, была оценка

человеческих поступков. Ее главной задачейявляется исследование человеческих отношений

в их наиболее совершенной (идеальной) форме. Этикадолжна «научить» человека морали, дать

ему критерии оценки своих и чужих поступков, чтобы он мог вдальнейшем «правильно» строить

свою жизнь.

Некоторые мысли Аристотеля интересно вынести на коллективное обсуждение:

Добродетель есть некая середина между противоположными страстями. Оттого и трудно

быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.

Дурной человек никогда не бывает себе другом, он всегда во вражде с самим собой.

Вопреки мнению некоторых, не разум начало и руководитель добродетели, а скорее,

движения чувств.

Человек есть существо общественное в большей степени, неж__















Класс 9 «А» Предмет: Человек. Общество. Право.

Дата____Тема урока: Особенности жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный, совершенствование ЗУН,

обобщающий, контрольный

Методы: беседа, мозговой штурм, работа с раздаточным материалом, частично

исследовательская работа.

Цели урока:

  • Раскрытие комплексного понятия «проблема человека»; знакомство с

  • природой человека; знакомство с психологическими, природными и с

  • социальными качествами человека;

  • Размышление о сущности человека, перспективах развития человеческой

  • цивилизации;

  • Через сопоставление различных черт человека сравнение мира животных и

  • человека; воспитание нравственных принципов.

Оборудование: интерактивное

Межпредметные связи: история, основы религиоведения

Ход урока.

Оргмомент: Проверка посещаемости по журналу

План изложения нового материала.

  1. Человек. Основные концепции происхождения человека, биологическая и

  2. социальная природа человека

  3. Потребности и интересы человека, возможности и способности человека,

  4. ценности и идеалы человека.

  1. МШ: что значит понятие «человек»?

Записать определение в тетрадь.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса

его возникновения и развития, называется антропогенез.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Домащняя работа прочитать и изучить.





Заполнить таблицу:

География пәнінен олимпиада тапсырмалары. 7б – сынып

1 тпасырма сұрақтарға жауап бер. 5 балл.

  1. Глобус дегенәмәз не ?

  2. Глобус торы қалай түзіледі ?

  3. Азимут деген не ?

  4. География нені оқытады ?

  5. Экватор деген не ?

2 тапсырма.

Терминдерге анықтама бер. 5 балл.

  • Аңғар

  • Арна

  • Бриз

  • Барқан

  • Конденсация

3 тапсырма. 10 балл.

Жер,ауа, күн, су, адамзат,өмір сөздерін пайдаланып сөйлем құрастыр. 10 балл.



4. тапсырма. Тест. 10 балл.

1.Адам ең алғашқы рет жердің пішінін өз көзімен көрді:

A) Картадан. B) Космостан. C) Глобустан. D) Суреттен. E) Оқулықтан.

2.Жердегі құрлықтар шартты түрде бөлінген:

A) Материктерге. B) Аралдарға. C) Континенттерге. D) Дүние бөліктеріне. E) Елдерге.

3.Географиялық карта арқылы білеміз:

A) Жер бетін. B) Материктерді. C) Мұхиттарды. D) Мемлекеттерді.

E) Географиялы қ информацияларды.

4.Материктің жер қыртысының қалыңдығы:

А) 35-70 км В) 15-20 км С) 6-15 км D) 20-25 км Е) 40-60 км

5.Қазіргі материктердің ең ежелгі тегіс участкілері:

А) Плиталар В) Қатпарлар С) Жарықтар D) Жоталар Е) Платформалар

6.Жер бедерінің алуан түрлілігінің себебі:

А) Плиталардың соқтығысуы В) Плиталардың алшақтауы

С) Ішкі және сыртқы күштер D) Тау жыныстарының қозғалуы Е) Мантияның қозғалуы

7.Ауа массалары қалыптасатын орындарына қарай болады:

A) 5. B) 3. C) 4. D) 7. E) 2.

8.Жер бетінде тұрақты желдердің пайда болуы:

A) Ауа массаларының қозғалуынан. B) Жоғарғы және төменгі қысым болуынан.

C) Жер өз осі бойынша айналғандығынан. D) Жыл мезгілдерінің ауысуынан.

E) Күннің түсуінен.

9.Жердегі кез-келген жердің климатының қалыптасуына әсер ететін факторлар:

A) Географиялық ендік. B) Күн радиациясы. C) Ауа массаларының қозғалуы.

D) Жер бетінің сипаты.

E) Барлық жауаптар дұрыс.

10.Мұхит суын қозғалысқа келтіретін басты себеп:

A) Температура. B) Тұздылық. C) Жел. D) Жануарлар. E) Өсімдіктер.

5 тапсырма 20 балл.

Табиғатта болатын төтенше жағдайлар тақырыбына шағын шығарма жазу.















































































адания по истории Казахстана для дистанционной олимпиады школьников. 8 класс. Задание I. Найти правильный ответ. (5 баллов) А. Древние люди на территории Казахстана появились в эпоху: а) раннего палеолита; б) среднего палеолита; в) позднего палеолита; г) мезолита; д) неолита. Б. Первые жители Казахстана были современниками: а) австралопитека; б) кроманьонца; в) синантропа; г) питекантропа; д) неандертальца. В. В какую эпоху произошел переход к более продуктивному – кочевому скотоводству? а) неолит; б) ранняя бронза; в) средняя бронза; г) поздняя бронза; д) раннее железо. Г. О первом сакском философе Анахарсисе писал известный древнегреческий ученый: а) Геродот; б) Солон; в) Диоген Лаэртский; г) Платон; д) верны все ответы. Д. Именно эти племена упоминались в русских летописях как «половцы»: а) скифы; б) монголы; в) гунны; г) кыпчаки; д) татары. Задание II. По какому принципу построены эти ряды? (5 баллов) А. Атбасарская культура, маханжарская культура, оюклинская культура. Б. Шелль, ашель, мустье. В. Кунби, таниркут, би. Г. Манихейство, зороастризм, несторианство, христианство, буддизм. Д. Кауыншынская, жетиасарская, отрар

Задания по истории Казахстана для дистанционной олимпиады школьников. 8 класс. Задание I. Найти правильный ответ. (5 баллов) А. Древние люди на территории Казахстана появились в эпоху: а) раннего палеолита; б) среднего палеолита; в) позднего палеолита; г) мезолита; д) неолита. Б. Первые жители Казахстана были современниками: а) австралопитека; б) кроманьонца; в) синантропа; г) питекантропа; д) неандертальца. В. В какую эпоху произошел переход к более продуктивному – кочевому скотоводству? а) неолит; б) ранняя бронза; в) средняя бронза; г) поздняя бронза; д) раннее железо. Г. О первом сакском философе Анахарсисе писал известный древнегреческий ученый: а) Геродот; б) Солон; в) Диоген Лаэртский; г) Платон; д) верны все ответы. Д. Именно эти племена упоминались в русских летописях как «половцы»: а) скифы; б) монголы; в) гунны; г) кыпчаки; д) татары. Задание II. По какому принципу построены эти ряды? (5 баллов) А. Атбасарская культура, маханжарская культура, оюклинская культура. Б. Шелль, ашель, мустье. В. Кунби, таниркут, би. Г. Манихейство, зороастризм, несторианство, христианство, буддизм. Д. Кауыншынская, жетиасарская, отрар

Разноуровневые задания по истории Казахстана 7 класс. Казахстан раннего средневековья

1 уровень. Решить тестовые задания.

1. Этноним (название народа) «тюрк» в китайских летописях известен с:

А) 542 года Б) 565 года В) 642 года Г) 704 года Д) 552 года

2. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата был:

А) кочевое и полукочевое скотоводство Б) скотоводство и земледелие

В) скотоводство, земледелие, торговля Г) земледелие; Д) войны


  1. Каган, первым стремившийся освободится от Жужанского государства:


А) Бумынь; В) Анагуй Б) Мукан; Г) Иштеми Д) Тардуш


  1. В 563-567 тюрки смогли покорить


А) жужан; Б) эфталитов; В) киданей; Г) Огузов; Д) татабов

5. Кыпчакский хан - правитель Сыгнака:

А) Мукылай; Б) Наркеш Даян; В) Кадыр-Бука Г) Тардуш Д) Су6. Где кыпчаков называли половцами?

А) на Руси; Б) в Венгрии; В) в Хорезме; Г) в Персии; Д) в Византии

7. Основной этнополитический костяк каганата составляли:

А) племя тюрков Б) племя кыпчаков Г) племя нушиби

Д) племя дулу В) «десять племен»

8. Столица Огузского государства.

а) Сауран; б) Отрар; в) Янгикент; г) Сыгнак; д) Туркестан

9. Простых общинников-скотоводов называли: А) «тат» В) «ябгу» Д) буюруки Б) «кара будун» Г) каганы

10. Назовите принцип, объединяющий эти слова. При каганах Кутлук, Елтерис, Капаган, Тон А) распался Западнотюркский каганат Б) Западнотюркский каганат завоевали китайцы В) каганат превратился в сильное государство Г) заключали торговое соглашение с Византией Д) воевали между собой

2 уровень. Соотнести события: 


1.Ставка Большой Орды Тюргешского каганата находилась в городе:


А) Испиджабе В) Суябе Г) Отрар Б) Кунгите Д) Атлах


2. Какое из перечисленных событий в Тюргешском каганате было раньше других:


А) Посещение каганом Сулу Танской империи

Б) правление кагана Тукасара Кутшара

В) правление кагана Ушлика

Г) столицей каганата избран город Тараз

Д) тархан Жыпыр захватил власть в каганате


3. Определите понятие, которому соответствует данное описание. «Земельные владения, находящиеся в собственности мусульманских учреждений и служителей религии»


а) икта; б) вакуф; в) коммендация; г) орда; д) феод


14. Возле какого города тюргешско-арабские войска нанесли поражение китайцам:


А) Ташкент; Б) Атлах; В) Суяб; Г) Отрар; Д) Сауран


15. Объясните смысл слова: «кара будун»


А) племя, входившее в состав объединения тюргешских племен

Б) совет знати В) простые общинники-скотоводы

Г) налог с земледельцев Д) форма землевладения


16. Кто основал государство Караханидов?


А) Бумынь; Б) Ушлик; В) Сатук Богра хан; Г) Чингисхан; Д) Бильге каган


  1. Наряду с тюркской письменностью широко употреблялась и …




А) арабская; Б) персидская; В) согдийская Г) латинская; Д) греческая.


  1. Назовите принцип, объединяющий эти слова. Три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин и тухси:




А) племена, которые воевали с карлуками

Б) племена, которые входили племенной состав карлуков

В) племена, которые были рабами карлуков

Г) тюргешские племена Д) племена отделившиеся от карлуков


19. Основной древний памятник тюркской письменности:


А) «Огузнаме»; Б) «Кокыт -Ата»; В) «Тарих-и-Рашиди»;

Г) «Культегин»; Д) «Кутадгу билик»


20. Зверь, которому поклонялись тюрки и называли его «бори»:


А) рысь; Б) снежный барс; В) лиса; Г) волк; Д) тигр


3 уровень. Продолжить предложение.

1. Огузское государство образовалось в:______________________________

2. Воспитатели наследников огузского джабгу назывались:______________________

3. Во внешней политике огузские правители преследовали цели:_____________________

4. Какое из перечисленных событий в Огузском государстве было раньше других:_____________

5. Испиджаб в VI веке носил название:_____________________________________

6. В XI веке эти племена окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Какие племена?______________________________________________

7. Важную роль в политической жизни Кимакского каганата играли:_____________________

8. Титул кагана:_____________________________

9. Падение Кимакского каганата произошло:________________________________

10. Назовите народ, о котором говорится в сообщении Абу Дулафа: «У них растет тростник, которым они пишут », но это не карлуки:_________________________________

Контрольная работа по истории Казахстана за 1 четверть 8 «А» класс.

1.Какое государство угрожало Казахскому ханству в XVII в.

А. Сибирь В. Ногайская Орда С. Хива Д. Джунгария  Е. Российская империя

2. Какие города потеряли казахи в 1723-1725 гг.?

А. Туркестан, Ташкент; В. Отрар, Баласагун; С. Сыгнак, Сайрам; Д. Сарайчик, Тараз;  Е. Аулиеата, Акмешит.

3. Местность, где проходила Анракайская битва, вошла в историю:  А. «место гибели калмыков» С. Ордабасы  В. «место гибели джунгар» Д. «место стонов и рыданий врага»  Е. Каракумы

4. Боевой клич казахов:  А. тамга В. ен  С. бата Д. уран Е. кисе

5. Джунгарское ханство образовалось в:  А. XVII в. В. XVIII в. С. XVI в. Д. XV в.  Е. XIX в.

6. Второй всеказахский курултай по отпору джунгарам состоялся:

А. летом 1711 г. В Каракумах В. летом 1710 г. в Каракумах  С. летом 1726 г. в Ордабасы Д. осенью 1710 г. на Аягузе. Е. летом 1712 г. в Ордабасы

7. Кто возглавил экспедицию в Младший жуз в 1731 г. по поручению Анны Иоановны? А. Кириллов В. Бухгольц С. Тевкелев Д. Левшин  Е. Радлов

8. В 1718 г. была заложена:  А. Усть-Каменогорская крепость В. Ямышевская крепость  С. Железинская крепость Д. Семипалатинская крепость Е. Омская крепость 9. Кто из первых сибирских губернаторов предложил Петру I строительство военных укреплений от Тобольска до Еркети?  А. М.П. Гагарин     В. В.Н. Татищев    С. И.К. Колпаковский    Д. И.К. Кириллов  Е. А.И. Тевкелев 10. С «золотым веком» Казахского ханства исследователи связывают правление: А. Абулхаира    В. Абылая   С. Тауке   D. Нуралы       Е. Семеке                           

11. Титул правителя Джунгарского ханства:  А. Хан    В. Хакан   С. Лама  D. Толмач   Е. Хунтайши 12. Город Оренбург был основан: А. 1734 г. В. 1735 г. С. 1742 г. Д. 1751 г.   Е. 1722 г. 13. Абылай  скончался осенью 1781 г и был похоронен в? A. Мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи  B. Ташкенте  C. Сауранской крепости  D. Мавзолее Арстанбаба      E. Сыгнаке    

14.   Кто был автором песни-плача о «Годах Великого бедствия»?

А. Кожаберген - жырау В. Бухар-жырау   С. Умбетей-жырау Д. Бухар-жырау  Е. Таттикара                                     

15. Кто возглавил казахское ополчение после курултая в Ордабасы?

А. Абулмамбет В. Абулхаир С. Абылай Д. Семеке   Е. Тауке Задание

Задание №2. Наведи порядок в датах и событиях. 1. 1718 год А. Аныракайскя битва 2. 1730 год В. «Годы Великого бедствия» 3. 1716 год С. Битва у Аягуз 4. 1723- 1727 гг. Д. В г.Туркестане родился хан Абылай 5. 1711 г. Е. Построены Ямышевская и Омская крепости





















Варианты ответов Задание №1. Тест. 1 Д 2 А 3 Д 4 Д 5 А 6 С 7 С 8 Д 9 А 10 С 11 Е 12 В 13 А 14 А 15 В Задание

Задание №3. Наведи порядок в датах и событиях. 1 С 2 А 3 Е 4 В 5 Д Варианты ответов

Контрольная работа за I четверть  по истории Казахстана 8 класс                  

 2 вариант Задание №1. Тест. 1. Кто из правителей джунгар проявлял особую жестокость на казахских землях? А. Цеван – Рабдан В. Галдан – Церен С. Лама – Дорджи Д. Хонтайши  Е. Ренат 2. В каком году было создано централизованное Джунгарское ханство? А. 1640 г. В. 1637 г. С. 1636 г. Д. 1635 г.  Е. 1652 г. 3. Весной 1724 г. хан Абулхаир: А. совершил поход против волжских калмыков В. взял г. Туркестан С. был назначен во главе казахского ополчения Д. вытеснил джунгар на восток Е. Избран ханом трех жузов 4. Кто из известных российских исследователях описал правление хана Тауке как «золотой век»? А. И.И. Крафт В. А.И. Левшин С. П.А. Словцов Д. Н.И. Коншин   Е. И.Г. Ренат 5. В каком сражении против джунгар участвовал молодой батыр Сабалак (будущий хан Абылай)? А. в Булантинской битве В. в битве на р. Аягуз  С. в Аныракайской битве Д. в Орбулакском сражении Е. в битве на р. Сарысу 6. После смерти хана Болата на престол претендовали: А. Абулмамбет и Абылай В. Абулмамбет и Абулхаир  С. Жолбарыс и Иман Д. Абулхаир и Самеке  Е. Тауке и Абулмамбет 7. Благословление для молодых воинов перед поединком называлось: А. тамга В. ен С. бата Д. уран  Е. кисе 8.  Петр I о значении казахских земель говорил: А. «Великий шелковый путь» В. «Ключи и врата к Азии»  С. Будущее России в Казахстане Д. Прямая дорога в Индию Е. Прямая дорога на запад 9. В сентябре 1730 г. В Петербург прибыло посольство Абулхаира во главе с: А. Койбагаром  В. Тевкелевым  С. К. Коштайулы, С. Койдагулулы   Д. Т. Шаимовым   Е. Т.Шаимовым 10. Вместе с ханом Абулхаиром присягу на подданство приняли: А. 23 казахских старшины В. 29 старшин С. 13 старшин Д. 33 старшины Е. 10 старшин 11. После смерти хана Абулхаира, власть перешла к:  А. Ералы В. Батыру С. Айшуаку Д. Нуралы  Е. Самеке 12. В составе посольства Тевкелева находился башкирский старшина и батыр: А. Таймас Шаимов В. Койбагар С. Батырша Д. Карасакал   Е. Койдагулы 13. Город Оренбург был основан: А. 1734 г. В. 1735 г. С. 1742 г. Д. 1751 г.   Е. 1722 г. 14. В 1765 г. командующий сибирскими линиями, распорядился об отмежевании у казахов по р. Иртыш: А. 30 верстной полосы В. 20 верстной полосы  С. 10 верстной полосы Д. 5 верстной полосы  Е. 40 верстной полосы   15. Назовите казахского батыра, который руководил ополчением совместно с Абулхаиром:   А. Сырым Датулы В. Исатай С. Кенесары Д. Богенбай Е. Кабанбай Задание №2. Решите исторические примеры. 1.Восстание 1773-1775 гг. + руководитель =… 2.1720 г. + крепости =… 3.Джунгары + Густав Ренат = … 4. Восстание 1740 г. + руководитель =… 5.1781 г. + мавзолей Ахмеда Йасауи =… 6. Джут + 1723 -1727 гг.  =… 7.1748 г. + хан Младшего жуза =… Задание №3. Наведи порядок в датах и событиях. 1. 1726 год А. Военный союз с Российской империей   2. 1730 год В. Курултай в Ордабасы 3. 1716 год С.  первый курултай казахов 4.  1710 г. Д. Булантинская битва 5. 1728 г. Е. Построены Ямышевская и Омская крепости Варианты ответов Задание №1. Тест. 1 Д 2 А 3 Д 4 Д 5 А 6 С 7 С 8 Д 9 А 10 С 11 Е 12 В 13 А 14 А 15 В Задание №2. Решите исторические примеры. 1 Образовано Джунгарское хаснвто 2 1640 год «Степное уложение» 3 Приняли присягу на подданство Российской империи 4 Умер китайский император 5 Двинул свое войско в Казахстан 6 Елим-ай 7 Железинская, Колбасинская Задание №3. Наведи порядок в датах и событиях. 1 С 2 А 3 Е 4 В 5 Д Варианты ответов Задание №2. Тест. 1 А 2 Д 3 В 4 В 5 С 6 Д 7 Д 8 В 9 С 10 В 11 Д 12 А 13 В 14 А 15 Д Задание №2. Решите исторические примеры. 1 Е. Пугачев 2 Усть- каменогорская, Черноярская, Коряковская 3 Составил первую карту Джунгарии, наладил производство пушек 4 Карасакал 5 Похоронен хан Абылай 6 Годы Великого бедствия 7 Нуралы Задание №3. Наведи порядок в датах и событиях. 1 В 2 А 3 Е 4 С 5 Д 





































Внутришкольная олимпиада

Цель урока: обобщение, систематизация, контроль знаний учащихся за курс истории Казахстана .
Задачи:
1. повторить и закрепить полученные знания учащихся, проверить степень усвоения учебного материала;
2. развивать потребность в осмыслённом творческом труде, постоянном обновлении знаний;
3. воспитывать интерес к истории Казахстана.
Текст контрольной работы
1. Период заселения территории Казахстана?
А) в железном веке В) в бронзовом веке С) в среднекаменном веке Д) в древнекаменном веке
Ответ: в древнекаменном веке
2. Впервые обнаружены стоянки древнего человека на территории Казахстана?
А) в бассейне реки Сырдарья В) в бассейне реки Иртыш С) в районе хребта Каратау Д) в Мангистау
Ответ: в районе хребта Каратау 
3. Культура поздней бронзы.
А) Тасмолинская В) Бегазы-Дандыбаевская С)Нуринска Д)Федоровская
Ответ: Бегазы-Дандыбаевская 
4. Время, когда _____________________________, называлась - эпохой камня.
Ответ: Время, когда орудия труда изготавливали из камня, называлась - эпохой камня. 
5. Период, когда в массовое употребление вошли орудия из бронзы, назывался_____________________________________________.
Ответ: Период, когда в массовое употребление вошли орудия из бронзы, назывался эпохой бронзы.
6. Назовите три причины перехода к кочевому скотоводству:___________________________________________
Ответ: увеличение поголовья скота, изменение климатических условий, изобретение конской упряжи с применением железа.
7. Первые племенные объединения на территории Казахстана.
А) тюрки В) гунны С) саки Д) уйсуны
Ответ: саки
8. Сакские земли в VI веке до н.э. пытались захватить?
А) персы В) гунны С) аланы Д) монголы
Ответ: персы
9. Древних саков в своих трудах упоминал?
А) Кашгари В) Фадлан С) Дулати Д) Геродот
Ответ: Геродот
10. Верховный правитель уйсунов носил титул?
А) хан В) гуньмо С) царь Д) шах
Ответ: гуньмо
11. Столица государства кангюев.
А) Суяб В) Уйгу С) Битянь Д) Аркаим
Ответ: Битянь
12. Во время вторжения на территорию Казахстана войско гуннов возглавил ?
А) Моде В) Аттила С) У-Ди Д) Чжи-чжи
Ответ: Чжи-чжи
13. Сосуд, в которых кангюи хранили зерно?
А) кувшин В) хума С) казан Д) горшок
Ответ: хума
14. Наука, изучающая историческое прошлое по вещественным источникам называется …
А) археология В) история С) топонимика Д) этнография
Ответ: археология
15. Антропологический тип андроновцев представлял собой______________.
Ответ: европеоидный тип
16. Техника инкрустации включает в себя…
А) запаивание золотых шариков В) заливка С) вставка цветных камней 
Ответ: вставка цветных камней 
17. Военное дело у гуннов достигло высокой степени развития. Основу войск составляла_________. Для захвата городов использовали________________.
Ответ: военное дело у гуннов достигло высокой степени развития. Основу войск составляла конница. Для захвата городов использовали стенобитные орудия.
18. Какие открытия первобытных людей вы считаете наиболее важными?
Ответ: огонь, чоппинг, чоппер, микролит
19. Что значит кочевать? Назовите особенности кочевого хозяйствования? 
Ответ: перегон скота на дальние расстояния. Особенности: уменьшение поголовья крупного рогатого скота, увеличение поголовья лошадей и овец.
20. Почему появилось неравенство, знать, вожди? Почему обработка металла ускорила образование государства?
Ответ: увеличилась производительность труда, появились излишки производства, увеличилось поголовье скота.
21. Назовите, кто изображен на картинке?


Ответ: царица Тамирис
22. В каком стиле изготовлено данное украшение?

Ответ: зверинный
23. Укажите территорию расселения сакских племен.

Ответ:

Задания по истории Казахстана для дистанционной олимпиады школьников. 8 класс. Задание I. Найти правильный ответ. (5 баллов) А. Древние люди на территории Казахстана появились в эпоху: а) раннего палеолита; б) среднего палеолита; в) позднего палеолита; г) мезолита; д) неолита. Б. Первые жители Казахстана были современниками: а) австралопитека; б) кроманьонца; в) синантропа; г) питекантропа; д) неандертальца. В. В какую эпоху произошел переход к более продуктивному – кочевому скотоводству? а) неолит; б) ранняя бронза; в) средняя бронза; г) поздняя бронза; д) раннее железо. Г. О первом сакском философе Анахарсисе писал известный древнегреческий ученый: а) Геродот; б) Солон; в) Диоген Лаэртский; г) Платон; д) верны все ответы. Д. Именно эти племена упоминались в русских летописях как «половцы»: а) скифы; б) монголы; в) гунны; г) кыпчаки; д) татары. Задание II. По какому принципу построены эти ряды? (5 баллов) А. Атбасарская культура, маханжарская культура, оюклинская культура. Б. Шелль, ашель, мустье. В. Кунби, таниркут, би. Г. Манихейство, зороастризм, несторианство, христианство, буддизм. Д. Кауыншынская, жетиасарская, отрар-каратауская культуры. Задание III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? (5 баллов) А. Время появления канглов – одного из основных казахских племен датируется IV веком до н.э. Б. Процесс формирования единой казахской народности продолжался более 2-х тысяч лет. В. Этнический состав Восточного Дешт-и-Кыпчака насчитывал 16 племен. Г. У гуннов существовала частная собственность на землю. Д. Город Туркестан стал столицей Казахского ханства при Тауке-хане. Задание IV. Найти лишнее. (5 баллов) А. Закят, харадж, тагар, асар. Б. Бумын, Барак, Мукан, Истеми. В. Белая Орда, ханство Абулхаира, Ногайская Орда, Государство кочевых узбеков. Г. «Наук быть счастливым», «Геммы премудростей», «Большая книга о музыке», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Д. Домбра, жетыген, кобыз, сыбызгы. Задание V. Кто есть кто? (18 баллов) А. Керей а) основатель Тюркской империи Б. Анахарсис б) хан, укрепивший Казахское ханство В. Аттила в) автор труда «Тарих-и-Рашиди» Г. Майкы г) выдающий казахский поэт, жырау Д. Бумын д) один из великих биев Казахской степи Е. Жошы (Джучи) е) известный казахский батыр Ж. Тауке ж) выдающийся хан Среднего жуза З. аль-Фараби з) один из основателей Казахского ханства И. Мухаммед Хайдар Дулати и) один из основателей Ногайской Орды К. Абильгазы к) посол хана Абулхаира к Анне Иоановне Л. Бухар Калкаманулы л) один из предков усуней М. Казыбек м) первый сакский ученый-философ Н. Сейткул Койдагулов н) хан Хивы, автор «Родословной тюрков» О. Абылай о) великий предводитель гуннов П. Тентек-торе п) один из первых казахских ученых Р. Наурызбай р) старший сын Чингисхана С. Барак с) предводитель восстания Т. Едиге т) один из ханов Белой ОрдыКонтрольная  работа по истории средневекового Казахстана

 за 1 четверть. 7 класс                         

  1 вариант Задание №1. Решите тест

1. Титул правителей государства огузов:

А) Каган  В) Хан  С)Елтебер  D) Джабгу  Е) Шад-тутук

2. Ставка Малой Орды Тюргешского каганата:

А) Суяб  В) Мынбулак  С)Янгикент  D) Кунгит  Е) Жент

3. Кто был основателем Тюркского каганата?

А) Мукан каган  В) Бумын каган   С) каган Тон   Д) Капаган   Е) Иштеми

4. Битва у г. Атлах (Таласская битва) между тюргешско-арабскими и китайскими войсками произошла в:

А) 746 г. В) 780 г. С) 737 г. Д) 751 г.Е) 761 г.

5. В каком году перестало существовать государство карлуков?

А) 870 г. В) 940 г. С) 942 г. Д) 890 г. Е) 946 г.

6.Хронологические рамки существования Кимакского каганата:

А) VII - IX вв. В) VIII - нач. X вв.С) IX – нач. XI вв.D) X – кон. XII вв.Е) XI – нач. XIII вв.

7. Первоначальный район расселения тюркских племен: А) Семиречье В) Восточный Дешт-и-Кыпчак С) Алтай D) Западная Сибирь Е) Кашгар 8. Хронологические рамки существования Тюргешского каганата:

А) 552-603 гг. В) 704-756 гг. С) 603-704 гг. D)  602-756 гг. Е) 746-790 гг. 9. Под названием «булак» известны племена:

А) уйгуров  В) карлуков С) огузов Д) тюргешейЕ) кыпчаков 10.  Таты – это: А) оседлое  население Жетысу В) судьи С) подчиненное население Д) знатные люди  Е) крестьяне

11. В связи с какими событиями 840 г. Правитель карлуков Бильге Кул Кадыр-хан получил титул кагана?

А) возвышение империи Тань  В) Образование огузского государства С) Падение уйгурского каганата  D) Победа над арабами под Бухарой  Е) Миграция племен из Центральной Азии

12. Основатель Тюргешского каганата: А) Бумын каган  В) Сакал каган  С) Мукан каган  D) Елюй Даши  Е) Ушлик 13. Древнетюркский алфавит состоял из:

А) 25 букв  В) 45 букв С) 35 букв Д) 20 букв  Е) 33 букв

14. Главным занятием кимаков было: А) поливное земледелие  В) кочевое скотоводство С) ремесло  D) торговля Е) смешанное

15. Джут – это:  А) сбор налогов в пользу хана В) массовый падеж скота от бескормицы С) родственная помощь   D) древний обычай казахов Е) головной убор мужчин

16. Тюргеши выпускали свои деньги в:

А) Таразе  В) Отраре  С) Суябе  Д) Баласагуне Е) Туркестане

17. Столица огузов  X в.

А) Тараз  В) Сыгнак   С) Янгикент  Д) Туркестан  Е) Баласагун

18. В каком году огузы совместно с князем Владимиром участвовали в походе против волжских булгар:

А. 985 г.   В. 1041 г.  С. 965 г.   Д. 988 г..  Е. 855 г.

19. Какое прозвище дали арабы тюргешскому кагану Сулу за смелость и решительность?

А)Непобедимый  В)Хитрый С) Бодливый Д)Остроумный Е) Мужественный

20.  В 960 г. это государство объявило ислам государственной религией:

А) Государство караханидов  В) Государство карлуков  С) Государство кипчаков D) Государство тюргешей  Е) Государство  кимаков











Задание №2. Приведите в соответствие каганы Западнотюркского каганата. А) первым правителем был каган  1. Шегу Б) расширил границы каганата на востоке                                        2. Тон В) совершил военные походы в западном  направлении                 3. Тардуш Задание №3. Оцените утверждение. 1. Сведения о карлуках, входивших в состав племён тиреков, встречаются в письменных памятниках V века нашей эры: А) верно Б) неверно 2. Столицей Западнотюркского каганата и летняя ставка находилась в местности Мынбулак, а зимняя ставка кагана г. Суяб: А) верно Б) неверно 3. Появление государственности у тюрков учёные-источники относят к 552 году: А) верно Б) неверно Контрольная  работа по истории средневекового Казахстана  за 1 четверть. 7 класс                           2 вариант 1. Первые племена на территории Казахстана, чеканившие свои монеты: А) тюрки  В) тюргеши  С) карлуки  D) кыпчаки  Е) найманы 2.  Преимущественный вид скота у племен, занимавшихся кочевым скотоводством? А) верблюды и ослы   В) ослы и лошади С) коровы и козы  D) лошади и овцы  Е) овцы и коровы 3.  Способность скота добывать корм из-под снега: А) зимовка  В) кормление  С) барымта D) тебеневка  Е) кыстау 4.  Столица Западнотюркского каганата: А) Тараз  В) Ташкент  С) Янгикент  D) Суяб  Е) Баласагун 5. Сколько племен составляло основное население Кимакского каганата? А) 5   В) 8   С) 7   D) 10   Е) 6 6. Кимаки поклонялись: А) огню  В) Солнцу   С) звездам    D) рекам и горам   Е) всему перечисленному 7. Какому животному поклонялись тюрки? А) волку   В) верблюду  С) лошади  D) овце  Е) корове 8. Основное занятие карлуков: А) оседлое скотоводство В) кочевое скотоводство  С) земледелие D) торговля Е) полукочевое скотоводство 9. Столица и многие города Карлукского государства  находились: А) в Центральном Казахстане  В) север Прибалхашья   С) на Великом Шелковом Пути D) в долине р.Талас  Е) на территории Жетысу 10. Титул который носили заместители джабгу и огузов: А) сюбаши   В) тарханы  С) коль-еркин  D) буюруки   Е) беки 11. Годы существование Тюркского каганата: А) 552-603 гг. В) 603-704 гг. С) 744 -840 гг. Д) 756-940 гг. Е) 704 – 756 гг. 12. Когда завершился процесс разделения Тюркского государства на 2 части? А) в 552 г В) в 603 г. С) в 561г. Д) в 704 г.  Е) 542 г. 13. В каком году распался Уйгурский каганат? А) 766            В) 900    С) 840         Д) 1030    Е) 756 14. В каком году огузы совместно с князем Владимиром участвовали в походе против волжских булгар: А. 985 г.   В. 1041 г.  С. 965 г.   Д. 988 г..  Е. 855 г. 15. Как называлась древнетюркская письменность? А) согдийская  В) уйгурская   С) руническая   Д) фарси   Е) арабская

16. Сколько лет карлукские правители господствовали в Семиречье? А) ок. 200 лет    В) ок. 250 лет    С) 100 лет  Д) 25 лет    Е) 80 лет 17. Как в V в. назывались племена карлуков? А) огузы   В) булак   С) тюркеши   Д) ягма   Е) чигиль 18. Столица огузов X в. А) Тараз  В) Сыгнак   С) Янгикент  Д) Туркестан  Е) Баласагун 19. Основатель Тюргешского каганата, начавший борьбу с арабами: А) Ушлик каган   В) Сакал   каган С) Бумын каган  Д) Сулу  каган   Е)Мукан  каган 20. Самое крупное тюркоязычное племя, расселившееся в Vв.  от Восточной Европы до Северной Монголии: А) теле    В) тюркеши  С) карлуки     Д) ашина    Е) ашидэ Задание №2. Приведите в соответствие. 1) В начале VII  века Жетысу посетил путешественник                                      А) Махмуд Кашгари 2) Знаменитый тюркский учёный свидетельствовал, что согдийцы                  Б) В. В. Бартольд    говорили на тюркском языке                                                       3) Учёный – востоковед, основной  причиной переселения согдийцев             В) Сюань Цзянь                                                                         в Жетысу считал торговлю Задание №3. Оцените утверждение. 1. Ключи ответов  1 вариант Задание №1. Решите тест 1 Д 2 Д 3 В 4 Д 5 В 6 С 7 С 8 В 9 В 10 А 11 С 12 Е 13 С 14 В 15 В 16 А 17 С 18 А 19 С 20





































А Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв: А) верно Б) неверно 2. Этноним (название народа) "тюрк" в китайских летописях известен с 542 года: А) верно Б) неверно 3. Западнотюркский каганат занимал территорию Жетысу. А) верно Б) неверно Ключи ответов  1 вариант Задание №1. Решите тест 1 Д 2 Д 3 В 4 Д 5 В 6 С 7 С 8 В 9 В 10 А 11 С 12 Е 13 С 14 В 15 В 16 А 17 С 18 А 19 С 20 А  Задание №2. Приведите в соответствие. А 3 Б 1 В 2 Задание №3. Оцените утверждение. 1 А 2 А 3 А Ключи ответов  2 вариант Задание №1. Решите тест 1 В 2 Д 3 Д 4 Д 5 С 6 Е 7 А 8 В 9 С 10 С 11 А 12 В 13 С 14 А 15 С 16 А 17 В 18 С 19 А 20 С   Задание №2. Приведите в соответствие. 1 В 2 А 3 Б Задание №3. Оцените утверждение. 1 А 2 А 3 Б 














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Восстание под руководством Кенесары Касымова (1837 - 1847). (2 часа)

Автор: Сулейменова Жанрахат Сарсенбаевна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 258875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Прикладной курс по истории Казахстана для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(52) "prikladnoi-kurs-po-istorii-kazakhstana-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "105277"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402837984"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План работы по подготовке к ЕНТ по истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(57) "plan-raboty-po-podghotovkie-k-ient-po-istorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "130789"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415988236"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Календарно - тематическое планирование по история Казахстана (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istoriia-kazakhstana-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442245353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства