9 класс. Дата___Тема урока: Голод в 1931-1933-е годы. Казахстанская трагедия. Цель урока: Разобраться в причинах и в последствиях голода в 1930-х годах. Задачи: подвести итоги массового выступления крестьян против Советской власти и массовой миграции людей за пределы Республики. Обсудить и прийти к единному мнению, для чего нужно открывать вот такие - мрачные страницы нашей истории, и какой урок из этого должно извлечь современное общество? Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, навыков анализа исторических документов и работы с историческими картами. Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем. Ожидаемый результат: учащиеся поймут и осмыслят причины массового голода в 30-х годах 20-го столетия, приведшие к великой трагедии казахского народа. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: интерактивная доска или моноблок, карта “Индустриализация в Казахстане. 1929-1939 гг.”, учебник, докуметальный фильм « о голоде 30-х годов».раздаточный материал-тесты, лист оценивания. Ход урока 1.Оргмомент. 2.Мозговой штурм: учащимся представлены портреты исторических личностей. Ученик должен рассказать все что знает о нем . 1.Турар Рыскулов, партийный и государственный деятель, один из организаторов Советской власти в Средней Азии и Казахстане, талантливый публицист, участник восстания 1916 года. Репрессирован в 1938 году. Написал письмо Сталину в 1933 году о бедственном положении казахского народа. 2.Мухаметжан Тынышпаев, деятель движения «Алаш» премьер министр, а позднее министр внутренних дел Кокандской автономии. В 1919 году перешел на сторону Советской власти. В 30-х годах расстрелян как «враг народа». 3.Мустафа Шокай, выдающийся общественный и государственный деятель, публицист, гуманист, демократ. Возглавил Туркестанскую автономию, после разгрома Туркестанской автономии эмигрировал в Германию. 4.Мыржакып Дулатов, журналист, писатель публицист, поэт, просветитель-педагог, переводчик. Участник разработки программных документов партии «Алаш» и правительства Алаш Орды. За сборник стихов «Оян казак» был посажен в тюрьму. 5. Ахмет Байтурсынов, поэт, ученный тюрколог, педагог просветитель, лидер партии «Алаш», редактор газеты «Казах». Арестован и расстрелян в 1937 году. 6.Алихан Бокейханов, ученный, общественный и политический деятель, лидер и председатель партии «Алаш», арестован и расстрелян в 1937 году. 7. Амангельды Иманов, один из руководителей восстания 1916 годав Тургайском центре движения, активный участник борьбы за Советскую власть в Казахстане. 8. Абдугаппар Жанбосынов. Один из руководителей национально-освободительного восстания 1916 года, восставший народ избрал его ханом, отказавшись от титула хана он стал именоваться амиром.
3.Опрос домашнего задания путем ответов на тестовые вопросы. Результаты будут проверяться трафаретом быстро
1.Какие меры осуществило правительство перед коллективизацией?
1.Подготовка кадров для сельского хозяйства 2.Конфискация имущества байских хозяйств 3.Организация совхозов 4.Осуществление земельно-водной реформы 5.Уменьшение налогов с колхозников
2.Сколько млн. га. пахотных угодий, ранее принадлежавших баям, получили трудящиеся аула к весне 1926 года? 1.1,14 млн. га. 2.1,35 млн. га. 3.1,25 млн. га 4.0,25 млн. га. 5.1,52 млн. га. 3.В каком году началась конфискация скота у баев в Казахстане? 1.в 1939 г. 2.в 1934 г. 3.в 1928 г. 4.в 1925 г. 5.в 1927 г.
4.В чем причина выхода Декрета "О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов"? 1.Принцип "выравнивания" 2.Считалось, что они препятствуют советизации аула 3.Чтобы осуществить аграрную реформу 4.По причине нарастания движения сопротивления баев и полуфеодалов 5.Преобладание численности баев – полуфеодалов
5.Какая часть населения привлекалась для оказания помощи в проведении коллективизации? 1.Рабочие 2.Интеллигенция 3.Комсомольцы 4.Члены партии 5.Профсоюзы
6.Какими методами и приемами осуществлялась коллективизация?
1.Планомерно 2.Силовыми, административными 3.По принципу согласованности 4.Выражая интересы бедняков 5.По принципу добровольности
7.Где появился первый поселок "городского типа"?
1.Чуйский район 2.Лепсы 3.Семипалатинск 4.Перовск 5.Атбасар
8.Численность казахского народа накануне голода 1930-1932 гг.
1.10 млн. 2.4,3 млн. 3.6,2 млн. 4.15 млн. 5.7,5 млн. 9.Сколько казахов мигрировало за пределы республики в 1931-1933 гг.?
1.Более 1 млн. человек 2.2 млн. человек 3.0,5 млн. человек 4.2,2 млн. человек 5.Более 2 млн. человек
10.Сколько человек - казахов безвозвратно мигрировало за пределы республики?
1.616 тыс. 2.414 тыс. 3.500 тыс. 4.1 млн. 5.725 тыс.
11.Под каким названием вошел в историю голод 1930-1933 гг.?
1."Искусственный голод" 2."Трагедия масс" 3."Годы великого бедствия" 4."Малый Октябрь" 5."Великий джут"
12.К кому обращалась группа деятелей Казахстана с "Письмом пяти"?
1.К Сталину 2.К Голощекину 3.К Курамысову 4.К Калинину 5.К Кирову
13.Назовите деятеля, написавшего письмо Сталину о тяжелом положении в республике в 1933 году?
1.Г. Мусрепов 2.М. Ауэзов 3.А. Байтурсынов 4.Е. Алтынбеков 5.Т. Рыскулов
Актуализация опорных знаний проводится в виде фронтальной беседы Вопросы: 1.в каком году появились первые признаки недовольства политикой властей в Казахстане в ходе проведения конфискаций---------------1928 году 2.как вели себя восставшие, и кто были основной движущей силой----------громили партийные и советские учреждения, жгли документы, основной движущей силой были среднее и бедное крестьянство. 3. что послужило поводом восстания в Сузакском районе----сооружение конц.лагерей для раскулаченных, а также за религиозные обряды в священный месяц Ураза 4.назовите самое крупное восстание против Советской власти 30-х годов--------------Сузакское в нем участвовало более 5000 человек 5.сколько всего восстаний было на территории Казахстана с 1928- по 1933 годы-------------400 крестьянских выступлений. 6.в какие государства массово откачевывали восставшие крестьяне спасаясь от карательных мер органов ОГПУ---------------- Китай, через Туркмению в Иран, Афганистан, 7.назовите главные причины поражений народных выступлений 1929-1931 годах---------------------плохое вооружение, недостаточная организованностьи массовый голод обиссилил восставших
Постоение логической цепочки Первая мировая война ---- восстание 1916 года --- революции 1917 года---установление советской власти в стране-----гражданская война------политика военного коммунизма-------НЭП------Индустриализация----- курс «малый Октябрь»----Коллективизация сельского хозяйства-------- начало второй мировой войны. Предпосылки Вина за массовый голод лежит на руководстве СССР, избравшем «интенсивный» путь строительства социализма. Чтобы превратить новое государство в индустриальное, требовалось в том числе современная техника. К тому же надо было обеспечивать продовольствием растущее население городов – промышленных центров. В свою очередь, для закупки промышленного оборудования за рубежом была необходима валюта. Насильственная коллективизация Откуда было брать деньги? Как вариант: отнять зерно у зажиточного крестьянства с тем, чтобы экспортировать его за границу. Выход был найден в принудительном объединении крестьянских хозяйств и раскулачивании зажиточных. Недовольные государственной политикой крестьяне стали сокращать посевы, забивать скот, уничтожать семенной фонд. Кроме того, на действия властей и простого народа накладывались также природные факторы. Засуха и неурожай, в частности, в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье и в Казахстане привели к серьёзному сокращению запасов зерна. Несмотря на это, в стране продолжались массовые принудительные хлебозаготовки и экспорт зерна за рубеж. Несогласные подвергались взысканиям и иным формам наказания. К 1933 году около 60 % крестьянских хозяйств насильственно «сливались» в колхозы. Неудивительно, что сельское хозяйство приходило в упадок. С 1928 по 1933 годы объёмы аграрного производства, в том числе из-за повторного неурожая, сократились на 20 %. Результатом жестокой политики по отношению к крестьянству стал массовый голод.
5.Изучение нового материала: проблемный вопрос: Можно ли было избежать массового голода и гибели людей работа с новыми словами карательные меры---виды наказания, кара миграция- перемещения населения репрессия- ущемление в правах, карательная мера наказания, применяемая государственными органами
Класс |
| Тема урока: Природно-климатические изменения в эпоху бронзы | Время | Вид работы | | 2 мин | 1. Психологический настрой на урок, «Скажи комплимент» | | 10 мин | 2. Проверка домашнего задания
2.1 Работа по сорбонкам. микролит, Дузбай, лук, бумеранг, гарпун, инициация.
1. В какую эпоху появились лук и стрелы? A) палеолит B) мезолит C) неолит D) энеолит 2. Тонкие каменные пластины длинной 1-2 сантиметра называются A) скребок B) нуклеус C) микролит D) наконечник 3. Одомашнивание животных и окультуривание растений началось в эпоху A) палеолит B) мезолит C) неолит D) энеолит 4. Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение A) микролит B) чоппинг C) бифас D) скребло
Ключ: 1B,2C,3B,4A. |
Предлагает дать пояснение понятиям данным в сорбонках | 3 мин | 3. Рефлексия по домашнему заданию «Древо знаний» | Предлагает на стикерах написать ассоциации, которые у них возникают к теме мезолит и наклеить их на древо знаний | 2 мин | 4. Физминутка «Бегемотик»
4.Групповая работа. | Предлагает повторять движения мультяшных героев. Предлагает вспомнить правила работы в групах | 15 мин | 5. Работа по тексту. Слайд № 6 Прием «Фишбоун»
ТЕМА: «Влияние климатических изменений на жизнь людей в эпоху мезолита»
5.1 Презентация работы. | Инструктирует, наблюдает за выполнением задание, принимает участие в работе групп, корректирует, выполняет функции тайм-кипера.
Предлагает двум учащимся от каждой группы выступить с презентацией. | 8 мин | 6. Внешняя оценка работ, комментарий и рекомендации.
6.1 Диалог. Слайд № 7 | Инструктирует
Вопрос: Оказала ли влияние природа эпохи мезолита на развитие человека? | 3 мин | 7. Рефлексия | Раздает анкеты | 2 мин | 8. Выставление оценок 9. Д/З 1. написать эссе на тему «Человек и природа» | Выставляет оценки, комментирует удачные моменты урока, отмечает успехи отдельных учеников |
Ур 8 - класс. История Казахстана
Тема: Восстание казахов 1836-1838 гг. в Букеевской Орде Цель уроков: Раскрыть причины и предпосылки восстания; рассмотреть его ход и причины поражения; подвести учащихся к пониманию исторического значения восстания и его роли в национально-освободительном движении казахского народа в XIX в.; развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы; воспитать любовь к родной земле, родине.
Материалы и оборудование: настенная карта "Казахстан в первой половине XIX в.", портреты Махамбета Утемис-улы и Исатая Тайманулы.
Ход урока I. Организационный момент ІІ. Изучение новой темы 1. Предлагаем учащимся самостоятельно прочитать параграф учебника до конца (15—20 мин). В ходе беседы с учащимися заполняется раздел "Проблемы", после чего завершается работа над центральной частью и влияющими факторами.
Тема Восстание шаруа в 1836—1838 гг. во Внутренней (Букеевской) Орде Основное содержание
Низовья междуречья Волги и Яика. Первый хан — Букей — Букеевское ханство. Указ Павла I от 11 марта 1801 г. об узаконивании кочевья. Хан Ханский совет 12 биев 12 старшин (сбор налогов, пошлин) Цель создания: — ослабить борьбу казахов за землю; — расширить сферу политического влияния империи; — приобретение экономической выгоды от торговли с казахами. Причины восстания: — самоуправство феодалов; — противоречие интересов народа и политики хана; — высокие налоги, двойной гнет; — начало построения русских крепостей; — колониальная политика России. Цели восстания: 1. Ограничение власти хана. 2. Улучшение положения шаруа. 3. Изменение земельно-колониальной политики царя. Повод: 1833 г. — назначение зятя хана Жангира правителем казахских родов, кочевавших в районе Каспийского моря. Основные движущие силы: шаруа, бии, старшины. Периоды: I. 1833—1836 гг. — формирование главных предпосылок восстания; II. 1837 г. — период развития восстания, столкновение с карательными отрядами; III. Декабрь 1837г. — июнь 1838 г. — ослабление и поражение восстания. Ход восстания: Февраль 1836 г. — восстание отдельных групп переросло в народно-освободительное движение. 17 марта 1836 г. — создание Карауыл-Кожой отряда в 800 человек. Октябрь 1836 г. — перекочевка 20 аулов под знамя Исатая. 13 декабря — нападение на аулы Тиналы-Тансойган-улы и Махамбета. 30 марта 1837 г. — требование привлечения Махамбета к суду, подготовка пушек. 20 октября 1837 г. — безуспешная попытка пленить Исатая. 15 октября 1837 г. — аулы бая Кудайбергенулы разгромлены отрядом Исатая. 24 октября 1837 г. — угроза аулам хана, окружение резиденции хана. 26 октября 1837 г. — полк Геке соединяется с войском хана. Конец октября 1837 г. — Исатай напал на войска Меркулова. 9 ноября 1837 г. — военные силы Геке соединились с отрядом Меркулова. Середина ноября 1837 г. — сражение у Тастобе, поражение отрядов Исатая, отряды разделились на 2 группы, восстание пошло на убыль. 1838 г. — окончательное поражение восстания. Характер: антифеодальный, антиколониальный, народно-освободительный. Анализ данных 1. Географическое положение, историческое создание Букеевской Орды. 2. Цель создания Внутренней Орды. 3. Причины и предпосылки восстания. 4. Цель, характер, повод, основные движущие силы восстания. 5. Периоды восстания. 6. Руководители восстания. 7. Ход восстания. 8. Причины поражения и историческое значение. 1. Несправедливость хана Жангира, его безжалостное отношение к шаруа. 2. Колониальная политика России (высокие налоги). 3. Изменения в системе управления Орды. 4. Личностные качества Махамбета и Исатая. 5. Политика генерал-губернатора Перовского и императора Николая I. 6. Восстание под предводительством Кенесары. Проблемы 1. Уровень хозяйственного и политического развита; Букеевской орды. 2. Межнациональные отношения. 3. Раздробленность восстания. 4. Часть участников восстания проявила колебание. 5. Плохое вооружение и выучка восставших. Исследование 1. Сравнить восстания 1836—1838 гг. с восстанием 1783—1797 гг. под предводительством Сырыма Датова. 2. Сравнить восстание 1836 — 1838 гг. с восстанием 1837—1847 г. Кенесары Касымова. ІІІ. Закрепление IV. Домашнее задание: § 11
Цель обучения: Раскрыть общественно-политические процессы в 20-30 годы в Казахстане. Задачи: Показать масштабы карательной политики Советской власти. Развивать умение пересказа информации. Воспитывать чувство нетерпимости к любому проявлению насилия.
Этап Цели этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся Приёмы Дидактическая оснащённость 1.Организационный
Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. Приветствие, представление, организация внимания школьников. Слушают учителя
2.Этап подготовки к сознательному усвоению материала
Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися учебно-познавательной деятельности Организует тематический зачёт в группах.
Приём актуализации знаний
Приём визуализации
Постановка цели Круг
Учебники Тетради
3.Усвоения новых знаний и умений
Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной, развивающей и воспитательной цели урока Создаёт новую образовательную среду
Учащиеся включаются в деятельность
Учебник
3.1.Что такое репрессии развитие психических процессов: -логического мышления -развитие речи через включение в процесс обсуждения
Задание:дать определение «репрессивная политика» Анализируются ответы детей. Обобщение учителя Работа в группах Мозговой штурм
3.2.Что представляли собой исправительно-трудовые лагеря?
Объяснение учителя. Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930- 1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР. За годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. К началу 1950-х Карлаг насчитывал более двухсот лагерных отделений и пунктов. Площадь ИТЛ к этому времени равнялась территории Франции.
Слушают учителя
Задают вопросы, анализируют
4.Закрепление
Закрепление знаний, полученных в ходе изучения нового материала Объясняет необходимость усвоения основных понятий для выхода на минимальный уровень оценки.
4.1.Работа с новыми понятиями
Предлагает работу с учебником : выписать выделенные жирным шрифтом в параграфе понятия Учащиеся ведут словарь урока Проверяют друг друга в парах или индивидуально Использование учебника Учебник пар.19-20 4.2 Контроль
Выявления уровня усвоения знаний Предлагает проверить насколько усвоен материал Задание: ответить на вопросы к пар.
Отвечают на вопросы к пар.
Самопроверка Учебник, 5.Инструктаж по выполнению домашнего задания Сообщить учащимся о домашнем задании;
Определить требования к результатам выполнения домашнего задания Прочитать пар.19-20. Выучить словарь урока. Записывают домашнее задание: Пар.19-20, ответить на вопросы в конце параграфа. Выучить понятия, выделенные в параграфе. Подготовить сообщения о Степлаге и АЛЖИРе
Рефлексия
Эстафета «Сегодня на уроке я узнал, что…»
Класс 9 «А» Дата__________ Тема: «Человек – творец культуры» Программное содержание. Человек не может жить вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Основные методы и приемы. 1. Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры» (учебник, с.13). 2. Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). 3. Рассказ учителя «Что такое этика?». 4. Учебный диалог (трудное задание): обсудим высказывания Аристотеля об этике. 5. Работа в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». 6. Дифференцированные задания: работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (учебник, с.15, с.17). Материал для подготовки к уроку. Этика – наука, предметом которой является мораль, нравственность. Название ее происходит от др. греческого этос, что означает «нрав», «обычай». Первоначальным смыслом этого слова было «совместное жилище» и «правила, порожденные совместным общежитием». Этос включал в себя нормы,сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессии. По мере развитияобщества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни,самопожертвования и т.п. Родоначальником науки этики считается древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он первым употребил понятие «этический» (относящийся к этосу) для выделения особого классачеловеческих качеств (добродетелей), таких как умеренность, мужество, щедрость и др. Область этическихдобродетелей, теорию, изучающую их, а также книги, в которых излагается этическая теория, он назвал«этикой». Целью этики, по мнению Аристотеля, была оценка человеческих поступков. Ее главной задачейявляется исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной (идеальной) форме. Этикадолжна «научить» человека морали, дать ему критерии оценки своих и чужих поступков, чтобы он мог вдальнейшем «правильно» строить свою жизнь. Некоторые мысли Аристотеля интересно вынести на коллективное обсуждение: Добродетель есть некая середина между противоположными страстями. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины. Дурной человек никогда не бывает себе другом, он всегда во вражде с самим собой. Вопреки мнению некоторых, не разум – начало и руководитель добродетели, а скорее, движения чувств. Человек есть существо общественное в большей степени, неж__
Класс 9 «А» Предмет: Человек. Общество. Право. Дата____Тема урока: Особенности жизни человека. Тип урока: изучение нового материала, комбинированный, совершенствование ЗУН, обобщающий, контрольный Методы: беседа, мозговой штурм, работа с раздаточным материалом, частично исследовательская работа. Цели урока: Раскрытие комплексного понятия «проблема человека»; знакомство с природой человека; знакомство с психологическими, природными и с социальными качествами человека; Размышление о сущности человека, перспективах развития человеческой цивилизации; Через сопоставление различных черт человека сравнение мира животных и человека; воспитание нравственных принципов. Оборудование: интерактивное Межпредметные связи: история, основы религиоведения Ход урока. Оргмомент: Проверка посещаемости по журналу План изложения нового материала. Человек. Основные концепции происхождения человека, биологическая и социальная природа человека Потребности и интересы человека, возможности и способности человека, ценности и идеалы человека. МШ: что значит понятие «человек»? Записать определение в тетрадь. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, называется антропогенез. Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. Домащняя работа прочитать и изучить.
Заполнить таблицу: География пәнінен олимпиада тапсырмалары. 7б – сынып 1 тпасырма сұрақтарға жауап бер. 5 балл. Глобус дегенәмәз не ? Глобус торы қалай түзіледі ? Азимут деген не ? География нені оқытады ? Экватор деген не ? 2 тапсырма. Терминдерге анықтама бер. 5 балл. Аңғар Арна Бриз Барқан Конденсация 3 тапсырма. 10 балл. Жер,ауа, күн, су, адамзат,өмір сөздерін пайдаланып сөйлем құрастыр. 10 балл.
4. тапсырма. Тест. 10 балл. 1.Адам ең алғашқы рет жердің пішінін өз көзімен көрді: A) Картадан. B) Космостан. C) Глобустан. D) Суреттен. E) Оқулықтан. 2.Жердегі құрлықтар шартты түрде бөлінген: A) Материктерге. B) Аралдарға. C) Континенттерге. D) Дүние бөліктеріне. E) Елдерге. 3.Географиялық карта арқылы білеміз: A) Жер бетін. B) Материктерді. C) Мұхиттарды. D) Мемлекеттерді. E) Географиялы қ информацияларды. 4.Материктің жер қыртысының қалыңдығы: А) 35-70 км В) 15-20 км С) 6-15 км D) 20-25 км Е) 40-60 км 5.Қазіргі материктердің ең ежелгі тегіс участкілері: А) Плиталар В) Қатпарлар С) Жарықтар D) Жоталар Е) Платформалар 6.Жер бедерінің алуан түрлілігінің себебі: А) Плиталардың соқтығысуы В) Плиталардың алшақтауы С) Ішкі және сыртқы күштер D) Тау жыныстарының қозғалуы Е) Мантияның қозғалуы 7.Ауа массалары қалыптасатын орындарына қарай болады: A) 5. B) 3. C) 4. D) 7. E) 2. 8.Жер бетінде тұрақты желдердің пайда болуы: A) Ауа массаларының қозғалуынан. B) Жоғарғы және төменгі қысым болуынан. C) Жер өз осі бойынша айналғандығынан. D) Жыл мезгілдерінің ауысуынан. E) Күннің түсуінен. 9.Жердегі кез-келген жердің климатының қалыптасуына әсер ететін факторлар: A) Географиялық ендік. B) Күн радиациясы. C) Ауа массаларының қозғалуы. D) Жер бетінің сипаты. E) Барлық жауаптар дұрыс. 10.Мұхит суын қозғалысқа келтіретін басты себеп: A) Температура. B) Тұздылық. C) Жел. D) Жануарлар. E) Өсімдіктер. 5 тапсырма 20 балл. Табиғатта болатын төтенше жағдайлар тақырыбына шағын шығарма жазу.
адания по истории Казахстана для дистанционной олимпиады школьников. 8 класс. Задание I. Найти правильный ответ. (5 баллов) А. Древние люди на территории Казахстана появились в эпоху: а) раннего палеолита; б) среднего палеолита; в) позднего палеолита; г) мезолита; д) неолита. Б. Первые жители Казахстана были современниками: а) австралопитека; б) кроманьонца; в) синантропа; г) питекантропа; д) неандертальца. В. В какую эпоху произошел переход к более продуктивному – кочевому скотоводству? а) неолит; б) ранняя бронза; в) средняя бронза; г) поздняя бронза; д) раннее железо. Г. О первом сакском философе Анахарсисе писал известный древнегреческий ученый: а) Геродот; б) Солон; в) Диоген Лаэртский; г) Платон; д) верны все ответы. Д. Именно эти племена упоминались в русских летописях как «половцы»: а) скифы; б) монголы; в) гунны; г) кыпчаки; д) татары. Задание II. По какому принципу построены эти ряды? (5 баллов) А. Атбасарская культура, маханжарская культура, оюклинская культура. Б. Шелль, ашель, мустье. В. Кунби, таниркут, би. Г. Манихейство, зороастризм, несторианство, христианство, буддизм. Д. Кауыншынская, жетиасарская, отрар | Задания по истории Казахстана для дистанционной олимпиады школьников. 8 класс. Задание I. Найти правильный ответ. (5 баллов) А. Древние люди на территории Казахстана появились в эпоху: а) раннего палеолита; б) среднего палеолита; в) позднего палеолита; г) мезолита; д) неолита. Б. Первые жители Казахстана были современниками: а) австралопитека; б) кроманьонца; в) синантропа; г) питекантропа; д) неандертальца. В. В какую эпоху произошел переход к более продуктивному – кочевому скотоводству? а) неолит; б) ранняя бронза; в) средняя бронза; г) поздняя бронза; д) раннее железо. Г. О первом сакском философе Анахарсисе писал известный древнегреческий ученый: а) Геродот; б) Солон; в) Диоген Лаэртский; г) Платон; д) верны все ответы. Д. Именно эти племена упоминались в русских летописях как «половцы»: а) скифы; б) монголы; в) гунны; г) кыпчаки; д) татары. Задание II. По какому принципу построены эти ряды? (5 баллов) А. Атбасарская культура, маханжарская культура, оюклинская культура. Б. Шелль, ашель, мустье. В. Кунби, таниркут, би. Г. Манихейство, зороастризм, несторианство, христианство, буддизм. Д. Кауыншынская, жетиасарская, отрар | Разноуровневые задания по истории Казахстана 7 класс. Казахстан раннего средневековья
1 уровень. Решить тестовые задания.
1. Этноним (название народа) «тюрк» в китайских летописях известен с:
А) 542 года Б) 565 года В) 642 года Г) 704 года Д) 552 года
2. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата был:
А) кочевое и полукочевое скотоводство Б) скотоводство и земледелие
В) скотоводство, земледелие, торговля Г) земледелие; Д) войны Каган, первым стремившийся освободится от Жужанского государства: А) Бумынь; В) Анагуй Б) Мукан; Г) Иштеми Д) Тардуш В 563-567 тюрки смогли покорить А) жужан; Б) эфталитов; В) киданей; Г) Огузов; Д) татабов
5. Кыпчакский хан - правитель Сыгнака:
А) Мукылай; Б) Наркеш Даян; В) Кадыр-Бука Г) Тардуш Д) Су6. Где кыпчаков называли половцами?
А) на Руси; Б) в Венгрии; В) в Хорезме; Г) в Персии; Д) в Византии
7. Основной этнополитический костяк каганата составляли:
А) племя тюрков Б) племя кыпчаков Г) племя нушиби
Д) племя дулу В) «десять племен»
8. Столица Огузского государства.
а) Сауран; б) Отрар; в) Янгикент; г) Сыгнак; д) Туркестан
9. Простых общинников-скотоводов называли: А) «тат» В) «ябгу» Д) буюруки Б) «кара будун» Г) каганы
10. Назовите принцип, объединяющий эти слова. При каганах Кутлук, Елтерис, Капаган, Тон А) распался Западнотюркский каганат Б) Западнотюркский каганат завоевали китайцы В) каганат превратился в сильное государство Г) заключали торговое соглашение с Византией Д) воевали между собой
2 уровень. Соотнести события: 1.Ставка Большой Орды Тюргешского каганата находилась в городе: | А) Испиджабе В) Суябе Г) Отрар Б) Кунгите Д) Атлах | 2. Какое из перечисленных событий в Тюргешском каганате было раньше других: | А) Посещение каганом Сулу Танской империи
Б) правление кагана Тукасара Кутшара
В) правление кагана Ушлика
Г) столицей каганата избран город Тараз
Д) тархан Жыпыр захватил власть в каганате | 3. Определите понятие, которому соответствует данное описание. «Земельные владения, находящиеся в собственности мусульманских учреждений и служителей религии» | а) икта; б) вакуф; в) коммендация; г) орда; д) феод | 14. Возле какого города тюргешско-арабские войска нанесли поражение китайцам: | А) Ташкент; Б) Атлах; В) Суяб; Г) Отрар; Д) Сауран | 15. Объясните смысл слова: «кара будун» | А) племя, входившее в состав объединения тюргешских племен
Б) совет знати В) простые общинники-скотоводы
Г) налог с земледельцев Д) форма землевладения | 16. Кто основал государство Караханидов? | А) Бумынь; Б) Ушлик; В) Сатук Богра хан; Г) Чингисхан; Д) Бильге каган | Наряду с тюркской письменностью широко употреблялась и …
| А) арабская; Б) персидская; В) согдийская Г) латинская; Д) греческая. | Назовите принцип, объединяющий эти слова. Три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин и тухси:
| А) племена, которые воевали с карлуками
Б) племена, которые входили племенной состав карлуков
В) племена, которые были рабами карлуков
Г) тюргешские племена Д) племена отделившиеся от карлуков | 19. Основной древний памятник тюркской письменности: | А) «Огузнаме»; Б) «Кокыт -Ата»; В) «Тарих-и-Рашиди»;
Г) «Культегин»; Д) «Кутадгу билик» | 20. Зверь, которому поклонялись тюрки и называли его «бори»: | А) рысь; Б) снежный барс; В) лиса; Г) волк; Д) тигр | 3 уровень. Продолжить предложение.
1. Огузское государство образовалось в:______________________________
2. Воспитатели наследников огузского джабгу назывались:______________________
3. Во внешней политике огузские правители преследовали цели:_____________________
4. Какое из перечисленных событий в Огузском государстве было раньше других:_____________
5. Испиджаб в VI веке носил название:_____________________________________
6. В XI веке эти племена окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Какие племена?______________________________________________
7. Важную роль в политической жизни Кимакского каганата играли:_____________________
8. Титул кагана:_____________________________
9. Падение Кимакского каганата произошло:________________________________
10. Назовите народ, о котором говорится в сообщении Абу Дулафа: «У них растет тростник, которым они пишут », но это не карлуки:_________________________________ |