ФИО учителя | Кузнецова Александра Николаевна |
Предмет | История Древнего мира |
Класс | 5 |
Номер урока | № 4 в разделе IV «Древний Рим» (№ 1 в главе 12 «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья») |
Урочная/не-урочная форма | Урок; тип – изучение и первичное закрепление новых знаний |
Тема | «Пунические войны» |
Цель | Создать условия для развития умения анализировать причины и результаты военных столкновений Рима с Карфагеном; способствовать ознакомлению с ходом военных действий, важнейшими события и историческими персонажами. |
Задачи | Образовательные: - проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян; - охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны; - дать оценку действиям участников войн. | Развивающие: - развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; - развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; - овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство. | - приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. |
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. | Личностные: (личностные УУД) - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Метапредметные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии | Причины военных столкновений Рима с Кафагеном. Борьба Рима Карфагена за Сицилию. Первая пуническая война (264- 241 годы до н.э.), её результаты. Начало второй пунической войны, переход Ганнибала через Альпы. Римская армия. Вторая война Рима с Кафагеном ( 218-201 гг.до н.э.) Битва при Каннах (216 г. до н.э.). Победа римлян в войне. Рим- хозяин Западного Средиземноморья. Пуны, пентеры. Гамилькар, Ганнибал,Сципион. |
Источники информации | Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2014 г. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2014. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.В. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Экзамен», 2014 (со значком ФГОС) Тит Ливий История Рима от основания города. КНИГА XXI. // http://svitk.ru/004_book_book/18b/3832_tit_liviy-istoriya_rima_15.php |
Ресурсы | Настенная карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.» Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012: - «Древняя Италия, начало I тысячелетия – середина III в. до н.э.»; - «Вторая пуническая война, 218 – 201 гг. до н.э.». Документ-камера, проектор, экран Раздаточный материал: - отрывок из исторического источника: книги Тита Ливия «История Рима от основания города» - энциклопедическая информация о Пунических войнах; - в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии. |
ХОД УРОКА |
Этап урока | Форма орг-ции деят-сти уч-ся | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знания, умения, представ-ления | Формируемые УУД | Формируемые основы: - проектной/ исследоват. деят-сти; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности |
П | Р | К | Л |
1. | Организационный момент |
2. | Актуализация знаний |
Ф | «Историю, какого государства изучаем? Покажите на карте, где возник этот город» | Ученик показывает на карте и комментирует «Древний Рим возник на левом берегу реки Тибр, на Апеннинском полуострове, на юге Европы» | Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства | Объяснение | | | Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Древнего Рима | |
И | «Для того, чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания» | Выполняют письм. задания. Ответы отмечают в листках заданий и переносят в листы ответов. | Понятия: форум, легион, Марсово поле, Сенат, консул Даты: основание Рима, установление республики в Риме, отмена долгового рабства, установление господства в Италии | Давать определе-ния понятиям | Само-контроль |
С помощью документ-камеры высвечивает правильные ответы и разбалловку | Листы ответов сдают учителю. Самопроверка по листкам заданий |
3. | Определение потребностей и мотивов |
Ф | По вопросу № 1. «Сказали, что легион – это боевая единица римского войска. Как располагались легионы? Что Тит Ливий считал самым страшным для врага?» Кто сделал ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ? В чем преимущество построения легиона в бою по сравнению с македонской фалангой? (о фаланге – стр. 197) ТЕ, КТО НЕ СДЕЛАЛ, ТО В ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, т.к. этот вопрос был после параграфа, который был задан на дом на предыдущем уроке (в листы самооценки записывают: «На что обратить внимание») | Легионы строились в 3 линии по 10 отрядов: 1я линия – самые молодые воины, 2я – воины постарше и покрепче, 3я – самые надежные, проверенные воины. Самым страшным было видеть новый, более многочисленный строй после того, как враги, преследуя 1й и 2й ряды, уже думали, что одерживают победу Предположительно: Македонская фаланга строилась в 16 рядов, в бою первые 6 рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд – перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя. Но македонская фаланга была более неповоротливая, чем римский легион | Объяснение Анализ | Умение строить высказыва-ние | | | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | |
По вопросу № 2. «Выяснили, что консул не ведал казной. А кто ведал казной? Какие еще полномочия были у Сената? Еще раз скажем, кто осуществлял командование войском?» | Сенат. Разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с иностранными государствами. Консулы | Основные понятия | Объяснять связи и отношения |
«Итак: разрабатывал план войны … (Сенат) Командовал войском… (консул). Войско состояло из… (легионов) Дома должны были подумать: зачем Риму нужно было такое многочисленное и боеспособное войско?» | Предположительный ответ: Для защиты своих территорий и завоевания новых. | Объяснение | Умение строить высказыва-ние | |
КАРТА АТЛАСА (стр. 26) высвечивается с помощью документ-камеры По вопросу № 3. «Какую территорию римляне завоевали в первой трети III в. до н.э.? ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ Завоевав Италию, римляне вплотную подошли к территориям, подвластным одному из сильнейший городов Средиземноморья – какому?» | Всю Италию (Апеннинский полуостров) Карфагену | Работа с картой | Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи | Умение формули-ровать изучаемую тему |
Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем? Сегодня мы и начнем изучать войны Рима с Карфагеном. Как сформулируем тему? | С Карфагеном Предположительно: «Войны Рима с Карфагеном» | |
4. | Принятие учебных целей и условия их достижения |
И | Было несколько войн Рима с Карфагеном. У вас на партах справочный материал: сколько было войн, почему их называют пуническими? Первую войну подробно анализировать не будем. Причину знаем… Какая? А вот итоги войны выясним, изучив карту КАРТЫ АТЛАСА: стр. 26 и 27: сравнить территории Рима и Карфагена до и после Первой пунической войны. | Три войны Римляне называли карфагенян пунами Стремление Рима завоевать территории Карфагена Рим выиграл, завладел Сицилией, Корсикой, Сардинией | Объяснение Понятие: пуны Работа с картой: определе-ние гос. принад-лежности территорий | Работа с понятиями | | | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале |
П | Более подробно изучим вторую войну. Начинаем работу с постановки целей, для этого задаем себе «тонкие» и «толстые» вопросы | Составляют таблицу «тонких» и «толстых» вопросов | | Целепола-гание | Умение работать в паре со сверстни-ком Задавать вопросы, необходи-мые для организа-ции собст-венной дея-тельности | | Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию |
Ф | Проговорим, какие вопросы сформулировали. Пронумеруем вопросы. | Предположительно: «Тонкие»: - когда была война - кто первым начал войну; - кто командовал войском; - кто победил «Толстые вопросы»: - причины войны; - основные сражения (где, когда, что происходило); - итоги; - причины победы того, кто победил |
5 | Динамическая пауза. |
6 | Проверка принятой гипотезы, сбор данных, формулировка выводов |
Ф | Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы Изучаем источники, рядом с ответом пишем номер вопроса | Учебник – § 47 Карта атласа – «Вторая пуническая война» Письменный источник: отрывок из книги римского историка Тита Ливия | Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции. Называть причины карфагенс-ких войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенс-кой войне. Показывать по карте и комменти-ровать поход Ганнибала. Характери-зовать цели, поступки Ганнибала. Перечис-лять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | | | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников |
| Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние | Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им. Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи. | | | |
П | Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы | Учащиеся ищут ответы на вопросы |
7. | РЕФЛЕКСИЯ |
Ф | Причины Второй пунической войны? Кто первым начал войну? | Могущество Карфагена не было сломлено, он не хотел мириться с итогами первой Пунической войны. Карфаген | Объяснение | Рефлексия деятельнос-ти | Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | | | |
П | Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, написанные на отдельных листочках; должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах. Показать на карте места сражений | Одна пара у доски, остальные за партами делают задание. Затем проговаривают и показывают на карте Говорят, кто, в каком сражении одержал победу | Работа с хроноло-гией и картой | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь |
Ф | Итоги войны? | Победа Рима. Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег. | Анализ | | |
«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?» | Предположительно: причины победы римлян | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | Смысло-образова-ние |
«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома» | Записывают | |
8. | Самоконтроль и самооценка |
| Кто подчеркнул: - «Выполнил все задания» - «Соблюдал правила поведения» - «Кому что-то непонятно» Кто поставил себе за работу на уроке… Кто поставил себе за поведение на уроке… | Заполняют все строки листа самооценки | | Самоконт-роль, самооценка | | Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности | | |
9. | Оценка учителя |
10. | Домашнее задание |
| § 47 Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки Контурная карта «Вторая пуническая война» По желанию – сообщения о полководцах | | | | | | | |
1). Председательствовали в Народном собрании
2). Производили набор в войско
3). Ведали казной
4). Предлагали новые законы
5). Командовали войском
В чем преимущество построение легиона в бою по сравнению с македонской фалангой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пунические войны получили своё название из-за того, что римляне называли финикийцев-карфагенян — пунийцами или пунами.
Первая Пуническая война (264—241 г. до н. э.).
Вторая Пуническая война (218—201 г. до н. э.)
Третья Пуническая война (149—146 г. до н. э.)
Я приступаю к описанию самой замечательной из войн всех времен — войны карфагенян под начальством Ганнибала с римским народом. Никогда еще не сражались между собою более могущественные государства и народы. Ненависть, с которой они сражались, была едва ли не выше самих сил: римляне были возмущены дерзостью побежденных, по собственному почину подымавших оружие против победителей; пунийцы — надменностью и жадностью, с которой победители, по их мнению, злоупотребляли своей властью над побежденными.