kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спецкурс "Внеклассные занятия по музейной археологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

спецкурс внеклассных мероприятий по краеведению и археологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс "Внеклассные занятия по музейной археологии"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 49 города Тюмени









Спецкурс:

«Прикосновение к прошлому»

(внеклассные занятия по музейной археологии)





Автор: учитель истории и обществознания,

руководитель гимназического музея

«Вехи школьных лет»

Серебрякова Наталья Павловна










Тюмень, 2022

Аннотация проекта

Внеклассные занятия по музейной археологии «Прикосновение к прошлому» запланированы на 6 месяцев.

Целью занятий является, формирование осознанного отношения обучающихся к историческому наследию, расширение знаний обучающихся по истории родного края, его природе и культуре народов, населявших Западную Сибирь в древности, приобщение детей к музейной культуре, введение музея в сферу интересов школьников.

Проект разработан для обучающихся 5-9 классов средних общеобразовательных учреждений г.Тюмени (группа не более 15 человек). Реализацию проекта предполагается осуществить на базе Музея гимназии № 49 города Тюмени «Вехи школьных лет».

Результаты проекта: проведение теоретических и практических занятий; создание методических материалов к обучающему курсу; написание научно-исследовательской работы каждым из участников проекта, по одной из актуальных проблем древней или средневековой истории Тюменской области; подготовка материалов для публикации в местной печати; разработка экскурсионного проекта по теме: «Археологические памятники г. Тюмени».


  1. Актуальность проекта:

В школьном курсе истории существует немало понятий, изучение которых требует использования материалов по истории края. Преподавание с элементами краеведения облегчает усвоение обучающимися исторических понятий. Опираясь на конкретные сведения о родном крае, ученики расширяют свои представления до понимания научных закономерностей.

Школьное краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс; оно развивает индивидуальные наклонности и способности обучающихся, помогает им в выборе профессии.

Большое значение имеет школьное краеведение в охране исторических памятников.

Оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое делается коллективно: появляются общие интересы, укрепляющиеся сознанием полезности своего дела и реальными результатами проделанной работы.

На сегодняшний день из учебных планов общеобразовательных учреждений исключен курс краеведения. Данная дисциплина преподается по усмотрению учителя, чаще всего в рамках уроков истории или географии, но в немногих школах.

Занятия по музейной археологии «Прикосновение к прошлому» помогут детям осознать важность сохранения исторического наследия, направят творческую активность ребят на познание истории родного края, города, своей семьи и определение своего места в жизни. Дадут возможность, для формирования экологической культуры, помогут развить духовный, интеллектуальный и общественный потенциал, подготовят молодежь к творческой, научной деятельности.

  1. Воспитательные возможности педагогической (музейной) археологии.

В научно-методической литературе, публикациях прессы, все чаще встречается термин «педагогическая археология». Причем, употребляется этот термин, чаще всего, как синоним «школьной» или «детской» археологии.

Традиция детской археологии в России насчитывает уже около ста лет. Особенно актуальной детская археология стала в последние полтора десятилетия. Сегодня детские археологические лагеря работают по всей России и странам СНГ. Более того, в течение учебного года дети проходят теоретическую подготовку в кружках, клубах юных археологов и краеведов под руководством учителей и специалистов-археологов.

Таким образом, в силу объективных обстоятельств, практика реализации различных образовательных и досуговых мероприятий на базе археологии приобрела массовый характер, стала традиционным направлением дополнительного образования. Глобальный педагогический потенциал, таящийся в этой практике, был понят многими педагогами, что привело к разработке содержания, форм, методики деятельности. В то же время, подавляющее большинство опубликованных работ по названной проблематике имеют описательный характер (Кручинина Т.А., 1987, Липавский С.А., 1993, Шульга П.И., 1998 и др.). Наиболее содержательными и успешными, на наш взгляд, являются методические публикации сибирских авторов (Вопросы методики, 1990, Историческое краеведение, 1996).

Таким образом, произошло выделение нового образовательного пространства, наиболее удачное название которого – «педагогическая археология», был предложено А.М. Буровским (Буровский А.М., 1990). Им же были рассмотрены взаимовлияния археологии и педагогики, организационно методические аспекты деятельности детских археологических кружков.

С тех пор практиками был накоплен огромный опыт работы, многое было переосмыслено исходя из современной образовательной концепции страны.

Педагогическая археология представляет собой интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность.

Археология – это прикладная источниковедческая наука. Первобытная археология, «доистория», является, в большой степени естественной наукой.

На этом понимании строятся те связи, которые делают археологию педагогической:

  • прикладной характер деятельности;

  • массовость, доступность источников;

  • широкая интеграция с другими науками;

  • доступность теории и методов для школьников среднего и старшего звена;

  • непредсказуемость, большая вариативность суждений, выводов;

  • сочетание разнообразных исследовательских форм и приемов;

  • наглядность результатов, яркая эмоциональная окрашенность;

  • оперативная социализация результатов деятельности.

Таким образом, археология становится средством достижения определенных педагогических целей. Педагогика, в свою очередь, выполняет в системе целеполагающую и целереализующую функции. Ребенок включается в новое для него образовательное пространство, реализуя свой потенциал в нескольких направлениях.

В качестве методологических основ феномена педагогической археологии предлагаются следующие.

Объект педагогической археологии – особая педагогическая система краеведческой работы в дополнительном образовании.

Предмет педагогической археологии – взаимодействие педагогических технологий и прикладного интегрированного характера археологии.

Метод педагогической археологии – деятельностный подход к развитию личности, системный характер деятельности как антропологического явления.

Несомненно, многие аксиоматично выделенные аспекты педагогической археологии не бесспорны и требуют дальнейшего изучения, а, самое главное, дискуссии практиков – и археологов, и педагогов.

  1. Цели и задачи проекта:

Основная цель: познакомить обучающихся с историей юга Тюменской области.

Задачи проекта:

    • формирование уважительного отношения к историческому знанию как знанию научному;

    • обучение анализу, сопоставлению полученных знаний и отстаиванию своей точки зрения;

    • создание условий для формирования мотива долженствования при физических нагрузках для получения позитивного результата;

    • получение дополнительного образования в рамках вспомогательных исторических дисциплин;

    • активизация творческой исследовательской деятельности детей;

    • формирование осознанного отношения к историческому наследию и его сохранению;

    • воспитание уважение к своим корням;

    • овладение туристическими навыками: пользование географическими картами, ориентирование на местности, походно-экспедиционная жизнь.

  1. Описание проекта.

Программа внеклассных занятий «Прикосновение к прошлому» разработана для обучающихся 5-9 классов на 48 часов (2 часа в неделю). Потенциальными слушателями данного курса являются обучающиеся средних образовательных учреждений г.Тюмени.

Занятия объединят юных исследователей, интересующихся древней и средневековой историей Тюменской области и настроенных на профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологии и первобытной истории.

Программа внеклассных занятий состоит из двух разделов: научно-теоретического и практического. В рамках научно-теоретического курса рассматриваются такие вопросы как: история археологической науки, теория и практика археологического исследования, основные этапы истории развития человеческого общества на территории Тюменской области. Практические занятия включают в себя: экскурсию в музей-заповедник Андреевского озера, выезд в окрестности г. Тюмени на мастер-класс по полевой археологии, мастер-класс по экспериментальной археологии «Гончарное производство населения Западной Сибири в древности»; специальные занятия в музее гимназии «Вехи школьных лет» по темам: археологический источник – возможности для реконструкции, виды источников, атрибуция археологического источника (каменные орудия труда, керамика, костяные изделия, металлические изделия), составление коллекционных описей и карточек музейного описания.

Реализацию проекта предполагается осуществить на базе Музея гимназии № 49 города Тюмени «Вехи школьных лет». Музей располагает необходимым оборудованием для изготовления наглядных пособий и презентаций по ряду тем – 1 компьютер, принтер, картридж, сканер. Для успешной реализации проекта требуется приобрести материалы для практических занятий (глина, коврики и др.), а так же арендовать транспортные средства для поездки в музей-заповедник на Андреевском озере и выезда в окрестности г. Тюмени на занятие по полевой археологии.

4. Рабочий план реализации проекта

Мероприятие

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

1. Курс лекций «Предмет и основные понятия археологии».







2. Знакомство с отчетной документацией.







3. Поездка в музей-заповедник Андреевского озера







4. Мастер-класс по полевой археологии в пригороде г. Тюмени







5.Курс лекций«Археоло

гические памятники на территории Тюменской области







6. Посещение музея археологии и этнографии ТюмГУ







7. Мастер-класс по экспериментальной археологии «Гончарное производство населения Западной Сибири в древности»







8. Семинар «Правовые и экономические аспекты археологии»









5. Ожидаемые результаты

Результатом реализации проекта будет являться:

  • создание коллектива единомышленников, состоящего из обучающихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений города Тюмени;

  • создание методических материалов к обучающему курсу (Приложение 1);

  • написание научно-исследовательской работы каждым из участников проекта по одной из актуальных проблем древней или средневековой истории Тюменской области;

  • подготовка материалов для публикации на сайте гимназии;

  • разработка экскурсионного проекта по теме: «Археологические памятники г. Тюмени».

Помимо этого, участники данного проекта получат возможность овладеть туристическими навыками: использования географических карт и ориентирования на местности, кроме того, смогут совершенствовать свои коммуникативные навыки и обретут новых друзей и знакомых.

Распространение результатов реализации проекта будет осуществляться путем публикаций в местной печати и на сайте гимназии, организации экскурсий по археологическим памятникам г.Тюмени среди обучающихся тех школ, которые приняли участие в проекте. Материалы проекта будут использованы в экскурсионной работе музея гимназии «Вехи школьных лет». В дальнейшем такие занятия с обучающимися общеобразовательных учреждений могут стать ежегодными, а проведение практических занятий превратиться в подготовку для организации археологической научно-исследовательской экспедиции по югу Тюменской области.





Список литературы

  1. Буровский А.М., Предмет и проблемы «педагогической археологии» / Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск.1990.

  2. Вопросы методики, Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск. 1990.

  3. Захарук Ю.Н., К дискуссии о статусе археологии / Российская археология, № 4. 1992.

  4. Историческое краеведение. Историческое краеведение: теория и практика. Барнаул. 1996.

  5. Клейн Л.С., Методологическая природа археологии / Российская археология, № 4. 1992.

  6. Кручинина Т.А., Археологический отряд как форма трудовых объединений старшеклассников / Преподавание истории в школе, № 4. 1987.

  7. Липавский С.А., Школьный археологический кружок / Преподавание истории в школе, № 1. 1993.

  8. Шульга П.И.,. О работе археологических лагерей школьников в Алтайском крае / Гуманитарные исследования в Сибири, №4, 1998


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Спецкурс "Внеклассные занятия по музейной археологии"

Автор: Серебрякова Наталья Павловна

Дата: 06.02.2024

Номер свидетельства: 645200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства