kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинары по истории России с др. времен до XVIIIв

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~ Семинар – коллективная форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и учащихся, самостоятельной работы с различными источниками информации, анализа исторических документов, статистических данных, в процессе публичного обсуждения вопросов темы решаются задачи формирования прочных исторических знаний, практических умений учащихся.

 Семинарское занятие является формой обучения, позволяющей эффективно организовать самостоятельную работу учащихся.
С лабораторными занятиями по истории семинар сближает целевая установка: получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников и т.д. Но в отличие от других форм занятий на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а представляют их на коллективное обсуждение в классе после самостоятельной, предварительной работы дома с рекомендованной литературой.
Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса по истории и результатом предшествующего ему обучения школьников на уроках и лабораторных занятиях
По своей роли в формировании новых знаний семинары делятся на три вида:
 1. Тематические семинары целиком посвящены изучению нового материала. От уроков аналогичного типа они отличаются предварительным самостоятельным изучением старшеклассниками неизвестного им исторического факта и подготовкой развернутых выступлений по предложенному заранее плану. Как правило, такой семинар посвящается важному, возможно неоднозначно оцениваемому событию, основные ( ключевые) моменты которого выносятся в план занятия.
 
II. Семинары, сочетающие обобщение с изучением нового материала, очевидно, уместны в конце тематического блока, при завершении знакомства с крупным историческим процессом или явлением.
 
III. Семинары, посвященные обобщению и систематизации исторических знаний, проводятся на материалах больших тем и разделов. Они нацеливают на актуализацию и повторение основных вопросов изученного исторического материала, сопоставление однородных фактов и синхронных процессов, самостоятельное формулирование выводов о характере, направленности, особенностях исторического развития отдельной страны, регионов и мира в целом
Вузовская традиционность семинаров создает общее представление о структуре этого занятия и его обязательных атрибутах: плане, списке рекомендованной литературы, конспектах. Однако в последнее время интерес учащихся к семинарским занятиям заметно снизился, что побуждает преподавателей искать способы их «реанимации».
Прежде всего, нужно отказаться от безликих, невыразительных формулировок темы занятия, несущих в себе готовые выводы и оценки. В названии семинара желательно сразу же показать актуальность, проблемность, дискуссионность его содержания, увлечь школьников перспективой определить собственное отношение к историческому прошлому, осмыслить его самостоятельно и личностно
Столь же напряженно и проблемно должны быть формулированы пункты плана семинара. Помимо этого, формулировки вопросов семинарского занятия могут содержать прямые указания на способ оформления ответа, уводящего учеников от простого переписывания и воспроизведения источников..
Оживление и разнообразие в методику проведения семинарских занятий вносит предварительное распределение учебных поручений. Семинар, проводимый по методу «малых групп», предполагает создание в классе нескольких групп по 3-5 человек, каждый из них на семинаре может выступить в роли докладчика, содокладчика, оппонента, рецензента и др.
Достаточное разнообразие семинарских занятий и способов их проведения, позволяет рекомендовать учителям использовать их в обучении чаще, чем это предлагалось раньше.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Винокурова Наталья Ивановна сем-р»



Тема:

«Феномен Февральской революции».

(11-й класс, урок-семинар)

Цели:

-осмыслить Февральскую революцию, как одно из наиболее удивительных, наименее предвиденных и до сих пор до конца не понятых историками факта;

-разобраться в расстановке классовых сил, в программах и намерениях партий и вождей,

-рассмотреть возможные альтернативы, найти, если можно, аналогии в сегодняшних событиях.

План семинара.

  1. Падение самодержавия.

  2. Расстановка политических сил, партии в Февральской революции.

  3. Двоевластие или безвластие?

  4. Была ли неизбежна эта революция? Возможные альтернативы.

Ход семинара.

Учитель нацеливает учеников на работу, говоря о том, что хронология и ход событий нам достаточно ясны, но все же, что это было? Почему до сих пор февральским событиям 17-го года даются столь неоднозначные оценки?

1-й вопрос семинара. Падение самодержавия.

Вопросы для осмысления:

- почему «падение», а не «свержение»?;









- как готовился этот процесс?;

- как относились к этим событиям различные партии, слои населения, армия?;

- пытался ли Николай II предотвратить падение?;

- что было бы, если бы царь уступил в 1915_1916 гг. прогрессистам и пошел на создание ответственного перед Думой правительства?;

- почему самодержавие так легко свергнуто? ;

-историческая практика XXв. характеризуется высокой приспосабливаемостью монархических институтов . Она отвечает традициям многих стран, дает им стабильность. В России эта традиция прошла через всю историю, идея целостности, стабильности ассоциировалась с монархией. Может быть, утрата монархизма – причина многих сегодняшних проблем в стране?

Возможен вывод: императорская власть полностью утратила свой авторитет, сдала государственные позиции либералам. Перед страной открывалась возможность буржуазной модели либерального развития общества.

2-й вопрос семинара. Расстановка политических сил.

Учитель: «Революция вынесла десятки партий, сотни вождей, тысячи политических деятелей. Порой им казалось, что они увлекают за собой революцию, а, может быть, это революция толкала их вперед?»

При оценке либеральных партий, выйти на следующие проблемы:

- почему партии «полевели» в первый период революции ?;

-почему с апреля 17-го года большинство либералов вынашивали идею «сильной руки»?;

-почему так слаб либерализм в России? ( Маклаков считал, что Россия оказалась недостойна свободы, которую она завоевала, что революция погубила Россию, что она не способна выжить без сильной власти.).







При оценке социал-демократических партий выйти на проблемы:

-почему наиболее массовой партией были эсеры ( в партию вступали целыми деревнями, ротами), почему эта партия так неоднородна?;

-как вы относитесь к высказыванию Г.В.Плеханова: «… если бы власть перешла в тот момент в руки социалистов, это привело бы к диктатуре пролетариата и крестьянства, но они не способны справиться с этой властью, их ожидает поражение»;

-разделяете ли вы позицию Г.В.Плеханова: «Русская история еще не смолола той муки, из которой был бы испечен пирог социализма»?;

Особо необходимо разобраться с позицией большевиков, понять причину феноменального взлета их популярности, это возможно, анализируя работы В.И.Ленина «Апрельские тезисы» , «Как мы доехали» и др., полемику вокруг этих статей. Эту работу ребята должны выполнить дома при подготовке к семинару, ответив на следующие вопросы:

- какую задачу, на тот момент, ставит Ленин перед пролетариатом? ( Г.В.Плеханов усматривает в позиции В.И.Ленина отказ от социал-демократических принципов);

-на выполнение какого раздела Программы РСДРП нацелен ленинский план?:

-выполнена ли программа минимум?;

-на кого ориентирована эта программа? ( молодежь, маргиналы, радикалы);

-как вы относитесь к высказыванию Каменева: «…это ленинская платформа, у партии она своя»;

-почему же восторжествовала ленинская платформа?;

-почему большевики не способны идти на компромисс?

Возможен вывод: народные массы, в силу своей маргинальности, не вдавались в тонкости идеологий. Они готовы были идти за любой политической силой, пообещавшей им мир и землю.







3-й вопрос семинара. Двоевластие или безвластие?

Учитель: своеобразием текущего момента была дуалистическая власть. Попытаемся разобраться в этом!

Проблемы:

-почему власть дуалистична?;

-Временное правительство, кто они? ( персонифицировать!);

-В.И.Ленин расценивает буржуазию как «невольную, но движущую силу», а по- вашему, хотела ли буржуазия революции?;

-истинно ли демократический принцип формирования Советов? Были ли Советы реальной властью?;

-какова позиция Временного правительства по отношению к Советам?;

-каковы особенности двоевластия в центре и в провинциях?

4-й вопрос семинара. Была ли революция неизбежна? Альтернативы революции.

Вопросы для осмысления:

-является ли история объективным, закономерным процессом или это игра стихийных и сознательных сил?;

-были ли альтернативы развития России после первой русской революции, и какие?

(Предпосылки для реформ или для революции были значительнее?);

-можно ли считать Февраль прологом Октября?;









-90-е гг. XX в. были невероятно сложными для российского общества, почему общество избежало революции?;

- в чем ситуация в сегодняшней Украине напоминает февраль 17-го года в России, чем это опасно?

Возможен вывод:

Февральская революция открыла перед Россией возможность цивилизованного, эволюционного развития, но, в силу осмысленных вами фактов, этот процесс до сегодняшнего дня еще до конца не решен.

Литература.

Аврех А. Царизм накануне свержения. М. 1989.

Ананьич В.В. Николай II, ж. «Вопросы истории», 2, 1993.

Бурджалов Э.Н. Вторая русская революция, М., 1993

Искандеров А. Российская монархия., ж. «Вопросы истории», 9, 1999.

Ганелин Р.Ш. Материалы по истории Февральской революции, ж. «История Отечества», 5, 1992.

Голиков А. Феномен А.Керенского., ж., «История Отечества», 5, 1992.

Гайда А. Февраль 17-го., ж., «Вопросы истории», 2, 1998.

Ильин И.А. О сопротивлении злу., ж., «Новый мир», 10, 1991

Покровский Г. Мирская и монархическая традиция в истории российского крестьянства., ж., «Новый мир», 9, 1989г.

Измозик В.С. Временное правительство., ж., «Вопросы истории», 6, 1994.

Троцкий Л.Д. Е истории русской революции., М., 1990.

Энциклопедия для детей. История Отечества XXв., «Аванта плюс», 1996.








Просмотр содержимого документа
«Планы семинарских заняти по истории России с др времен доXVIII в»

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 18 ВЕКА


Тема: ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ.

1. Условия жизни и национальный характер.

2. Язычество и языческие традиции в русской культуре 19 – 20 вв..

3. Ценностные ориентации народной русской культуры, какое отражение они

нашли в русской истории и культуре?

4. Россия : Европа или Азия?



Л и т е р а т у р а :


Бердяев Н. «Судьба России», М., 1990 г.

«Истоки и смысл русского коммунизма», М., 1990 г.

Гумилев Л. Н. «Древняя Русь и Великая Степь», М., 1989 г.

«От Руси до России», М., 1992 г.

Данилевский Н. Я. «Россия и Европа», М., 1991 г.

Ионов И. Н. «Россия и мировая цивилизация», Ж. «Отечественная

история», № 4, 1992 г.

Удальцова З.Ф. «Древняя Русь – зона встречи цивилизаций», М.,1980 г.

Кобычев В. П. «В поисках прародины славян», М., 1973 г.

Соловьев С. М. «История России с древних времен» (любое издание).

Ключевский В. О. «Лекции по русской истории»

Карамзин Н.М. «История государства Российского»

Вернадский Г.В.Русская история. Учебник. М., 1997. Вернадский Г.В.Русская история. Учебник. М., 1997



























Тема семинара: ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ.


1. Язычество и языческая реформа Владимира I-го.

2. Цивилизационная альтернатива: иудаизм, ислам, христианство.

3. Цивилизационная альтернатива: католичество и православие.

4. Христианизация Руси и ее последствия.

5. Взаимодействие светской и духовной власти.

6. Двоеверие.



Л и т е р а т у р а : Ионов И. Н. «Россия и мировая цивилизация», Ж. «Отечественная

история» №4, 1992 г.

«Российская цивилизация», М., 1995 г.

Клибанова А. А. «Крещение Руси: история и современность

Пушкарев С. Г. «Обзор русской истории», М., 1991 г.

Рыбаков Б. А «Язычество древних славян», М., 1987г.

Фроянов И. А. «Христианство», Л., 1988 г.

Кузьмин А. Г. «Падение Перуна», М., 1984 г.




































Тема: МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ.


Тема обобщающего семинара: ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА:

вызов «Востока» и вызов «Запада».



1. Вызов «Востока»:


а) Иго – как социально- политический феномен.

б) Влияние Золотой Орды : военно- политическое насилие или вассальные

отношения.

2. Вызов «Запада»:

а) Александр Невский и его политическая позиция.


3. Политические и культурные последствия монголо-татарского ига.



Л и т е р а т у р а : Ключевский В. О. «Лекции по русской истории» (любое издание).

Карамзин Н.М. «История государства российского»

Соловьев В. О. «История с древних времен».

Греков В. Д. «Восточная Европа и упадок Золотой Орды», М., 1976 г.

Греков И. Б. «Золотая Орда и ее падение», М., 1950 г.

Гумилев Л. Н. «От Руси до России», М., 1992 г.

Каргалов «Монголо - татарское нашествие на Русь», М., 1977 г.

Кучкин В. А. «Русь под игом монголо - татар» М, 1991 г.

Насонов А. Н. «Монголы и Русь» М., 1980 г.

Пашуто В. А. «Александр Невский», М., 1075 г.





















Тема: ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.


1. Предпосылки образования Русского централизованного государства.

2. Цивилизационные варианты объединения. (Почему литовско – русский вариант

не стал господствующим?)

3. Роль Москвы в объединительном процессе. «Москва – третий Рим»: теория и практика.

4. Суть и ход объединительных процессов. Феодальная война в России.

5. Московское государство в 15 – 16 вв.. и его традиционная культура. Иван 3-й.



Л и т е р а т у р а : Ключевский В. О. «Лекции по русской истории» (любое издание).

Карамзин Н. М. «История государства российского».

Соловьев С. М. «История России с древних времен»

Зимин А. А. «Россия на рубеже 15 – 16 вв., М., 1991 г.

Каштанов С. М. «Социально – политическая история Руси

к.15 – н.16 вв.», М., 1967 г.

Мавродин В. В. «Образование единого русского централизованного

государства», Л., 1951 г.

Назаров В. Д. «Свержение Ордынского ига на Руси», М.,1983 г.

Хорошевич А. Л. «Русское государство в системе международных

отношений в к.15 – н.16 вв.», М., 1980 г.

Черепнин Л. В. «Образование русского централизованного

государства», М., 1983 г.























Тема: КРИЗИС РУССКОЙ ЦЕРКВИ 15 I-й половины 16 вв.



1. Русские ереси. Стригольники.

«Жидовствующие»: истоки и судьбы.

2. Нистяжатели. Нил Сорский. Максим Грек.

3. Теория и практика иосифянства. Иосиф Волоцкий.

4. Взаимоотношения светской и церковной власти.



Л и т е р а т у р а : Карамзин, Ключевский, Соловьев. (любое издание).

Громов М. Н. «М. Грек», М., 1983 г.

Казакова Н. А. «Вассиан Патрикеев и его сочинения».

Зимин А. А. «Россия на пороге нового времени», М.. 1972 г.

Лурье Я. С. «Идеологическая борьба в русской публицистике

к.15 – н.16 вв..», М., 1960 г.

Никольский Н. М. «История русской церкви», М., 1990 г.

Покровский Н. Н. «М. Грек: загадки судьбы», Ж. «Знание – сила», №5,

1973 г.

Скрынников Р. Г. «Святители и власть», Л., 1990 г.






























Тема семинара: РОССИЯ В ЭПОХУ ИВАНА ГРОЗНОГО.



1. Личность Ивана Грозного. Эволюция отношений к Ивану Грозному в исторической

науке и в обществе на равных этапах его развития.

2. Избранная Рада и реформы 50-х гг..

3. Опричнина и ее оценка.

4. «Запад» и «Восток» в политике Ивана Грозного.

5. Грозный и Курбский.

6. Россия при Иване Грозном: абсолютизм или самодержавие.



Л и т е р а т у р а : Древняя русская переписка. Хрестоматия. М., 1988 г.

Переписка Ивана Грозного с А. Курбским. Л , 1979 г.

Альшиц Д. Н. «Начало самодержавия в России. Государство Ивана

Грозного», М., 1988 г.

Веселовский С. Б. «Исследования по истории опричнины», М., 1966 г.

Зимин А. А. «Россия времени Ивана Грозного», М., 1984 г.

Зимин А. А. «Реформы Ивана Грозного», М., 1960 г.

Зимин А. А. «Опричнина Ивана Грозного», М., 1964 г.

Кобрин В. Б. «Иван Грозный», М., 1989 г.

Костомаров Н. И. «Исторические монографии и исследования», М.,

1989 г., кн.1.

Коротков И. А. «Иван Грозный Военная деятельность», М., 1952 г.

Носов Н. Е. «Становление сословно – представительных учреждений

в России», М., 1969 г.

Садиков П. А. «Очерки по истории опричнины», М., 1950 г.

Скрынников Р. Г. «Опричный террор», Л., 1969 г.

«Переписка Грозного с Курбсим», Л.. 1973 г.

«Начало опричнины»,.Л., 1966 г.

«Иван Грозный», Л., 1975

«Святители и власти», Л., 1975 г.

Шмидт С. О. «Российское государство в с.16 в.», М., 1984 г.

«Становление российского самодержства», М., 1975 г.

Валишевский К. «Иван Грозный», М., 1989 г.















Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ САМОДЕРЖАВИЯ.


1. Общественно-политическое развитие России в к.16 – н.17 вв.. Начало становления

мировой цивилизации и Россия. Перспектива сословной монархии.

2. Политика Бориса Годунова и причины его краха.

3. Феномен самозванчества в России н.17 века.

Лжедмитрий I – неудачные попытки европеизации России.

4. Народные ополчения и Земский Собор 1613 г.

Демократические начала и самодержавные итоги.



Л и т е р а т у р а : «Дневник Марины Мнишек», С. П. б., 1995 г.

«Сказание Авраама Палицина», М.,Л., 1955 г.

Смута в Московском государстве: Россия н.17 века в записках

современников. М., 1989 г.

История Отечества в лицах: С древних времен до к.17 века. М., 1933 г.

Лебедев В. «Смутное время», М., Л., 1928 г.

Анпилогов Г. Н. «Новые документы о России к.16 – н.17 вв..», М., 1967

Костомаров Н. И. «Смутное время Московского государства в н.17 в.»,

М., 1994 г.

Павлов А. П. «Государев двор и политическая борьба при Б. Годунове»,

СПб., 1992 г.

Веселовский С. Б. «Исследования по истории опричнины», М., 1963 г.

Станиславский А. П. «Гражданская война в России – 17 век», М., 1990 г.

Буганов В. П. «Крестьянская война в России в н.17 века», М., 1976 г.

Зимин А. А. «В канун грозных потрясений…», М., 1985 г.

Платонов С. Ф. «Очерки по истории Смуты в Московском государстве

в 16 – 17 веках», М.. 1937 г.

Скрынников Р. Г. «Россия накануне «смутного времени», М., 1989 г.

«Социально – политическая борьба в русском

государстве в н.17 века», Л., 1985 г.

«Самозванцы в России в н.17 века Григорий

Отрепьев», Н., 1978 г.

Россия в начале 17 века. «Смута», М., 1988 г.

Лихолетье: Москва в 16 – 17 веках. М., 1988 г.

Флория Б. Н. «Русско – польские отношения и политическое развитие

Восточной Европы во II-половине 16 - н.17вв.. М., 1978 г.

Валишевский К. «Смутное время», М., 1990 г.












Тема: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 17 ВЕКЕ.


1. Сельское хозяйство и народная колонизация. Проблемы неравномерности

территории.

2. Промышленность и города.

3. Торговая политика правительства и развитие рынка.

4. Сравнительная характеристика России и передовых стран Западной Европы.



Л и т е р а т у р а :


Зимин А. А. «В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в

России», М., 1985 г.

Скрынников Р. Г. «Россия накануне Смутного времени», М., 1981 г.

Базилевич К. В. «Денежная реформа Алексея Михайловича и восстание в Москве в

1662 г.», Л., 1936 г.

Готье Ю. В. «Замосковный край в 17 веке», М., 1937 г.

Маньков А. Г. «Развитие крепостного права в России», М., 1962г.

Новосельский А. А. «Вотченник и хозяйство в 17 веке», Л., 1929 г.

«Западно – европейские купцы и товары в России 17 в.», М., 1992 г.

Буганов В. И. «Мир истории: Россия в 17 веке», М., 1989 г.

«Три века: Россия от «Смуты» до нашего времени», М., 1991 г., Т. 1-2.

Шаскольский И. П. «Русская морская торговля на Балтике в 17 веке», СПб., 1994 г.

Никитин Н. И. «Сибирская эпопея I. в.: начало освоения Сибири русскими людьми», М.,

1984 г.

Демин А. В. «Русское купечество в 17 – 18 вв..: города Верховолжья», М.. 1990 г.

Головикова Н. Б. «Очерки по истории городов России к.17 – н.18 вв..», М.. 1998 г.

«Дворянство и крепостной строй в России 16 -18 вв..», М., 1975 г.

«Промышленность и торговля в России 16 – 17 вв..», М., 1983 г.

Устюгов Н. В. «Солеваренная промышленность Соли Камской в 17 веке», М., 1957 г.




















Тема: СИСТЕМА ВЛАСТИ, ( 17 век )


1. Боярская дума и ее значение.

2. Земский Собор. Состав и полномочия.

3. Причины прекращения практики Земского Собора. Вопрос об умирании сословно –

- представительных учреждений.

4. Земские Соборы и европейские парламенты; к вопросу о соотносительности.

5. Почему взаимодействие с Западом не сразу привело в России к широкому

заимствованию западных идей и образа жизни. Первые западники: Хворостин,

Ордин – Нащекин, Котошихин.



Л и т е р а т у р а : «Соборное Уложение 1649 г.», Л., 1987 г.

Тихомиров М. Н. «Соборное Уложение 1649 г.», М., 1961 г.

Корецкий В. И. «Закрепощение крестьян и классовая борьба в России

во II-й половине 17 века», М., 1970 г.

Тихомиров М. Н. «Классовая борьба в России 17 веке», М., 1969 г.

Черепнин Л. В. «Земские Соборы 16 – 17 вв..»,М., 1978 г.

Чистякова Е. В. «Городские восстания в России в I-ой половине 17

века», В., 1975 г.

Юшков С. В. «История государства и права СССР», М., 1961 г.

Маньков А. Г. «Развитие крепостного права в России во II-ой половине

17 века», В., 1975 г.

Панеях В. М. «Холопство в первой половине 17 века», Л., 1984 г.


























Тема: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 17 В.



1. Причины и обстоятельства принятия Соборного Уложения 1649 г.

2. Компромисс государства и сословий.

3. Тягловое сословное общество – опора самодержавия.

4. Казачество – социокультурная инверсия.

5. Власть и общество в России в 17 веке.



Л и т е р а т у р а : «Соборное Уложение», Л., 1987 г.

Тихомиров М. Н. «Соборное Уложение 1649 г.», М., 1961 г.

Корецкий В. И. «Закрепощение крестьян и классовая борьба в

России во второй половине 17 века», М., 1970 г.

Тихомиров М. Н. «Классовая борьба в России 17 в», М., 1069 г.

Чернов В. М. «К вопросу о влиянии Литовского статуса на Соборное

Уложение», М., 1958 г.

Чистякова Е. В. «Городские восстания в России в первой половине

17 века», Воронеж, 1975 г.

Шевченко М. М. «История крепостного права в России», В., 1975 г.

Манькова А. Г. «Развитие крепостного права в России во второй

половине 17 века», М., 1962 г.

Панеях В. М. «Холопство в первой половине 17 века», Л., 1984 г.


























Тема: РАСКОЛ И СТАРООБРЯДЧЕСТВО.



1. Отношения противостояния светской и церковной властей.

2. Церковная реформа (политический, социальный, религиозный, общекультурный

аспект) и борьба с ней.

3. Духовный потенциал старообрядчества. П. Аввакум.

4. Роль старообрядцев в развитии русского предпринимательства.

5. Что сближает хозяйственную этику протестанизма и старообрядчества и что их

разделяет?

6. Способствовало ли старообрядчество созданию классов буржуазного общества?




Л и т е р а т у р а : Житие П. Аввакума, им самим написанное и другие его произведения.

М., 1960 г.

Бычкова М. Е. Николас Витсен о русской церкви и патриархе Никоне.

М., 1990 г.

Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения.

Вопросы экономики, №8, 1993 г.

Кострмаров Н. И. Раскол. М., 1994 г.

Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста

в России. К., 1971 г.

Миловидов В. Ф. Исторические судьбы раскола и старообрядчества.

Ж. Атеизм, религия и церковь в истории СССР, М.,

выпуск 25.

Никольский Н. М. История русской церкви (любое издание).

Православие. Вехи истории. М., 1989 г.

Церковь в истории России. Критические очерки. М., 1967 г.

Платонов В. Ф. Лекции по истории России. М., 1996 г.




















Тема : ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ И НАЧАЛО ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ.



1. Последовательность и взаимосвязь военно-политической и государственно-

-экономической реформы Петра.

2. Европеизация и ее противоречия (деспотизм Петра).

3. Внешняя политика Петра: доктрина и стратегия.

4. Развитие дворянской культуры, и культурный раскол общества.

5. Социально-экономический смысл реформ и их историческое значение.



Л и т е р а т у р а : Россия при царевне Софье и Петре I : записки русских людей.

М., 1990 г.

Анисимов В. Е. Петр I : рождение империи. История Отечества : люди,

идеи, решения. М.. 1991 г.

Податная реформа Петра Великого. Л., 1982 г.

Возгрин В. Е. Россия и европейские страны в годы Севе6рной войны.

Л., 1986 г.

История Северной войны : 1700 – 1721 гг.. М., 1987 г.

Баггер Х. Реформы Петра Великого. М., 1982 г.

Булыгин И. А. Церковная реформа Петра I& V&^1980&/

Павленко Н. И. Петр I. М., 1976 г.

Россия в период реформы Петра I . М., 1973 г.

Сыромятников Б. И. «Регулятивное» государство Петра I и его

идеология. М., 1943 г.

Спунде. Очерки истории русской буржуазии. Ж. Наука и жизнь. №12,

1988 г.

Эйдельман Н. Я. «Революция сверху» в России. М., 1989 г.






















Тема : ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В 17 – 18 ВЕКАХ.


1. Общие тенденции.

2. А. Палицин о государственном устройстве и характере власти.

3. Источники западничества и славянофильства. ОРДИН – нащекин, Голицин,

Крижанич, Каташихин.

4. Прсветительство. Рост национального самосознания.

5. Начало революционно – радикального направления.



Л и т е р а т у р а: Сказание Авраама Палицина. М., Л., 1955 г.

Памятники литературы и общественной мысли. Новосибирск. 1985 г.

Карпов Г. М. Русская культура на пороге новой эпохи: 17 в. М., 1994 г.

Пушкарев Л. Н. Юрий Крижанич: Очерк жизни и творчества. М., 1984 г.

Черепнин Л. В. Тема государства в русской публицистике начала 17

века. М., 1976 г.

Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины 17 – начала 18

веков. М., 1983 г.

Сатирические журналы Н. И. Новикова. М., Л., 1951 г.

Макогоненко Г. П. Николай Новиков и русское просвещение 18 в.

М., 1951 г.

Некрасов С. Н. Апостол добра: Повествование о Н. И. Новикове.

М., 1994 г.

Из истории русской философии 18 – 19 веков. М., 1952 Г.

Очерки русской культуры 18 века. М., 1985 г., Ч. 1 – 4.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Семинары по истории России с др. времен до XVIIIв

Автор: Винокурова Наталья Ивановна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства