"Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке"
"Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке"
Урок планирован для пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;для осознания уровень и качество усвоения изучаемого материала, соотношения действия учеников с планируемыми результатами; осуществлять рефлексию деятельности учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке"»
Конспект урока по истории России в 7 классе №60 дата проведения __________
Тема урока: Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке"
Цель и задачи урока: формировать представление о развитии Сибири в XVII веке, значении ее присоединения к России.
-выявить какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия «ясак», «острог», «мягкая рухлядь».
-развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли, развивать слуховое восприятие, внимание; обогащать словарный запас.
-воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.
Планируемые результаты
предметные:применять термины по теме, работать с исторической картой-показывать территории, открытые русскими землепроходцами в 17 веке, выделять причины и последствия событий.
Метапредметные:
регулятивные:самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознать уровень и качество усвоения изучаемого материала, соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять рефлексию своей деятельности.
познавательные: использовать общие приемы решения учебных задач; в дополнительных источниках искать и перерабатывать информацию; называть причины и последствия событий; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе; формулировать и аргументировать своё мнение.
Личностные: Формировать устойчивую мотивацию к обучению; познавательный интерес к изучению истории России и уважительное отношение к историческому наследию; формировать российскую гражданскую идентичность; развивать творческие способности через активные формы деятельности
Основные понятия: ясак, острог, "мягкая рухлядь".
Важнейшие даты: 1639г. – экспедиция И.Ю.Москвитина, 648-1649 гг. - экспедиция С. Дежнёва, 1643-1646 гг. - экспедиция В. Пояркова на Амур, 1649-1653 гг. - экспедиция Е.П. Хабарова на Амур,
ответ ученика: Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли «бунташным», так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание.
Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок.
В 17 (семнадцатом веке) начала править династия Романовых.
3.Митивационно-целевой этап
3.1. Определение темы и задач урока
Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществлённые в XVII в.?
Учитель: На основе стиха определите тему и задачи урока
… Из века в век
Шел крепкий русский человек
На дальний север и восток
Неудержимо, как поток…
Он шел в безвестные края
Пока в неведомой дали
Он не пришел на край земли,
Где было некуда идти
Где поперек его пути,
Одетый в бури и туман,
Встал необъятный океан.
Задачи урока: выяснить
Какие народы населяли Сибирь; Как шло освоение Сибири русскими; Каково значение присоединения Сибири.
Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?
Учитель. Просторы Сибири раскинулись от Урала до Тихого океана. Суровые климатические условия мешали освоению этого края. Здесь была непроходимая тайга, а к северу – тундра. Сильные морозы, топкие болота, леса делали жизнь людей трудной.В Сибири проживали люди разных национальностей.
Какие народы жили в Сибири в XVII веке? стр.84 (зачитывают): ненцы, буряты, эвенки, якуты, на крайнем севере Сибири -чукчи, коряки, камчадалы, курилы. Общая численность не превышала 200 тыс.чел.
4.Работа над новым материалом
4.1. п.1. учебника с.88 «Кто и как шёл в Сибирь.».Заполнение таблицы
Кто
Цель
Какие города были основаны в Сибири? (на Туре-г.Тюмень; на Оби- Берёзов, Сургут; на Иртыше: Тобольск)
Какие два пути проложены в Сибирь? (1597г. сухопутный от Соликамска через Уральские горы; морской вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска до берегов полуострова Ямал)
Почему этот путь был запрещен? (опасались проникновения в Сибирь англичан и голландцев, которые пытались отыскать северный путь в Индию и Китай)
4.2.Работа со словарем.
Мягкая рухлядь– дорогой мех, пушнина.
Острог – небольшая деревянная крепость.
Ясак– налог на местное население. Сдавался пушниной
Физкультминутка
4.3. Заполнение таблицы «Освоение Сибири и Дальнего Востока» (пункты учебника)
Первопроходец
год
Значение похода
Семен Дежнев
1648
1.основан анадырский острог
2.Открыт пролив между Азией и Америкой
Курбат Иванов
1643
Основаны Чита и Нерчинск. Прибайкальские буряты сог-ласились принять российское подданство
Василий Поярков
1643-1646
Собрал сведения о народах живущих по Амуру
Ерофей Хабаров
1649-1653
Составил «чертеж реке Амуру»
положил начало заселению этой территории русскими
Владимир Атласов
1697
Основал Верхнекамчатский острог
Первые сведения о Японии
Информация для учителя
Ермак Тимофеевич - русский казачий атаман, покоритель Сибири для Российского государства. 1сентября 1582 г. Ермак с отрядом казаков начал поход в Сибирь. Он разбил Сибирское ханство. Казаки стали править именем русского царя. Сибирские жители должны были платить ясак. Ермак начал присоединение Сибири к русским владениям.
XVI век – казак Ермак Тимофеевич открыл для русских путь в Сибирь.
XVII век – служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь.
Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли.
На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем.
Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами.
Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.
Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно.
Землепроходцы и их открытия.
Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году с казаками поплыли по реке Улье в Охотское море.
Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Так русские вышли к Тихому океану.
Поход Василия Пояркова. В 1643 году казак Василий Данилович Поярков вышел с
отрядом из Якутска. Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой «землицы» на юге.
В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев вышли на семи кочах по реке Колыме,
обогнули материк и прошли проливом, отделяющим Азию от Америки. Сильный туман помешал им увидеть берега Аляски.
В 1649 году Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска. Он
совершил большой поход на Амур. Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки.
4.4. Работа в группах. п. 4 учебника с.91-92
1 группа: назовите «+» взаимодействия местных жителей с русскими переселенцами
2 группа: назовите «-» взаимодействия местных жителей с русскими переселенцами
5.Закрепление нового материала
1.Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?
Присоединение Сибири к России имело историческое значение.
Обучающиеся дополняют
Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака).
Здесь появились: … (земледелие, города, торговля).
Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами).
3. Почему патриарх Никон потерпел поражение в противостоянии с царем Алексеем Михайловичем?
А) к середине 17 века власть царя заметно усилилась Б) против Никона выступали старообрядцы
В) патриарх Никон приступил к проведению реформы без согласия Алексея Михайловича
Г) патриарха Никона поддерживал папа римский.
4. Кого называли раскольниками?
А) язычников Б) сторонников патриарха Никона В) монахов Г) верующих, не принявших реформу церкви.
5. После подавления медного бунта правительство было вынуждено:
А) разработать новые законы Б) отменить медные деньги В) отменить крепостное право
6. Какое соответствие верно? А) Медный бунт - 1662 г. Б) Соляной бунт – 1667 г.
В) принятие Соборного уложения – 1670 г.
7. Прочитайте отрывок из документа. О ком идет речь?
Слава о его уме и строгой иноческой жизни достигла Москвы; набожный Алексей Михайлович перевел его архимандритом в один из московских монастырей, часто призывал его во дворец для беседы и вообще начал оказывать ему большое доверие. И вскоре он был посвящен митрополитом в Новгород. Когда же в Москве скончался патриарх Иосиф, престол патриарший предложил ему. ( из сочинения историка Д.Иловайского)
Рабочий лист
1.Повторение пройденного материала: 10 б
1 Задание: Вставьте пропущенные буквы в следующие слова и объясните что обозначает термин.