kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Общественно-политические процессы в Казахстане в 20-30 годы 20 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Общественно – политические процессы в Казахстане в 20- 30-е годы».

 Цель урока

Образовательная: раскрыть сущность казарменного социализма, тоталитарного режима, изучить условия, когда стали возможны репрессии, определить масштабы этой великой трагедии народов; Рассмотреть понятия «сталинский казарменный социализм», «массовые репрессии казахской интеллигенции»

Развивающая: продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать

знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство  высказанной мысли; развивать навыки самостоятельной работы с текстом

Воспитательная: осмыслить уроки истории, способствовать формированию гражданской позиции,  неприятию и недопущению в любой форме диктатуры, насилия

 

Тип урока: Комбинированный, частично – поисковый.

Методы урока: словесный, наглядный, практический, интерактивный.

Оборудование: ИД, презентация, ЦОР, видеоролик, тестовый тренажёр.

 

Эпиграф.

Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем

Кто по суду, без суда, совещанием особым

Был обречен на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«21 урок»

21 урок. Дата:

Тема урока: «Общественно – политические процессы в Казахстане в 20- 30-е годы».


Цель урока

Образовательная: раскрыть сущность казарменного социализма, тоталитарного режима, изучить условия, когда стали возможны репрессии, определить масштабы этой великой трагедии народов; Рассмотреть понятия «сталинский казарменный социализм», «массовые репрессии казахской интеллигенции»

Развивающая: продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать

знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли; развивать навыки самостоятельной работы с текстом

Воспитательная: осмыслить уроки истории, способствовать формированию гражданской позиции, неприятию и недопущению в любой форме диктатуры, насилия


Тип урока: Комбинированный, частично – поисковый.

Методы урока: словесный, наглядный, практический, интерактивный.

Оборудование: ИД, презентация, ЦОР, видеоролик, тестовый тренажёр.


План урока:


1. Организационный момент - сообщение темы, настрой на восприятие -3 мин.

Эпиграф.

Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем

Кто по суду, без суда, совещанием особым

Был обречен на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!


Такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок. Мы с вами живем в 21 веке. Все ужасы прошлых лет давно позади, но они никогда не будут забыты, мы не можем закрыть глаза или отвернуться, оно всегда рядом с нами, напоминая о себе.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Общественно – политические процессы в Казахстане в 20- 30-е годы».

Репрессиям подверглись целые народы, Практически каждая семья попала под «красное колесо», маховик тоталитаризма, которая унесла в процессе миллионы ни в чем не повинных людей. Лишь в 1989г. (16 января) Указом президиума Верховного Совета СССР, необоснованно осуждение за государственные преступления в 30 – е годы были реабилитированы.

- 1997 году Указом Президента РК был объявлен «Годом общенационального согласия и памяти жертв политически репрессированных»;

Мы должны отдать должное памяти нашим этническим сородичам, которые погибли, безвинно пострадали. Этот день мы отмечаем 31 мая.

Собственно, без вины виноватые, жертвы тоталитарного режима и те, кто погиб от голода и лишений, вследствие компании советского правительства по коллективизации.

2. Актуализация знаний ( повторение домашнего задания).

- тесты через тестёр- тренажёр – 7 мин.

- индивидуальное тестирование (рабочие листы) – 5 мин.


3. Самостоятельная работа с учебником с 82-83, подпункт 1 с последующими ответами на вопросы – 5 мин.

- Какие отношения установились в стране в 30-е годы? (социалистические)

- В чьей собственности находились заводы, фабрики, колхозы и совхозы? (государства)

- В чём тогда противоречие, если собственность государственная, то есть народная? (с одной стороны – общественная, с другой – отчуждение крестьян от земли, рабочие бесправны)

- Политическая форма государства в соответствии с Конституцией ( утвердилась бюрократическая централизация, суверенитет формальный, республики лишены законодательной инициативы)

- В чём сущность теории Сталина и каковы последствия её утверждения ( теория об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, расширение функций карательных органов, попирались права личности, репрессивные меры- ссылка, высылка, депортация )

Давайте посмотрим, как это было;


4. ЦОР, тесты – 8 мин

5. Закрепление: выполнение тестовых заданий в рабочих листах – 3 мин.

6. Домашнее задание: § 19-20, страницы 82- 85, прочитать, проанализировать причины массовых репрессий

7. А чтобы проще это было сделать, предлагаю посмотреть исторические хроники, характеризующие данный период.

Видеоролик « Сталинский террор»
































Представляю вашему вниманию динамику заключенных в 30 – 41- е гг. (таблица)

Динамика численности заключенных в лагерях НКВД за 1930-1941гг.


Годы

На начало годы

В среднем за год

1930

179000

190000

1932

268700

271000

1933

334300

456000

1936

839406

836000

1937

820881

994000

1938

996367

1331000

1941

1500524

1560000



Пик репрессии приходится на 1937-38-е гг., когда НКВД арестовали около 1.5 мил. человек из которых 700 т. были расстреляны, т.е. в среднем по 1000 человек в день, из них -25 тысяч человек только по Казахстану.






Просмотр содержимого документа
«Политико»

Политико- экономическое положение,

общественно-политическая жизнь Казахстана в 20-30-е годы 20 века.


Укрепление Советской власти и становление советского строя предполагало осуществление

- Индустриализации (декабрь 1925 года, 14 съезд ВКП (б), совпала по времени с первой пятилеткой 1928-1932г.г.)

- Коллективизации (1927 год, 15 съезд ВКП (б), 1928 год декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов» - эскалация силового нажима)

- Культурной революции (формирование необходимой для тоталитарного государства системы ценностей, трансформация сознания населения в соответствии с идеологическими установками).


Конституция Каз.ССР 1937 года утвердила бюрократический централизм,

тоталитарный, казарменный характер социализма, проводником которого в Казахстане стал Ф.И. Голощёкин, первый секретарь Казкрайкома в 1925-1933г.г.

Суверенитет республик был формальным.


В 1916-1921годы погибли от пуль и голода до 800 тыс. человек, за пределы республики мигрировало более 200 тыс. казахов

В 1931-1933г.г. из 6,2 млн. жителей республики погибли от голода около 2,1 млн., в том числе потери некоренного населения составили 0,4млн. человек.


25 апреля 1930 года организовано ГУЛАГ ОГПУ.

Май 1930 года создан КазИТЛАГ.

19 декабря 1931 года Каз ИТЛАГ преобразован в КАРЛАГ ОГПУ, на территории Карагандинской области, главным образом в Осакаровском районе создано

25 посёлков-обсерваторий.

30-е годы создан АЛЖИР.


Через ГУЛАГовские жернова прошли 101(103) тысяч казахстанцев,

более 27 тысяч были расстреляны.

Прежде всего, пострадала творческая интеллигенция.


Был полон лунный свет иных миров печали.

Как странно в тишине фамилии звучали.

«На выход без вещей!» - приказывали кратко,

И каждый знал: туда дорога без возврата.

Взревел в ночи мотор, пронзила мысль о доме..

Как жутко спят снега, как лунный лес огромен!

…Немало есть в тайге запущенных оврагов,

Немало в ней трясин, болот и буераков,

где с разных уголков нашли друг друга люди.

В День Страшного Суда, их ГОЛОС ли разбудит?

Продажной клеветы не все отмыты пятна,

В трясину брошен ключ, и, может, безвозвратно.


Особенность осуществления культурной революции в Казахстане

-1) преодоление неграмотности и культурной отсталости:

-2) формирование новой советской системы учреждений образования, науки и культуры.

Просмотр содержимого документа
«Тест»

Фамилия, имя______________________________________________________

Вариант 1.


1. К основным принципам Ленинской идеи коллективизации не относится …

A. добровольность.

B. cамостоятельность.

C. материальная заинтересованность.

D. интенсивность.

E. поэтапный переход.

2. Декрет «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов» вышел 27 августа …

А. 1939 г.

В. 1934 г.

С. 1928 г.

D. 1925 г.

Е. 1927 г.

3. Закончить коллективизацию в Казахстане предполагалось в …

А. 1929 г.

В. 1931 г.

С. 1932 г.

D. 1933 г.

Е. 1928 г.

4. Какова была численность населения республики накануне голода 1931-1933 гг.?

А. 10 млн. человек.

В. 7,5 млн. человек.

С. 6,2 млн. человек.

D. 4,3 млн. человек

Е. 15 млн. человек.

5. Основная форма колхозного строительства в зерновых районах Казахстана – …

А. артель.

В. ТОЗ.

С. фактория.

D. коммуна.

Е. совхоз.


  1. В ___________ годы в республике разразился голод.

  2. Уголовные дела «банд восстаний» рассматривал ___________.

  3. Самым мятежным районом борьбы против коллективизации стали ___________.

  4. В феврале ___________ года состоялся съезд колхозников-ударников.

  5. Образованию колхозов, состоящих из корейцев-переселенцев, происходило, преимущественно, в Кзыл-Ординской и ___________ областях.













  1. В 30-е годы XX века с одной стороны провозглашалась общественная собственность на средства производства, с другой

А) шло отчуждение крестьянства от земли

В) росла заинтересованность крестьян в результатах труда

С) повышалась трудовая активность крестьянства

D) укреплялась личная собственность крестьян на землю

Е) усиливались материальные стимулы к труду

12. Согласно Конституции 1936 года союзные республики

А) наконец получили законодательную инициативу

В) были лишены законодательной инициативы

С) отказывались от законодательной инициативы

D) обладали всей полнотой власти на местах

Е) передали законодательную инициативу центру, сохранив свободу выбора

13. В 30-е годы XX века базой для расширения функций карательных органов послужила теория об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму

А) Л. Берии В) В. Молотова С) В. Ленина

D) И. Сталина Е) М. Каменева

14. В 30-е годы XX в. в результате репрессий, обрушившихся на Казахстан прежде всего пострадала (ли)

А) буржуазия В) творческая интеллигенция С) крестьянство

D) рабочие Е) военные

15. В апреле 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы

А) Магжана Жумабаева В) Сакена Сейфуллина С) Жусупбека Аймауытова

D) Ливона Мирзояна Е) Ахмета Байтурсынова



























Фамилия, имя___________________________________________________


Вариант 2.


  1. XV съезд Коммунистической партии в ходе коллективизации предполагал создать ___________.

  2. Ф. И. Голощекин в ходе коллективизации избрал курс на обострение классовой борьбы под лозунгом ___________.

  3. Т. Рыскулов, С. Садвакасов и другие были обвинены в ___________.

  4. По указанию___________ в годы коллективизации в ходе хлебозаготовок разрешалось использовать чрезвычайные меры.

В годы коллективизации крестьяне ряда областей откочевали в ___________.

6. Потери населения в Казахстане в результате голода 1931-1933 гг. составили …

А. 2,1 млн. человек.

В. 3,5 млн. человек.

С. 1,5 млн. человек .

D. 0,5 млн. человек.

Е. 2,5 млн. человек.

7. Девиз «Перегибов не допускать – парнокопытных не оставлять!» принадлежит «перегибщикам» …

А. Акмолы.

В. Кустаная.

С. Жетысу.

D. Семея .

Е. Тургая.

8. Численность поголовья скота в Казахстане в 1929 г. составила …

А. 29,9 млн.

В. 35,7 млн.

С. 38,6 млн.

D. 40,5 млн.

Е. 45 млн.

9. Численность поголовья скота в республике на 1 января 1933 г. составила …

А. 4,5 млн.

В. 10 млн.

С. 25 млн.

D. 40,5 млн.

Е. 5 млн.

10. Представителями ОГПУ в 1933 г. в Казахстане было арестовано …

A. более 25 000 человек.

B. более 20 000 человек.

C. более 21 000 человек.

D. более 22 000 человек.

Е. более 15 000 человек.










11. Вслед за процессом над «промпартией» в Москве в Кзыл-Орде в 1928 г. был «раскрыт заговор»

А) строителей «красной столицы» В) врачей С) военных

D) крестьян и шаруа Е) писателей

12. Выездная сессия Верховного суда РСФСР по сфабрикованному делу строителей «красной столицы» провела процесс над группой талантливых инженеров

А) Буддаси, Голдгором, Тынышпаевым

В) Букейхановым, Байтурсыновым, Дулатовым

С) Жароковым, Сейфуллиным, Жумабаевым

D) Мирзояном, Рафальским, Аймаутовым

Е) Бокиным, Рыскуловым, Масанчи

13. В 1937-1938 гг. репрессиям подвергся основатель казахской лингвистики

А) Ливон Мирзоян В) Баймбет Майлин С) Сакен Сейфуллин

D) Жусупбек Аймаутов Е) Ахмет Байтурсынов

14. В 1937-1938 гг. репрессиям подвергся К. Жубанов

А) профессор, ученый-математик В) основатель казахской исторической школы

С) основатель казахской лингвистики

D) основатель казахской советской литературы Е) профессор, ученый-языковед

15. В 1937-1938 гг. репрессиям подвергся С. Асфендияров

А) профессор, ученый-языковед В) основатель казахской исторической школы

С) основатель казахской лингвистики

D) основатель казахской советской литературы Е) профессор, ученый-математик































Фамилия, имя__________________________________________________


Вариант 3.


1. Сколько казахов мигрировало за пределы республики в 1931-1933 гг.?

A. Более 1 млн. человек.

B. 2 млн. человек.

C. 0,5 млн. человек. D. 2,2 млн. человек. Е. Более 2 млн. человек.

2. Курс на коллективизацию сельского хозяйства был провозглашён на …

A. XV съезде партии.

B. XIV съезде партии.

C. XVI съезде партии. D. X съезде партии. Е. XIII съезде партии.

3. Под каким названием вошел в историю голод 1930-1932 гг.?

A. «Советизация аула».

B. «Массовый голод».

C. «Годы великого бедствия».

D. «Малый Октябрь».

E. «Великий джут».

4. «Письмо пяти» было адресовано …

A. Сталину.

B. Голощекину.

C. Курамысову.

D. Калинину.

Е. Кирову.

5. Письмо Сталину о положении в республике в марте 1933 г. написал …

A. Г. Мусрепов.

B. М. Ауэзов.

C. А. Байтурсынов.

D. Е. Алтынбеков.

Е. Т. Рыскулов.

6. По указанию Сталина в годы коллективизации в ходе хлебозаготовок разрешалось

А) создавать атмосферу гражданского мира В) применять только позитивную политику

С) применять соревновательные методы стимулирования

D) использовать чрезвычайные меры

Е) не прибегать к конфискации имущества

7. Декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов» определил целевую установку на

А) эскалацию силового нажима В) установление гражданского мира

С) осуществление научного подхода в строительстве колхозов

D) укрепление союза середняков с беднотой Е) слияние мелких колхозов в крупные

8. В ходе коллективизации конфискация баев осуществлялась повсеместно

А) с нарушением действовавших законов В) в соответствии с действовавшими законами

С) в целях установления гражданского мира в крае

D) с позиции уважительного к ним отношения Е) не прибегая к конфискации имущества

9. В ходе коллективизации была нарушена атмосфера гражданского мира, установившаяся в годы

А) НЭПа В) индустриализации С) революции

D) гражданской войны Е) после первой мировой войны

10. В ходе коллективизации сформировались способные действовать командно-административными методами кадры

А) тысячников В) многостаночников

С) сверхактивистов D) стахановцев Е) алашординцев

11. В период 30-40-х гг. XX в. большинство дел репрессированных рассматривали

А) внесудебные органы «тройки» В) народные суды

С) военно-полевые суды

D) тритейские суды Е) политотделы при Советах

12. На карте Казахстана в 30-50-е гг. функционировал исправительно-трудовой лагерь особого режима, где содержались репрессированные

А) Соловецкий В) Туруханский С) Калымский

D) Карлаг Е) Степлаг

13. Для содержания женщин и детей «изменников родины» на территории Казахстана был создан специальный лагерь

А) Карлаг В) Туруханский

С) АЛЖИР D) Соловецкий Е) Степлаг

14. Несмотря на трагедию в период коллективизации, центральной фигурой на селе стал

А) механизатор В) скотовод С) крестьянин

D) середняк Е) инженер

15. Казахстан, входивший в состав РСФСР в качестве автономии, был преобразован в союзную республику согласно Конституции

А) 1936 г. В) 1918 г. С) 1924 г.

D) 1977 г. Е) 1982 г.



Просмотр содержимого презентации
«Общественно – политические процессы в Казахстане в 20-»

Общественно – политические процессы в Казахстане в 20- 30-е годы

Общественно – политические процессы в Казахстане в 20- 30-е годы

Общественно – политические процессы в Казахстане в 20- 30-е годы  Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем Кто по суду, без суда, совещанием особым Был обречен на тюремную робу до гроба, Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями, Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Общественно – политические процессы в Казахстане в 20- 30-е годы

Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем

Кто по суду, без суда, совещанием особым

Был обречен на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Раскрыть сущность казарменного социализма, тоталитарного режима, изучить условия, когда стали возможны репрессии, определить масштабы этой великой трагедии народов; Рассмотреть понятия «сталинский казарменный социализм», «массовые репрессии казахской интеллигенции»
  • Раскрыть сущность казарменного социализма, тоталитарного режима, изучить условия, когда стали возможны репрессии, определить масштабы этой великой трагедии народов; Рассмотреть понятия «сталинский казарменный социализм», «массовые репрессии казахской интеллигенции»
    1989г . (16 января) Указом президиума Верховного Совета СССР необоснованно осужденные за государственные преступления в 30-е годы были реабилитированы. 1997 году Указом Президента РК был объявлен «Годом общенационального согласия и памяти жертв политически репрессированных»;
    • 1989г . (16 января) Указом президиума Верховного Совета СССР необоснованно осужденные за государственные преступления в 30-е годы были реабилитированы.
    • 1997 году Указом Президента РК был объявлен «Годом общенационального согласия и памяти жертв политически репрессированных»;
    Мы должны отдать должное памяти нашим этническим сородичам, которые погибли, безвинно пострадали. Этот день мы отмечаем 31 мая. Собственно, без вины виноватые, жертвы тоталитарного режима и те, кто погиб от голода и лишений, вследствие компании советского правительства по коллективизации
    • Мы должны отдать должное памяти нашим этническим сородичам, которые погибли, безвинно пострадали. Этот день мы отмечаем 31 мая.
    • Собственно, без вины виноватые, жертвы тоталитарного режима и те, кто погиб от голода и лишений, вследствие компании советского правительства по коллективизации


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: История

    Категория: Планирование

    Целевая аудитория: 9 класс

    Автор: Пунегов Олег Викторович

    Дата: 11.06.2014

    Номер свидетельства: 102532


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства