Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа покурсу " Музейное дело"»
Рабочая программа кружка
«Музейное дело»
5-9 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело»разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 08. 2014г;
Уставом МБОУ «СОШ …..».
В Программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направленность программы – Туристско-краеведческая.
Актуальность
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению. При этом важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее. Музейное дело сейчас является одной из самых стремительно развивающихся областей культуры Сегодня для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать еѐ руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей.
Одна из актуальных проблем современного общества –формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Отличительные особенности программы состоит в том, что она базируется на местном историко-краеведческом материале, в котором заключён огромный познавательно-воспитательный потенциал.
Педагогическая целесообразность
Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы социальных отношений открывают всё новые и новые горизонты музейного дела. Программа «Музейное дело » предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску, предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При проведении экскурсий в школьном музейном уголке для разных возрастных групп (учащихся 1-11 классов и гостей школы) вырабатывается умение самостоятельно адаптировать информацию для конкретной аудитории, правильно держаться на публике.
Принципы функционирования программы
1. Принцип продуктивности - ученики и учитель в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.
4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Программа «Музейное дело» является проектом позитивной занятости обучающихся и способствует развитию личности, активной учебно-познавательной деятельности, формированию общекультурной компетентности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности ребята овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом. Они знакомятся с основными понятиями и методами археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.д. Помимо этого, они овладевают навыками исследовательской деятельности.
Адресат программы.
В детский коллектив принимаются ученики, с повышенным уровнем интереса к истории, желающие заниматься музейной работой и принимать активное участие в проведении экскурсионно-массовой работы на базе школьного музейного уголка.
Возраст 12-15 лет.
Срок освоения программы:
Продолжительность обучения - 1 год. Форма обучения – очная.
Объем программы:
Годовая нагрузка- 34 часа
Режим занятий:
Учебная программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю,
Учебная группа 10-12 учащихся.
Форма организации ученого процесса:
Занятия с учащимися предполагается проводить в различных формах. фронтальная;
- групповая, коллективная;
- индивидуальная;
- комбинированное.
Формы проведения занятий:
Форма занятий - групповая.
На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход (возможно составление индивидуального образовательного маршрута по освоению Программы) и применение различных форм проведения занятий, таких как:
•экскурсии;
•поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями, просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
•составление словаря музейных терминов, работа в библиотеке, архиве;
•ведение дневника индивидуального краеведческого исследования (по желанию);
•разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея и музеев города; •обновление экспозиций музея образовательной организации;
•участие в конкурсах экскурсоводов;
•проведение викторин и конкурсов на знаниепонятий и терминов музееведения;
•встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов; •подготовка и проведение праздничных мероприятий по памятным датам;
1) Изложение учителем теоретического материала, проведение экскурсов в историю.
2) Дискурсы учащихся по различным музееведческим и социокультурным ситуациям.
3) Проведение практических занятий по экскурсионной работе – создание и анализ текста экскурсии, репетиции.
Практические методы:
1) Занятия по специализированному учебному модулю, а также разработка историко-патриотической игры для учащихся школы(неделя истории)
2) Создание мультимедийного сопровождения, оформления экспозиций .
Дедуктивные методы:
1) Посещение экскурсий в городских музеях или других образовательных учреждениях города Сафоново.
2) Ознакомление с литературой по тематике Великой Отечественной войны для создания экскурсионного текста.
3) Ознакомление с литературой по тематике «Космос».
Методы самостоятельной работы:
1) Выполнение учащимися различных творческих работ дома.
2) Подготовка оформительской части экскурсии (компьютерных презентаций, наглядных пособий).
В рамках реализации данной программыпредполагается сотрудничество с краеведческим музеем г. Сафоново.
Методы воспитания: убеждения и личный пример.
Цель программы:
Совершенствовать предпрофессиональные знания, умения, навыки и компетенции по основам музееведения, экскурсионного дела, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности.
Задачами данной программы являются:
Образовательные:
знакомство с историей музейного дела и с основными музеями края и страны (краеведческим, художественным, историческими)
способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
Развивающие:
развитие духовно-познавательных потребностей детей;
развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
развитие коммуникативных навыков;
развитие музейной культуры и визуальной грамотности;
приобщение к семейным традициям;
дать навыки исследовательской работы;
развитие позитивной мотивации к дальнейшему изучению краеведения.
Воспитательные:
формировать активную гражданскую позицию.
воспитывать в учащихся музейную культуру;.
формировать чувство ответственности за сохранение наследия прошлого;
воспитание толерантности.
Планируемые результаты.
Метапредметные:
Регулятивные:
- учащийся умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умеет адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей;
- учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Познавательные:
-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям наших предков;
-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и школьного музея;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные:
- умеет вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- способен формулировать собственное мнение и позицию;
- умеет задавать вопросы;
- умеет слушать и понимать высказывания собеседников.
Предметные результы:
Основоение музейной терминологии; функции и задачи музея. этапы становления и развития музеев России. цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея•особенности хранения и экспонирования музейных предметов, характеристику музейной экспозиции;особенности экспозиционно-выставочной работы; правила написания, подготовки и проведения экскурсии. механизм проведения экскурсий; правила поведения экскурсовода.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Выпускник по окончании курса обучения по программе должен обладать определенным уровнем компетентности в вопросах музейного дела и применять на практике полученные знания и умения.
Форма контроля:
Игры, викторины, беседа, выставка, наблюдение, опрос, собеседование, экскурсии, презентация проектов.
Формами оценки и степени освоения и овладения знаниями также являются:
1.Выступления учащихся объединения с беседами и лекциями перед учащимися школы, педагогами, родителями;
2.Проведение тематических и обзорных экскурсий по выставкам, экспозициям музея;
3.Организация и проведение праздников, вечеров, встреч;
4.Участие в смотрах и конкурсах.
Используемые педагогические технологии:
- ролевые игры;
- групповые технологии;
- технология сотрудничества;
- технология воспитания;
- проектная деятельность:
- технология развивающего обучения;
- информационно-компьютерные технологии.
Планируемые результаты освоения учебного курса ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первогоуровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Ученики приобретают знания об истории Сафоновского района, об истории школы; о выпускниках школы,о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. Итогом обучения является освоение минимального объема содержания и достижение уровня элементарной грамотности о мире музейных ценностей.
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ музейной культуры; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Ученик может приобрести опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с одноклассниками Л.Иванова; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Условия реализации программы
Занятия проводятся на базе школьного музейного уголка. который был создан в 2003 году. В 2008 году музейному уголку было присуждено 1 место в муниципальном конкурсе школьных музеев и школьных уголков.
Программа обеспечена наглядным материалом-музейными предметами основного фонда школьного музейного уголка. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми обучающиеся овладевают методикой музейной деятельности. Кабинет оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер, принтер.
Учебный план
№ п/п
Раздел
Количество часов
Формы контроля, аттестация
теория
Практическое
занятие
Всего
1
Введение
0.5
0.5
1
анкетирование
2
Музей как институт социальной памяти
1
1
проект
3-4
Музейный предмет и способы его изучения
1
1
2
Опрос, наблюдение
5-6
Проведение научных исследований активом школьного музея
2
2
беседа
7-8
Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы
1
1
2
Наблюдение,
беседа
9-14
Экспозиция школьного музея
4
2
6
Презентация выставки
15
Промежуточная аттестация
1
Практическое задание
16-19
Работа с аудиторией
2
2
4
Игра-практикум
20-22
Изучение истории школьного музея
2
1
3
Защита презентации
23-25
Историческое краеведение
1
2
3
Защита реферата
26-28
Военно-патриотическая работа
1
2
3
Защита реферата
29-32
Изучение истории школьного музея
2
2
4
Опрос, наблюдение,
защита реферата
33
Встреча с интересным человеком
1
интервью
34
Итоговая аттестация.
1
тестирование и демонстрация экскурсионного продукта.
Содержание программы
Введение (1ч)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах.
Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминами музейного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото».
Форма контроля - анкетирование.
Музей как институт социальной памяти (1ч)
Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей школы. Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.
Музейный предмет и способы его изучения (2ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практическое занятие: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Проведение научных исследований активом школьного музея (2ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (2ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Форма контроля: презентация выставки.
Промежуточная аттестация.1 час.
Форма контроля: практическое задание.
Работа с аудиторией (4ч)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практическое занятие: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Историческое краеведение (3ч)
Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее
Практическое занятие. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее.
Экскурсия по памятным местам Сафоновского района
Военно-патриотическая работа (3 ч.)
Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Практические занятия .Книга памяти.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития.
Сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Описание семейного архива и семейных реликвий.
Форма контроля: защита реферата.
Изучение истории школьного музея (4ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея. Изучение истории школы. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Основные события в жизни школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея. «Сегодня ученики - завтра космонавты» Леонид Иванов-летчик и космонавт.
Практические занятия: поиск и обработка документов.
Музей живой истории.
Встреча с интересным человеком.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.
Форма контроля: беседа, интервью.
Итоговая аттестация.(1ч) Итоговый контроль состоит из двух этапов:
1) теоретического: тестирование по основам предметной области «Музейное дело», основам экскурсоведения;
2) практического: подготовка и демонстрация экскурсионного продукта
Календарный учебный график
№
Форма занятия
Тема занятия
Количество часов
Дата
1
Комбинированное
Введение
1
сентябрь
2
Комбинированное
Музей как институт социальной памяти
1
10 сентября
3-4
Комбинированное
Музейный предмет и способы его изучения
2
17 сентября,24сентября
5
Комбинированное
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов
1
1 октября
6
Комбинированное
Вспомогательные исторические дисциплины.
1
8 октября
7
Комбинированное
Фонды школьного музея.
1
15 октября
8
Комбинированное
Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
1
22 октября
9
Комбинированное
Концепция экспозиции школьного музея
1
29 октября
10
Комбинированное
Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение. 3 декабря
2
3 декабря
10 декабря
15
выставка
Промежуточная аттестация
1
17 декабря
16
Комбинированное
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.
1
24декабря
17
Комбинированное
Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика
1
14 января
18
Практическое задание
Практическое занятие: составление текста обзорной и тематических экскурсий.
1
21 января
19
Практическое задание
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
1
28 января
20
Комбинированное
Историческое краеведение.
Объекты изучения. Общественно Комбинированное Комбинированное полезный характер исторического краеведения.
1
4 февраля
21
Практическое задание
Практическое занятие.
Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее.
1
11 февраля
22
Практическое задание
Практическое занятие.
Экскурсия по памятным местам Сафоновского района.
1
18 февраля
23
Комбинированное
Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
1
25 февраля
24
Практическое задание
Книга памяти.
1
4 марта
25
Практическое задание
Практическое занятие. Оформление рукописной Книги памяти.
1
11марта
26-27
Комбинированное
Изучение истории школы. Основные события в жизни школы
2
18 марта
апреля
28
Комбинированное
История деятельности пионерской и комсомольской организаций МБОУ «СОШ №2»
1
апреля
29-31
Комбинированное
Леонид Георгиевич Иванов - летчик и космонавт.
3
апреля
апреля
апреля
32
Практическое задание
Практическое занятие: музей живой истории.
1
мая
33
Комбинированное
Встреча с интересным человеком.
1
мая
34
Комбинированное
Итоговая аттестация
1
мая
Список рекомендуемой литературы
Для учителя:
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006;
Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М., 2017;
Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2009;
Столяров Б. А. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея: к 60-летию РАО /Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. – СПб.: Борей Арт, 2001.
Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 20013;
Хабаров, В. В. «Живая история», или Лето в музее / В. В. Хабаров // Народное образование. – 2010. - № 3. – С. 249-252.
Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2017;
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2010.
Для ученика:
Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2009;
Виртуальные прогулки по Русскому музею — http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm Источник: http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejam-rossii/
Тур по экспозиции Третьяковской галереи — https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki Источник: http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejam-rossii/
Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж (тур по залам) — https://clck.ru/MbQK Источник: http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejam-rossii/