kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по краеведению ФГОС "Ивановская область в истории отечества".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель данного курса - развитие у подростков патриотического отношения к Малой Родине., формирование личностно- ценного отношения к своему краю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению ФГОС "Ивановская область в истории отечества".»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»

Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25

ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001



Рассмотрена на заседании методического объединения

Протокол №_____ от

«___» 08. 2018г.


Руководитель МО__________


Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________________

Утверждаю

Директор

_____________


приказ №










Рабочая программа по предмету

«Ивановский край в истории отечества»

(учебный предмет, факультатив, элективный курс, спецкурс)

7 а, 7 б классы

(класс (ы), форма обучения, уровень образования)

1 год

(сроки реализации)

Разработчик: Бородулина А.К., учитель истории.
























2018


1.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком школы, рассчитана на реализацию в течение 1 года по 1 часу в неделю в количестве 34 часов.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсов, утвержденного приказом по школе № 49 - о от 24 мая 2016 года.

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием:

- «Ивановский край в истории Отечества»: Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 классов / К.Е. Балдин, В.Г. Барбенко, Г.В. Иванов - Иваново: ИД « Референт»,2007.

Цель изучения исторического краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории, природы, населения и районов своей местности.

Задачи образовательные:

познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

изучить особенности природы Ивановской области, выявить взаимосвязи между её компонентами;

выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения;

проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;

оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные:

развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Ивановской области;

укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

развивать пространственно-географическое мышление учащихся;

научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Ивановской области;

развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к историческому краеведению и географии региона;

развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

В школе для обучающихся с ОВЗ, в частности, с проблемами слуха, особой, специальной целью в преподавании всех учебных предметов является преодоление речевого недоразвития учащихся и практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, понимание сути явлений), обучение речевому самоконтролю и самокоррекции, а также развитие речевого слуха учащихся, т.е. учебная программа предусматривает коррекционную работу с учащимся с проблемами слуха, а именно максимальное использование остатков слуха и развитие у них способностей слухового восприятия и речевой функции.

Что касается конкретно предмета «Ивановский край в истории Отечества», то глухие дети и слабослышащие с большой потерей слуха, как правило, нуждаются не только в специальной помощи в формировании словесной речи, но и в обогащении реальных представлений об окружающей среде, о месте, где родились и живут. Актуальность вопросов исторического краеведения, рассматриваемых в данном курсе, имеет не просто современное значение, а вдвойне важна для детей с нарушением слуха из-за ограниченного восприятия информации в окружающей среде, в семье. Краеведческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого Ивановского края. Эти знания важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Поэтому задача курса «Ивановский край в истории Отечества» - последовательное формирование целостных представлений об окружающей действительности, о взаимодействии человека с малой Родиной, с краеведческим обществом, с природой родного края. Здесь система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску.


2. Планируемые результаты освоения программы.

Метапредметными результатами изучения курса «Ивановский край в истории Отечества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки своей деятельности.

- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания курса:

– осознание роли исторического краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Иавновской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование исторических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого ученика в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Ивановский край в истории Отечества» в

7-х классах являются следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– знать особенности природы, населения, хозяйства Ивановской области:

– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки исторических событий.

– определять причинно-следственные связи при анализе исторических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Воронежской области;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по истории Ивановской области;

– составлять описания различных исторических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Ивановской области.


3. Содержание учебной программы «Ивановский край в истории Отечества».

Тема 1. Введение в краеведение. Географическое краеведение. Топонимика. Геральдика.

Тема 2. Ивановский край в древнейшие времена.

Первые поселения на территории края. Основные занятия населения: собирательство, охота, рыболовство, земледелие, гончарное дело, металлообработка и другие. Орудия труда. Жилища.

Коренное население нашего края в V-VI веках новой эры – финно-угорские племена меря, мурома, весь, мари (черкесы). Появление славян в Х веке, их ассимиляция с коренным населением. Наш край – северо-восточная окраина Киевской Руси. Наш край в составе Ростово- Владимиро -Суздальского княжества. Начало христианизации жителей ивановской земли. Первые города.

Тема 3. Ивановская земля в период средневековья (XIII-XVII вв.).

Монгольское нашествие и его влияние на развитие нашего края. Возрождение жизни в крае. В составе Московского государства. Ивановский край в централизованном Русском государстве в XVI в. Социально-экономическое развитие края в XVII в.

Ивановский край в период Смуты. Восстания против «тушинцев» в 1608-1609 годах. Дуниловское сражение, оборона Шуи, Кинешмы. Бои под Лухом, Юрьевцем. Участие ивановцев в борьбе против интервентов. Князь Д.М. Пожарский и его историческая роль. Второе земское ополчение на территории края. Изгнание захватчиков.

Православие и культура. Русская православная церковь и культурно – духовное развитие края XIV-XVII в.в. Основание монастырей в ХIV-XVII вв. Начало каменного храмового строительства в XVII веке. Иконопись в селах Палех и Холуй. Быт и нравы населения края.

Тема 4. Наш край в эпоху абсолютизма.

Развитие промышленности в Ивановском крае в XVIII в. Процесс модернизации российского общества и развитие Ивановского края (появление и развитие мелкотоварного производства и мануфактур).

Край в первой половине XIX в. Дальнейшее развитие мануфактурного производства после войны 1812. Начало промышленного переворота. Появление первых фабрик. Развитие торговли. Изменения в социальном составе населения края. Положение рабочих и крестьян. Участие ивановцев в Отечественной войне 1812 года.

Тема 5. Ивановская земля в пореформенный период (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.).

Влияние великих реформ 1860-1870 гг. на развитие Ивановского края. «Русский Манчестер». Социально-экономическое развитие Иваново-Вознесенского промышленного района во второй половине ХIХ в. Развитие рыночных отношений под влиянием отмены крепостного права. Завершение промышленного переворота. Строительство железных дорог. Предприниматели Ивановского края.

Наш край в 1905-1907 г.г. Начало первой русской революции. Образование общегородского Совета рабочих депутатов.

Наш край в 1907-1916г.г. Влияние первой мировой войны на социально-экономическое и политическое положение и развитие края. Расстрел демонстрации иваново-вознесенских рабочих 10 августа 1915 года.

Культурное развитие края во второй половине ХIХ – начале XX в.в. Деятельность на территории края академика Ф. А. Бредихина, изобретателя Н. Н. Бенардоса, драматурга А. Н. Островского, писателей Ф. Д. Нефедова, братьев А.А. и Н. А. Потехиных, художника И. И. Левитана и др. Ивановские меценаты: Я.М. Гарелин, Д.Г. Бурылин и другие.

Тема 6. Наш край в период революционных потрясений.

Революционные события 1917 г. и наш край. Реорганизация власти на местах. Образование советов рабочих и солдатских депутатов. Переход власти в руки советов мирным путем. Образование Иваново-Вознесенской губернии в 1918 г. Ивановцы на фронтах гражданской войны.

Тема 7. Наш край после крутого исторического поворота (20-30 гг. ХХ в.).

Восстановление промышленности в период новой экономической политики. Реализация советской модели модернизации. Образование Ивановской промышленной области. Индустриализация, ее проблемы и трудности. Стройки первых пятилеток. Образование Ивановской промышленной области. Коллективизация в нашем крае. Трагедия раскрестьянивания.

Социально-политическое развитие края. Становление и развитие системы образования в Ивановской области. Открытие Интернационального детского дома. Гонения на Русскую Православную церковь в 20-30 гг., репрессивные действия в отношении священников и верующих. Шуйская трагедия 1922 г. Массовые политические репрессии 30-х годов и их последствия.

Тема 8. Ивановская область в годы Великой Отечественной войны.

Воинские объединения, организованные на территории нашего края. Подвиги наших земляков в Великой Отечественной войне. Знаменитые полководцы. Участие ивановцев в сражениях Великой Отечественной войны. Работа тыла в годы войны. "Все для фронта! Все для победы!". Герои Великой Отечественной войны в моей семье.

Тема 9. Наш край во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

Трудности восстановления народного хозяйства. Реконструкция и строительство новых промышленных предприятий. Решение социальных проблем. Промышленность и сельское хозяйство края в 60-80 гг.

Влияние попыток модернизации экономики и политической системы на развитие края в 80-е годы. Успехи и проблемы.

Ивановская область в условиях новой, постсоветской России. Изменения в духовной жизни. Хозяйство области. Экологические проблемы нашей местности.

Тема 10. История родной школы. Генеалогия моей семьи.

Тестовый контроль, защита проектов учащимися, выставка творческих работ и т.д.


4. Учебно -тематический  план.

1 год обучения.

№ п/п

Наименование тем.

Всего часов

 1

Тема 1. Географическое краеведение.

4

2

Тема 2. Ивановский край в древнейшие времена.

2

3

Тема 3. Ивановская земля в период средневековья (XIII-XVII вв.)

5

4

Тема 4. Наш край в эпоху абсолютизма.

2

 5

Тема 5. Ивановская земля в пореформенный период (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.)

7

6

Тема 6. Наш край в период революционных потрясений.

2

 7

Тема 7. Наш край после крутого исторического поворота (20-30 гг. ХХ в.)

2

8

Тема 8. Ивановская область в годы Великой Отечественной войны.

2

9

Тема 9. Наш край во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

5

10

Тема 10. История родной школы. Генеалогия.

1

11

Итоговое обобщение.

1


Резервный урок.

1

 

Итого:

34








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по краеведению ФГОС "Ивановская область в истории отечества".

Автор: Бородулина Анжела Константиновна

Дата: 13.05.2019

Номер свидетельства: 509940

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства