Рабочая программа и КТП элективного курса "История Ставрополья" 6-8 класс
Рабочая программа и КТП элективного курса "История Ставрополья" 6-8 класс
Рабочая программа и КТП элективного курса для 6-8 классов составлена к учебникам "История Ставрополья" 5-6 классы и 7-9 классы :учебник/ М.Е.Колесникова, Т.Н.Плохотнюк, Н.Д.Судавцов, Н.Г.Масюкова, В.А.Бабенко,С.Н.Котов(и др.)-Москва:Просвещение, 2021
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП элективного курса "История Ставрополья" 6-8 класс»
Рассмотрена на заседании методического Согласовано зам. директора Утверждена приказом
объединения учителей образовательной по УВР __________________ директора школы области «Общественно-научные предметы» (Фоменко А.А.) №______от_______2021 г
и рекомендована к утверждению « » 2021 г ____________ Ломонос О.С.
протоколом № 1 от _______________
Руководитель МО _________________
( Боярская Г.Н.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рабочая программа элективного курса
«История Ставрополья»
6-8 класс
учителя Боярской Галины Николаевны
2021-2022 учебный год
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы комплексного учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, составляют следующие документы:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее — ФГОС ООО);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г.) (далее — ПООП ООО).
Учебник:
-5-6 классы: М.Е.Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г.Масюкова, В.А.Бабенко, С.Н.Котов- Издат. «Просвещение» 2021 год.
-7-9 классы: М.Е.Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г.Масюкова, В.А.Бабенко, С.Н.Котов- Издат. «Просвещение» 2021 год.
\ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
Личностные
Формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, Ставропольскому краю, к прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа);
осознание этнической принадлежности, знание истории Ставропольского края, основ культурного наследия народов Ставропольского края (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов, находившихся на территории современной России);
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Ставропольского края.
Метапредметные
Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов); формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использовать информационно-коммуникационные технологии.
Предметные
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век до нашей эры, век нашей эры);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, Древнего мира, Средневековья на территории Ставропольского края; соотносить хронологию истории Ставропольского края и Руси;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних и средневековых обществ; б) основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней и средневековой культуры на территории Ставропольского края: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям истории Ставрополья древнего и средневекового периода;
локализовать хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы региональной и отечественной истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и истории Ставропольского края в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и Ставрополья в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по региональной истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Ставрополья в Новое время; б) представлений о мире и общественных ценностях; в) быта и художественной культуры Ставрополья в Новое время;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени;
сопоставлять развитие Ставрополья и России в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.
6 класс
Выпускник научится:
соотносить хронологию истории Ставрополья, Руси и всеобщей истории;
проводить поиск информации в исторических текстах, картах и материальных исторических памятниках Ставрополья;
объяснять причины и следствия ключевых событий региональной и отечественной истории периода Средних веков;
давать оценку событиям и личностям региональной истории этого периода.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Ставрополья, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
7–8 классы
Выпускник научится:
использовать историческую карту как источник информации о границах Ставрополья, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий;
анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Ставрополья в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
применять знания по истории России и Ставропольского края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
6 классы
Введение
Край наш — Ставрополье
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья
в эпоху Средневековья
Территория Центрального Предкавказья в эпоху Великого переселения народов
Понятие, хронологические и территориальные рамки Великого переселения народов. Появление в I в. аланов на Северном Кавказе. Походы аланов через Кавказ. Происхождение кочевых племен гуннов. Движение гуннов на запад начиная со второй половины II в. Появление гуннов на Боспоре. Приближение гуннов к границам Римской империи в 376 г. Влияние гуннов на города Боспора. Гунны на Северном Кавказе. Поход гуннов в Закавказье в конце IV в. н. э. Влияние гуннов на этническую картину Северного Кавказа в эпоху раннего Средневековья.
Территория Центрального Предкавказья в эпоху раннего Средневековья. Великий шелковый путь
Появление Тюркского каганата. Поход тюрок на Волгу и Северный Кавказ в 552 г. Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный в 603 г. Северный Кавказ в составе Западного Тюркского каганата. Влияние жителей среднеазиатских городов на территории каганата в этот период. Объединение в V в. оногуров и утигуров в булгарский союз племен. Основные занятия и культура булгар. Создание в 632 г. Великой Булгарии со столицей в Фанагории. Влияние тюрок и булгар на хозяйственную жизнь региона. Складывание к середине VI в. Аланского царства. Географические рамки Аланского царства и его влияние на территории Ставропольского края. Значение Великого шелкового пути для международной торговли периода раннего Средневековья. Роль Северного Кавказа в возобновлении торговли на шелковом пути. Маршруты Великого шелкового пути на территории Ставрополья.
Походы русов на Северный Кавказ. Тмутараканское княжество
Северный Кавказ и бассейн Каспийского моря — часть сферы интересов Древнерусского государства. Транскавказский торговый путь через Дон, Нижнюю Волгу и Каспийское море. Транскавказский торговый путь — часть территории Хазарского каганата. Проблема определения термина «русы». Действия русов на транскавказском торговом пути. Походы русов на Каспий в IX–X вв. Восточный поход русского князя Святослава Игоревича в 965 г. Победа Святослава над аланами и адыгами. Роль похода Святослава в судьбах народов Северного Кавказа. Возникновение Тмутараканского княжества и время его существования. Роль Тмутараканского княжества в торговой активности на Северном Кавказе. Расширение территории Тмутараканского княжества. Причины и последствия перехода Тмутаракани под власть Византии в XII в.
Алания в X–XIII вв.
Ослабление влияния хазар на аланов в IX — начале X в. Принятие христианства в Алании, роль Византии. Становление независимого государства Алания к 965 г. Развитие аланского государства в XI в. Развитие земледелия в Алании, «хлебная страна». Роль и место скотоводства в экономике Алании. Совершенствование ремесла. Влияние транзитной торговли на экономику Алании. Духовная культура в X–XIII вв., роль христианства в регионе. Феодальная раздробленность второй половины XII в. Археологические памятники аланской культуры X–XIII вв. на Ставрополье. Появление половцев в северокавказских степях в конце XI в. Влияние половецкой экспансии на аланов. Роль монголов в упадке Алании.
Хазары и половцы в предкавказских степях
Междоусобная война в Западно-тюркском каганате в середине VII в. Укрепление хазар на восточном побережье Азовского моря и в низовьях р. Кубани. Переселение хазарами части аланов на р. Северский Донец в XI в. Хазарская держава — первое централизованное государство Восточной Европы. Война хазарского государства с Арабским халифатом. Сосредоточение власти в руках узкого круга правящей элиты хазар. Уничтожение Хазарского каганата киевским князем Святославом в 965 г. Влияние хазарской культуры на территории Ставропольской возвышенности. Складывание этнической общности половцев на Южнорусской равнине в IX в. Взаимоотношения половцев с Русью. Половцы на Северном Кавказе. Культурное влияние половцев на территории современного Ставрополья.
Центральное Предкавказье в составе Золотой Орды.
Золотоордынский город Маджар
Вторжение монголов на Северный Кавказ и покорение ими черкесов. Начало завоевания Алании. Взаимоотношения монголов с половецким населением. Возникновение Золотой Орды. Роль Золотой Орды в развитии торговых отношений и путей сообщения. Культурное влияние Золотой Орды на территории Ставрополья. Территория Северного Кавказа в составе ханских владений. Кочевое население на территории Северного Кавказа в ордынское время. Взаимоотношения кочевников с ордынскими органами управления. Первые упоминания о г. Маджаре в начале XIV в. Остатки Маджара на территории Ставрополья. Социальный и этнический состав населения и материальная культура г. Маджара. Основные занятия жителей. Другие поселения золотоордынской эпохи на территории Ставрополья. Упадок Золотой Орды.
7–8 классы
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья
в XVI–XVII вв.
Кочевое население предкавказских степей. Ногайцы. Туркмены
Географическое положение Степного Предкавказья. Миграции племен и народов в районе Степного Предкавказья с древнейших времен до XVII в. Ставропольские ногайцы. Контакты Московского государства с ногайцами. Ногайцы в Моздокской степи, караногайцы. Взаимоотношения караногайцев с правительством Петра I. Караногайское, Ачикулак-Джембойлуковское, Калаус-Саблинское, Калаус-Джембойлуковское приставства. Первоначальный ареал расселения туркменов. Складывание локальной группы туркменского этноса на Ставрополье. Трухменское (Туркменское) приставство. Туркмены на Ставрополье во второй половине XIX в. Основные занятия кочевников Ставрополья.
Россия и народы Северного Кавказа в XVI–XVII вв.
Северный Кавказ в XVI в. Противостояние Османской империи и Персии (Ирана). Набеги Крымского ханства на адыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Расширение в XVI в. контактов Русского государства с Османской империей, Персией, Крымским, Казанским, Астраханским ханствами и Ногайской Ордой. Поиск Русским государством союзников в регионе и установление контактов с Северным Кавказом и Закавказьем. Кабардинское посольство в Москву. Посольство Ивана IV на Кавказ. Принятие адыгов в российское подданство. Промосковская политика верховного кабардинского князя Темрюка (Идарова) Идаровича. Турецко-татарский поход 1569 г. Зарождение казачества. Расселение казаков на Тереке, Гребенское казачество. Город Терки и его развитие в XVII в. Влияние Терского города на жизнь народов Северного Кавказа. Место Кавказа в системе приоритетов российской внешней политики. Политическое сближение России с Северо-Западным Кавказом в XVI в. Договоры между адыгскими князьями и Московским государством. Добровольное вхождение Кабарды в состав Русского государства. Установление контактов России с Большой Ногайской Ордой. Причины и последствия военных походов московских воевод против шамхала Тарковского.
Раздел II. Ставрополье в XVIII в.
Северный Кавказ во внешней политике России XVIII в.
Территориальное деление Кавказа. Северный Кавказ и Закавказье. Значение региона для пограничных государств в XVIII в. Защита Россией своих интересов на Северном Кавказе. Начало активной российской политики в северокавказском регионе. «Окно в Азию»: Каспийский поход Петра I. Присоединение к России Дербента и Баку. Кавказ как один из возможных театров военных действий России против Османской империи. Сворачивание военно-политических устремлений России на кавказском направлении после смерти Петра I. Возврат Ирану завоеванных в каспийском походе провинций. Политика Екатерины II на Кавказе. Черноморское направление политики России. Значение Кючук-Кайнарджийского договора. Переход Грузии под протекторат России.
Освоение северокавказских земель. Создание Азово-Моздокской линии
История российского присутствия в регионе. Перемещение границы российских владений в Дагестане на юг в XVIII в. Создание Терской оборонительной (кордонной) линии. Создание и заселение Азово-Моздокской линии.
Казачьи поселения на Ставрополье. Жизнь и быт линейцев
Возрастание военно-административной роли г. Ставрополя в первой трети XIX в. Ставрополь как столица Кавказского линейного казачьего войска. Казачьи поселения XIX в. в современных границах Ставропольского края. Станицы донских казаков на р. Кубани в конце XVIII — начале XIX в. Растущая потребность русской армии в кавалерии и изменения в социальном составе казачества. Села Ставропольского и Пятигорского округов, получившие статус станиц. Формирование Кавказского линейного войска. Жизнь и быт линейцев. Роль линейцев в Крымской войне (1853–1856). Положение линейных казаков. Изменения в количественном и социальном составе казачества в регионе после Кавказской войны. Станицы Кубанского и Терского казачьих войск, вошедшие в состав Ставропольского края.
Крестьянские поселения на Ставрополье
Указ о раздаче земель по Азово-Моздокской линии гражданскому населению. Массовое переселение в Степное Предкавказье государственных крестьян. Переселение государственных крестьян из центральных губерний на Ставрополье в XVIII–XIX вв. Особенности расселения крестьян в Предкавказье. Социальный состав крестьянского населения Предкавказья. Раздача дворянам земельных владений в регионе. Основные занятия крестьянского населения региона. Стихийные бедствия и эпидемии на Ставрополье в XVIII–XIX вв.
Приложение
Рассмотрено на заседании методического Согласовано зам. директора Утверждено приказом
объединения учителей образовательной по УВР __________________ директора школы области «Общественно-научные предметы» (Фоменко А.А.) №______от_______2021 г
и рекомендовано к утверждению « » 2021 г _____________ Ломонос О.С.
протоколом № от _________2021 г
Руководитель МО _________________
( Боярская Г.Н.)
Календарно – тематическое планирование истории (6 класс)
Тема, урок
Количество часов
Дата проведения
план
факт
Введение (1 ч)
Урок 1. Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение
1
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в эпоху Средневековья (16 ч)
Урок 2. Территория Центрального Предкавказья в эпоху Великого переселения народов
1
Урок 3. Гунны и аланы на территории Северного Кавказа
1
Уроки 4. Территория Центрального Предкавказья в эпоху раннего Средневековья.
1
Урок 5. Булгарские и хазарские племена на Северном Кавказе
1
Урок 6. Великий шелковый путь
1
Урок 7- 8. Походы русов на Северный Кавказ. Тмутараканское княжество
2
Урок 9. Алания в X–XIII вв. Духовная культура и Аланские памятники X–XIII вв на Ставрополье
1
Урок 10. Гибель Аланского государства
1
Урок 11. Хазары в предкавказских степях
1
Урок 12-13. Половцы в предкавказских степях Половецкие памятники (Каменные бабы на Ставрополье) Урок - практикум
2
Урок 14. Центральное Предкавказье в составе Золотой Орды.
1
Урок 15. Монгольское завоевание Северного Кавказа
1
Урок 16. Золотоордынский город Маджар
1
Урок 17. Итоговое повторение
1
Приложение
Рассмотрено на заседании методического Согласовано зам. директора Утверждено приказом
объединения учителей образовательной по УВР __________________ директора школы области «Общественно-научные предметы» (Фоменко А.А.) №______от_______2021 г
и рекомендовано к утверждению « » 2021 г _____________ Ломонос О.С.
протоколом № от _________2021 г
Руководитель МО _________________
( Боярская Г.Н.)
Календарно – тематическое планирование истории (7 класс)
Тема, урок
Количество часов
Дата проведения
план
факт
Введение (1 ч)
Урок 1. Край наш — Ставрополье
1
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в XVI–XVII вв. (7 ч)
Урок 2. Кочевое население предкавказских степей. Тюркские народы Степного Предкавказья
Урок 8 . Культура и быт кочевых народов Ставрополья
1
Раздел II. Россия и народы Северного Кавказа в XVI–XVII вв. (8 ч)
Урок 9. Горцы-соседи степняков. Адыги.
1
Урок 10. Горцы-соседи степняков. Абазины.
1
Урок 11. Горцы-соседи степняков. Карачаевцы.
1
Урок 12. Занятия населения
1
Урок 13. Общественные отношения и социальный строй
1
Урок 14. Культура и быт горских народов Ставрополья
1
Урок 15. Создание опорных пунктов на Северном Кавказе.
1
Урок 16. Походы на Каспий на рубеже XVI-XVII
1
Итоговое повторение (1 ч)
Урок 17. Итоговое занятие
1
Приложение
Рассмотрено на заседании методического Согласовано зам. директора Утверждено приказом
объединения учителей образовательной по УВР __________________ директора школы области «Общественно-научные предметы» (Фоменко А.А.) №______от_______2021 г
и рекомендовано к утверждению « » 2021 г _____________ Ломонос О.С.
протоколом № от _________2021 г
Руководитель МО _________________
( Боярская Г.Н.)
Календарно – тематическое планирование истории (8 класс)
Тема, урок
Количество часов
Дата проведения
план
факт
Введение (1 ч)
Урок 1. Край наш — Ставрополье
1
Раздел I.Ставрополье в XVIII в.(15 ч)
Урок 2. Северный Кавказ во внешней политике России XVIII в.
1
Урок 3. Внешняя политика России на северокавказском направлении в послепетровский
период
1
Уроки 4. Значение Кючук-Кайнарджийского договора
1
Урок 5. Урок-практикум «Основные цели политики России второй половины XVIII в. на Северном Кавказе и её результаты»
1
Урок 6. Освоение северокавказских земель.
1
Урок 7-8. Создание Азово-Моздокской линии.
1
Урок 9. История возведения Ставропольской крепости
1
Урок 10 . Основание Хопёрского казачьего полка
Урок 11. Казачьи поселения на Ставрополье.
1
Урок 12-13. Жизнь и быт линейцев.
1
Урок 14. Казачий фольклор
1
Урок 15. Крестьянские поселения на Ставрополье. Первые поселения