kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС ООО " Занимательные задачи по истории". 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС ООО " Занимательные задачи по истории". 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

г. Протвино Московской области

Рассмотрено

на заседании МС

Председатель МС

_____ Г.Н.Солдатова

Протокол №____ от

«___» _________ 2016г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_____ Н.Н.Храмова



«___» _________ 2016 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

«Гимназия»

_____ Л.В.Филонова

Приказ № ______ от

«___» _________ 2016г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

________________ Фитисовой Ларисы Евгеньевны_________

(ФИО педагога полностью)

Внеурочной деятельности ФГОС ООО

Направление: духовно - нравственное

«Занимательные задачи по истории»

в 5 – х классах

2015– 2016 учебный год

Пояснительная записка


«Занимательные задачи по истории»


Рабочая программа кружка ««Занимательные задачи по истории»» для 5 класса составлена на основе учебной литературы: Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014; Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В., Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010; Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2010.

Выбор программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии по формированию общей культуры личности обучающихся на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечения повышенного уровня гуманитарного образования;

- воспитания у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;

- развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности;

- формирование и развитие у обучающихся набора ключевых компетентностей.


Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю ), что соответствует учебному плану МБОУ «Гимназия».












Основное содержание (34 ч.)

  1. Вводное занятие

Как изучают историю? Исторические источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные исторические науки: археология, архивоведение, сфрагистика, нумизматика и другие. Знакомство с историческими источниками (практическая работа).

  1. История и историки

«Что скажет история?» - «История, сэр, солжет, как всегда» - Джорж Бернард Шоу; «Наука о людях во времени»;

«Отец истории» Геродот; муза Клио; задача историка — описать все так, «как оно было на самом деле» (выражение немецкого историка Леопольда фон Ранке)

  1. Счет лет в истории.

Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени.

  1. Тайны первобытного мира

Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов,

образцы пещерной живописи). Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Почему сказки

сохранили память о первобытной эпохи? Сказочные герои. Сказочные миры. Основные сказочные сюжеты. Древнерусские сказки и их

образы.

  1. Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика.

 Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи.

  1. Культура первобытного человека

Жизнь первобытного общества была строго регламентирована традициями и не принимала каких-либо серьезных новшеств. Люди должны были во всем следовать примерам, которые были даны им предками. Именно многократное повторение одних и тех же образцов поведения считалось добродетелью. Существовали строгие ограничения, называемые табу — священные запреты на определенные действия, подкрепленные мифами и авторитетом традиции. Вера в магию.

  1. История изобретений

Изобретения первобытной эпохи. Эволюция орудий труда. Освоение огня. Возникновение производящего хозяйства. Изобретения древних цивилизаций: Египет, шумеры, финикийцы. Проблема изобретений в Древнем Китае. Изобретения эпохи Античности.

  1. Как менялась повседневная жизнь в истории человечества

Быт, чистота и гигиена в разные эпохи. Появление представлений о гигиене: священная чистота. Римское отношение к чистоте:

канализация, сокращение болезней. Эпидемии. Почему в Риме не было эпидемий? Жрецы как носители научных знаний.

тип культуры в Древней Греции. Возникновение и функции одежды в первобытную эпоху. Мода на Древнем Востоке и в

Античности.

  1. Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании.

Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия на острове Пасхи.

  1. Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе.

Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись.
Значение Нила в жизни Древнего Египта. Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян. Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги.

  1. Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды.

Типы пирамид: ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре), классические (пирамида Хеопса).

Кто строил пирамиды? Устройство пирамид. Какую функцию выполняли пирамиды Древнего Египта? Представления древних

египтян о смерти.

  1. Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Тутанхамон.

Генеалогия. Правление. Внешняя политика. Смерть Тутанхамона. Захоронение. Обстоятельства смерти. Гробница. Легенда о «проклятии фараона»
  1. Библейские сказания

Библейские праотцы: Адам, Каин, Енох, Ной, Нимрод, Мельхиседек. Вавилонская башня. Изгнание из Рая. Ноев ковчег. Святая Земля, Богоизбранный народ и Священное Писание. Сотворение мира и человека

  1. Как рождаются исторические мифы.

Понятие «миф». Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании. Виды мифов: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие. Что побуждает творить миф?

  1. Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология.

Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. В

географическом отношении Индия делится на южную Индию — Индостанский полуостров — и северную, занимающую бассейн рек

Инда и Ганга и примыкающие к ним области. Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными

культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. Религия, возникшая в древней Индии. Мифология древней Индии

  1. Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы.

Космогоническую карту Китая - «Пять Дворцов». Архитектурные особенности китайского дома. Пагоды. Великая китайская стена

- один из самых величественных памятников мирового зодчества. Культовое зодчество Древнего Китая.

  1. Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Конфуций.

Мудрецы Востока. Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Учение. Пять постоянств праведного человека. Письменные памятники.

  1. Кто построил лабиринт Минотавра, или древнейшая цивилизация Европы.

Критская (Минойская) и Микенская цивилизации и время их существования. Обнаружение древнекритской цивилизации. Кносский дворец и его устройство. Роль дворца в жизни древних критян. Как возникла легенда о лабиринте и Минотавре? Хозяйство Древнего Крита. Положение женщины на Древнем Крите. Религия древних критян. Тавромахия. Почему погибла Критская цивилизация?

  1. Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли.

Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства.

  1. Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах.

Мифы. Классический образ богини. Облик. Атрибуты. Архаические прототипы. В литературе. В античной скульптуре. Изобретение флейты
  1. Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия. Литературные жанры: трагедия, драма.

Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека

  1. Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон.

Происхождение мифов Древней Греции о героях. Двенадцать подвигов Геракла . Предание о походе аргонавтов. Золотое руно.
  1. Священный огонь в Олимпии.

Олимпийские игры: возникновение, система проведения.

  1. Наследие Александра Великого.

Личность Александра. Восточные походы греко-македонских войск. «Затеряный мир» Александра Великого.

  1. Семь чудес света.

Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса.Висячие сады. Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. Александрийский маяк.

  1. «Одиссея» и «Илиада» Гомера.

Создатель «Илиады и «Одиссеи» - Гомер. Историческая основа поэм Гомера. Время и место создания "Илиады" и "Одиссеи". У большинства народов мифы слагаются преимущественно о богах. Но Древняя Греция является исключением: в основной, лучшей их части повествуется о героях. Это внуки, сыновья, правнуки богов, рожденные от смертных женщин. Именно они совершали различные подвиги, наказывали злодеев, уничтожали чудовищ, а также участвовали в междоусобных войнах. Боги, когда стало тяжело от них Земле, сделали так, чтобы в Троянской войне участники сами уничтожили друг друга. Так свершилась воля Зевса. У стен Илиона погибло множество героев.

  1. Загадка Атлантиды.

Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде. Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Антлантиды.

  1. Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология.

Древняя Италия. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян. Отношение к закону. Отношение к труду. Восприятие богатства. Отношение к искусству. Религия древних римлян.

  1. Возникновение христианства.

Мировая религия. Вероучение. Основные черты христианской религии. Легенда об Иисусе Христе. Проблема реальности Иисуса Христа. Основные принципы христианской религии.
  1. «Христианские заповеди – о семье»

Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...». Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии. Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Знакомство с символами  семьи.

  1. Великие личности в мировой истории. Цезарь. Клеопатра.

Клеопа́тра VII Филопа́тор (6930 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). Личность. Путь к трону. Клеопатра и Цезарь. Гибель Цезаря. Шесть секретов Клеопатры.Гибель Клеопатры. Клеопатра в искусстве
  1. Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов

Колизей, легендарный амфитеатр Рима. История Колизея. Организация игр в Колизее. Гладиаторы.      Каким был мир гладиаторов? Правила . Жест пальцем. Охота на животных
  1. Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. Тайны наших имён.

Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Влияние различных культур на проникновение имён. Имя и прозвище. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.

  1. Обобщающее занятие . Древний мир – удивительный мир.






Календарно – тематическое планирование

Клуб «Занимательные задачи по истории»


урока


Название раздела. Тема урока


Виды деятельности


УУД

дата

по плану

по факту

1

Вводное занятие

Вводная беседа

Предметные:

воспринимают исторические термины и понятия, приобретают практические навыки и умения в в разнообразных видах деятельности.

*знать основные события всемирной истории первобытного периода и периода древности;

уметь анализировать различные исторические источники и извлекать из них информацию;

уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, народов и поколений;

овладеть приемами работы с книгой;

уметь сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

уметь видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

уметь высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории


Личностные:

проявляют интерес к изучению истории, овладевают навыками самостоятельной работы, умеют применять полученные знания в практической деятельности.

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и

религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном

обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других

народов, толерантность.


Метапредметные:

проявляют желание общаться между сверстниками для получения ответа на поставленные вопросы, овладевают способностями оценивать результат и делать выбор ;

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –

учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные

источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ

межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –

учебную, общественную и др.;

















07.09


2

История и историки

Знакомство с личностью историка.

14.09


3

Счет лет в истории

Решение логических задач

21.09


4

Тайны первобытного мира

Составление кроссвордов и их решение


28.09


5

Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика.

Творческий практикум

Создание «наскального» рисунка.

12.10


6

Культура первобытного человека

Рисунок-подражание с опорой на текст. «Жилище древнего человека»

19.10


7

История изобретений

Составление презентаций, докладов

26.10


8

Как менялась повседневная жизнь в истории человечества

Составление рассказов

02.11


9

Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании.

Составление презентаций, докладов

09.11


10

Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе.

Творческий практикум

Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов.

Игра «Расшифруй иероглифы»

23.11


11

Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды

Творческий практикум

Виртуальное путешествие в страну пирамид. Создание модели пирамиды из бумаги.

30.11


12

Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Тутанхамон.

Составление презентаций. докладов

07.12


13

Библейские сказания

Анализ письменных источников по теме

14.12


14

Как рождаются исторические мифы

Составление кроссвордов и их решение

21.12


15

Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология.

Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме из истории

28.12


16

Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы.

Творческий практикум

Церемония китайского чаепития


11.01


17

Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Конфуций.

Составление презентаций. докладов

18.01


18

Кто построил лабиринт Минотавра, или древнейшая цивилизация Европы

Творческий практикум-игра

Прохождение лабиринта. Общие правила прохождения и составления лабиринта.

25.01


19

Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли.

Викторина

01.02


20

Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах.

Творческий практикум

По прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню.

08.02


21

Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия.

Литературные жанры: трагедия, драма.

«Крылатые выражения» из древнегреческих мифов.

Тест

Хорошо ли ты знаешь древнегреческую мифологию?

15.02


22

Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон.

Творческий практикум

Выразительный пересказ одного из мифов о Геракле.

«Крылатые выражения»

29.02


23

Священный огонь в Олимпии

Игра «Как это было на самом деле»

07.03


24

Наследие Александра Великого

Составление «карты» культурных памятников державы Александра Великого

14.03


25

Семь чудес света

Творческий практикум

Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света. Современные чудеса света. Составить путеводитель по семи чудесам света.

21.03


26

«Одиссея» и «Илиада» Гомера.


Творческий практикум

Виртуальное путешествие «По следам экспедиции Одиссея»

28.03


27

Загадки Атлантиды

Выразительный пересказ одного из мифов об Атлантиде

04.04


28

Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология.


Творческий практикум

Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия.

Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян

18.04


29

Возникновение христианства.

Анализ письменных источников по теме

25.04


30

«Христианские заповеди – о семье»

Презентация заповедей семьи

02.05


31

Великие личности в мировой истории. Цезарь. Клеопатра.

Презентация личности

09.05


32

Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов

Составление презентаций. рисунки

16.05


33

Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. Тайны наших имён.

Составить «ленту времени» своей жизни; родословное древо; разработать свой фамильный герб; подобрать семейный девиз.


23.05


34

Обобщающее занятие Древний мир – удивительный мир

Викторина по изученной теме


30.05






























Перечень учебно-методической литературы:


  1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014;
  2. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В.,
Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010;
  1. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. «Просвещение», 2010;
  2. Кроссворды по истории Древнего мира. А.Б. Драхлер, «Вако», М., 2005;
  3. Дидактические материалы по истрии. Г.А. Цветкова, М. «Владос – пресс», 2013;
  4. Дидактические карточки –задания по истории древнего мира. Н.И. Аппарович, Л.П. Борзова, М. «Генжер», 2005;
  5. Детский Плутарх. Великие и знаменитые Древнего мира. В. Бутромеев, Минск «Полипринт», 1994;
  6. Мифы и легенды Древнего Востока. А.И. Немировский, М. «Просвещение», 1994;
  7. Мифы Древнего мира. М.Б. Бурдыкина, С.-П. «Каравелла»,1995;
  8. Палеография. Хронология. Археология. Геральдика. Г.А. Леонтьева, М. «Владос», 2000.



13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фитисова Лариса Евгеньевна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС ООО " Занимательные задачи по истории". 5 класс"
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_fgos_ooo_zanimatiel_nyie_zadachi_po_istorii_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "345912"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474834899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства