kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "История Древнего Мира" для 5 класса к учебнику А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свенцицкой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует ФГОС. Разработана для 5 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История Древнего Мира" для 5 класса к учебнику А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свенцицкой.»

25


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственно стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира».

Программа ориентирована на УМК: История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/ Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

Цели и задачи

осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

• умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

• умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

• умения спорить и отстаивать свои взгляды;

• умения анализировать исторический источник;

• умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

• умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов


Планируемые результаты.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Календарно-тематическое планирование (в рабочую программу)

курса «История Древнего мира» 5 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Тема урока

Решаемые проблемы

Сроки изучения

Планируемы результаты в соответствии с ФГОС


Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Введение.

Что изучает история. Источники знаний о прошлом.

Опираясь на знания учащихся, полученные в пропедевтическом курсе, подготовить их к изучению систематического курса истории.


Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников. Получат возможность научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников.

П.: устанавливают причинно-следственные связи

К.: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Р.: умеют оценивать свою работу на уроке.




2. Раздел I. Жизнь первобытных людей

Древнейшие люди.

Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.


Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда. Получат возможность научиться показывать на исторической карте территорию расселения народов.

П.: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями.

Р.: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий.

Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Родовые общины охотников и собирателей.

Познакомить учащихся с расселением первобытных людей на земле.


Научатся определять понятия: человек разумный, родовая община, рубило, копье, мамонт.

Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых дат, фактов, терминов.

П.: выявляют признаки родовой общины

К.: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

Р.: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке.

Оценивают собственную учебную деятельность. Свои достижения.

Возникновение искусства и религиозных верований.

Рассказать учащимся о возникновении искусства и религиозных верований у людей.


Научатся определять понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни.

Получат возможность научиться рассказывать о наиболее важных исторических событиях и их участниках, описывать памятники культуры на основании текстов и иллюстраций.

П.: выявляют причины возникновения религиозных верований и искусства.

К.: вступают в речевое общение, планируют цели и способы взаимодействия.

Р.: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Возникновение земледелия и скотоводства.

Рассмотреть с учащимися как возникло земледелие и скотоводство.


Научатся определять понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги.

Получат возможность научиться показывать по исторической карте территорию расселения народов.

П.: овладевают целостным представлением об историческом пути развития человечества.

К.: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями.

Р.: учитывают ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала.

Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Появление неравенства и знати.

Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.


Научатся определять понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб.

Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

П.: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы.

К.: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации.

Р.: оценивают свою работу на уроке.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Счет лет в истории.


Сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний


Научатся определять столетие, век, тысячелетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию.

Получат возможность научиться называть век, оперировать понятиями «н.э.», «до н.э.».

П.: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры.

К.: взаимодействуют в ходе групповых работ, ведут диалог.

Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения материала.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, адекватно понимают причины успешности учебной деятельности.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Жизнь первобытных людей

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу


Научатся работать с исторической картой, решать исторические кроссворды.

Получат возможность научиться работать с контурной картой.

П.: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

К.: планируют способы и средства взаимодействия, обмениваются мнениями.

Р.: удерживают цель деятельности до появления ее результата.

Проявляют заинтересованность в успешной учебной деятельности.



3. Раздел II. Древний Восток

Государство на берегах Нила.


Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.


Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон.

Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

П.: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.

К.: оформляют идеологические высказывания и понимают позицию партнёра, вступает в коллективное сотрудничество.

Р.: удерживают цель деятельности до появления ее результата.

Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Рассмотреть с учащимися жизнь и деятельность жителей Египта.


Научатся определять понятия: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет.

Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках

К.: Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Р.: Составить кроссворд

Оценивать достижения культуры

Жизнь египетского вельможи.


Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.


Научатся определять понятия: гробница, благовония.

Получат возможность научиться описывать памятники культуры на основе текста и иллюстраций.

П.: Основные категории населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе.

Р.: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.

К.: Работать в малых группах по определенному заданию.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Военные походы фараонов.


Рассмотреть с учащимися причины военных походов и состояние египетского войска.


Научатся определять понятия: бронза, пехотинцы, колесница, дротики, наемное войско.

Получат возможность научиться показывать знания необходимых фактов и дат.

П.: Причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.

К.: Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Религия древних египтян.

Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян.


Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

Р.: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.

К.: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Искусство древних египтян.


Показать учащимся достижения искусства Древнего Египта.


Научатся определять понятия: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет.

П.: Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.

К.: Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

Выражают положительно отношение к процессу познанию

Письменность и знания древних египтян


Сформировать у учащихся представления о достижениях египтян в области письменности.


Определение понятий иероглиф, папирус, свиток, астрономия

П.: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для успешного решения учебной задачи.

Р.: Определять основные вопросы темы, составлять план ответа.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Египет

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу


Научатся определять общие черты и особенности, решать исторические кроссворды.

К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Р.: анализировать достижения

Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность.

Древнее Двуречье

Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Междуречья.


Научатся определять понятия: клинопись, сыновья школы.

Получат возможность научиться называть и показывать по карте города и реки Двуречья.

П.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.

Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.


Показать учащимся достижения Вавилонского царства в период правления Хаммурапи»


Научатся определять понятия: законы, ростовщик.

Получат возможность научиться давать характеристику законам Хаммурапи, рассказывать о важнейших исторических тсобытиях.

П.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.

Р.: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.

Формировать уважение прав и свобод человека

Финикийские мореплаватели

.

Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.


Научатся определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит.

Получат возможность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие.

П.: основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.

К.: Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.

Формирование понимания культурного многообразия мира.

Библейские сказания


Показать учащимся с библейскими сказаниями, показать вклад древних евреев в мировую культуру.


Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали.

П.: Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.

Р.: Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Формирование понимания культурного многообразия мира.

Объяснять, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней

Древнееврейское царство


Показать учащимся историю развития древнееврейского царства.


Научатся определять термины: праща, жертвенник. Объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия.

П.: Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов.

Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.)

Ассирийская держава

Показать учащимся причины возвышения Ассирии, ассирийских завоеваниях и гибели государства.


Научатся определять термин «таран». Получат возможность научиться извлекать информацию из исторического источника.

П.: Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей державы.

К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к предмету.

Персидская держава «царя царей»


Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством.


Научатся определять понятие «бессмертные».

Получат возможность научиться работать с исторической картой.

П.: Основные даты истории создания Персидской державы.

К.: Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.

Проявляют заинтересованность в учебном процессе.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Передняя Азия в древности

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.


Научатся определять общие черты и особенности, решать исторические кроссворды.

К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Р.: анализировать достижения

Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность.

Природа и люди Древней Индии.


Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.


Научатся определять термины: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ.

П.: Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – Буддизм. Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Индийские касты.


Показать учащимся особенности индийского общества и религии.


Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, неприкасаемые.

Получат возможность научиться объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны.

Р.: Составлять простой план пунктов параграфа по выбору.

П.: Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.

К.: Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника».

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному предмету.

Чему учил китайский мудрей Конфуций.


Познакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция.


Научиться определять понятия: бамбук, циновка, Сын Неба.

П.: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии.

Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства.

Первый властелин единого Китая.


Рассмотреть с учащимися процессы объединения Китая в одно государство.


Научатся определять термины: компас, бойницы.

Получат возможность научиться давать оценку значению китайской культуры.

П.: Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации.

Р.: Составлять кроссворды по тематике урока.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Проявляют интерес к новому учебному материалу.

Повторительно – обобщающий урок по теме: Индия и Китай в древности

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.


Научатся определять изученные термины.

Получат возможность научиться показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций.

П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.

Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.

Сравнивают различные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

4.Раздел III. Древняя Греция.

Греки и критяне.

Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.


Научатся определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа и Минотавре.

Получат возможность научиться показывать на карте о-в Крит, Эгейское море, называть причины гибели критской цивилизации.


П.: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры.

К.: Инсценировка мифа о Дедале и Икаре.

Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа.

Микены и Троя.

Показать учащимся взаимоотношения греческих городов между собой и причины троянской войны.


Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о причине ее начала.

П.: Выявлять отличия между микенской и критской культурами.

К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения.

Поэма Гомера «Илиада».

Поэма Гомера «Одиссея»

Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником.


Научатся давать оценку персонажам поэм.

Получат возможность понять суть содержания поэм, имена главных героев.

П.: личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы.

Характеризовать образы основных героев «Илиады», «Одиссеи».

Религия древних греков.

Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.


Научатся определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами.

П.: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Р.: Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.

Земледельцы Аттики теряют свободу.

Познакомить учащихся с населением Древней Аттики и процессами взаимоотношений между ними.


Научатся определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство.

Получат возможность научиться характеризовать государственное устройство Афин.

П.: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Р.: Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу.

Зарождение демократии в Афинах.

Показать учащимся процессы зарождения демократии в Афинах.


Научатся определять понятия: реформы, демократия, долговые камни, народное собрание, граждане.

Получат возможность изучить хронологию проведения реформ Солона, их значение.

Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий.

К.: Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Формировать уважение прав и свобод человека

Древняя Спарта.

Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством.


Научатся определять понятия: лаконичность, илоты.

П.: узнают географическое положение образ жизни спартанцев. Научатся определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.

Р.: смогут найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы.

Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Показать учащимся процессы возникновения греческих колоний и их взаимоотношения с родиной.


Научатся определять понятия: колония, значение колоний в жизни греческих полисов.

Получат возможность научиться комментировать наряд грека.


П.: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для успешного решения учебной задачи.

К.: допускают возможность существования различных точек зрения.

Р.: выстраивают алгоритм действий.

Научатся принятию ценностей группы или сообщества.


Олимпийские игры в древности.

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.


Научатся определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром.

Получат возможность научиться свободно излагать сообщения по теме.

П.: смогут узнать хронологию первых Олимпийских игр, составлять развернутый план одной части параграфа.

Р.: научатся соотносить известное с неизвестным об играх.

Научатся оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.


Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон.

Получат возможность анализировать причины побед греков над персами.

П.: узнают причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение.

К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составят собственный рассказ о Марафонской битве.

Научатся рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, давать свою оценку его поступку.

Нашествие персидских войск на Элладу.

Рассмотреть с учащимися нашествие персидских войск на Элладу, героизм греков и причины поражения персов.


Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон.

Получат возможность анализировать причины побед греков над персами.

П.: узнают причины Греко-персидских войны, хронологию Соломинской битвы, итоги войн.

К.: научатся инсценировать события одного из сражений.

Используя информацию видеофильма, презентации, составлять собственный рассказ – о создании военного флота.


Повторительно – обобщающий урок по теме: Древнейшая Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.


Научатся определять изученные термины.

Получат возможность научиться показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций.

П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.

Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.

Сравнивают различные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

В гаванях афинского порта Пирей


Показать учащимся торговую жизнь главного афинского порта Пирей.


Научатся определять термины: верфи, казна, пошлина, вольноотпущенники.

Получат возможность самостоятельно определять значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин.

П.: Сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях.

Р.: Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту.

Мотивируют свои действия, проявляя интерес к новому учебному материалу.

В городе богини Афины.

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства.


Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды.

Получат возможность научиться давать описание города, его главных достопримечательностей.

П.: научатся рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Р.: научатся составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.

К.: научатся составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока).

Научатся формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

В афинских школах и гимнасиях. .

Показать учащимся особенности обучения детей в афинских школах.


Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие.

Получат возможность научиться определять сходства и различия между спартанской и афинской системой воспитания.

П.: Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы.

К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.


Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому материалу.

В театре Диониса.

Познакомить учащихся с историей возникновения и развития театра в Афинах.


Научатся определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия.

Получат возможность научиться давать описание древнего театра.

П.: узнают историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.

Научатся оценивать роль современного театра для общества.

Афинская демократия при Перикле.

Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.


Научатся определять понятия: демократия, народное собрание, остракизм.

Получат возможность изучить содержание реформ Перикла и их значение.

Р.: научатся строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.


Научатся формировать уважение прав и свобод человека.

Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах.

Города Эллады подчиняются Македонии.


Рассмотреть с учащимися причины возвышения Македонии и подчинение ей греческих государств.


Научатся определять причины возвышения Македонии и Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сраженийп

П.: научатся сравнивать политический курс Филиппа и Александра.

Р.: Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения.

Поход Александра Македонского на Восток.

Познакомить учащихся с причинами похода Александра Македонского на Восток и его результатами.


Научатся называть хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского, составлять схему походов А. Македонского.

П.: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

К.: вступают в речевое общение.

Р.: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

Осознают социально-нравственные опыт предшествующих поколений.

В Александрии Египетской.

Показать учащимся основные достижения науки и культуры, собранные в Александрии Египетской.


Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского. Показывать направление походов на исторической карте.

П.: устанавливать причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

К.: рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.


Проявляют заинтересованность в развитии успешной деятельности.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Македонские завоевания в IV в. До. н.э.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.


Научатся определять термины раздела .

П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.


Сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

5. Раздел IV. Древний Рим

Древнейший Рим.


Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима и его развитие.


Научатся определять термины: латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат.

Получат возможность показывать на карте Древнюю Италию.

П.: научатся анализировать карту, определять географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляя интерес к новому материалу.

Завоевание Римом Италии.


Познакомить учащихся с причинами завоевания Римом Италии.


Научатся определять термины: галлы, легиона, катапульты.

Получат возможность научиться давать характеристику римской армии.

П.: воспроизводить определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.

Р.: Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному предмету.

Устройство Римской республики

Рассмотреть с учащимися государственное устройство Римской республики.


Научатся определять термины: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун.

П.: Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Вторая война Рима с Карфагеном.

Рассмотреть причины войн Рима с Карфагеном, их результаты.


Научатся определять термины: пуны, ворон.


П.: характеризовать причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

Установление господства Рима с Карфагеном.

Показать учащимся процессы установления господства Рима над всем Средиземноморьем.


Научатся определять термины: триумф, император, провинция.

П.: воспроизводить причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Описывать по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме.

Рабство в древнем Риме.

Познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов и их положении.


Научатся давать определение понятия рабство, положение рабов. определять причинно-следственные связи

К.: Умение работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ

Проявляют заинтересованность в решении учебных задач.

Земельный закон братьев Гракхов.

Рассмотреть с учащимися деятельность братьев Гракхов по сохранению свободных земледельцев в Риме.


Научатся определять понятие «гражданская война».

Получат возможность определять причины гражданских войн в Риме.

П.: Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян

Восстание Спартака.

Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.


Научатся определять понятие «восстание».

П.: определять причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания.

К.: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса

Формировать уважение прав и свобод человека.


Единовластие Цезаря.


Показать учащимся процессы усиления армии в Риме и её роли в жизни государства.


Научатся определять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции.

П.: Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.

Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря.

Установление империи.

Рассмотреть с учащимися причины поражения республики и установление империи, изучив особенности установления Октавианом Августом правления


Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя.

Получат возможность научиться определять различия между понятием республика и империя.

П.: Определение понятия империя, дату установление империи в Риме.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.

Р.: Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме.

Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Соседи Римской империи.


Познакомить учащихся с взаимоотношениями Римской империи с соседними государствами и народами.



Научатся показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.

Р.: научатся комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими.

К.: научатся рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

Оценивать собственную учебную деятельность.

В Риме при императоре Нероне.

Показать усиление императорской власти, познакомить с правлением и личностями римских императоров.


Научатся определять основные черты правления Нерона.

П.: Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.


Анализировать причины крайнего своеволия Нерона

Первые христиане и их учение.

Познакомить с возникновением мировой христианской религии и образованием христианской церкви.


Научатся определять понятия христианство, условия появления христианского учения

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности .

Оценивают собственную учебную деятельность.

Расцвет империи во II веке.

Познакомить учащихся с периодом наивысшего расцвета Римской империи во II в.


Научатся определять понятия: колоны, раб с хижиной.

П.: научатся сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба, характеризовать период правления императора Траяна, рассказывать о достижении империи во 2 в.

Р.: составлять предложения с новыми словами.

Осознают социально-нравственный опыт человечества.

«Вечный город» и его жители.


Показать учащимся жизнь «вечного города» и его жителей.


Научатся определять понятия: триумфальная арка, купол, термы.

Получат возможность называть достопримечательности Рима.

П.: Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

К.: Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме.

Проявляют заинтересованность в развитии учебного успеха.

Римская империя при Константине.


Познакомить учащихся с изменениями характера императорской власти при Константине и признании христианства господствующей религией.


Научатся определять термины: варвары, епископ, церковь, папа.

Получат возможность научится определять отличия политики Константина от политики его предшественников.

Р.: Комментировать последствия утверждения христианства гос. религией.

К.: Составлять рассказ о Риме

Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения.

Взятие Рима варварами. .

Показать учащимся признаки упадка Риской империи в IV-V вв. н.э.


Научатся определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура.


П.: Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках.

Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Империю

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих Ценностей.

Итоговое повторение. Тестовый контроль

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.


Научатся определять термины, изученные в разделе.

П.: высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

К.: защищать проекты, выступать перед классом

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сырых Татьяна Викторовна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 397010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства