Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственно стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира».
Программа ориентирована на УМК: История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/ Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
• умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
• умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
• умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
3. Раздел II. Древний Восток |
Государство на берегах Нила. | Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. | | Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. | П.: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. К.: оформляют идеологические высказывания и понимают позицию партнёра, вступает в коллективное сотрудничество. Р.: удерживают цель деятельности до появления ее результата. | Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Рассмотреть с учащимися жизнь и деятельность жителей Египта. | | Научатся определять понятия: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках | К.: Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Р.: Составить кроссворд | Оценивать достижения культуры |
Жизнь египетского вельможи. | Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож. | | Научатся определять понятия: гробница, благовония. Получат возможность научиться описывать памятники культуры на основе текста и иллюстраций. | П.: Основные категории населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Р.: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы. К.: Работать в малых группах по определенному заданию. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. |
Военные походы фараонов. | Рассмотреть с учащимися причины военных походов и состояние египетского войска. | | Научатся определять понятия: бронза, пехотинцы, колесница, дротики, наемное войско. Получат возможность научиться показывать знания необходимых фактов и дат. | П.: Причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов. К.: Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. |
Религия древних египтян. | Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян. | | Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. | Р.: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий. К.: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения. |
Искусство древних египтян. | Показать учащимся достижения искусства Древнего Египта. | | Научатся определять понятия: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. | П.: Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды. К.: Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | Выражают положительно отношение к процессу познанию |
Письменность и знания древних египтян | Сформировать у учащихся представления о достижениях египтян в области письменности. | | Определение понятий иероглиф, папирус, свиток, астрономия | П.: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для успешного решения учебной задачи. Р.: Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. |
Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Египет | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу | | Научатся определять общие черты и особенности, решать исторические кроссворды. | К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Р.: анализировать достижения | Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность. |
Древнее Двуречье | Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Междуречья. | | Научатся определять понятия: клинопись, сыновья школы. Получат возможность научиться называть и показывать по карте города и реки Двуречья. | П.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки. | Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Показать учащимся достижения Вавилонского царства в период правления Хаммурапи» | | Научатся определять понятия: законы, ростовщик. Получат возможность научиться давать характеристику законам Хаммурапи, рассказывать о важнейших исторических тсобытиях. | П.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. Р.: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. | Формировать уважение прав и свобод человека |
Финикийские мореплаватели . | Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры. | | Научатся определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит. Получат возможность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие. | П.: основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония. К.: Составить путь, по которому плавали финикийские купцы. | Формирование понимания культурного многообразия мира. |
Библейские сказания | Показать учащимся с библейскими сказаниями, показать вклад древних евреев в мировую культуру. | | Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали. | П.: Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия. Р.: Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. | Формирование понимания культурного многообразия мира. Объяснять, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней |
Древнееврейское царство | Показать учащимся историю развития древнееврейского царства. | | Научатся определять термины: праща, жертвенник. Объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. | П.: Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов. Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.) |
Ассирийская держава | Показать учащимся причины возвышения Ассирии, ассирийских завоеваниях и гибели государства. | | Научатся определять термин «таран». Получат возможность научиться извлекать информацию из исторического источника. | П.: Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей державы. К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к предмету. |
Персидская держава «царя царей» | Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством. | | Научатся определять понятие «бессмертные». Получат возможность научиться работать с исторической картой. | П.: Основные даты истории создания Персидской державы. К.: Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей. | Проявляют заинтересованность в учебном процессе. |
Повторительно-обобщающий урок по теме: Передняя Азия в древности | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | | Научатся определять общие черты и особенности, решать исторические кроссворды. | К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Р.: анализировать достижения | Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность. |
Природа и люди Древней Индии. | Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. | | Научатся определять термины: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ. | П.: Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – Буддизм. Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. | Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. |
Индийские касты. | Показать учащимся особенности индийского общества и религии. | | Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, неприкасаемые. Получат возможность научиться объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны. | Р.: Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. П.: Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. К.: Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника». | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному предмету. |
Чему учил китайский мудрей Конфуций. | Познакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция. | | Научиться определять понятия: бамбук, циновка, Сын Неба. | П.: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. | Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства. |
Первый властелин единого Китая. | Рассмотреть с учащимися процессы объединения Китая в одно государство. | | Научатся определять термины: компас, бойницы. Получат возможность научиться давать оценку значению китайской культуры. | П.: Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации. Р.: Составлять кроссворды по тематике урока. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Проявляют интерес к новому учебному материалу. |
Повторительно – обобщающий урок по теме: Индия и Китай в древности | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | | Научатся определять изученные термины. Получат возможность научиться показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций. | П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой. | Сравнивают различные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. |
4.Раздел III. Древняя Греция. |
Греки и критяне. | Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории. | | Научатся определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа и Минотавре. Получат возможность научиться показывать на карте о-в Крит, Эгейское море, называть причины гибели критской цивилизации. | П.: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. К.: Инсценировка мифа о Дедале и Икаре. | Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа. |
Микены и Троя. | Показать учащимся взаимоотношения греческих городов между собой и причины троянской войны. | | Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о причине ее начала. | П.: Выявлять отличия между микенской и критской культурами. К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения. |
Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея» | Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником. | | Научатся давать оценку персонажам поэм. Получат возможность понять суть содержания поэм, имена главных героев. | П.: личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы. | Характеризовать образы основных героев «Илиады», «Одиссеи». |
Религия древних греков. | Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них. | | Научатся определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами. | П.: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Р.: Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка». | Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. |
Земледельцы Аттики теряют свободу. | Познакомить учащихся с населением Древней Аттики и процессами взаимоотношений между ними. | | Научатся определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство. Получат возможность научиться характеризовать государственное устройство Афин. | П.: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Р.: Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу. |
Зарождение демократии в Афинах. | Показать учащимся процессы зарождения демократии в Афинах. | | Научатся определять понятия: реформы, демократия, долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность изучить хронологию проведения реформ Солона, их значение. | Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. К.: Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. | Формировать уважение прав и свобод человека |
Древняя Спарта. | Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством. | | Научатся определять понятия: лаконичность, илоты. | П.: узнают географическое положение образ жизни спартанцев. Научатся определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. Р.: смогут найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. | Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши. |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Показать учащимся процессы возникновения греческих колоний и их взаимоотношения с родиной. | | Научатся определять понятия: колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Получат возможность научиться комментировать наряд грека. | П.: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для успешного решения учебной задачи. К.: допускают возможность существования различных точек зрения. Р.: выстраивают алгоритм действий. | Научатся принятию ценностей группы или сообщества. |
Олимпийские игры в древности. | Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. | | Научатся определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром. Получат возможность научиться свободно излагать сообщения по теме. | П.: смогут узнать хронологию первых Олимпийских игр, составлять развернутый план одной части параграфа. Р.: научатся соотносить известное с неизвестным об играх. | Научатся оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. |
Победа греков над персами в Марафонской битве. | Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве. | | Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность анализировать причины побед греков над персами. | П.: узнают причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составят собственный рассказ о Марафонской битве. | Научатся рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, давать свою оценку его поступку. |
Нашествие персидских войск на Элладу. | Рассмотреть с учащимися нашествие персидских войск на Элладу, героизм греков и причины поражения персов. | | Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность анализировать причины побед греков над персами. | П.: узнают причины Греко-персидских войны, хронологию Соломинской битвы, итоги войн. К.: научатся инсценировать события одного из сражений. Используя информацию видеофильма, презентации, составлять собственный рассказ – о создании военного флота. | |
Повторительно – обобщающий урок по теме: Древнейшая Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | | Научатся определять изученные термины. Получат возможность научиться показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций. | П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой. | Сравнивают различные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. |
В гаванях афинского порта Пирей | Показать учащимся торговую жизнь главного афинского порта Пирей. | | Научатся определять термины: верфи, казна, пошлина, вольноотпущенники. Получат возможность самостоятельно определять значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин. | П.: Сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях. Р.: Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту. | Мотивируют свои действия, проявляя интерес к новому учебному материалу. |
В городе богини Афины. | Познакомить учащихся с главным городом афинского государства. | | Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды. Получат возможность научиться давать описание города, его главных достопримечательностей. | П.: научатся рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Р.: научатся составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. К.: научатся составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока). | Научатся формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. |
В афинских школах и гимнасиях. . | Показать учащимся особенности обучения детей в афинских школах. | | Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие. Получат возможность научиться определять сходства и различия между спартанской и афинской системой воспитания. | П.: Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы. К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому материалу. |
В театре Диониса. | Познакомить учащихся с историей возникновения и развития театра в Афинах. | | Научатся определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия. Получат возможность научиться давать описание древнего театра. | П.: узнают историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. | Научатся оценивать роль современного театра для общества. |
Афинская демократия при Перикле. | Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла. | | Научатся определять понятия: демократия, народное собрание, остракизм. Получат возможность изучить содержание реформ Перикла и их значение. | Р.: научатся строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег. | Научатся формировать уважение прав и свобод человека. Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. |
Города Эллады подчиняются Македонии. | Рассмотреть с учащимися причины возвышения Македонии и подчинение ей греческих государств. | | Научатся определять причины возвышения Македонии и Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сраженийп | П.: научатся сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Р.: Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость». | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения. |
Поход Александра Македонского на Восток. | Познакомить учащихся с причинами похода Александра Македонского на Восток и его результатами. | | Научатся называть хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского, составлять схему походов А. Македонского. | П.: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. К.: вступают в речевое общение. Р.: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. | Осознают социально-нравственные опыт предшествующих поколений. |
В Александрии Египетской. | Показать учащимся основные достижения науки и культуры, собранные в Александрии Египетской. | | Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского. Показывать направление походов на исторической карте. | П.: устанавливать причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. К.: рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины. | Проявляют заинтересованность в развитии успешной деятельности. |
Повторительно-обобщающий урок по теме: Македонские завоевания в IV в. До. н.э. | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | | Научатся определять термины раздела . | П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. Р.: Уметь отделять известное от неизвестного. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности. |
5. Раздел IV. Древний Рим |
Древнейший Рим. | Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима и его развитие. | | Научатся определять термины: латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат. Получат возможность показывать на карте Древнюю Италию. | П.: научатся анализировать карту, определять географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляя интерес к новому материалу. |
Завоевание Римом Италии. | Познакомить учащихся с причинами завоевания Римом Италии. | | Научатся определять термины: галлы, легиона, катапульты. Получат возможность научиться давать характеристику римской армии. | П.: воспроизводить определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий. Р.: Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному предмету. |
Устройство Римской республики | Рассмотреть с учащимися государственное устройство Римской республики. | | Научатся определять термины: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун. | П.: Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. |
Вторая война Рима с Карфагеном. | Рассмотреть причины войн Рима с Карфагеном, их результаты. | | Научатся определять термины: пуны, ворон. | П.: характеризовать причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. | Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. |
Установление господства Рима с Карфагеном. | Показать учащимся процессы установления господства Рима над всем Средиземноморьем. | | Научатся определять термины: триумф, император, провинция. | П.: воспроизводить причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. | Описывать по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме. |
Рабство в древнем Риме. | Познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов и их положении. | | Научатся давать определение понятия рабство, положение рабов. определять причинно-следственные связи | К.: Умение работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ | Проявляют заинтересованность в решении учебных задач. |
Земельный закон братьев Гракхов. | Рассмотреть с учащимися деятельность братьев Гракхов по сохранению свободных земледельцев в Риме. | | Научатся определять понятие «гражданская война». Получат возможность определять причины гражданских войн в Риме. | П.: Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян |
Восстание Спартака. | Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака. | | Научатся определять понятие «восстание». | П.: определять причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания. К.: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса | Формировать уважение прав и свобод человека. |
Единовластие Цезаря. | Показать учащимся процессы усиления армии в Риме и её роли в жизни государства. | | Научатся определять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции. | П.: Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. | Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря. |
Установление империи. | Рассмотреть с учащимися причины поражения республики и установление империи, изучив особенности установления Октавианом Августом правления | | Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя. Получат возможность научиться определять различия между понятием республика и империя. | П.: Определение понятия империя, дату установление империи в Риме. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Р.: Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме. | Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. |
Соседи Римской империи. | Познакомить учащихся с взаимоотношениями Римской империи с соседними государствами и народами. | | Научатся показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. | Р.: научатся комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими. К.: научатся рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | Оценивать собственную учебную деятельность. |
В Риме при императоре Нероне. | Показать усиление императорской власти, познакомить с правлением и личностями римских императоров. | | Научатся определять основные черты правления Нерона. | П.: Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. | Анализировать причины крайнего своеволия Нерона |
Первые христиане и их учение. | Познакомить с возникновением мировой христианской религии и образованием христианской церкви. | | Научатся определять понятия христианство, условия появления христианского учения | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности . | Оценивают собственную учебную деятельность. |
Расцвет империи во II веке. | Познакомить учащихся с периодом наивысшего расцвета Римской империи во II в. | | Научатся определять понятия: колоны, раб с хижиной. | П.: научатся сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба, характеризовать период правления императора Траяна, рассказывать о достижении империи во 2 в. Р.: составлять предложения с новыми словами. | Осознают социально-нравственный опыт человечества. |
«Вечный город» и его жители. | Показать учащимся жизнь «вечного города» и его жителей. | | Научатся определять понятия: триумфальная арка, купол, термы. Получат возможность называть достопримечательности Рима. | П.: Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». К.: Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме. | Проявляют заинтересованность в развитии учебного успеха. |
Римская империя при Константине. | Познакомить учащихся с изменениями характера императорской власти при Константине и признании христианства господствующей религией. | | Научатся определять термины: варвары, епископ, церковь, папа. Получат возможность научится определять отличия политики Константина от политики его предшественников. | Р.: Комментировать последствия утверждения христианства гос. религией. К.: Составлять рассказ о Риме | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения. |
Взятие Рима варварами. . | Показать учащимся признаки упадка Риской империи в IV-V вв. н.э. | | Научатся определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура. | П.: Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках. Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Империю | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих Ценностей. |
Итоговое повторение. Тестовый контроль | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | | Научатся определять термины, изученные в разделе. | П.: высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. К.: защищать проекты, выступать перед классом | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. |