МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ПРИМОРСКО-АХТАРСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31 августа 2015 года
Председатель педсовета
_____________ Квасов А. В.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Тематическая
Научно-познавательное направление
(тип программы: комплексная/тематическая)
Кружок «Музейная этика»
(наименование)
2015-2017 учебный год
(срок реализации программы)
10-14 лет
(возраст обучающихся)
Денисюк Е. В.
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Программа разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности, примерной программы «Юные музееведы» [А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Торского – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 г.
1. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности: [А. А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Торского – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 г. и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Цель программы – помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задача программы – знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, мемориальным и т.д.); развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть и услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место с современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно- образовательной и экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 10-14 лет в течение двух лет обучения в объеме 70 часов и предназначена для учащихся основной школы.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.
Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного краеведческого музея и детей.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свои творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно зависимых формах деятельности.
По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в начале следующего учебного года (сентябрь, октябрь) в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.д.).
2. Учебно-тематический план программы
(примерная программа)
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | 1 | 1 |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 4 | 1 | 3 |
2 | Что такое музеи? Музееведение как научная дисциплина. | 4 | 2 | 2 |
3 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея. | 4 | 2 | 2 |
4 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XIII века) | 5 | 3 | 2 |
5 | История музейного дела России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) | 5 | 3 | 2 |
6 | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей | 4 | 2 | 2 |
7 | Музейная экспозиция и ее виды. | 4 | 2 | 2 |
8 | Фонды музея. Работа с фондами. | 8 | 2 | 6 |
9 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 6 | 2 | 2 |
10 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 4 | 2 | 2 |
11 | Культурно-образовательная деятельность музея. | 4 | 2 | 2 |
12 | Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. | 8 | 2 | 6 |
13 | Организация краеведческой работы в экспедициях. | 4 | 2 | 2 |
14 | Подготовка и проведение итогового мероприятия. | 7 | 3 | 4 |
| Итого | 70 | 30 | 40 |
Учебно-тематический план
(рабочая программа)
№ | Тема | 1 год | 2 год |
т. | пр. | т. | пр. |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 2 | 2 | - | - |
2 | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. | 2 | 2 | - | - |
3 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 2 | 2 | - | - |
4 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 в.) | 2 | 2 | - | - |
5 | История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.) | 2 | 2 | - | - |
6 | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | 2 | 4 | - | - |
7 | Фонды музея. Работа с фондами. | 2 | 2 | - | - |
8 | Музейная экспозиция и её виды. | - | - | 1 | 2 |
9 | Поисково – исследовательская и научная деятельность музея. | - | - | 2 | 2 |
10 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | - | - | 1 | 4 |
11 | Культурно-образовательная деятельность музея. | - | - | 2 | 4 |
12 | Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. | - | - | 2 | 4 |
13 | Организация краеведческой работы в экспедициях. | - | - | 2 | 4 |
14 | Подготовка и проведение итогового мероприятия. | 3 | 2 | 3 | 2 |
| Итого | 17 | 18 | 13 | 22 |
| Общее количество часов | 35 | 35 |
3. Содержание программы
Вводное занятие. 4 ч.
Основные понятия и термины музееведения 2 ч.
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа 2 ч. Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина 2 ч.
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав кружка «Музейная этика». Права и обязанности юных музееведов. Практическая работа 2 ч. Поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка Устава объединения юных музееведов.
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев 2 ч.
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа2 ч. Обзорная экскурсия в краеведческий музей станицы Бриньковской; по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века) 2 ч.
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественнонаучные кабинеты 16 – 19 вв. Художественное коллекционирование в 17 в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музея в 18 в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа 2 ч. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа – презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев).
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.) 2 ч.
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 в. Кунсткамера в Санкт – Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в.
Практическая работа 2 ч. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России.
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей 2 ч.
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно – исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа 4 ч. Участие в планировании деятельности школьного краеведческого музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.
Фонды музея. Работа с фондами 2 ч.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт». Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа 2 ч. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Музейная экспозиция и её виды 1.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «Экспозиционные комплексы». Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи – заповедники, музеи под открытым небом).
Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа 2 ч. Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Поисково – исследовательская и научная деятельность музея.
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно – исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования в области истории. Теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа. Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Термин «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные, выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе. Составление паспорта выставки.
Культурно-образовательная деятельность музея.
Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).
Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы, экспедиции, работа в библиотеке, государственном музее, архиве, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно – исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, анкетирование респондентов, документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Организация краеведческой работы в экспедициях.
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа – исследователя при выполнении поисково – исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
Подготовка и проведение итогового мероприятия 3ч.
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общие результаты.
Практическая работа 2 ч.: проверка знаний, умений и навыков обучающихся: подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок, подготовка презентационных материалов и видеофильма, проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.
4. Предполагаемые результаты реализации программы кружка «Музейная этика»
устойчивый интерес школьников к истории и культуре своего края, желание изучать эту историю;
появление навыков работы в музее;
повышение уровня воспитанности учащихся.
5. Формы и виды контроля
6. Методические рекомендации
На занятиях используются разные методы. Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, объяснение, анализ ситуации, словесные оценки). Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, альбомы). Метод разучивания сведений, информации.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* Список литературы, рекомендуемой для педагога |
1 | Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) - М., 1992. | |
2 | Голованов В.П. педагогика дополнительного образования детей. – Йошкар – Ола, 2006. |
3 | Емельянов Б.В. Экскурсоведение/ Б.В.Емельянов. – М., 2000. |
4 | Музей и школа: пособие для учителя под ред. Т.А.Кудриной – М., 1985. |
5 | Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006. |
6 | Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 1974. |
7 | Краеведение: пособие для учителя/ Под ред. А.В.Даринского. – М., 1987. |
8 | Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся/ А.А.Остапец. – М., 2001. |
9 | Российская музейная энциклопедия. В 2 т. – М., 2001. |
10 | Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных/ А.Е.Сейненский. – М.,1988. |
11 | Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Н.А.Алексеева. – СПб., 2002. |
12 | Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности/ Б.А.Столяров. – СПб., 1999. |
13 | Юренева Т.Ю. Музееведение/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003. |
14 | Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003. |
15 | Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/ М.Юхневич. – М., 2001. |
Список литературы, рекомендуемой для детей |
1 | Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987. |
2. Печатные пособия |
| - |
3. Технические средства обучения 4. Экранно-звуковые пособия |
1 | Экран | |
2 | Телевизор, DVD SHARP |
3 | Компьютер NT |
4 | Монитор acer |
5 | Клавиатура GENIUS |
5. Игры и игрушки |
| - |
6. Оборудование класса |
1 | Учительский стул (мягкий, вращающийся) | |
2 | Тумбочки с тремя ящиками |
3 | Парты двуместные |
4 | Стулья ученические |
5 | Шкафы |
6 | Доска |
7 | Жалюзи |
8 | Стенды |
9 | Стеллаж выставочный |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________ /Глазина С.В./
«31» августа 2015 г.