kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа конкретизирует содержание тем по  курсу  образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов элективного  курса «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» с учетом межпредметных связей логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Костинская средняя общеобразовательная школа»





«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор Н.И. Мориквас

______________________

«_ _» ________ 2015 г.

Приказ №













Рабочая программа элективного курса

«Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма»

2016 – 2017 учебный год















Разработчик программы:



Гайнутдинов Н.О.



учитель истории и обществознания

















«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»:

на заседании МО Зам. директора по УВР

Протокол № __1__ ___________________

от «___» ________ 2016 г. «___» _______ 2016г.



















Костино

2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание тем по курсу образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов элективного курса «Глобальный мир в XXI веке» с учетом межпредметных связей логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Федеральный закон от 29.09.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- положение о рабочей программе МКОУ «Костинская СОШ» (приказ №172 от 01.09 2015г.)

- распоряжение Министерства образования Иркутской области "О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области" № 471-мр от 13.05.2013 года

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253, «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования.

Рабочая программа реализуется на основе использования учебника: «Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы /Отв. ред. В.В. Витюк, Э.А. Паин. М., 2003»

Структура документа

Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников, тематический план, критерии и нормы оценки, календарно — тематическое планирование

Общая характеристика курса

Для современной России, как и для многих стран мира, важнейшим дестабилизирующих факторов выступает экстремизм и терроризм, представляющие собой угрозу обществу и каждой отдельнойличности. Как вид противозаконной деятельности экстремизм и ее крайняя форма проявления терроризм мотивируется или камуфлируется политическими, религиозными постулатами или лозунгами. Социальную базу экстремизма, в том числе и терроризмасоставляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений, а также недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества.

Экстремизм стал геополитической реальностью конца XX - начала XXI вв.который в поисках ответов на угрозы глобализации способствовал возникновению протестных идей приверженных крайним взглядам и действиям.

Особую актуальность приверженность к экстремизму приобретает в молодежной средекоторая в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является частью общества где очень быстро происходит накопление и проявление негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде распространяются радикальные взгляды и убеждения.

Сегодня более всего молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, представители которых в своих интересах активно разыгрывают «национальную карту» и пытаются привлечь на свою сторону подрастающее поколение.

При реализации негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влечет изменение ценностных ориентаций, насаждается фанатизм и отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности.

Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, насилие, преступление) активно используетсядля осуществления акций экстремистской направленности.

В ХХ в. количество террористических актов по всему миру продолжает расти, чему подтверждением 2008 год, когда в мире произошло около 12 тысяч террористических актов, в результате которых пострадало 56 тысяч человек, в том числе 15 тысяч погибло, большинство из которых мирные жители, женщины и дети.

В современных условиях экстремизм и терроризм являются дестабилизирующий фактором, направленным на раскол российского общества, поощрение национал сепаратизма, «раскачивание» взаимоотношений между региональными и федеральными властями. Как показывают события последних лет экстремисты перешли к тактике совершения террористических акций против представителей государственных структур, работников правоохранительных органов, мирного населения с целью подрыва стабильности российского общества.

В связи с вышеизложенным борьба с экстремизмом и терроризмом остается одной из главных задач, стоящих перед государством, эффективностькоторой в немалой степени зависит от успешной деятельности институтов гражданского общества, консолидации усилий всех граждан и общественности. Экстремизму и терроризму необходимо дать своевременный и адекватный отпор, что в условиях многонациональной и многоконфессиональной России становится актуальной проблемой. При этом, стратегической задачей образования становиться формирование антитеррористической идеологии, умений и навыков обеспечения личной и общественной безопасности.

Исходя из необходимости введения антиэкстремистской идеологии и практикиподготовленэлективный учебный курс (36 часов, 28 часов лекций и 8 часов семинарских занятий) для студентов всех форм обучения высших учебных заведений. Эликтивный курс направлен формирование у студентов знаний основных признаков проявления экстремизма в молодежной среде, правовых и социальных способов противостояния экстремизму и терроризму; умений различать девиантное и экстремистское поведение включая владение навыками действия в экстремальных ситуациях, проведения профилактической работы по противодействию экстремизму и терроризму.

В программе курса раскрываются сущность и теоретические проблемы экстремизма и терроризма, истории распространения включая опыт противодействия экстремизму и терроризму в мире и России на современном этапе.

Семинарские занятия помогут студентам в освоении полученных знаний. В конце программы приводятся тематика дипломных работ и рекомендуемая литература.

Курс «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» призван помочь молодежи в выработке своеобразного «иммунитета» против идеологии и практики экстремизма и терроризма. Для этого предполагается сочетание традиционных и активных методов обучения, разбор программ профилактики экстремизма, подготовка информационных материалов по предупреждению экстремизма (листовки, буклеты) проведение просветительских мероприятий (круглый стол, классный час и пр.)

Цели изучения курса «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма

Приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков по анализу причин и условий, способствующих проявлению и росту экстремизма и терроризма, выработке предложений по минимизации террористической угрозы, превентивным (профилактическим) мерам предотвращения радикализма в подростковой среде, предупреждению девиантного (радикального) поведения среди учащейся молодежи.

В рамках курса обеспечивается изучение студентами основных признаков проявления экстремизма и терроризма, формирование у них умений и навыков работы с законодательством по вопросам, касающимся проявлений экстремизма и терроризма, обеспечение готовности анализировать личностную, гражданскую и мировоззренческую позицию людей, втянутых в деятельность экстремистских и террористических организаций, способности предвидеть региональную специфику проявления экстремизма и проводить проектно-аналитическую и экспертно-консультационную работу по предупреждению экстремизма и терроризма в молодежной среде.

Учебные задачи дисциплины

Политику по противодействию экстремизму и терроризму определяется актуальностью террористической угрозы для России и всё возрастающим влиянием международного терроризма на действия всех государств мира. С этих позиций задачами изучения дисциплины определены:

  1. знаний основных угроз национальной безопасности России, правовых основ обеспечения безопасности и нормативно-правовой базы противодействия экстремизму и терроризму;

  2. изучение видов экстремизма и терроризма, сущности международного терроризма, включая условия и причины их появления и развития;

  3. ознакомление с законодательством и программными документами в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

  4. изучение и оценка деятельности федеральной и региональной власти по противодействию террористической угрозе на Северном Кавказе;

  5. формирование умений по антитеррористической пропаганде в молодежной среде, учету социально-экономических аспектов профилактики экстремизма и терроризма;

  6. предотвращение распространения радикально-религиозных воздействий на молодежь, формирование коммуникативной, информационной компетентности, уважительного отношения к этнокультурам и религиям;

  7. обеспечение готовности и способности взаимодействовать в поликультурной и инокультурной среде, принятие различий и мультикультурности, формирование гражданственности и социальной активности личности.

Место предмета в учебном плане

Из компонента образовательного учреждения на изучение курса выделен один час. Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 34 учебных часа (34 учебных недели в 2016/2017 учебном году в 10 классе).



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие:

знания:

  1. основ и политических технологий противодействия экстремизму и терроризму, отличий террора, терроризма и террористической угрозы, их сущности и специфики;

  2. основных законодательных и нормативно-правовых документов в сфере обеспечения безопасности и противодействия террористической угрозе;

  3. социокультурных, религиозных и этнических аспектов антитеррористической политики, специфики проявления фактора конфессиональной и этнической принадлежности представителей различных социальных групп в росте террористической угрозы;

  4. основ информационно-психологического воздействия на социум для формирования антитеррористического сознания и поведения населения, механизмов и последствий экстремизма и терроризма;

  5. механизмов и форм участия институтов гражданского общества в эффективном противодействии экстремизму и терроризму;




Содержание программы по курсу

Тема 1. Предмет и задачи курса

(2 часа)

Курс «Общие основы противодействия терроризму», его основное содержание, цели и задачи. Основные понятия курса: терроризм, международный терроризм, сепаратизм, экстремизм, террористическая угроза, террористический акт, информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения.

Обзор информационных ресурсов по проблематике курса. Печатные ресурсы: нормативные документы; монографии, статьи, публицистика. Электронные ресурсы: основные Интернет-ресурсы по проблематике курса, их типология, направленность и практическая значимость.

Актуальность изучения проблем религиозно-политического экстремизма. Предмет изучения, обоснование целей и задач курса. Основное содержание курса. Краткий обзор источников и литературы по курсу.

Источники и литература о проблемах сущности и содержания экстремизма как идеологии и конкретной политической практики. Научные работы об особенностях проявления экстремизма в различных сферах, в том числе и религиозной. Политические и социологические исследования о проблемах нейтрализации экстремизма, предупреждения и пресечения проявлений различных форм экстремистской активности, ограничения его действий. Научные исследования об опыте и проблемах противодействия религиозно-политическому экстремизму в России.

Раздел 2. Теоретические основы экстремизма

и терроризма

Тема 2. Терроризм как глобальная проблема современности

(2 часа)

Причины возникновения терроризма: политические, социально-экономические, духовные. Виды терроризма: революционный, политический, националистический, религиозный, информационный. Цели террористической деятельности. Последствия террористической деятельности.

Особенности современного терроризма. Глобализация террористических угроз. Современные террористические организации, их идеология, источники финансирования.

История и причины появления терроризма в России. Цели и формы проведения терактов. Закон Российской Федерации о терроризме. Ответственность, предусмотренная законодательством за терроризм.

Особенности праворадикальной идеологии: цели, ценности, акции, пути прихода к власти. Праворадикальные политические партии (Баркашовцы, Лимоновцы (НБП)). Экстремистские действия несистемной позиции.

Ислам как мировая религия. Неразделимость религиозной и политической власти в исламе. Течения в исламе. Основы вероубеждения в радикальном исламе: ваххабизм, салафизм, исламизм. Критерии различения традиционного и радикального ислама. Международные исламские террористические организации.

Тема 3. Сущность экстремизма и терроризма

(2 часа)

Определения экстремизма. Причины и истоки экстремизма. Проявления экстремизма в истории России. Виды экстремизма. Специфика молодежного экстремизма.

Сущность и содержание экстремизма как идеологии и конкретной политической практики. Экстремизм как выражение крайних взглядов и установок определенных социальных сил. Понятия «экстремизма», «политического экстремизма», «религиозного экстремизма» и «религиозно-политического экстремизма». Идеология экстремизма. Особенности данного явления в условиях современного развития российского общества. Анализ причинно-следственных связей экстремизма, его функций в системе общественных отношений, объективные и субъективные причины возникновения экстремизма. Особенности проявлений экстремизма в зависимости от социально-политических, экономических и других условий, от результатов проводимых реформ.

Способность экстремизма проникать во все сферы социальных отношений, его определенная направленность, формы проявления, степень остроты. Экстремизм - своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни. Особенности проявления экстремизма в различных сферах, в том числе и религиозной. Специфика религиозно-политического экстремизма.

Связь религиозного экстремизма с терроризмом – крайним проявлением экстремистской деятельности. Виды терроризма – государственный, международный, организационно-групповой, индивидуальный, революционный, криминальный (уголовный), информационно-психологический, идеологический.Виды террористических актов: диверсия, похищение, покушение и убийство, ограбление (экспроприация), захват зданий, вооруженное нападение, кибертерроризм и др.

Проблемы проявления религиозно-политического экстремизма во внутри- и межконфессиональных отношениях.


Тема 4. Экстремизм и терроризм как угрозы национальной

безопасности России (2 часа)

Экстремизм как угроза национальной безопасности и целостности Российской Федерации. Рост проявлений экстремизма в современной России. Виды экстремизма: националистический, политический, религиозный, экологический, экономический. Экстремизм и терроризм, их характерные черты. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма.

Политические, экономические, социальные, культурно-цивилизационные и идеологические причины возрастания террористических угроз в современной России. Хроника террористических актов на территории постсоветской России.

Северный Кавказ как сфера интересов международного терроризма. Террористическое подполье на Северном Кавказе и его идеология.


Тема 5. Экстремизм и терроризм в России

(4 часа)

Полиэтничность, поликонфессиональность и поликультурность России. Конституция и законы Российской Федерации об экстремизме. Права и свободы граждан, нарушаемые деятельностью экстремистских организаций. Ответственность, предусмотренная за определенные виды экстремисткой деятельности.

Правоприменительная практика «Закона об экстремизме». Список информационных материалов, запрещенных к распространению на территории РФ. Список организаций, деятельность которых запрещена или приостановлена на территории РФ.

Финансирование экстремистских, террористических организаций. Негативные последствия деятельности религиозно-политических экстремистов для общественной стабильности и государственной безопасности Российской Федерации.

Террористические акты в России: вооруженные нападения на Дагестан, Ингушетию, на Нальчик, захваты школы в Беслане, здания «Норд-Ост» в Москве, взрывы домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске.

Этапы распространения экстремизма в ЮФО. Организационное оформление экстремистских организаций и группировок. Деятельность Северокавказского филиала «Исламской партии возрождения».

Открытые формы противостояния между представителями экстремизма и государственных структур, муниципальных объединений. Первая чеченская война 1994-1996 гг.

Вторжение международных бандформирований в Дагестан в августе-сентябре 1999 г. Принятие в Дагестане, Ингушетии и Карачаево-Черкессии законов, запрещающих деятельность экстремистских группировок.

Закрытие филиалов многочисленных международных благотворительных фондов, оказывавших значительную финансовую, материальную и организационную помощь экстремистским группировкам в регионе. Ликвидация легальных структур экстремистских группировок и переход их на нелегальную деятельность. Применение тактики «слепого» террора. Сохранение тенденции к дальнейшему распространению религиозно-политического экстремизма в ЮФО.

Тема 6. Религиозно-политический экстремизм в Дагестане

(2 часа)

Идеологи радикального ислама в Дагестане. Ахмад-Кади Ахтаев (1942-1998) – идеолог умеренного крыла радикального ислама. Критика его религиозно-политического мировоззрения. Идеологии религиозно-политического экстремизма АнгутаАнгутаев, Багаутдин Магомедов, Магомед Тагаев, Мухаммад Сурхай, Махач (Ясин) Расулов, Раппани Халилов и др., и критический анализ их религиозно-политических взглядов.

Ваххабитские анклавы в Дагестане: Карамахинская зона Буйнакского района. Нападение международных бандформирований на Дагестан. Хроника событий августа-сентября 1999 г. в Дагестане. «Исламская Шура Дагестана». Военные действия в Цумадинском, Ботлихском, Новолакском районах. Ликвидация ваххабитского анклава в Кадарской зоне. Теракт в г. Буйнакске. Результаты нападения международных бандформирований в 1999 г. Геополитическое значение победы над бандформированиями.

«Джамаат шариат» и его лидеры Расул Макашарипов, Раппани Халилов, Гаджимагомед Исмаилов, Ильгар Моллачиев. Критический анализ их взглядов. Идеологическое наполнение терроризма в Дагестане. Религиозно-политический ислам в современном Дагестане: состояние и проблемы.

Тема 7. Безопасность личности в условиях террористической угрозы

(2 часа)

Терроризм как угроза мирному населению. Обеспечение безопасности граждан России с учетом террористических угроз глобального характера. Функционирование государства и общества в режиме повышенной террористической опасности.

Особенности мировоззренческой позиции экстремистов и их система отношения к миру. Способы описания и анализа мировоззренческой позиции экстремистов (идеология, доктрина, отношение к организации, личность экстремиста, сакрализация власти, отчуждение общества от власти, контроль за властью и привилегиями и пр.).

Психологические цели террористов. Проблемы стокгольмского синдрома. Рекомендации населению по поведению на случай террористических актов.

Культура безопасности жизнедеятельности. Меры личной безопасности в условиях террористических угроз. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Реагирование на террористические атаки с применением химического, биологического, радиологического и ядерного оружия. Способы противостояния стрессовым факторам.



Раздел 4. Противодействие экстремизму и

терроризму

Тема 8. Противодействие экстремизму и терроризму

(3 часа)

Проблемы нейтрализации экстремизма, предупреждения и пресечения проявлений различных форм экстремистской активности, ограничения его действий, ликвидация порождающих его развитие факторов и усиление конституционных мер противодействия. Проблемы разработки стратегии противодействия экстремизму в религиозной сфере. Дифференциация религиозно-политического экстремизма на умеренный, радикальный и ультрарадикальный.

Роль федеральных, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных, партийных, религиозных объединений, научных учреждений, средств массовой информации России в противодействии религиозно-политическому экстремизму и терроризму.

Цели и задачи работы «Межведомственной антитеррористической комиссии» (1997-1998), «Федеральной антитеррористической комиссии Российской Федерации» (1998-2006), «Национального Антитеррористического комитета» (действует с 2006 г.). Создание Антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации. Результаты борьбы правоохранительных органов с религиозно-политическими экстремистами.

Роль этноконфессиональной толерантности как основы межэтнического и межрелигиозного общения и согласия, мирного сосуществования и сотрудничества различных народов и конфессий в рамках единого территориального и религиозного пространства России.

Интеллигенция о противодействии религиозно-политическому экстремизму в России. Мусульманское духовенство против идеологии религиозно-политического экстремизма.

Рекомендации по повышению эффективности противодействия идеологии и практике религиозно-политического экстремизма.

Тема 9. Международный опыт противодействия терроризму

(2 часа)

Международный терроризм как вызов безопасности мирового сообщества. Межгосударственное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом.

Роль ООН в выработке и реализации стандартов в сфере предупреждения и пресечения терроризма. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, ее задачи. Целевая группа по осуществлению контртеррористической стратегии, ее цели, задачи и функции.

Конвенция Совета Европы «О предупреждении терроризма» (27 января 1977 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (9 декабря 1999 г.). Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (15 июня 2001 г.).

Опыт контртеррористической деятельности спецслужб Израиля и США. Деятельность Антитерроритстического центра государств-участников Содружества Независимых Государств.

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 года); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 года); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 года); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 года); Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 года); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 года); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 года); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 года); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года) и др.

Список организаций Госдепартамента США, которых он официально считает террористами.

Тема 10. Основы антитеррористической политики России

(3 часа)

Государственная стратегия противодействия терроризму. Задачи по реализации стратегии. Основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации. Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с терроризмом в России.

Органы государства, осуществляющие противодействие терроризму, их компетенции, задачи и функции. Национальный антитеррористический комитет. Роль гражданского общества, политических партий, общественных организаций и объединений в борьбе с терроризмом.

Государственная идеология противодействия терроризму. Формы и методы противодействия терроризму: профилактика терроризма, борьба с терроризмом, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, создание антитеррористической идеологии.

Список Генеральной прокуратуры Российской Федерации действующих на территории России террористических организаций, наносящих наибольший ущерб безопасности Российской Федерации.

Региональное законодательство по противодействию религиозно-политическому экстремизму. Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 года №15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан.


Тема 11. Роль информационной среды в противодействии терроризму

(4 часа)

Возрастание роли информации в современном мире. Формирование информационной среды и информационного общества. Россия как часть глобального информационного общества.

Глобальная информационная среда и ее роль в противодействии терроризму. Новые информационные технологии в противодействии терроризму. Роль средств массовой информации в формировании негативного образа террориста и негативного отношения общества к феномену терроризма. Российские информационные ресурсы по проблемам противодействия терроризму, их воздействие на общественное мнение.

Способы выявления признаков экстремизма в текстах СМИ, в сети Интернет, митинговой речи, наглядной агитации, в аудио-, видео- и текстовых информационных материалах.

Социальная реклама и другие аудиовизуальные средства предупреждения населения об угрозе терактов и опасности экстремизма. Взаимодействие правоохранительных органов и населения по предупреждению экстремизма и терроризма.

Тема 12. Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму (4 часа)

Межнациональное общение и культура межнационального общения. Межнациональные отношения в современной России: проблемы и перспективы. Факторы формирования культуры межнационального общения. Культура межнационального общения в современной России.

Культура межнационального общения как условие обеспечения межэтнического согласия и диалога в Российской Федерации. Формирование культуры межнационального общения в молодежной среде как фактор выработки антиэкстремистских и антитеррористических установок сознания и поведения.

.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма»

п/п

Разделы и темы курса

Количество часов


1.

Раздел 1. Предмет «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма

1

1.1

Предмет и задачи курса


2.

Раздел 2. Теоретические основы терроризма и экстремизма

8

2.1

Терроризм глобальная проблема современности


2.2

Сущность экстремизма и терроризма


2.3

Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России


3.

Раздел 3.Экстремизм и терроризм в современном мире

3

3.1

Экстремизм и терроризм в России


3.2

Религиозно-политический экстремизм в Дагестане


3.3

Безопасность личности в условиях террористической угрозы


4.

Раздел 4. Противодействие экстремизму и терроризму

14

4.1

Противодействие экстремизму и терроризму


4.2

Международный опыт противодействия терроризму


4.3

Основы антитеррористической политики России


4.4

Роль информационной среды в противодействии терроризму


4.4

Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму и экстремизму



Семинарские занятия

3


Контрольные уроки

2



Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:

  1. анализировать наличие и рост экстремизма и терроризма в регионе, выявлять причины и условия существования террористической угрозы;

  2. составлять предложения и рекомендации по противодействию терроризму для органов государственной власти, негосударственных политических и общественных организаций, основным религиозным конфессиям;

  3. строить профессиональную деятельность на основе требований законодательных и нормативно-правовых документов в сфере безопасности и противодействия террористической угрозе;

  4. методически грамотно осуществлять поиск в сфере противодействия террористической угрозе и использовать ее в профессиональной деятельности;

  5. ориентироваться в современной государственной, региональной и международной системе противодействия терроризму;



Рекомендуемые формы контроля:

Тестирование; составление таблиц, схем; ответы на вопросы устно и письменно.


Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины

Основная литература

  1. Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007.

  2. Букреев В. И.Человек агрессивный. (Истоки международного терроризма). /Букреев В. И.. - Москва : Флинта, 2011. - 336с.

  3. Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама). /Чудинов С.И.. - Москва : Флинта, Наука, 2010. – 312 с.

  4. Чупров В. И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок; Ин-т соц.-полит. исследований РАН. - М. :Academia, 2009. - 320 с.

  5. Экстремизм и его причины. /Под ред. Ю. М. Антоняна. - М. : Логос, 2011. - 288 с.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007.

  2. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала, 1999.

  3. Арухов З.С. Россия и Дагестан в новом геополитическом пространстве. Монография. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2006.

  4. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Под ред. академика Г.Г.Матишова. Ростов-на-Дону, 2006.

  5. Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России. Под общ.ред. Ю.Г.Волкова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.

  6. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. Обычай, право, насилие. Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М.: Издательская фирма восточная литература РАН, 2002.

  7. Боронбеков С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе: Монография. Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2004.

  8. Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону. РЮИ МВД России, 2003.

  9. Борисов С. В. Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности. /С. В. Борисов. - М.: Юрлитинформ, 2009. - 160 с.

  10. Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М. 2002.

  11. Гаджиев Р.Г. Ваххабитский фактор в кавказской геополитике. Грозный: ГУ «Книжное издательство», 2004.

  12. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2001.

  13. Гусейнов А.Г. Социальные конфликты Северного Кавказа: состояние и пути урегулирования. М.: Наука, 2007

  14. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, изд-во СКНЦ ВШ, 2003.

  15. Жаккар Р. Именем Усамы бен Ладена. Секретное досье на террориста, которого разыскивает весь мир. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2002.

  16. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Исторический справочник. Минск, 1999.

  17. Журавель В. П.Терроризм, экстремизм, сепаратизм [Текст] : (в выступлениях и статьях). /В. П. Журавель. - М.: МакБланш, 2005. - 288 с.

  18. Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом: Сборник документов и материалов. М.: Издательство Государственной Думы, 2003.

  19. Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом. М., 2002.

  20. Залимханов З.М., Ханбабаев К.М. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала. 2000.

  21. Игнатенко А.А. InterТеррор в России. Улики. М.: Издательство «Европа»; Институт религии и политики, 2005.

  22. Игнатенко А.А. Ислам и политика. Сборник статей. М.: Институт религии и политики, 2004.

  23. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. М., 2001.

  24. История Дагестана. Т.1. Т.2. М., 2005.

  25. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

  26. Латышева М. Женщины-террористки. М.: Эксмо, 2003.

  27. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.

  28. Международный терроризм и право. Реферативный сборник. Отв. редактор Ю.С. Пивоваров. М., 2003.

  29. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. М.: Изд-во РАГС, 2005.

  30. Международный терроризм: Истоки и противодействие: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2001.

  31. Мухаммад Хасан. Источник террора: идеология ваххабизма-салафизма. Пер. с англ. М.В.Роговой. М., 2005.

  32. Национальная и региональная безопасность на Юге России: новые вызовы. Отв. ред. В.В. Черноус / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 14. Ростов-на-Дону, 2003.

  33. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002.

  34. Политический и религиозный экстремизм. М., 2005.

  35. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие для студ. вузов /П. С. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 440 с.

  36. Сайгитов У.Т., Исмаилов А.Г., Демиров К.К., Курбанмагомедов А.А. Религиозный экстремизм и террористическая деятельность в Дагестане: проблемы противодействия. Махачкала, 2004.

  37. Терроризм в России и проблемы системного реагирования. Под ред. А.И.Договой. М., 2004.

  38. Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. М.: ИВ РАН, Изд-во «Крафт+», 2003.

  39. Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями. Научные статьи / Отв. ред. и рук. Авт. Коллектива И.Л.Трунов. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  40. Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы /Отв. ред. В.В. Витюк, Э.А. Паин. М., 2003.

  41. Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М., 2002.

  42. Terrorism and International Law / Ed. By Higgins R., Flory M. - L.; N.Y, 1997.

  43. Толерантность в полиэтноконфессиональном регионе. Сборник научных статьей. Науч. ред. А.К.Алиев. Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН, 2007.

  44. Ольшанский Д. В. Психология террора /Д.В.Ольшанский. - М.; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 318с.

  45. Устинов В. В.Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика /В.В.Устинов. - М. :Юрлитинформ, 2002. - 559с.

  46. Ханбабаев К.М., Якубов М.Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия. Махачкала, 2008.

  47. Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия: Деструктивные культы. Контроль сознания. Методы помощи. Пер. на рус.яз. И. Волкова, Е. Волков. - СПб.; М. :Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 396с. - (Психология-BEST).

  48. Якубов О. По следам Бен Ладена. Террорист №1: известный и неизвестный. М, 2001.

Электронно-библиотечная система

Полнотекстовые базы данных

1. Научная электронная библиотека (НЭБ).

2. Полнотекстовые электронные базы данных компании EastViewInformationServices.

3. Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий «IQ Library».

4. Электронно-библиотечная система BOOK.ru.

Интернет-ресурсы

  1. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки - http://diss.rsl.ru (только из отдела «Электронная библиотека» ГУУ)

  2. Электронно-библиотечная система «BOOK.RU»- http://book.ru

  3. Иностранные и отечественные газеты - http://library.pressdisplay.com

  4. EВSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний - http://search.epnet.com

  5. Научные материалы широкого диапазона академических дисциплин издательства Scientific&AcademicPublishing (SAP), США - http://www.sapub.org

  6. База данных междисциплинарного характера, включает научные журналы по гуманитарным, социальным наукам и математике (всего 26 дисциплин) - www.jstor.org/


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированные лекционные аудитории, оснащённые видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет.

Аудитории для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью и имеющие выход в сеть Интернет.

Библиотека, имеющая рабочие места для обучающихся, оснащённые компьютерами с доступом к базам данных и Интернет.

Комплект лицензионного программного обеспечения с поддержкой форматов DOC, PPT и PDF.








п/п

Дата по плану

фактич. дата

Разделы и темы курса

примечания

Раздел 1. Предмет «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма

1

5.09


Предмет и задачи курса


Раздел 2. Теоретические основы терроризма и экстремизма

2

12.09


Терроризм глобальная проблема современности


3

19.09


Сущность экстремизма и терроризма


4

26.09


Исторические корни и эволюция терроризма.


5

3.10


Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности.


6

10.10


Виды экстремистских идеологий как концептуальных основ идеологии терроризма.


7

17.10


Особенности идеологического влияния террористических сообществ на гражданское население.


8

24.10


Идеология терроризма и «молодежный» экстремизм.


9

7.11


Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России


Раздел 3.Экстремизм и терроризм в современном мире

10

14.11


Экстремизм и терроризм в России


11

21.11


Первая и вторая чеченские войны


12

28.11


Религиозно-политический экстремизм на Кавказе


13

5.12


Теракт на дубровке


14

12.12


Беслан – наша боль


15

19.12


Безопасность личности в условиях террористической угрозы


Раздел 4. Противодействие экстремизму и терроризму

16

26.12


Противодействие экстремизму и терроризму


17

16.01


Международный опыт противодействия терроризму


18

23.01


Патриотизм ─ гражданское чувство любви и преданности Родине


19

30.01


Основы антитеррористической политики России


20

6.02


Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма.


21

13.02


Формирование духовно-нравственных качеств учащихся (обучающихся) посредством проведения культурно-массовой и просветительской работы военно-патриотической направленности.



22

20.02


Роль информационной среды в противодействии терроризму


23

27.02


Современная нормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации


24

6.03


Общественная безопасность как часть национальной безопасности Российской Федерации.


25

13.03


Кибертерроризм как продукт глобализации


26

20.03


Интернет как сфера распространения идеологии терроризма.


27

3.04


Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете.


28

10.04


Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма.


29

17.04


Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму и экстремизму


Семинарские занятия

30

24.04


Религиозно-политический экстремизм как угроза общественной безопасности»


31

1.05


Противодействие идеологии терроризма в социальных сетях»


32

8.05


«Может ли “чужой” стать своим?»

Рефлексия


33

15.05


Контрольный урок


34

22.05


Повторение и обобщение изученного





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Гайнутдинов Николай Олегович

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства